Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Папизм

как экклезиологическая проблема

 

Преосвященнейший митрополит Пирейский г-н Серафим

 

 

 

 Ὁ παπισμὸς ὡς

   ἐκκλησιολογικὸ πρόβλημα

 

Τοῦ Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Πειραιῶς κ. Σεραφεὶμ

 

Ваше Блаженство и Достоуважаемый Предстоятель Елладской Святейшей Апостольской Церкви г-н Иероним!

Преосвященнейшие собратия, боголюбивые отцы, Ваши Высокопреподобия, Преподобия, просвещенные и ученейшие мужи, возлюбленные братья и сестры!

От всей души сыновне с благодарностью и признательностью я представляю Вашему Достоуважаемому Блаженству на великое благословение  данное собрание и преисполнен благодарности за сильные Ваши слова. Да будут годы Вашей жизни счастливыми, исполнены здравия и  мудрости. Мне хотелось бы  официально поблагодарить Ваше Достоуважаемое Блаженство за тот яркий свет, который Вы проливаете о проводимых диалогах с инославными.

 

 

От всей души с признательностью  я представляю Ваши Высокопреподобия, боголюбивые и образованнейшие братия  воскресшему Господу, Который созвал собрание православных клириков и монахов и влил в них божественное вдохновение для организации сегодняшнего богословского Актового дня как продолжения их героического громогласного возвещения истины Нераздельной Святейшей Церкви и о незыблемом  хранении нашей непорочной переданной апостолами веры.

Прп. Симеон Новый Богослов характеризует Церковь как новый космос-мир и новый рай. Благодаря Воплощению Бога Слова и святой Пятидесятнице Церковь является как новое творение и новое человечество. Творение, которое в своём милосердии и сочувствии с первого момента принесло Церкви то, чтобы его довести до совершенства, которое будет согласно Оригену именоваться «космосом в космосе». (красота в красоте)

Церковь является «новым-эсхатологическим» телом, которое входит в мир, она - единое и единственное Богочеловеческое тело Христа, которое устрояет и приумножает Святой Дух, и которое состоит согласно вере из догматов и образа жизни Святых седьми Вселенских соборов. Она является новым раем, в котором, таким образом, насаждается, возделывается и совершенствуется человек, «по Богу» отечество людей. Здесь созидается новое общение жизни и любви между Богом и Его человечеством, то есть совершается таинство спасения мира и  его жизни.

 

 

Церковь это и сама история и возможность спасения. Она является местом и средством, с помощью которого Бог совершает план спасения в самом человечестве. В самой Церкви постоянно раскрывается сущность длительного явления и действия искупления, которое Бог совершил через Сына и в Духе Святом в своём народе. (...) Христианство является одним, оно является подлинным нравственным обликом людей, имеет своим началом и концом Троичное таинство Бога, является жизнью Церкви во всем историческом и постисторическом пространстве и перспективе. Церковь является тем, что она призывается  восприять мир и его преобразить. Церковь заключает в себе ответ Бога в Его благоволении к миру, в несомненно мистическом его понимании и догматической истине, жизни и кинонии, а не в ее исторически неверном понимании как некоего экуменического синкретизма с многочисленными злочестивыми расколами, которые дерзновенно претендуют  на всецелое или частичное понимания Церкви. В неразделенной Православной Кафолической Церкви, в едином и уникальном Теле Христа, понятия власти и организации, человеческой ответственности и братства, учреждения и общности не существуют.

 Исходя из ее природы, она является богочеловеческой жизнью Христа  воплощенной в ее верующих, которые благодаря силе Духа Святого, взаимосвязанные друг с другом, связаны и с Ним и причастны  Его единому мистическому Телу. Церковь это беспредельная онтологическая возможность и благодать, которая нам дана однажды Христом и нам постоянно подается Духом Святым для нашего возвращения к общению в любви и единству с Ним, и для того чтобы мы достигали нашего преображения и обожения. Она представляет собой богочеловеческое онтологическое таинство, в котором мир имеет личностным центром  и стержнем, обретает свободу и свое искупление от материи и идолов, отрицания и безрассудности, неразумия и демонического испуга, тления и смерти. То есть она реализует  его предназначение в общении жизни с богом и раскрывает нетленную красоту Бога дабы мир-космос в действительности стал украшением (κόσμημα), а не демоническим безобразием и насмешкой.

 

 

