Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

 

 

 

 

 

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Священная обитель Ставровуни

НЕТ ВИЗИТУ И ПРИЕМУ ЕРЕСИАРХА НА КИПРЕ

Прием и воздаяние почестей Папе со Священноначалия Церкви могло бы вызвать признание его и подчинение ему, замечает священная обитель Ставровуни в своём письме к митрополиту Китийскому

Ὑπὸ τῆς Ἱερᾶς Μονῆς Σταυροβουνίου

ΟΧΙ ΕΙΣ ΤΗΝ ΕΠΙΣΚΕΨΙΝ ΚΑΙ ΥΠΟΔΟΧΗΝ

 ΤΟΥ ΑΙΡΕΣΙΑΡΧΟΥ ΕΙΣ ΤΗΝ ΚΥΠΡΟΝ

ὑποδοχὴ καὶ ἐκδήλωσις τιμῆς πρὸς τὸν Πά-

παν ὑπὸ τῆς Διοικούσης Ἐκκλησίας δύναται

νὰ ἐκληφθῆ ὡς ἀναγνώρισις αὐτοῦ καὶ ὑποτέ-

λεια, ἐπισημαίνει ἡ Ἱ. Μονὴ Σταυροβουνίου εἰς

ἐπιστολήν της πρὸς τὸν Μητροπολίτην Κιτίου

 

Священный Синод Кипрской Церкви в прошедшую пятницу под давлением Архиепископа Хризостомоса приняло решение опубликовать Окружное послание, в котором призывает верующий народ, всечестных клириков и святые обители оказать прием Папе на Кипре и не проводить какого-либо противодействия или сопротивления, поскольку во время визита не будут вестись беседы относительно вероучения. Священный Синод призвал священников и наместников монастырей зачитать окружное послание верующему народу Кипра.

Наместник священной обители Ставровуни, архимандрит Афанасий оказал сильное противодействие, когда получил это Окружное послание. Немедленно было составлено письмо, которое было адресовано митрополиту Китийскому кир Хризостому, в котором он поставил в известность Его Высокопреосвященство в том, «что со стороны нашей священной обители мы хотели бы подчеркнуть, что оказывает смелое противодействие «какому бы то ни было» официальному приему со стороны церковного священноначалия и призыву его к проявлению уважения личности Папы, которое, вполне очевидно, приведет к его признанию и   подчинению ему».  Папа, как подчеркнул наместник монастыря, был, есть и останется ересиархом. Он также обращает внимание церковного священноначалия на то, что оно искажает смысл Священного Писания и учение Святых Отцов, когда призывает с помощью визита Папы «к единству верующих». Он также осуждает церковное священноначалие Кипрской Церкви, которое признает «в Униатстве церковное отклонение», но с другой стороны приглашает, принимает и оказывает гостеприимство Папе, «и на равных основаниях» мы в месте с униатами принимает участие в диалоге Православной Церкви с  папистами.

 

Письмо

Полный текст письма наместника Священной обители Ставровуни к митрополиту Китийскому имеет следующее содержание:

«Всесвятому митрополиту Китийскому кир кир Хризостому

Священная Митрополия Кития, Ларнака

13.5.2010. Вознесение Господне

 


 

Всесвященнейший Владыко, благословите! Молитесь о нас!

Мы получили 11.05. 2010 Окружное послание Священного Синода Кипрской Церкви, которое с большим внимание прочли. Прежде всего, мы испытываем серьезную необходимость в том, чтобы выразить Вам, как нашему настоящему духовному отцу, нашу в данном случае душевную боль в отношении единогласно утвержденного решения Священного Синода Кипрской Церкви одобрить официальное приглашение президента Кипра Папе Римскому Бенедикту XVI и в связи с этим единогласное одобрение его. Со стороны нашей Священной обители мы смело заявляем о нашем противодействии какому бы то ни было официальному приему и проявлению чести Папе со стороны церковного священноначалия, что можно вполне воспринимать это как признание и подчинение ему.

 Вполне заслуженно всякий православный верующий   ясно заявляет о том, что после разрыва Западной Церкви с Кафолической Православной Церковью всякий Римский Папа является не только схизматиком, но и еретиком. В связи с этим полаем вполне достаточным привести смелую позицию наших Отцов: свт. Фотия Великого, свт. Григория Паламы, свт. Марка Евгеника, Геннадия Схолария и др., которые вполне ясно и недвусмысленно заявляют, что после Схизмы глава Западной «церкви» Папа является великим еретиком.

