Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Восемь тропарей Катавасии праздника Сретения Господня

Τα οκτώ τροπάρια της Καταβασίας της Υπαπαντής

 

Михалис Куцос, филолог-писатель

Μιχάλης Κουτσός, ΦιλόλογοςΣυγγραφέας

 

Сретение Господа Иисуса Христа является одним из этапов спасительного шествия Христа на земле и одновременно одним из важных событий, несмотря на то, что только Евангелист Лука сообщает об этом событии. Сретение Господне является третьим великим событием Двадцатидневного периода и им завершается праздничная программа Церкви.

 

 

В личности Христа, которого принимает в храме пророк Симеон, встречаются два мира: Ветхий Завет с Новым, старая религия с новой, старый Закон Моисеев с новым Законом Евангелия.

 

С подобающим величием описывает гимнописец событие в величаниях (μεγαλυνάρια) 9-й песни Канона Сретения Господня, написанных на 3-й глас (γ΄ ήχο), величественной, торжествующей, наиболее подходящей для приема Царя царей манере:

Непостижи́мо е́сть содѣ́янное о Тебѣ́ а́нгеломъ и человѣ́комъ, Ма́ти Дѣ́во чи́стая.

Объе́млетъ рука́ми ста́рецъ Симео́нъ Содѣ́теля зако́на и Влады́ку вся́ческихъ.

Ныне же опущения прошу, от тебе Творче, яко видеста тя Христе, Свете Спасения моего

Евреи были обязаны по Моисееву закону посвящать Богу первенца мужского пола, когда ему исполнялось сорок дней от рождения. Если они не хотели его посвящать, то приносили в жертву теленка, ягненка или пару голубей или куропаток, в зависимости от своих финансовых возможностей.

Замечательно в данном конкретном случае то, что Дева Мария, хотя и зачала Христа безсеменно и сверхъестественным образом, без плотского соприкосновения, но с явлением одного только Святого Духа, тем не менее она соглашается явиться в Храм, чтобы получить очищение от нечистот рождения, но и принести жертву за своего Сына, хотя в конечном итоге Он сам будет принесён в жертву. В очищении не было необходимости, но это было дело послушания, и им он исправил акт непослушания первозданных людей  и освободил род человеческий от ответственности за это непослушание.

Период Сретения Господня начинается с 15 января[1], когда начинается и поется Катавасия Сретения. В одноимённый праздник 2 февраля поётся Канон Сретения, а с 3 по 9 февраля снова поется Катавасии Сретения. Мы обратим наше внимание только на 8 тропарей Песней (των Ωδών ) Канона Сретения, т. е. с восемью ирмосами, первыми восемью тропарями Канона Сретения, а не со всем Каноном, имеющим девять (восемь) песней и  32 тропаря

Катавасия Сретения, творение Космы монаха(«Творе́ніе господи́на Космы́, гла́съ 3», в славянском тексте богослужения).[2]

Пѣ́снь 1.

Ирмо́съ: Су́шу глубороди́тельную зе́млю со́лнце наше́ствова иногда́: я́ко стѣна́ бо, огустѣ́ обапо́лы вода́ лю́демъ пѣшомореходя́щимъ и богоуго́дно пою́щимъ: пои́мъ Го́сподеви, сла́вно бо просла́вися.

Перевод:

Однажды солнце бродило по высохшему дну моря: что несло в себе риск снова стать морской пучиной   и вода застыла стеной справа и слева для народа, перешедшего дно моря пешком и он  пеющегл псалмы, угодные Богу: Воспоем Господу, ибо Он прославлен.

Пѣ́снь 3.

Ирмо́съ: Утвержде́ніе на Тя́ надѣ́ющихся, утверди́, Го́споди, Це́рковь, Юже стяжа́лъ еси́ честно́ю Твое́ю кро́вію.

Перевод:

Господи, Ты, утверждение уверовавших в Тебя, укрепи и Церковь, которую Ты приобрел (построил) Своей честной кровью.

Пѣ́снь 4.

Ирмо́съ: Покры́ла е́сть небеса́ добродѣ́тель Твоя́, Христе́, изъ Киво́та бо проше́дъ святы́ни, Твоея́ Нетлѣ́нныя Ма́тере, въ хра́мѣ Сла́вы Твоея́ яви́лся еси́, я́ко Младе́нецъ руконоси́мь, и испо́лнишася вся́ Твоего́ хвале́нія.

Перевод

Твоя добродетель Христе покрыла и поразил всех на небесах, когда ты прошел через священный ковчег твоей нетленной Матери и ты появился в храме славы своей, как Младенец носимый на руках Матери, и все исполнились хваления Теб, и они наполнили всё хвалой Тебе.

 

Пѣ́снь 5.

