Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 Римский папа в I и II тысячелетиях

 

Преосвященнейший митрополит Навпактский

Иерофей


 

 

Ο Πάπας της Ρώμης κατά την Α καί Β χιλιετία

Σεβ. Μητροπολίτης Ναυπάκτου Ιερόθεος,

Римский папа Бенедикт XVI, еще кардиналом входил в авторский коллектив современного Катехизиса Римо-Католической Церкви

 

В наши дни, когда недавно проходило заседание Международной Богословской Комиссии по диалогу между православными и римо-католиками на Кипре для обсуждения вопроса о «Роли Римского папы в сообществе Церквей во время первого тысячелетия»,  по данному вопросу ведутся прения и они ширятся до обсуждения вопроса о первенстве папы и во II тысячелетии. Этот вопрос является очень важным, и он требует тщательного рассмотрения и детального исследования.

Несомненно, преимущества чести  (τὰ πρεσβεῖα τιμῆς) древней Церкви в отношении православного епископа Рима не отождествлялось с так называемым первенством папы (τὸ πρωτεῖο τοῦ Πάπα) 1009г., как впрочем и с тем, что папа утверждает вплоть до сего дня, с  вытекающими отсюда многочисленными последствиями. Известно, что это так называемое первенство в I тысячелетии стало причиной споров между Древним и Новым Римами, а позднее в него были внесены и другие догматические вопросы. Поэтому все же необходимо хорошо изучить вопрос о первенстве, однако его необходимо рассматривать в канонических и богословских рамках общей и неразделенной Церкви, то, как об этом высказывались Вселенские соборы.

Поэтому по этой теме среди клириков, монахов и богословов ведутся большие прения, по этойпричине Священный Синод на недавнем заседании иерархии Элладской Церкви по данному вопросу принял решение и представил свое Заявление, и уже после многочасовых прений богословского и экклезиологического характера.

В дальнейшем мной будут представлены некоторые мои мнения в отношении так называемого первенства Папы в I и II тысячелетии.

 

1.              Первенство чети Римского епископа в I тысячелетии

В Заявлении иерархии Элладской Церкви речь идет о 28 каноне IV Вселенского собора. что дало для представителей нашей Церкви в диалоге напомнить о важности этого правила в тексте подготавливаемого документа о первенстве Римского епископа в I тысячелетии. Думаю, что это очень важный вопрос и он разъясняет многие проблемы. Давайте посмотрим, что говорит это правило.

Отцы IV Вселенского собора, имея в виду и 3 правило II Вселенского собора, выяснили привилегии Нового Рима (τὰ προνόμια τοῦ θρόνου τῆς Νέας Ρώμης) – Константинополя. После перенесения столицы Римской империи из Древнего Рима в Византий, который стал называться уже иначе - Новым Римом -Константинополем, епископу Нового Рима были предоставлены некоторые привилегии, что в действительности принесло огорчение православному епископу Древнего Рима. Однако это случилось и поэтому Римский папа никогда лично не присутствует на Вселенских соборах, а посылает на них своих представителей.

Итак, в этом правиле определяется место патриарха Константинопольского в так называемой пентархии патриархов. Между прочим определяется: «...и мы определяем и постановляем о преимуществах (περί τῶν πρεσβεῖων ) святейшей церкви тогожде Константинополя, нового Рима. Ибо престолу Ветхого Рима отцы прилично дали преимущества (τᾶ πρεσβεῖα): поелику то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезнейшие епископы, предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив, да град получивши честь быти градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому, и будет вторый по нем».

Внимательно следуя тексту этого правила, мы заметим, что в нем не ведется речь о первенстве-примате, но о преимуществах и конечно же преимуществами являются преимущества чести (πρεσβεῖα τιμῆς), а не власти-служения ( εξουσίας-διακονίας), как это хочет представить папа Римский. Далее мы замечаем, что именно определяется этим правилом: что епископ Нового Рима да имеет  «равные преимущества»(ἴσα πρεσβεῖα) чести с епископом ветхого Рима. Преимущества же чести в Ветхом Риме, как и в Новом Риме не предоставляются каким-то апостольским достоинством, то есть в связи стем, что Римский епископ является преемником апостола Петра, но «то был царствующий град» (διὰ τὸ βασιλεύειν τὴν πόλιν ἐκείνην) и из-за присутствия царя и синклита ему воздавалась честь.