Если апостол Павел в Духе Святом говорит о том, что «еретика после первого и второго вразумления отвращайся» (Тим. 3, 10), то к чему эти богословские диалоги с папистами, эти официальные приемы и объятия? Апостол языков вполне ясно говорит об отвращении от еретиков, безусловно, для их обращения, если, конечно же,  они проявят дух смирения и истинное покаяние. Однако под этим ни в коем случае не мыслится компромисс на равных условиях, словно истина и ложь стоят на одинаковом уровне, и не замечается существующая между нами пропасть. Ибо, соответственно божественному апостолу Павлу «после первого и второго вразумления» мы должны отвращаться от бесполезного и ненужного Диалога, поскольку «таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 11)

Далее, в соответствующем Синодальном Окружном послании ведется речь о «единстве всех» в соответствии с первосвященнической молитвой Господа («да будут едины все»). Но почему в данном документе искажается смысл Священного Писания и согласное святоотеческое истолкование вышеназванного текста, поскольку единство понимается исключительно как единство в Истинной Вере? На протяжении уже тысячелетия как ведется богословский диалог с папистами, когда они выказали хотя бы малейшее смирение и подлинное покаяние, или иными словами стремление возвратиться к Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви? Кто же не понимает того, что действительная цель и истинное желание папистов состоит в том, чтобы наши православные в конечном итоге предали бы Единственную Истину и мы бы подчинились космополитическим намерениям папоцезарю Понтифику?

Самой лучшей частью Окружного послания является выражение его взгляда о «екклезиологическом уклонении Униатства, которая для нас является неприемлемым методом прозелитизма», но, однако же, с точки зрения неизбежно возникает огромный вопрос: Для чего делается приглашение, прием, оказание гостеприимства и на равных основаниях ведутся заседания с униатами во время диалогов православных с римо-католиками?

Важно в конечном итоге заметить и тот факт, что все достоуважаемые служащие священники храмов Кипра получили окружное послание и будут его зачитывать христолюбивому народу во время Божественной литургии на большие церковные праздники: а) Воскресение 16. 5. 2010, когда совершается память 318 Отцов I Вселенского собора и б) в Воскресный день 30.05. 2010, на праздник Святых Отцов.

Вполне разумно задаться вопросом:

а) Разве  Святые Отцы I Вселенского собора, вырабатывая Символ веры, в дальнейшем, его завершая на II Вселенском соборе, богодуховновенно приняли решение об исхождении Святого Духа только от Отца, тем самым отвергая полностью основополагающий богохульное учение папистов о Filioque? На нем, анафематствуя Ария и его ересь, они изгнали из Церкви любое принижение достоинства Богочеловека Христа. Но согласно богодухновенным писаниям современного Святого и Исповедника, отца Иустина Поповича «Западный христианско-гуманистический максимализм (Папизм)... отнял у Христа все», и не Его место, изгоняя Христа, над Ним поставил «непогрешимого человека с Запада», т.е. Папу.

б) Все же Святые никаким же образом не оправдывали никакое злочестие, и никто из них вовсе не оправдывал само папство. Напротив, все они касавшиеся папизма Святые вполне ясно выносили решения против него. В результате по причине прочтения Окружного послания во время указанных праздников вытекает, как оказывается, совершенно противоположное тому, что официально решала официальная Церковь Кипра в отношении принятия Папы на острове Святых.

В заключении мы выражаем вновь нашу душевную скорбь по поводу принятого официального решения Священного Синода в отношении приема Папы. Мы смиренно полагаем, что этот прием происходит не случайно, им косвенно и это более чем очевидно делается признание положения папы и его в высшей степени обмирщенного двуличного поведения, а ожидаемая от этого якобы национальная польза развеется как пар. Мы испытываем большую боязнь за то, что это в конечном итоге, как ожидается, причинит лишь вред для народа Кипра и нанесет удар по авторитету нашей Церкви.

То, что мы сыновне высказали Вам выше, достоуважаемый и возлюбленный наш о Господе Отче и Владыко, мы почтительно просим, чтобы Вы оповестили о нашем ответе уважаемых членов Священного Синода Кипрской Церкви.

С глубоким сыновним почтением и с любовью о Господе

Архимандрит Афанасий

наместник Священной Обители Ставровуни

и моя во Христе братия

 

 

«Πανιερώτατον Μητροπολίτην Κιτίου κ.κ. Χρυσόστομον,

Ἱερά Μητρόπολις Κιτίου, Λάρνακα

                           
13.5.2010, Τῆς τοῦ Κυρίου Ἀναλήψεως

Πανιερώτατε ἅγιε Δέσποτα, Εὐλογεῖτε! Τήν εὐχήν Σας!

