Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 Профессор Фессалоникийского университета Димитрий Целенгидис: «Римо-Католическая церковь не может считаться Церковью»

Δημ. Τσελεγγίδης , "O Ρωμαιοκαθολικισμός δεν μπορεί να θεωρηθεί Εκκλησία..."

 

15 Μαρ 2010

 

«Богословские диалоги, поскольку они не могут разрешить вопрос о различиях в догматах, не обладают пониманием того, что существует непреодолимая пропасть», высказался профессор  Богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля г-н Димитрий Целенгидис, произнося речь в Ларисе.

 


Мнение о том, что римо-католицизм и протестантизм не могут рассматриваться как Церкви и что они являются «ересями», высказал в Ларисе профессор  Богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля г-н Димитрий Целенгидис, произнося речь сегодня в Воскресный день (14.03. 2010) утром во время конференции, которая была организована местным Союзом богословов и христианским центром «Апостол Павел».
Раскрывая тему своего доклада «Значение догматов в диалогах с инославными для единства во Христе» («H σημασία του δόγματος στους διαλόγους με τους ετεροδόξους για την εν Χριστώ ενότητα»), г-н Целенгидис подчеркнул, что догмат, составляющий индех и свидетельство православного мышления, должен составлять первое и основополагающее условие на пути диалога, который ставит своей целью возвращение заблудших во Единую, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь. Этой Церковью, как он подчеркнул, является не какая-либо иная как Православная, однако от которой, как подчеркнул докладчик, римо-католики откололись в 1054г. по причине их догматических уклонений, самым главным из которых является «filioque». В основе этого учения лежит вера в то, что Святой Дух исходит не только от Отца (согласно православному Символу веры), но и от Сына.

Господин Целенгидис разошелся с мнениями Патриархии, Элладской Церкви и других автокефальных Православных Церквей (которые хотя и считают вероучения римо-католиков о «filioque» и о «Первенстве» папы за еретические, но не при этом не вся Римо-Католическая церковь, поскольку по данной проблеме нет решения Вселенского собора), утверждая, что  Римо-католицизм с момента изменения домата утратила божественную благодать, отпала от Церкви, следовательно, она перестала быть Церковью, составляя некое еретическое христианское общество. Докладчик подчеркнул, что в действительности пропасть между двумя сторонами, православной и римо-католической, имеет экклезиологический характер, в данный момент она не преодолима. Это факт, которому, согласно его точке зрения, требуется при ошибочном методе ведения богословского диалога, при усвоении правила ведения диалога «на равных услових» при наличии различий в догматах. Если же не будут ликвидированы искажения в догматах  у римо-католиков, тогда диалоги не имеют никакого существенного смыла...», завершил докладчик.

 

Ένωση Θεολόγων ν. Λάρισας

источник: aktines.blogspot.com

©перевод «Православного Апологета»

 

Комментарий «Православного Апологета»

Со своей стороны мы присоединяемся к позиции уважаемого профессора Димитрия Целенгидиса. Нужно также подчеркнуть, что Православная Церковь никогда после Великой схизмы не относилась к Римской церкви как Церкви. Ее всегда рассматривали как схизматическое общество, а позже утвердилось окончательное к ней отношение как к ереси. И в сознании Православной Церкви никогда не лежала та идея, которая сегодня высказывается экуменическим крылом Православной Церкви, для признания Римской церкви ересью необходим Вселенский собор. А как такового не было, то и Римская Церковь, даже при наличии откровенно еретических учений является все же Церковью. Во-первых данная позиция в корне противоречит определениям Вселенских соборов, которым осуждались не поместные церкви (Александрийская., Константинопольская), а носители ереси и сами ереси. И контекст этих анафем-осуждений был таков, что и всякий, независимо когда и где разделяющий учение, отвергнутое Вселенским собором, также подлежит отлучению и анафеме. Достаточно для этого ознакомиться с самими вопросами Вселенских соборов. Учение Западной церкви о «filioque» попадает под непосредственное осуждение ряда Вселенских соборов, запрещающих составлять новую веру и что-то добавлять или убавлять из Символа веры. Так что вполне понятно, почему и свт.Григорий Палама и свт. Марк Ефесский явным образом высказываются о Западной церкви как еретической. И если сегодня в кругах высшей иерархии придерживаются мнения о том, что Римская церковь является Церковью, то это не есть учение Православной Церкви. Оно, наоборот, с ним расходится, и причиной таких либеральных высказываний является потеря святоотеческого догматического сознания высшей иерархией в силу обмирщенности образа жизни и активных экуменических контактов, которые неизбежно притупляют православное сознание. И не поместные Церкви высказывают мнения о Римской церкви как Церкви, а лишь ее священноначалие. Ибо Церковью являются все православные верующие, а учением Церкви – учение святых Отцов Православной Церкви. По этой причине мы вправе говорить о том, что профессор Димитрий Целенгидис высказывает не свою точку зрения, а учение Православной Церкви, которое противоречит мнению современной церковной высшей иерархии.



Подписка на новости

Последние обновления

События