Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Левъ Великій, папа Римскій († 461 г.) 
СЛОВА НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. 
(Переводъ Д. Зотова. Москва, 2000).

 

СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
 
 
Икона Рождества Христова 11 в. по Р. Х. монастырь святой Екатерины, Синай

 

Божественная благость, возлюбленные, многообразно и многократно (Евр. 1, 1) проявляла свою заботу о человѣческомъ родѣ и многія милости своего Промысла благоугодно явила въ предшествующіе вѣка, однако въ послѣднія времена (1 Пет. 1, 20) она превзошла уже всякую мѣру изобилія привычной щедрости, явившись во Христѣ для грѣшниковъ — самимъ Милосердіемъ, для блуждающихъ — самой Истиной, для мертвыхъ — самой Жизнью, вѣдь Слово (совѣчное и равное Творцу) въ единство своей Божественности приняло природу нашей униженности, и Богъ, Рожденный отъ Бога, также родился человѣкомъ отъ человѣка.

Обѣщанное отъ основанія міра (Быт. 3, 15) всегда въ дѣлахъ и словахъ было пророчествовано многочисленными знаменіями, но лишь немногихъ людей смогли бы спасти эти образы и скрытыя таинства, если бы Христосъ Своимъ приходомъ не исполнилъ давно и тайно обѣщанное. И если тогда происходящее помогало лишь немногимъ вѣрующимъ, то сегодня свершенное пособствуетъ уже неисчислимому множеству вѣрныхъ. Слѣдовательно, мы уже приводимся къ вѣрѣ не знаками, не изобра/с. 27/женіями, но, будучи укрѣплены евангельской исторіей, вѣримъ и поклоняемся тому, что произошло, и, просвѣщаясь пророческими свидѣтельствами, никоимъ образомъ не сомнѣваемся въ томъ, что (какъ намъ извѣстно) было предсказано столькими пророчествами.

Съ одной стороны, вотъ что сказалъ Господь Аврааму: И благословятся въ сѣмени твоемъ всѣ народы земли (Быт. 22, 18). Съ другой стороны, Давидъ воспѣваетъ пророческимъ духомъ обѣщанное Богомъ, говоря: Клялся Господь Давиду въ истинѣ, и не отречется ея: «отъ плода чрева твоего посажу на престолѣ твоемъ» (Пс. 131, 11). Такъ же говоритъ Господь черезъ Исаію: Се, Дѣва во чревѣ пріиметъ и родитъ Сына, и нарекутъ имя Ему: Еммануилъ (Ис. 7, 14), что значитъ — съ нами Богъ. И снова: И произойдетъ отрасль отъ корня Іессеева, и вѣтвь произрастетъ отъ корня его (Ис. 11, 1). Въ этой отрасли, безъ сомнѣнія, была предсказана блаженная Дѣва Марія, которая, будучи рождена отъ ствола Іессеева и Давидова и оплодотворена Святымъ Духомъ, дѣвственнымъ рожденіемъ произвела изъ материнской утробы новую вѣтвь человѣческой плоти. 
 

 

II.

Слѣдовательно, пусть радуются праведные о Господѣ (Пс. 32, 1) и во славу Божію ликуютъ сердца вѣрующихъ, и пусть исповѣдаютъ сыны человѣческія чудныя дѣла Его (Пс. 106, 8), ибо именно въ этомъ дѣяніи [Рождествѣ] Бога наша природа познаетъ, какъ велико оцѣнилъ ее Создатель. Многое /с. 28/ далъ Господь человѣческому роду, создавъ насъ по Своему образу, но для нашего возстановленія далъ много больше, уподобивъ Самъ Себя рабскому образу (Флп. 2, 7). И хотя одна и та же любовь порождаетъ все, что даровалъ Создатель творенію, однако восхожденіе къ Божественному есть меньшее чудо, чѣмъ нисхожденіе Бога къ человѣческому. Если бы Всемогущій Богъ не почитался за то, что свершаетъ, то никакая справедливость и никакая мудрость не смогли бы освободить хоть кого-нибудь отъ діавольскаго плѣна и изъ пропасти вѣчной смерти. Вѣдь осужденіе, перешедшее съ грѣхомъ отъ одного на всѣхъ, сохранялось бы (Рим. 5, 12; 5, 18), и природа, пораженная смертельной раной, не получила бы никакого лѣкарства, ибо свое состояніе она не можетъ измѣнить собственными силами.