Очень важным является то, что замечает прп. Никодим Святогорец:

«Итак, по всем этим причинам Собор нынешним правилом, обновив 3 правило II Вселенского собора предоставил Константинополю равные с Римом привилегии чести (τὰ ἴσα προνόμια τῆς τιμὴς), а именно, что он имеет патриаршее достоинство, и равные привилегии власти Рима, который является примирителем трех подвластных митрополий, и не только по обыкновению, но и по правилам их рукоположение находится под его властью, как и в сущности, что касается и Константинополя. Как Рим обладает  преимуществом чести и власти, речь идет о патриаршем достоинстве, и управлении им собственным диоцезом Западных стран, так же и Константинопольский имеет те же преимущества, то есть Патриаршее достоинство (τὸ Πατριαρχικόν ἀξίωμα), так и начальство над вышеназванными митрополитами его собственной юрисдикции. И это является церковной действительностью, о чем здесь и сообщает правило, поскольку как в нем Рим возвеличивается, таким же образом и Константинополь, без какого-либо различия, нежели в том: что Рим же является первый по порядку  (εἴναι πρῶτος τὴ τάξει), а Константинополь же второй по порядку (δεύτερος τὴ τάξει). Таковы же привилегии Константинополя, которые не  только Отцы этого Собора утвердили и запечатлели, но и весь синклит начальников, и легаты папы, но, прежде всего, вынося порицание Диоскору, однако видя необходимость в расширении границ Константинополя, в отношении которых почти отсутствовали недовольства; следовательно вполне очевидно, что поклонники папы лгут, говоря о первенстве Рима и преимуществах его, чтобы в церковных делах он возвышался, прежде всего засвидетельствовано в его собственной привилегии власти (εις αυτόν ιδικόν προνόμιον εξουσίας)  над всей Церковью, так сказать, в достоинствах монархическом и непогрешимости. Если же это так, то  из этого вытекает, что тоже самое необходимо иметь и Константинополю, поскольку Константинополь согласно канону имеет равную часть и точно такую же право власти (τῆς τιμῆς τῆς ἐξουσίας) и величие Рима. Но Константинополь этого, согласно канонам никогда не принимал, стало быть и Рим тоже. Но даже и преимущества Рима являются легендарным установлением Константина Великого, данные Сильвестру Римскому, как они говорили, то есть  чтобы ему передать некую награду царского величия в соответствии с подражанием царю...»

Далее прп. Никодим замечает:

«Итак, как мы уже говорили, есть преимущества и первенство Рима, которые состоят в том, чтобы он обладал всей властью в диоцезе Римского епископа и митрополитами с тем, чтобы он их рукополагал с епископами его диоцеза, и чтобы он был первым (πρῶτος) по порядку среди других патриархов. Все эти привилегии он принял не потому, что Рим является кафедрой Петра, и не потому, что Римский папа является викарием Христа, как тщетно говорят паписты, нет, но первоначально же было так, что Рим чтился из-за царя. Престолу же, как говорит данное правило, Древнего Рима ради пребывания в нем царя, предположительно отцы предоставили ему преимущества, следовательно же в этом состоит древний обычай, которому они последовали, поскольку  Рим был столичным городом,а тем самым должен был быть первым (πρῶτος) и его епископ, и, следовательно, правила предоставили те же привилегии и ему, когда подобные привилегии дали и Константинополю, поскольку царствующим стал Константинополь и Новый Рим,и через это он стал Царьградом. И стало древним обычаем, чтобы он рукополагал епископов в Азии, и Понте, и Фракии и тем самым были даны правила, которые зафиксировали этот древний обычай».

Следовательно богословское, экклезиологическое и каноническое истолкование преимуществ Древнего и Нового Рима очень ясно и оно не не имеет какого-либо отношения к первенству-примату на вселенском уровне (τὸ πρωτεῖο σε παγκόσμιο ἐπίπεδο), что утверждают сегодня латиняне.