   Ἐλάβομεν τήν ὑπό ἡμερ. 11.05.2010 Συνοδικήν Ἐγκύκλιον τῆς Ἐκκλησίας τῆς Κύπρου, τήν ὁποίαν καί μετά προσοχῆς ἀνεγνώσαμεν. Αἰσθανόμεθα ἐν προκειμένῳ ἔντονον τήν ἀνάγκην νά ἐκφράσωμεν κατ᾽ ἀρχήν τήν ψυχικήν ἡμῶν ὀδύνην πρός Ὑμᾶς, ὡς τόν γνήσιον ἡμῶν Πνευματικόν Πατέρα, διά τό γεγονός τῆς ὑπό συμπάσης τῆς Συνόδου τῆς Ἐκκλησιάς τῆς Κύπρου ἐγκριθείσης ὁμοφώνως ἀποδοχῆς τῆς ὑπό τοῦ Προ-

έδρου τῆς Κυπριακῆς Δημοκρατίας ἐπισήμου προσκλήσεως εἰς Κύπρον τοῦ Πάπα Ρώμης Βενεδίκτου ΙΣΤ´ καί τῆς πρός τοῦτο ὁμοθύμου συγκαταθέσεως αὐτῆς. Ἡ καθ᾽ ἡμᾶς Μονή τονίζει εὐθαρσῶς τήν ἀντίθεσιν αὐτῆς δι᾽ οἱανδήποτε ἐκ μέρους τῆς Διοικούσης Ἐκκλησίας ἐπίσημον ὑποδοχήν καί ἐκδήλωσιν τιμῆς πρός τό πρόσωπον τοῦ Πάπα, ἡ ὁποία, εὐλόγως, δύναται νά ἐκληφθῇ ὡς ἀναγνώρισις αὐτοῦ καί ὑποτέλεια.

   Τυγχάνει πᾶσι τοῖς Ὀρθοδόξοις πιστοῖς κατάδηλον, τό ὅτι ὁ ἑκάστοτε Πάπας Ρώμης, ἀπό τῆς ἀποσχίσεως τῆς Δυτικῆς Ἐκκλησίας ἐκ τῆς Καθολικῆς Ὀρθοδόξου Ἐκκλησίας, εἶναι οὐχί μόνον σχισματικός, ἀλλά καί αἱρετικός. Εἶναι περιττόν ἐν ταύτῃ τῇ συναφείᾳ νά ἀναφερθῶμεν εἰς τά οὐρανομήκη καί ἁγιώτατα Πατερικά ἀναστήματα τῶν Μεγάλου Φωτίου, Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ, Μάρκου τοῦ Εὐγενικοῦ, Γενναδίου Σχολαρίου κ.ἄ., οἱ ὁποῖοι, σαφῶς καί ἀπεριφράστως, ἀποφαίνονται ὅτι ὁ μετά τό Σχίσμα Προϊστάμενος τῆς Δυτικῆς «ἐκκλησίας» Πάπας εἶναι μέγας αἱρεσιάρχης.

   Ἐάν ὁ Ἀπόστολος Παῦλος ἀποφαίνεται ἐν Πνεύματι Ἁγίῳ ὅτι «αἱρετικόν ἄνθρωπον μετά μίαν καί δευτέραν νουθεσίαν παραιτοῦ» (Τίτ. 3,10), πρός τί οἱ θεολογικοί μετά τῶν παπικῶν Διάλογοι, ἐπίσημοι τούτων ὑποδοχαί καί ἐναγκαλισμοί; Ὁ Ἀπόστολος τῶν Ἐθνῶν ὁμιλεῖ σαφῶς περί νουθεσίας τῶν αἱρετικῶν, ἀσφαλῶς πρός τήν ἐκείνων ἐπιστροφήν, ἐάν βεβαίως ἐπιδείξωσι πνεῦμα ταπεινώσεως καί ἐμπράκτου μετανοίας. Οὐδόλως, ὅμως, ἐννοεῖ τήν μετ᾽ αὐτῶν συνδιαλλαγήν ἐπί ἴσοις ὅροις, ὡς ἐάν ἡ Ἀλήθεια καί τό ψεῦδος νά εὑρίσκωνται ἐν τῷ αὐτῷ ἐπιπέδῳ, παραβλέποντες τό μεταξύ ἡμῶν καί αὐτῶν μέγα χάσμα. Ἑπομένως λοιπόν, κατά τόν θεηγόρον Παῦλον, «μετά μίαν καί δευτέραν νουθεσίαν» ὀφείλομεν νά παραιτούμεθα τοῦ ἀχρειάστου καί ἀχρήστου Διαλόγου, ἐφ᾽ ὅσον «ἐξεστραμμένοι εἰσίν οἱ τοιοῦτοι καί ἁμαρτάνουσιν ὄντες αὐτοκατάκριτοι» (Τίτ. 3,11).