Ирмо́съ: Яко ви́дѣ Иса́ія обра́зно на престо́лѣ превознесе́на Бо́га, отъ а́нгелъ сла́вы дориноси́ма, — о, окая́нный, — вопія́ше, — а́зъ! Прови́дѣхъ бо воплоща́ема Бо́га, Свѣ́та невече́рня, и ми́ромъ влады́чествующа.

Перевод

Когда Исайя увидел Бога, окруженного ангелами и символически прославленного, сидящего на высоком престоле, он не удержался и воскликнул:    О, я, окаянный, как мог я! Видеть дальше впереди воплощение Бога, Бога, который является хозяином вечного света и небесного мира.

 

Пѣ́снь 6.

Ирмо́съ: Возопи́ къ Тебѣ́, ви́дѣвъ ста́рецъ очи́ма спасе́ніе, е́же лю́демъ пріи́де отъ Бо́га: Христе́, Ты́ Бо́гъ мо́й.

Перевод

Когда старец увидел Тебя своими глазами пришедшего от Бога, как спасителя к народам земли: не удержался и воскликнул: Ты, мой Христос, мой Бог.

 

 

Пѣ́снь 7.

Ирмо́съ: Тебе́ во огни́ ороси́вшаго о́троки богосло́вившія, и въ Дѣ́ву нетлѣ́нну все́льшагося Бо́га Сло́ва пои́мъ, благоче́стно пою́ще: благослове́нъ Бо́гъ оте́цъ на́шихъ.

Перевод

Ты, Господь, который оросил как росою троих детей в огне, которые богословили, Тебя, поселившегося в чистой Деве, Божее Слово, восхваляем и благоговейно поем Тебе Благословен Ты, Бог отцов наших.

 

Пѣ́снь 8.

Ирмо́съ: Нестерпи́мому огню́ соедини́вшеся, богоче́стія предстоя́ще, ю́ноши, пла́менемъ же неврежде́ни, Боже́ственную пѣ́снь поя́ху: благослови́те, вся́ дѣла́ Госпо́дня Го́спода, и превозноси́те во вся́ вѣ́ки.

Перевод

Юные защитники благочестия, слившиеся с невыносимым огнем и не понеся ни малейшего вреда от пламени костра, Они пели божественный гимн: благосливитеГоспода  и превозносите вся дела Его во все времена.

 

Пѣ́снь 9.

Ирмо́съ: Въ зако́нѣ сѣ́ни и писа́ній о́бразъ ви́димъ, вѣ́рніи: вся́къ му́жескій по́лъ, ложесна́ разверза́я, свя́тъ Бо́гу. Тѣ́мъ перворожде́нное Сло́во Отца́ Безнача́льна, Сы́на, первородя́щася Ма́терію неискусому́жно, велича́емъ.

Перевод

Давайте, верующие, внимательно посмотрим на образец в букве и тени закона Моисеева, Который вещает, что только этот ребенок мужского пола, Который первый открыл утробу Матери своей, тот свят перед Богом.  Поэтому мы прославляем Первенца, как Слово, Сына Отца, как рожаемого первенца Матери, но без мужа, и Его величаем.

Что касается третьего гласа, которым написана Катавасия Сретения, то известный главный протопсалт храма  св. Елевферия Апостолос Иоаннидис отмечает следующее: этот 3-й глас является торжествующим (θριαμβευτικός).

Его всегда используют для придания тропарям жизненной силы, которая его отличает, оптимизма, мужества, триумфа воскресшего Христа, сокрушения дьявола и т. д.

Не случайно в последовании «Страстей Господних» в Великий Четверг он используется несколько раз, например в «Хвалитных стихирах», чтобы подчеркнуть приношение распятого Богочеловека человеческому роду.

В других случаях 3-й глас (Γ ήχος) используется для показания диалога Марии Магдалины с Ангелом перед пустой гробницей, как исполнитель с завидным мастерством передает стихотворное повествование.

Исполнителю звука предлагается взять за основу мелодии в центре своих вокальных возможностей, не низкий и не слишком высокий, чтобы добиться правильного исполнения звука.

Это Фригиос - ὁ Φρύγιος  древних греков, и его гамма состоит из тонов и полутонов, используемых в европейской музыке. Это звук, который пеаны играли на стенах города, когда они приветствовали увенчанного лаврами победителя во время Олимпийских игр, где они также снесли часть стены, сказав: «С такими атлетами нами не нужны стены».

 

https://www.pemptousia.gr/2024/01/299206/

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет"2024г.

 


[1] Даты даны по старому Юлианскому календарю

[2] Т.е. прп. Косма епископ  Маюмский, греч. Κοσμάς ὁ Ποιητής, ὁ Αγιοπολίτης, εκ Μαϊουμά; Κοσμάς Μελωδός,подробные сведения о нем См. https://www.pravenc.ru/text/2458835.html



Подписка на новости

Последние обновления

События