Первый человѣкъ принялъ сущность плоти отъ земли и былъ одушевленъ разумнымъ духомъ, который вдунулъ въ него Творецъ (Быт. 2, 7), чтобы, живя по образу и подобію своего Творца, сохранялъ онъ въ блескѣ подражанія (словно въ зеркальномъ отраженіи) образъ Божественной доброты и справедливости. И если черезъ твердое соблюденіе даннаго закона онъ могъ прославить такое величайшее достоинство своей природы, то и природу земной плоти неповрежденный разумъ могъ приводить къ Небесной славѣ. Но такъ какъ опрометчиво и несчастливо повѣрилъ онъ завистливому обманщику и, слѣдуя наущеніямъ гордости, предпочелъ захватить, а не заслужить положенную прибавку въ чести, то не только тотъ человѣкъ, но и все его потомство услышало: Прахъ ты и /с. 29/ въ прахъ возвратишься (Быт. 3, 19). Каковъ перстный, таковы и перстные (1 Кор. 15, 48), и никто не безсмертенъ, разъ нѣтъ никого небеснаго. 
 

 

III.

Итакъ, Всемогущій Сынъ Божій, все наполняющій и все содержащій, равный во всемъ Отцу и совѣчный съ Нимъ благодаря одной сущности, ради освобожденія человѣческой природы отъ оковъ смерти и грѣха принялъ ее въ Себя. Творецъ (а также Господь всего) сталъ однимъ изъ смертныхъ, когда была избрана для Него Матерь, которую Онъ [прежде] создалъ. Она, оставаясь дѣвственной, такъ пособствовала тѣлесной сущности, что безъ человѣческаго сѣмени новому человѣку стали присущи и чистота, и истина. Рождество это чудесно вовсе не потому, что взятая при Рожденіи отъ Дѣвы природа несходна нашей, а потому что Онъ есть истинный Богъ и истинный человѣкъ, и въ обѣихъ природахъ нѣтъ никакого обмана. Слово стало плотью (Ін. 1, 14), ибо возвысилась плоть, а не умалилась Божественность, которая такъ соразмѣрила свою силу и доброту, что и нашу плоть возвысила принятіемъ, и свое не погубила соединеніемъ.

Въ Рождествѣ Христа, слѣдуя пророчеству Давида: Истина возникнетъ изъ земли, и правда приникнетъ съ небесъ (Пс. 84, 12), были подтверждены слова Исаіи, говорящаго: Да раскроется земля и приноситъ спасеніе, и да произрастаетъ вмѣстѣ правда (Ис. 45, 8). Вѣдь человѣческая плоть, нѣкогда опороченная лицемѣромъ, въ этомъ единствен/с. 30/номъ Рождествѣ отъ блаженной Дѣвы произвела побѣгъ благословенный и чуждый грѣху своего рода. При возрожденіи каждый слѣдуетъ Его духовному рожденію, а для каждаго вновь рождающагося человѣка (Ін. 3, 3. 5) вода Крещенія становится подобной чреву Дѣвы. Вѣдь источникъ освящается Тѣмъ же Святымъ Духомъ, Который осѣнилъ Дѣву, и Таинство Крещенія умерщвляетъ грѣхъ подобно тому, какъ святое зачатіе привело къ Рождеству Безгрѣшнаго. 
 

 

IV.

Этому Таинству, возлюбленные, чуждо безумное заблужденіе манихеевъ [1], которые, отрицая Его тѣлесное рожденіе отъ Маріи Дѣвы, отлучили себя отъ этого Таинства, и какъ не вѣрятъ въ истинное Рождество Его, такъ и не принимаютъ истиннаго страданія, не признаютъ Его погребеннаго и отрицаютъ истинное Воскресеніе. Вступивъ же на опасную дорогу заслуживающей проклятія ереси (на которой все темно и скользко), бросаются они въ бездну смерти съ обрывовъ лжи и не находятъ ничего твердаго, на что могли бы опереться. Помимо всѣхъ поношеній (источникъ которыхъ въ діавольской лжи), они въ самомъ главномъ празднованіи своего вѣроисповѣданія (какъ было раскрыто недавнимъ ихъ признаніемъ), не сохраняя ни вѣры, ни стыда, радуются оскверненію какъ души, такъ и тѣла, и, нечестивые въ своихъ ересяхъ, они и въ обрядахъ пребываютъ отвратительными.

