Сказал авва Григорий Богослов:
«Бог требует от всякого крещеного человека трех вещей:
от души – правой веры, от языка – истины
и от тела – целомудрия».
Великий патерик
Данный раздел мы начинаем со слов одного из величайших святых Православной Церкви – святителя Григория Богослова. В них в самом сжатом виде выражена суть спасения для каждого христианина: православность веры, исповедание этой веры устами и телесная чистота.
Сегодня нам приходится переживать период активного насаждения в обществе так называемого плюрализма. Опасность его заключается в том, что с самого раннего детства в человека закладывается взгляд на религию как на нечто второстепенное и малозначащее в его жизни. А раз так, то можно верить, как угодно и во что угодно, ведь, в конце концов, все веры равны и все веруют в одного Бога. За этим весьма распространённым в обществе мнением кроется серьёзная опасность, которую мало кто понимает и осознает. Она заключается прежде всего в том, что, пользуясь религиозным невежеством большинства людей, средства массовой информации скрывают главное отличие христианства от всех остальных религий – его богооткровенность, богоустановленность. Кроме того, ведётся активная и искусная борьба с верой в то, что Христос – Истинный Бог, Творец и Создатель мира, его единственный Спаситель и Искупитель.
В хаосе и разброде мнений и взглядов на христианство современному человеку крайне сложно сориентироваться, найти Истину. На помощь ему приходит лишь Божественная благодать, которая пребывает только в Православной Церкви как сохранившей в неподдельной чистоте апостольскую веру.
В природе человека изначально, с момента создания его Богом Творцом заложены чувство правды и стремление к ней, поэтому поиск Истины присущ каждому человеку, но успех этого поиска зависит от многих личных факторов, и главным из них является целомудрие, чистота души и тела. Чем чище душа человека, тем она яснее чувствует зов Божественной благодати, тем яснее она отличает ложь от правды.
Римо-католицизм, о котором будет идти речь в данном разделе, – особое явление в жизни Церкви Христовой, которое можно сравнить с большим грязным пятном на чистой и светлой ризе Христа Спасителя. Святые отцы Церкви, являющиеся оргàнами Святого Духа, всегда сторонились римской церкви, не считали её за Церковь Христову, в которой одной действует спасительная благодать Божия. Почему? В чем причины такого положения дел? Рекомендуем вам почитать книгу известного и авторитетного игумена монастыря преподобного Григория на Св. Горе Афон, архимандрита Георгия, – «Православие и римо-католицизм», перевод которой вы можете здесь найти.
Мы, со своей стороны, должны подчеркнуть, что разрыв римской церкви с Восточной Православной Церковью, который произошёл в 1054 г., имел в основе не политические мотивы и недопонимания, но серьёзные догматические и канонические различия, накопившиеся за несколько столетий. Как замечает выдающийся богослов начала ХХ в. Владимир Лосский, незначительное, казалось бы, изменение в Символе веры – вставка «и от Сына» – привело к серьёзному духовному перевороту в римской церкви. Святитель Григорий Палама (XIV в.), неложный выразитель учения Православной Церкви, уже после трёхсотлетнего разрыва Рима с Восточной Церковью, исполненный Духом Святым, говорит вполне ясно, что за это нововведение в Символе веры латиняне «изгнаны из пределов нашей Церкви». Предпринимались неоднократные попытки преодолеть разделение. Однако история показала, что римская церковь всегда демонстрировала свою неспособность к трезвому пересмотру и переоценке принятых ею вероучительных нововведений, не считала и не хотела считать их ересями.
В связи с визитом папы в Константинополь в ноябре 2006 г. и публикацией Совместного Заявления, которое попирает Святое Предание и память святых отцов – борцов с папством, мы помещаем ряд ценнейших документов, которые и сегодня не потеряли своей догматической и канонической силы и важности. А также богословские комментарии.