Призвание и предназначение Церкви, которая  включает в себя все, в то время как она не объемлется ни чем, состоит в том, чтобы восприять человека и соединить его с Богом, соделать его причастным жизни Троичного Бога и Его славы.  Церковь является таинством  единения неба и земли, встречи истории и эсхатологии, сплетением нетварного и тварного, браком Бога с человечеством, смешением между благодатью и свободой... Итак, она является богоучрежденным организмом, Богочеловеческим телом, которая своей единственной главой имеет Спасителя и Искупителя, Воплощенного Сына и Слова Бога Отца, Господа нашего Иисуса Христа, Который ипостазируется в  каждом члене поместной Церкви этого единого тела Христа. Высочайшим началом и принципом всякой национальной или автокефальной Церкви является созываемый собор всех ее епископов, «отовсюду» во «Вселенной».  Делом Священных соборов, и в особенности Вселенских, является исследование истины как она выражена в Священном Писании и Священном Предании, которая составляла сознание и жизненное мышление всех членов Церкви, которая случайно стала оспариваться или искажаться. Соборы   ее распознают и выявляют эти искажения, содействуя Святому Духу, с тем, чтобы ясно, убедительно и точно принять «догматы небесной философии» без всякой примеси, изменения, порчи...» Критерием священности Собора и «содействия ему Святого Духа» в принимаемых им решениях является согласие с «сознанием» всей Церкви, со всей ее полнотой. Однако отсюда не следует, что церковная полнота, народ официально признает, провозглашает соборы Вселенскими или нет, также никогда  епископы не высказываются от имени народа. Но священные сборы высказываются при содействии Святого Духа о существующей в Церкви абсолютной «истине», народ же, церковная полнота, признает в последствии, что они в своих определениях не уклонились в своем предназначении и  своей компетенции». (Панаг. Трембелас. «Δογματική»)

 

 

То, что Церковь с самого начала своего появления в качестве принципа и системы своего устройства и управления имела соборность, нас в этом  убеждают не только многочисленные исторические источники, но и Священное Писание. Также по принципу соборности в число Апостолов вместо отпавшего Иуды Искариотского вводится апостол Матфий (Деян. 1, 15-26).

Из этого небольшого отрывка мы убеждаемся в том, что апостол Петр просто входит в число остальных учеников, которых вместе с апостолами было «сто двадцать...», что коллективное решение принимается при соборном решении всех учеников. Тем самым впервые появляется  соборное решение первой Церкви — решение всех учеников - как исследование вопроса, а отсюда из подобного рода исследований и действий, выявляется какое вполне конкретное почетное место отводилось у Апостолов и которые в Церкви именовалось почетным титулом «глава» - первым по чину, которым был наделен апостол Павел. Однако он не один управлял  первой Церковью, и не один принимает решения. Избрание Матфия совершается всеми учениками, «телом» Церкви (Деян. 2, 47;15, 22; 20, 17 и др.), а не только апостолом Петром или кем-то из одиннадцати Апостолов,  среди них ведется рассуждение об их уделе. «И выпал жребий Матфию, и он сопричислен одиннадцати Апостолам». (стих 26).

Следовательно,  решение об избрании Матфия было принято соборно — коллективно, всеми учениками-членами первой Церкви и на равных, считая, конечно же, что Господь «в данное время» присутствует и, следовательно, они  были не в силах  противиться Ему. Об этом свт. Иоанн Златоуст в своей  3-й беседе-омилии на Деяния святых Апостолов пишет: «это служит наибольшим доказательством, что Христос пребывал с ними. Он, и отсутствуя (видимым образом), Сам избрал так же точно, как и тогда, когда был с ними...».

После соборного решения об избрании апостола Матфия также соборно были избраны на священное служение Церкви первые ее диаконы (Деян. 6, 1-7)

Первые диаконы Церкви избираются всем церковным телом — множеством учеников — соборно, также как и апостол Матфий, и они вводятся в церковное служение не одним только апостолом Петром, но двенадцатью апостолами, равными между собой и действующих сообща. Двенадцать, а не только апостол Петр, созывают множество учеников, двенадцать провозглашают о том, что они будут решать, что они будут определять, как они будут назначать или избирать  - избираемых множеством учеников для предстоящего служения. Двенадцать вместе молятся  перед совершением рукоположения, и вновь двенадцать в равной степени возлагают свои руки, дабы передать рукополагаемым священство. Нет никакого рассуждения о первенстве или чести (в большинстве случаев «первенство» власти по управлению  принадлежит остальным апостолам и всей Церкви...) которая принадлежала бы апостолу Петру. Равным образом двенадцать  апостолов и группой являют собой единый административный корпус Церкви, они принимают решения и действуют сообща, соборно.

 

 

Но немного ранее евангелист Лука пишет: «ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов» (Деян. 4, 34) Дары не приносили только апостолу Петру, они приносились всем апостолам как единому  органу управления Церкви, соборного управления, коллективного.

Таким же образом соборно были избраны на апостольское служение-диаконию апостолы Павел и Варнава (Деян. 13, 1-4). Апостол Павел рассматривает свою независимость от остальных Апостолов как нечто, о чем они пишет к Галатам (2, 8): «ибо Содействовавший Петру в  апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников». Как известно, Христом  совершилось призвание к тому, чтобы стать учеником Анании, который первый (πρώτος) возлагает свои руки согласно повелению от Господа (Деян. 9, 10-17). Его призвание совершилось непосредственно от  Святого Духа. Проповедь велась «в Антиохийской Церкви через пророков и учителей », и между ними не было апостола Петра, который совершал свое служение в проповеди. То есть вновь соборно, при общем посте, общей молитве и возложением рук. В каждое их путешествие и они действуют совершенно независимо от апостола Петра, также как и пишут свои послания, то есть также как и остальные апостолы.  Покидая Ефес и разлучаясь с его жителями, апостол Павел говорит: «И ныне я предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие...» (Деян. 20, 32)

Он расценивает коринфян как плотских, поскольку они говорят, что они «Аполлоса и Кифы» (Петра) и подчеркивает, что «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». (1 Кор. 3, 11). В послании к Ефесянам он пишет: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков» (Ефес. 2, 20). Ни в одном из его посланий нет никакого намека на какое-то «первенство», и даже на простую почесть в отношении апостола Петра среди других апостолов, как впрочем и у других апостолов Иакова, Иоанна и Иуды в их соборных посланиях. Возможно было бы такое, если бы апостол Петр был бы видимым главой Церкви и единственным представителем Господа на земле? 