Говоря здесь о первенстве папы в I тысячелетии, мы не должны забывать того, что вопрос о первенстве папы, который является вопросом догматическим и экклезиологическим, обсуждался на Соборе при свт. Фотие Великом (879-880), и там были выявлены два типа экклезиологии: православная и западная. Патриарх Фотий и православные признали первенство чети папы, но его поставили в рамки число экклезиологические. То есть, папа является только первым в Церкви по преимуществу чести, но не не выше Церкви. Тот, кто не соблюдает этот экклезиологический принцип, низлагается и отлучается. Мы имеем такие случаи, как например, папа Гонорий, который был низложен VI Вселенским собором после его смерти за монофилитскую ересь. Поэтому папа и всякий иной не может быть выше Вселенского собора и Церкви. И эта экклезиологическая позиция в отношении первенства-привилегии чести папы применима к I тысячелетию, чего, однако, в действительности не имеют право игнорировать представители православных и римо-католиков при ведении диалога.

 

2. Первенство папы во II тысячелетии

Из разнообразных исследований, которые в особенности были написаны как исторические исследования приснопамятным о. Иоанном Романидисом, нам известно, что в I тысячелетии. несмотря на существование некоторых административных различий между епископами Древнего и Нового Римов, у них не было существенных различий в догматах.

Во всяком случае ересь filioque была принята франками на соборе во Франкфурте в 794 г. по Р. Х. В течение  I тысячелетия епископы Древнего Рима  с епископами Нового Рима и Восточными патриархами совместно вели сопротивление введению франками filioque в Символ веры. Однако, когда в 1009г и в 1014г. был захвачен престол Древнего Рима франками и впервые внесено filioque в Символ веры, тогда патриархи Нового Рима удалили из диптиха епископа Древнего Рима и не было евхаристического общения, которого нет и до сих пор, хотя и произошло снятие анафем 1054г.[1]

Следовательно, все ереси, которые появляются в учении латинян о actus purus, что т.е. в Боге нетварная сущность ассоциируется с нетварной энергией и, следовательно, Бог сообщается с тварью посредством тварных энергий, является ересью, которая появилась в Древнем Риме во II  тысячелетии.

Однако, параллельно, во  II тысячелетии наблюдается весьма сильное изменение экклезиологии, поскольку преимущества чести, которые были предоставлены Древнему Риму были трансформированы в первенство служения-диаконии во всей Церкви. Здесь то и приходится видеть самую серьезную проблему.

О ересях как причине, которые были введены латинянами во II тысячелетии, нельзя не говорить, что ими было оказано влияние на появлние преимущества чести в I  тысячелетии. По этому поводу Иоанна Зонара, который жил в 12 столетии, давая комментарий на 28 правило IV Вселенского собора, пишет:

«Ибо невозможно, чтобы он был удостоин равных прав во всех отношениях по причинам, какие мы указали там; разве кто скажет, что те божественные отцы признавали его первым, предвидя Духом Святым, что церковь Римская будет отсечена от целого сонма православных и исключена из собора верных за неправославные догматы, и  таким образом удостоили одинаковых с Древним Римом прав во всех отношениях город,, как имеющий место занимать первое место, как некогда первенствовал Древний Рим. Ибо предлог после (μετά) понимать, согласно с сими говорящими, - в смысле указания на последовательность времени устроения столицы царства в сих городах».

Мысль Зонары ясна, то есть, что Святые Отцы предвидели отделение Римо-Латинской Церкви от Православной Церкви по причине неправославных догматов, поэтому приняли решение предоставить первенство престолу Константинополя, как первенствовал и Древний Рим.

Это означает, что в то время, когда в I тысячелетии было установлено преимущество чести, а не служения-диаконии для епископа Древнего Рима, как и равное преимущество чести для епископа Нового Рима, то после принятия еретических догматов  владеющий престолом Древнего Рима не обладает уже преимуществом чести в соборной системе патриаршего управления Востока. Следовательно, не только не существует первенство власти-диаконии папы во всей Церкви, но и не существует после введения им неправославных догматов и преимущества чести в соборном принципе жизни Церкви.