   Περαιτέρω, ἐν τῇ ἐν λόγῳ Συνοδικῇ Ἐγκυκλίῳ γίνεται ἀναφορά «περί τῆς τῶν πάντων ἑνώσεως», κατά τήν ἀρχιερατικήν τοῦ Κυρίου Προσευχήν («ἵνα πάντες ἕν ὦσιν»). Διατί ὅμως παραθεωρεῖται ἐν προκειμένῳ ἡ αὐτῆς ταύτης τῆς Ἁγίας Γραφῆς καί πάντων τῶν Ἁγίων Πατέρων σύμφωνος θεόπνευστος ἑρμηνεία τοῦ ὡς ἄνω χωρίου, ὅτι δηλαδή ἑνότης ἐννοεῖται μόνον ἐν τῇ ἑνότητι τῆς Ἀληθοῦς Πίστεως; Εἰς τούς ὑπέρ χιλιετίαν κατά καιρούς θεολογικούς μετά τῶν παπικῶν Διαλόγους, πότε ἐπεδείχθη ὑπ᾽ αὐτῶν ἔστω καί ἡ παραμικρά ταπείνωσις καί ἔμπρακτος μετάνοια, πρός τήν τούτων δηλονότι ἐπιστροφήν εἰς τήν Μίαν, Ἁγίαν, Καθολικήν καί Ἀποστολικήν Ἐκκλησίαν; Ποῖος δέν κατανοεῖ ὅτι ὁ πραγματικός στόχος καί ἡ ἀληθής ἐπιθυμία τῶν παπικῶν εἶναι τελικῶς ἡ ὑφ᾽ ἡμῶν τῶν Ὀρθοδόξων ἀπεμπόλησις τῆς Μόνης Ἀληθείας καί ἡ ὑποταγή ἡμῶν εἰς τάς κοσμοκρατορικάς βλέψεις τοῦ Παποκαίσαρος Ποντίφηκος;

   Ὡραιότατος ὄντως ὁ εἰς τήν ὑπ᾽ ὄψιν Ἐγκύκλιον χαρακτηρισμός «τῆς ἐκκλησιολογικῆς ἐκτροπῆς τῆς Οὐνίας, πού εἶναι γιά μᾶς ἀπεχθέστατη μέθοδος προσηλυτισμοῦ», ἀλλ᾽ ὅμως ἀβιάστως ἀναφύεται τό μέγα ἐρώτημα: Πρός τί ἡ πρόσκλησις, ὑποδοχή, φιλοξενία καί ἐπί ἴσοις ὅροις συμπαρακάθησις αὐτῶν (τῶν Οὐνιτῶν) εἰς τούς μεταξύ τῶν Ὀρθοδόξων καί

Παπικῶν διαλόγους;

   Ἄξιον ἐν τέλει παρατηρήσεως τό γεγονός ὅτι πάντες οἱ τῆς Ἐγκυκλίου παραλῆπται, αἰδεσιμώτατοι Ἐφημέριοι τῶν ναῶν τῆς Κύπρου, ἐντέλλονται νά ἀναγνώσωσι ταύτην πρός τό χριστεπώνυμον πλήρωμα κατά τήν Θ.Λειτουργίαν δύο μεγάλων τῆς Ἐκκλησίας ἑορτῶν: α) Τήν Κυριακήν, 16.5.2010, καθ᾽ ἥν τελεῖται ἡ μνήμη τῶν 318 Θεοφόρων Πατέρων τῆς Α´ Οἰκουμενικῆς Συνόδου καί, β) τήν Κυριακήν, 30.5.2010, ἑορτήν τῶν Ἁγίων Πάντων. Εὐλόγως δύναταί τις νά διερωτηθῇ:

   α) Οἱ μέν Ἅγιοι Πατέρες τῆς Α´ Οἰκουμενικῆς Συνόδου, θεμελιώσαντες τό Σύμβολον τῆς Πίστεως, ἀπαρτισθέν ἐν συνεχείᾳ ὑπό τῆς Β´ Οἰκουμενικῆς Συνόδου, θεοπνεύστως ἀπεφάνθησαν περί τῆς ἐκ μόνου τοῦ Πατρός ἐκπορεύσεως τοῦ Ἁγίου Πνεύματος, ὅπερ ἀναιρεῖ τελεσιδίκως τήν θεμελιώδη παπικήν τοῦ Filioque κακοδοξίαν. Ἐν ταυτῷ, ἀναθεματίσαντες τόν Ἄρειον καί τήν αἵρεσιν αὐτοῦ, ἐξοστράκισαν ἐκ τῆς Ἐκκλησίας, πᾶσαν ὑποτίμησιν τοῦ Προσώπου τοῦ Θεανθρώπου Χριστοῦ. Ὅμως, κατά τήν θεοκίνητον γραφῖδα τοῦ σύγχρονου Ἁγίου καί Ὁμολογητοῦ, Πατρός Ἰουστίνου Πόποβιτς, «ὁ Δυτικός χριστιανικο-οὐμανιστικός μαξιμα-

λισμός (ὁ Παπισμός)… ἀπό τόν Χριστόν ἀφῄρεσε τά πάντα», εἰς τήν θέσιν δέ τοῦ ὑπ᾽ αὐτοῦ ἐξοβελισθέντος Χριστοῦ ἐγκατέστησε τόν «ἀλάθητον τῆς Δύσεως ἄνθρωπον», δηλ. τόν Πάπαν.

   β) Οἱ δέ Ἅγιοι Πάντες, κατ᾽ οὐδένα τρόπον ἀμνήστευσαν οἱανδήτινα κακοδοξίαν, καί οὐδείς τούτων ἐδικαιολόγησε ποτέ οἱανδήποτε παπικήν τοιαύτην. Ἀπεναντίας, ἅπαντες οἱ περί τόν Παπισμόν ἐνασχοληθέντες Ἅγιοι ἀπεφάνθησαν σαφέστατα ἐναντίον αὐτοῦ. Τό συμπέρασμα: Τό ἀπορρέον ἐκ τῶν ἐπιλεγεισῶν ἑορτῶν ἀναγνώσεως τῆς ᾽Εγκυκλίου μήνυμα εὑρίσκεται ἐν πλήρει ἀντιθέσει πρός τήν ἐγκριθεῖσαν ἐπίσημον ὑπό τῆς Διοικούσης Ἐκκλησίας Κύπρου ὑποδοχήν τοῦ Πάπα εἰς τήν Νῆσον τῶν Ἁγίων.

   Ἐν κατακλεῖδι, ἐκφράζομεν καί πάλιν τήν ψυχικήν ἡμῶν ὀδύνην διά τήν ἀποφασισθεῖσαν ὑπό τῆς Συνόδου ἐπίσημον ὑποδοχήν τοῦ Πάπα. Ταπεινῶς φρονοῦμεν ὅτι αὕτη ἡ ὑποδοχή δέν τυγχάνει ἄμοιρος ἐμμέσου πλήν σαφοῦς ἀναγνωρίσεως τοῦ παπικοῦ θεσμοῦ καί τῆς ἄκρως ἐκκοσμικευμένης διπλοπροσώπου συμπεριφορᾶς αὐτοῦ, τά δέ ἀναμενόμενα δῆθεν ἐκ τούτου ἐθνικά ὀφέλη θά ἐξανεμισθῶσιν ὡς ἀτμίς. Πολύ φοβούμεθα ὅτι τελικῶς ἐκεῖνο, ὅπερ θά παραμείνῃ, θά ἀποτελῇ ζημίαν διά τόν λαόν τῆς Κύπρου καί τό κῦρος τῆς καθ᾽ ἡμᾶς Ἐκκλησίας.

   Τά ὡς ἄνω υἱϊκῶς πρός Ὑμᾶς ἐκφραζόμενα, σεβαστέ καί ἠγαπημένε ἐν Κυρίῳ Πάτερ καί Δέσποτα ἡμῶν, ἐπειδή ἀναφέρονται εἰς Συνοδικήν Ἐγκύκλιον, παρακαλοῦμεν εὐσεβάστως, ὅπως κοινοποιήσητε πρός ἅπαντα τά σεβαστά Μέλη τῆς Ἱερᾶς Συνόδου τῆς Ἐκκλησίας τῆς Κύπρου.

       Μετά βαθυτάτου υἱϊκοῦ σεβασμοῦ καί τῆς ἐν Κυρίῳ ἀγάπης

                         Ἀρχιμανδρίτης Ἀθανάσιος

             Ὁ Καθηγούμενος τῆς Ἱ. Μονῆς Σταυροβουνίου

                    καί οἱ σύν ἐμοί ἐν Χριστῷ ἀδελφοί»

 

Источник: газета Ορθόδοξος Τύπος 28 ΜΑΪΟΥ 2010? 1833, σελ.1, 7



Подписка на новости

Последние обновления

События