Соборно разрешается возникшее разногласие между апостолами Павлом и Варнавой, с одной стороны, и иудеями из Антиохии  - с другой в отношении принятия в лоно Церкви приходящих язычников (Деян. 15, 1-29).

 

 

Несомненной истиной является то, что согласно данному принятому соборному решению  - после многих прений — с первым словом выступает апостол Петр и  конечно же делается соответствующее исследование согласно с мнениями апостолов Павла и Варнавы, они произносят речи после апостола Петра. Но после них говорит апостол Иаков, отсюда становится вполне ясным то, что он председательствовал на этом соборе и … «возвестил» то , что было решено остальными апостолами (что в точности происходит на каждом соборе), после его ответа, при равных правах всех членов, было принято соборное определение. Вполне очевидно в этом определении подчеркивается, что «...оно дано апостолам и пресвитерам со всей Церковью», и «мы собравшись, единомысленно рассудили», для предоставления вам. И вновь вполне ясно и определенно провозвещается, что это решение принято соборно. Однако в завершении делается добавление в отношении данного решения следующее «Ибо угодно Святому Духу и нам». С помощью этого добавления более того свидетельствуется о том, что церковью управляет и руководит персонально этот Святой Дух и параллельно Ему управление совершает соборное коллективное управление верующих.  Становиться очевидным насколько противоречивым является столь явным и очевидным словам Священного Писания какая бы то ни было  со стороны члена Церкви персональное требование на управление и руководство всем ее  телом. Равным образом с помощью этого решения первого собора Церкви после дня Пятидесятницы полностью убеждаешься в том, что апостол Перт не имел не только никакого административного управления и руководства всей Церковью, но даже и просто председательства на соборе, ибо оно принадлежало апостолу Иакову как первому епископу Иерусалимской Церкви.

В Церкви Господь предоставил разрешать братские разногласия соборному-коллегиальному суду. (Мф. 15, 15-17)

То, что заповедь Господа «повеждь (скажи) церкви...» имеет самое непосредственное значение   «обратиться к церкви», к собранию верующих, дабы с помощью его выявить и произнести суд над согрешившим братом, является вполне очевидным фактом. Она составляет бесспорное положение о том, что административное устройство Церкви достаточно ясно определено Самим Господом как «соборное».

Христос, одинаково взирая на апостолов как на равных, им дал обещания, говоря: «Аминь глаголю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых». (Мф. 19, 28). И  Он также предал двенадцать апостолов водительству Святого Духа, без всякого различия между ними.

 

 

Когда же Он апостолам как равным между собой дал обещание пребывать с ними с самого начала, Он их в равной мере предает благодати божией и преподает им благословению божие, то есть «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10, 1 см. также Марк. 6, 7-13) и в равной мере им также вручил апостольское служение (Мф. 10, 5 и Лук. 9, 1). А когда Он  принял решение о том, что ему следует возвестить о вечной славе Господь поставил как равных между собой двенадцать апостолов и после чего Он изрек апостолу Петру важные слова: «Ты еси Петр (камень) и на сем камени Я созижду Мою Церковь». (Мф. 16, 18), как и после  символичного, но весьма ясного заверения сделанного им всем в Его ответе относительно их размышлений о том, кто из них «больший» - что никто из них, он считал «большим» других, Когда он в завершении после Своего воскресения предстал  перед учениками, Он он в равной степени и без всякого различения послал «одиннадцать»  для того, чтобы  они «научили» все народы и в равной мере, без всякого различия между учениками Он послал Святого Духа в день Пятидесятницы всем апостолам и ученикам (Деян. 2, 1-3). Откуда необходимо сделать вывод о той неоспоримой истине, что равноправное коллегиально-соборное управление изначально составляемое из двенадцати апостолов, развивалось, и неведомое для этого мира, было установлено в Церкви Господом.. Впрочем же и само понятие «Церковь» предполагает устройство, систему управления коллегиально-Соборную. И никогда «монархическую» и «абсолютистскую».

 

Доклад был прочитан митрополитом Серафимом на Научной конференции на тему «Первенство — Соборность — Единство Церкви», проходившей в Пирее 5/28. апреля 2010г.

 

Перевод осуществлен иеромонахом Сергием Троицким 2011г.

С периодического издания Пирейской митрополии: «Πειραϊκη Εκκλησία» αριθμ. Φύλ. 216, Ιούνιος 2010, σελ. 16-19



Подписка на новости

Последние обновления

События