 

3. Современное учение о первенстве папы

На  I Ватиканском соборе (1870г.) было утверждено учение о непогрешимости папы, в то время  как  II Ватиканский собор (1962-1965) дал определение пониманию первенства папы во всей Церкви.

Книга, которая была издана Ватиканом под наименованием «Катехизис Католической Церкви», а этот Катехизис был составлен Комиссией из двенадцати кардиналов и епископов под председательством кардинала Иосифа Рацингера, нынешнего Римского папы Бенедикта, в его основу были положены соборные решения Ватикана и главным образом II Ватиканского собора, на нем ней имеется и надпись-гриф: «Коллегия епископов и их начальник Папа».

В тексте этой книги речь идет о том, что  как апостол Петр и все Апостолы «составляют одну и единственную апостольскую коллегию», точно таким же образом Римский папа, как преемник Петра, и все епископы образуют  единую коллегию, которая по своему служению находится ниже первенства папы. «Эта пастырская ответственность Петра и других Апостолов относится к основанию церкви и продолжается епископами, которые стоят ниже первенства папы».

Папа, как преемник апостола Петра «является вечным и видимым принципом и основанием единства, которое связывает как епископов между собой, так и множество верующих». «В действительности же епископ Рима с его достоинством как представителя Христа и как пастыря всей Церкви, обладает полной, высшей и всемирной властью в Церкви, которой он может всегда свободно пользоваться».

Фразы «представитель Христа», «пастырь всей Церкви» и «высшей и всемирной властью в Церкви», которой он конечно же свободно пользуется, являются такими, которые определяют то как сегодня осознается место папы в Церкви.

По причине такой позиции всякий епископ и всякий собор не находящийся в общении с папой не обладает никакой властью. «Коллегия или корпус епископов не обладает властью, если он не находится в общении с епископом Рима, как его начальником-главой». Коллегия епископов является «носителем высшей и полной власти во вселенской Церкви, но она не может ей пользоваться без  согласия с мнением епископа Рима». То есть, если какой-либо епископ или автокефальная Церковь не признает первенства папы и не имеет с ним общения, то использование ей власти без согласия с мнением папы не имеет никакого достоинства.

Весьма характерным является и связь между папой и Вселенским собором. Несомненно, как утверждается, «коллегия епископов являет свою власть над всей Церковью официальным образом на Вселенском соборе», но «не может существовать Вселенский собор, если он не утвержден, или по крайней мере если он не принят преемником Петра».

Первенство папы также связывается с его  непогрешимостью. В Катехизисе Ватикана пишется, что Христос, который является истиной, «даровал Его Церкви свойство быть участницей в Его собственной истине». И одновременно пишется: «Этой непогрешимостью обладает и епископ Римский», глава коллегии епископов, благодаря его достоинству, поскольку «он является первым пастырем и учителем всех верующих, который утверждает в вере его братьев, возвещает с помощью определенного деяния единое учение касательно веры и морали». Эта непогрешимость существует в корпорации епископов, «когда они, вместе с преемником Петра осуществляют высшее учительское достоинство, прежде всего на Вселенском соборе».

Эти взгляды латинян на положение и власть папы в Церкви, как и в отношении первенства и непогрешимости его, являются ярко выраженными и они указывают на уклонение их от православной экклезиологии. Также создается впечатление, что латиняне не приемлют учение «о церквах-сестрах» и они утверждают, что Православные Церкви имеют таинства, но имеют недостатки, поскольку не имеют общения с папой.

В том же катехизисе имеется соответствующий раздел касательно единства с наименованием «Всякая Церковь является «Католической»», там пишется, что «поместные Церкви являются всецело и совершенно кафолическими благодаря их церковному общению одной из них: Римской Церковью, которая «председательствует в любви». Всякая поместная Церковь, которая не имеет общения с Римской Церковью не является кафолической Церковью, а является ущербной. «Все христианские Церкви по всему миру считали и считают великую Церковь, которая здесь находится (в Риме) за единственное основание, поскольку согласно с обетованиями Самого Спасителя, силы ада никогда ее не победят».