/с. 31/

 

V.

Всѣ другія ереси, возлюбленные, также пусть будутъ по заслугамъ осуждены въ своихъ противорѣчіяхъ, хотя нѣкоторыя изъ нихъ въ опредѣленной своей части содержатъ нѣчто истинное. Арій [2], говоря, что Сынъ Божій меньше Отца и тваренъ, и полагая, что Самъ Святой Духъ созданъ такъ же Отцомъ, какъ и все, такимъ великимъ нечестіемъ погубилъ себя, однако онъ вѣчную и неизмѣнную Божественность, которую не распозналъ во всеединствѣ Троицы, все же въ сущности Отца не отрицалъ. Македоній [3], чуждый свѣта истины, не принялъ Божественность Святого Духа, но призналъ, что въ Отцѣ и Сынѣ одна сила и одна и та же природа. А сбитый съ толку безплоднымъ заблужденіемъ Савеллій [4], признавъ нераздѣлимое единство сущности въ Отцѣ и Сынѣ и Святомъ Духѣ, то, что долженъ былъ удѣлить равенству, отдалъ обособленности. И не постигнувъ Истинную Троицу, призналъ одно и то же Лицо въ трехъ именахъ. Фотинъ [5], обманутый слѣпотой разума, принялъ во Христѣ истиннаго человѣка нашей природы, но не призналъ, что тотъ же Богъ отъ Бога былъ рожденъ прежде всѣхъ вѣковъ. Аполлинарій [6], лишенный твердости въ вѣрѣ, рѣшилъ, будто бы Сынъ Божій такимъ образомъ принялъ истинную природу человѣческой плоти, что въ томъ тѣлѣ не было души, ибо мѣсто ея заняла сама Божественность. Такъ что, если перебрать всѣ заблужденія, которыя осудила каѳолическая вѣра, то въ однихъ и въ другихъ найдется нѣчто, что можетъ избѣжать осужденія. Въ нечестивѣйшемъ же догматѣ ма/с. 32/нихеевъ рѣшительно ничего нѣтъ, что бы хоть въ нѣкоторой части своей могло быть терпимо для разбирательства. 
 

 

VI.

Но вы, возлюбленные, для которыхъ не могу найти слова достойнѣе, чѣмъ слова блаженнаго Апостола Петра: Родъ избранный, царственное священство, народъ святый, люди, взятые въ удѣлъ (1 Пет. 2, 9), утвержденные на несокрушимомъ камнѣ — Христѣ (Еф. 2, 20) и Господомъ Спасителемъ нашимъ привитые черезъ истинное принятіе въ Себя нашей плоти, пребывайте стойкими въ той вѣрѣ, которую вы исповѣдали передъ многими свидѣтелями (1 Тим. 6, 12) и въ которой, заново рожденные отъ воды и Духа Святого (Ін. 3, 5), вы приняли спасительное помазаніе и знакъ Жизни Вѣчной. Если же кто вамъ нѣчто возвѣстилъ вопреки тому, что вы познали, да будетъ анаѳема (Гал. 1, 9). Смотрите, не промѣняйте самую свѣтлую истину на нечестивые толки, а если случится что-нибудь или читать, или слушать противное каѳолическому правилу и Сѵмволу вѣры, обличайте это какъ смертоносное и діавольское. Да не совратятъ васъ обманчивымъ искусствомъ притворные и лицемѣрные посты, которые приводятъ не къ очищенію, а къ погибели душъ. Вѣдь принимаютъ нѣкоторые на себя образъ любви и цѣломудрія, но этой уловкой покрываютъ непристойность своихъ дѣлъ и изъ глубины нечестиваго сердца мечутъ зловѣщія стрѣлы (Пс. 54, 22), которыми поражаются про/с. 33/стодушные, и, по словамъ пророка, во тьмѣ стрѣляютъ въ правыхъ сердцемъ (Пс. 10, 2).

