Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Противостояние между эллинизмом и франкизмом

Выдержки из речи протопресвитера Георгия Маталлиноса, профессора афинского университета во время февральской богословской конференции в Пиргосе, Греция в 1995г.

ORTHODOX and EUROPEAN

CULTURE

The struggle between Hellenism and Frankism

 George D. Metallinos

[Excerpts from the speech of Fr. Georgios Metallinos, Professor at the University of Athens, during the February '95 Theological Conference in Pirgos, Greece.]

 


Шедевр Византийского искусства – мозаика-триптих из храма Святой Софии в Константинополе XIIв.

Элементы, образующие культуру это не только те, которые носят фольклорный характер,  которые могут всплывать на поверхность при определенных случаях (фестивали, праздники) или же рассматриваться в художественном плане. Проблема состоит не в том, чтобы просто вернуть элементы нашей культуры (как особенности), которые могут, например, быть легко обнаружены в других языках. Проблема отожествления себя с нашей культурой это, когда мы не можем жить без этих элементов. Кто-то живет в своей культуре, проживая эти особые элементы как что-то неотъемлемое от его собственной жизни. Культура – это след (отпечаток) в исторической реальности, сознании, выражении и воплощения души мира. Созидание некоего окружения в этих осознанных рамках очерчивает и особую культуру. Совесть общества людей такова, какова и ее культура. Наша культура, наше историческое существование и преемственность, наша эллинистическая тождественность и наша православная вера внутри европейского союза поставлены на карту. Ошибкой считать нашу априори тождественность с Европой. Ошибочно верить, что европейская культура и наша культура идентичны и равны. Это не союз, простая социо-политичская связь со взаимными отношениями. Это тотальное введение в новый образ жизни. «Европа» подразумевается носителем наших интересов в другие области. Утвержденный интеллект Европы полностью анти-эллинистический. Культура и система образования Европы появляются, чтобы иметь явный уклон в сторону Древней Греции, но явная контрреакция, сопротивление и враждебность по отношению к новому лицу Эллинизма. Современная Европа это продукт Карла Великого, главного врага эллинизма в истории. Европа основана на Карле Великом. Это не продукт соединения Эллинизма и Христианства, но Франкизма и Германизма. Разнообразные франкоговорящие группы (франки, тевтоны, норманны, ломбардцы, бургунцы и т.д.) по-прежнему на ведущих позициях в европейском союзе. Греческое эллинистическое общество – это присутствие иностранного элемента среди них. Сущность западного теологического отдаления заключается в запутывании в древнегреческой мысли, путем философствования, узаконивания и нравственного обоснования веры. Они обосновали эту тенденцию и обратили в их собственную теологию и веру. Это является законным подходом к сущности веры. Европейский человек также неправильно понимает эллинизм. Европа взяла древний эллинизм и изменила его внутри своих стандартов. Древний эллинизм не только сохранился в европейской культуре. Ренессанс умудрился достигнуть ни эллинизма, ни даже римской эры, потому что в нем не было целостности. Ренессанс не был создан новогреческими людьми Запада, но франко-германскими завоевателями. Европейский человек никак не связан с человеком прошлых лет. В нем отсутствует связи, сохраненные Святыми Отцами и Матерями нашей Церкви. Мы имеем культуру, которая творит святых, святых (ой) людей или народ. Идеал нашего народа не творение мудрецов. Также это не было идеалом древней эллинистической культуры и цивилизации. Эллинистический человеческий гуманизм перешел в Божественный гуманизм и его идеал творение Святых, святой народ (святых людей), которые достигли состояния обожествления. Империя Нового Рима (Романия или Византия-Byzantium так, как это потом будут называть схоласты) с Константинополем, как Новым Римом стала новым местом римского мира. Он был основан на триптихе: Римская государственная структура, Эллинистическое образование, Христианство, которое постепенно приняло форму Православия. Целая империя действовала, в сознании своих граждан, как «Церковь» (ekklesiа), которая собрала верующих во Христе, где Православие служило естественной связью между ними. Православие определяло их национальность, поэтому гражданское название Romaios-ромей (римлянин) означало - «гражданин Нового Рима», «Православный». Религиозное чувство древних греков проследует через Православие. Например, вместо Посейдона (бога моря), который не существовал и был демоническим созданием, мы имеем св. Николая с доказательством его исторического существования, его чудодейственной силой и его обожествленной сущностью. Это не является «древним видом идолопоклонства», с тех пор, как все Святые люди являются «телом Иисуса Христа» им и приписывается честь, это всегда сосредоточено на Христе. Православное сознание определяется тремя позициями: Первая, вера, что лучшее и подлинное проявление нашей культуры, это жизнь наших Святых Отцов и Матерей, наших Святых. Вторая, это понимание превосходства Православной культуры, как противостоящей древней эллинистической культуре; древняя эллинистическая культура крещена и возрождена. Третья позиция это понимание превосходства Православной культуры в сравнении с европейской культурой. После изменения франками западной Европы, ее социальное развитие в действительности осуществлялось на расовой основе. Права завоевателей были навязаны через феодальную систему, которая, тем не менее, не была основана на собственном земельном владении, как на Востоке, но носила расовый характер. Был создан класс аристократии, который считался «дворяне по природе». Варварские завоеватели провозгласили себя «дворянами». Другой класс был подвластный, порабощен дворянами. Это очень небольшое меньшинство завоевало весь Запад и превратило римских людей в рабов на их собственной земле. Другое влияние (толчок), не говоря уже о крепостном праве, это колониализм. Колониализм это распространение внутренней структуры порабощения на внешний мир, иностранцев. Западный индивидуализм (индивидуальное господство над другими) достаточно отличается от такого же на Востоке, которое имеет социо-общинный характер. Западный человек говорит «Почему не сделаете меня премьер-министром, чтобы решить все ваши проблемы?». Западный человек живет в окружении, которое побуждает его жертвовать другими, ради своей собственной выгоды, не жертвовать собой, ради других. Европа привыкла иметь цивилизацию и культуру такую же, как нашу, но после варварских завоеваний франками римская западная Европа была порабощена и потеряла эту традицию. Итак, Бог определил нас быть ее попечителями. Взаимосвязь между Францией и Германией (двух основных ветвей франков) во многих областях, это очевидно в наши дни, доказывает попытку скрытого возврата к объединенному европейскому центру времен Карла Великого.

 


Шедевр византийского фортификационного зодчества крепостные стены Константинополя, выстроенные при императоре Феодосии Младшем (408-450гг.) 

 

©перевод к.п.н.Захаров А.

Источник: http://www.romanity.org/mir/me04en.htm



Подписка на новости

Последние обновления

События