В другой главе под названием «Кто принадлежит к Кафолической Церкви» между прочим пишется следующее: «Всецело соединенными в общении с Церковью являются те, которые имея Дух Христов, приемлют весь ее строй и все установленное в ней для спасения и в видимом теле являются соединенными со Христом, когда она управляется с помощью папы и епископов».

Это означает, что всякая Церковь, которая не имеет общения с папой, не является соединенной со Христом.

Даже Православные церкви обладают лишь частичным церковным общением с Кафолической Церковью, но однако не совершенным. Пишется: «Те, которые веруют во Христа и приняли действительное Крещение, находятся в некоем церковном общении, хотя и не совершенном, с Католической Церковью».

Схема очень ясная. Папа является представителем Христа на земле, он обладает первенством, не чести, но власти-диаконии во вселенской Церкви, он утверждает решения Вселенских соборов, а иначе они не имеют силы, и он  предоставляет законность Церквам. Это означает, что те Церкви, которые не признают папу являются ущербными церковными сообществами.

Уже в июле 2007г., еще до подписания заключительного текста в Равенне, Ватикан опубликовал некий текст, в котором самым ясным образом утверждается, что Кафолическая Церковь является в действительности уникальной Церковью Христа и что Восточные Церкви, которые не признают папу за преемника Петра, страдают единственным недостатком и поэтому являются «изолированными Церквами».

Вывод может быть таков: таким образом в I тысячелетии действовало преимущество чести (τὰ πρεσβεῖα τιμῆς), а во II первенство папы (τὸ πρωτεῖο), и никто не может не признавать этого реального положения вещей. Никто не сможет рассматривать преимущество чести (τὰ πρεσβεῖα τιμῆς)  I тысячелетия, если ясным образом не установит рамки первенства диаконии-власти (τὰ πλαίσια τὸ πρωτεῖου διακονίας-ἐξουσίας) во II тысячелетии и поймет как она работает сегодня. Поэтому считаю очень важным принять к сведению 28  правило IV Вселенского собора, которое указывает на экклезиологию, которая была определена Святыми Отцами Церкви этого собора.

Если существует перспектива для того, чтобы с помощью общего согласия идти далее в отношении того как действовало преимущество чести в I тысячелетии для исправления и уврачевания проблем, которые наблюдались во II тысячелетии, касательно непогрешимости и первенства папы с помощью яснейшего толкования 28 правила  IV Вселенского собора, то это может принести неоторые результаты. Думаю, что некоторым даже законным решениям достаточно трудно уничтожить  учение I Ватиканского собора о непогрешимости папы и  II Ватиканского собора о первенстве папы, которые латинянами считаются Вселенскими. Во всяком случае, если не будут четко сформулированы «ясные положения», тогда какие бы то ни было соглашения представителей православных и римо-католиков не могут быть приняты «бодрствующим сознанием» Церкви. Для православных христиан преимущества чести (τὰ πρεσβεῖα τιμῆς) в структуре соборного управления на уровне Автокефальных Церквей имеет патриарх Константинопольский – Нового Рима. Если папа отвергнет ереси, тогда он воспримет место, которым он обладал в  I тысячелетии, согласно с 28 правилом  IV Вселенского собора.

 

Источник - Πηγή:«ΕΚΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΗ ΠΑΡΕΜΒΑΣΗ» - ΟΚΤΩΒΡΙΟΣ 2009

 

© перевод «Православного Апологета»


[1]              Мы хотели бы заметить, что снятие анафем с Римской церкви патриархом Афинагором в 7 декабря 1965 имеет незаконный, антиканонический характер. А потому упоминать об этом событии не стоит. Читателей нашего сайта мы отсылаем к фундаментальному труду по истории папства и диалога Православной Церкви с Римом архимндрита Спиридона (Билалис) «Ὀρθοδοξία καὶ Παπισμός», τομ.2 Ἠ Ἔνωσις τῶν Ἐκκλησιῶν. Ἀθῆναι 1969/ Ἠ ἄρσις τῶν ἀναθεμάτων τοῦ 1054, σελ. 353-364




Подписка на новости

Последние обновления

События