Незыблемая и истинная вѣра есть великая опора, и въ ней ничто и никѣмъ не можетъ ни прибавляться, ни уменьшаться, ибо если не едина она, то уже и не вѣра, какъ говоритъ Апостолъ: Одинъ Господь, одна вѣра, одно крещеніе, одинъ Богъ и Отецъ всѣхъ, Который надъ всѣми, и черезъ всѣхъ, и во всѣхъ насъ (Еф. 4, 5-6). Къ этому единству, возлюбленные, стремитесь непоколебимыми душами, и въ этой вѣрѣ стяжайте всякую святость (Евр. 12, 14). Съ ней исполняйте правила Господа, ибо безъ вѣры невозможно угодить Богу (Евр. 11, 6), и ничего безъ нея нѣтъ святого, ничего благочестиваго, ничего живого. Праведный живетъ вѣрой (Евр. 10, 38; Рим. 1, 17), а кто погубилъ ее изъ-за діавольскаго обмана, тотъ заживо умеръ (1 Тим. 5, 6), ибо какъ черезъ вѣру достигается благочестіе, такъ и черезъ истинную вѣру — Жизнь Вѣчная, и говоритъ Господь Спаситель: Сія же есть жизнь вѣчная, да знаютъ Тебя, единаго истиннаго Бога, и посланнаго Тобой Іисуса Христа (Ін. 17, 3), Который, сдѣлавъ такъ, чтобы вы преуспѣвали и были тверды до конца (1 Кор. 1, 8), живетъ и царствуетъ съ Отцомъ и Духомъ Святымъ во вѣки вѣковъ. Аминь. 
 

Примѣчанія: 
[1] Манихеи — сторонники иранскаго ученія Мани. Ересь возникла въ III вѣкѣ и получила широкое распространеніе. Представляетъ собой громоздкую запутанную космогонію чисто языческаго характера, въ основѣ которой лежитъ принципъ дуализма — равнозначное существованіе добра и зла, свѣта и мрака. 
[2] Арій — пресвитеръ въ Александріи. Основатель одноименной ереси. 
[3] Македоній — епископъ Константинопольскій (342-360). Признавая, что Сынъ единосущенъ Отцу, онъ не смогъ усвоить тѣхъ же взглядовъ и на ѵпостась Святого Духа, Котораго считалъ сотвореннымъ и не допускалъ именовать Его Богомъ. 
[4] Савеллій — полагалъ, что Отецъ, Сынъ и Святой Духъ суть не три самостоятельныхъ Лица, а лишь три различныхъ проявленія одного непостижимаго божества. Въ Ветхомъ Завѣтѣ это божество открывалось людямъ какъ Отецъ, дающій законы, въ Новомъ Завѣтѣ — какъ Сынъ, спасающій людей, а въ послѣдующія времена — какъ Святой Духъ. Взгляды Савеллія осуждены на Александрійскомъ (261 годъ) и Римскомъ (262 годъ) Соборахъ. 
[5] Фотинъ, епископъ Сирмійскій, — утверждалъ, подобно Павлу Самосатскому, что Логосъ есть свойство Бога, проявленіе Его силы. Іисусъ же Христосъ — обыкновенный человѣкъ, который въ силу своихъ личныхъ заслугъ былъ одаренъ благодатью Божіей. Фотинъ былъ осужденъ на Ан/с. 90/тіохійскомъ (345 годъ) и Миланскомъ (347 годъ) Соборахъ, умеръ въ ссылкѣ въ 375 году. 
[6] Аполлинарій Лаодикійскій (около 315 — до 392) — исходилъ изъ ученія Платона о трехъ составныхъ частяхъ человѣка (тѣло, душа и духъ). Утверждалъ, что у Іисуса Христа послѣ воплощенія тѣло и душа — человѣческія, а духъ — Божественный Логосъ. Воззрѣнія Аполлинарія были осуждены на Константинопольскомъ Соборѣ 381 года. Оставивъ Церковь, онъ организовалъ многочисленныя общины своихъ послѣдователей въ Сиріи. 
 

Источникъ: Святитель Левъ ВеликійСлова на Рождество Христово. / Переводъ Д. Зотова. — М.: Издательство Московской Патріархіи, 2000. — С. 26-33. 



Подписка на новости

Последние обновления

События