Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Георгий Мантзаридис. Почетный профессор Богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля

 

Богословский и научный взгляд на познание

 

 

George Mantzarides, Professor Emeritus of the Theological School of the Aristotle University of Thessaloniki

Theological and Scientific Theories of Knowledge

часть 1

 

14 января 2020 г.

Православное христианское богословие всегда различало два вида знания: светское и божественное. Светское знание способно осуществлять свою деятельность только  на уровне сотворенной материи и не может приблизиться к несозданнному, то есть к божественному, которое раскрывает Божественное предназначение мира.

 

Светская наука носит эмпирический характер. Она объективирует мир и всегда и везде стремится к объективности. Хотя это зависит от человека ибо когда она переступает через личное вдохновение, то тогда она избегает субъективности. Как знание об изменчивых и относительных вещах, научное знание изменчиво и относительно. И как попытка понять конечный мир с его бесконечностью измерений и явлений, она всегда конечна и бесконечна.

 

Божественное познание имеет личностную природу. Оно не функционирует на уровне объективации и никогда не становится объективным. Это, конечно, приводит к объективации, но это не суть. Божественное познание - это плод настоящего общения, общения любви. Оно также имеет эмпирический характер, хотя ее опыт не зависит от уровня телесных чувств, но от духовных и от духовного общения. Как общение с Богом, Который бесконечен и трансцендентен, так и это познание бесконечно и трансцендентно. И у него есть свои особенности не из-за неопределенности или относительности, а из-за веса и бесконечности.

 

 

 

Часто подчеркивается апофатический или отрицательный методы православного богословия. И этот акцент полезен, особенно для академического богословия. Но нельзя допустить, чтобы это омрачало его катафатический или позитивный характер, что присуще его эмпирической природе. Живой Бог открывается нам напрямую и лично. Конечно, это откровение - не проявление Его сущности, но Его энергий. Но энергия или благодать Божья это по-прежнему Сам Бог. Как кратко указывает святой Григорий Палама, хотя энергия Божьей благодати отличается от Его сущности, но она не отделена от нее, а скорее поддерживает тех, кто удостоился общения со Святым Духом »[1].

 

Научные знания подтверждаются экспериментами. Но божественное знание также доступно как опыт. Однако при наличии божественного знания невозможно провести эксперимент, потому что такое знание приобретается свободно на уровне личного общения. Общение на этом уровне не принуждает ни Бога, ни людей, но является харизматическим событием, которое Бог подает тем, кто свободно предоставляет себя Ему. Эта самоотдача Богу с нашей стороны достигается благодаря соблюдению Его заповедей. Они связывают нашу волевую энергию с божественной энергией и делают возможным познание Бога.

 

Таким образом, божественное знание подтверждается людьми на личном уровне, когда они подчиняются божественной воле, то есть божественной энергии. Кроме того, каждый из нас призван участвовать в этом эксперименте, который осуществляется самим Христом: «Если вы хотите исполнить Его волю, вы узнаете, исходит ли это учение от Бога или я говорю от своего имени» [2]. В Писании также содержится побуждение предпринять следующее: «вкусите и видите, яко благ Господь» [3], или «возьмите иго мое на себе… и вы обретете покой душам вашим» [4].

 

Не может быть никакого конфликта между светским или научным знанием и божественным знанием, потому что каждое из них функционирует на своем собственном уровне и имеет свой собственный характер. Оба эти вида знаний нужны и полезны для нас. Несмотря на это, они не имеют равной ценности и не являются в равной степени необходимыми. Люди, которые ограничивают свои интересы уровнем мирских вопросов, расставляют приоритеты или даже делают абсолютную ценность из научных знаний, лишают себя знаний, ведущих к свободе Духа [5]. Между тем, те, кто ограничивают свой интерес к трансцендентному, тем самым они игнорируют относительную ценность земных знаний, которые служат основным человеческих потребностям.

 

Научные знания служат нашим повседневным потребностям, они облегчают горизонтальное общение и помогают развитию нашей цивилизации. Божественное знание открывает нам трансцендентный горизонт, культивирует вертикальное общение, придает смысл жизни и вдохновляет наши дела и культуру. Невозможно представить себе всю византийскую, средневековую или даже современную европейскую цивилизацию без христианства. Кроме того, современные научные исследования берут свое начало в западных монастырях, где монахи, которые объединили божественное и человеческое знания, исследовали тайны и законы природы исходя и их религиозных интересов.

Соединение и, более того, уравнивание этих двух видов познания, которое культивировалось в Средние века с помощью научных исследований в рамках западного монашества, было лишено богословия и часто оказывалось  вредным. С вмешательством церковной власти в сферу научного познания позже привело к конфликту между теологией и наукой, что, в свою очередь, привело к трагическим последствиям. Однако эти напряженные отношения, которые были практически неизвестны на Востоке, в значительной степени были смягчены в наши дни.

 

Хотя богословие положительно относится к светским знаниям и науке, оно продолжает указывать на их относительность и непостоянство. Светские знания полезны, хотя не всегда необходимы с точки зрения признания или достижения наших целей как людей [6]. Над всем этим и скрывается истина, которая ведет к познанию Бога и спасению. И эту истину нельзя найти ни в объектах, ни в объективности. Это истина жизни и общения, любви и мира, красоты и свободы. Это истина, которая соответствует человеческой личности, личной правде. Эта истина пребывает во Христе, или, если быть более точным, это истина, которой является Сам Христос: «Который есть, был и грядет» [7].

продолжение следует...

1. Gregory Palamas, Θεοφάνης 19.
2.
Иоан 7, 17.
3. П
с. 33, 9.
4. Matth. 11, 29.
5.
Прп. Софроний (Сахаров), The Mystery of Christian Life, где он подчеркивает, что современная наука заключила себя в тюрьму и не смеет появиться из-за эмпирического метода.
6. Cf. Saint Basil the Great, On Psalm 14, PG. 29, 256,в котором он говорит, что видение истины, которая обитает в материальном мире, не является способом достижения блаженства, которое нам было обещано.
7. Откр. 1, 8.

перевод ПА 2020г.

https://pemptousia.com/2020/01/theological-and-scientific-theories-of-knowledge/

 



Подписка на новости

Последние обновления

События