Посвящение Неделе Православия
СЛУЖЕНИЕ ИКОНЫ
В
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Η ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ ΤΗΣ ΕΙΚΟΝΟΣ ΣΤΗΝ ΟΡΘΟΔΟΞΗ ΕΚΚΛΗΣΙΑ
Αφιέρωμα στην Κυριακή της Ορθοδοξίας
ЛАМБРУ К. СКОНЗУ Богослов - профессор
мозаика Деисус в храме Святой Софии, Константинополь, 12 в.
Первое воскресенье Великого поста посвящено великому празднику нашего Православия. Церковь празднует его со всем своим великолепием, причем главной особенностью торжества является шествие святых икон и чтение Синодика VII Вселенского Собора во всех храмах. (к глубокому сожалению и по непонятным причинам этого не делается в русской Православной Церкви, примеч. переводчика)
Отцы нашей Церкви назначили праздновать этот день в память прекращения иконоборчества и окончательного восстановления почитания святых икон благочестивой Византийский императрицей Феодорой (впоследствии святой нашей Церкви) 4-3-843 года. Этот факт считался чрезвычайно важным, поскольку решениями VII Вселенского Собора (787 г.) была завершено формирование и формулирование вероучения нашей Церкви (тринитарного и христологического учения). Иконоборческая полемика (726-843) была печальным этапом в церковной истории, нанесшей невообразимый ущерб телу Церкви. Однако из этой суматохи вышло и нечто положительное — формулировка богословия святых икон по сути, является, как мы увидим, расширением и развитием христологического учения.
Как известно, проблема иконоборчества была вызвана факторами, не относящимися к греческому Православию. Иудаизм и ислам рассматривают иконографию как идолопоклонство. В целом народы Ближнего Востока ненавидят фигуративное искусство, поэтому этот менталитет перешел в их религии. Напротив, эллинизм, благороднейшее выражение мировой цивилизации, не только принял иконографию, но и возвел ее в ранг высшего искусства.
Христианство в своей Православной форме, как известно, отвергло предрассудки прошлого и приняло все ценности, способствующие развитию человеческой личности. Эллинизм предоставил бесчисленные элементы, полезные для новой веры. Можно сказать, что эллинизм в своей первоначальной форме трансформировался в христианство и конкретно в греческое Православие!
Несравненное знаковое греческое искусство было принято Церковью и использовано для Ее пастырского служения. Икона со времен катакомб и по сегодняшний день выполняет служение книги для неграмотных в храмах. Чтобы это соответствовало богословию нашей Церкви, Отцы сформулировали тщательное учение в соответствии с предписаниями Священного Писания.
Конечно, Ветхий Завет непосредственно запрещает поклонение изображениям – идолам Божиим (Исх. 20:4), но до тех пор Бог был неизвестен людям, и именно поэтому люди заменяли поклонение Богу идолам и другим изображениям. Такое поклонение запрещено Ветхим Заветом. В Новом Завете, в период благодати, Бог стал человеком в лице Христа, «Слово стало плотью и обитало с нами, и мы видели славу Его» (Иоанна 1:14). Мы видели Его, мы слышали Его, «и руки наши Его осязали» (1 Иоан. 1:1), «и мы видели славу Господню в открывшемся лице» (И. Дамаск. PG. 94, 1328). Его фактическое воплощение заставляет нас считать Его как совершенным человеком, так и совершенным Богом. Следовательно, как реального человека Его можно даже изображать, иначе не признавать Его образ-икону означало бы не признавать Его воплощение в реальности.
Великие отцы и учителя нашей Церкви, выстоявшие в пламени иконоборчества, с вниманием и благоговением формулировали православное учение. Почитание святой иконы - образа Христа и других святых личностей христианства не есть идолопоклонство, в чем обвиняли иконоборцы, но почитание обращено к изображаемому лицу, так как «честь образа переходит на его первообраз» (свт. Василий Великий P.G.32,149) и «Поклоняясь же изображениям-иконам, мы воздаем поклонение не материи, но тем, кто изображен на них» ( прп. Иоанн Дамаскин P.G.94 1356). Благословение и благодать, которые верующий получает от поклонения святым иконам подаются живым святым человеком, а не от материи иконы.
мозаика 14 столетия в монастыре Хора, Константинополь
Икона имеет также огромную пастырскую ценность. Икона, как говорится, стоит больше тысячи слов. Это значит, что через церковную иконографию верующим помогают взойти к высоким духовным созерцаниям и божественному.
Иконоборческие принципы иконоборческого периода, к сожалению, впоследствии были переняты различными еретическими группами и сохранились до наших дней.[1] Различные протестантские группы имеют своим главным принципом отсутствие иконографии, и они яростно борются против нашего Православия, которое допускает почитание святых нашей веры через святые иконы.
Мы отвечаем современным иконоборцам, что наша Святая Кафолическая Церковь (т.е. Православная) точно определила границы истины и заблуждения. Внимательное чтение «Синодика» VII Вселенского Собора, который читается в храмах в Неделю Православия, закрепляет библейскую истину и дает убедительный ответ критикам нашей Церкви. Иконоборчество — это отвращение к материи, следствие еретических манихейских верований, которые, к сожалению, перешли в учение многих еретических групп, а также наших современных еретиков-протестантов.
В отличие от всех этих иконоборцев, мы, как православные христиане, причастны истине, и в то же время, как греки, причастны к этому прекрасному, красоте. Этими двумя константами мы отличаемся от всех других иноверцев, мы первенствуем в истинном прогрессе и мировой цивилизации, а другие вынуждены следовать за нами…
©перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2024г.
Источник: http://aktines.blogspot.com/2011/03/h.html#more
[1] Фактически и практически иконоборчество присуще и Римо-Католической церкви, которое в позднее время усвоило решения иконоборческого Франкфуртского собора 789, отвергнувшего решения VII Вселенского собора 787г.. Она воспринимает церковную иконографию как лишь евангельское картинное повествование, но не приндает иконам никакого священного смысла и содержания.