Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Обращение профессора г-на Д. Целенгидиса к Священному Синоду Элладской Церкви в отношении диалога с римо-католиками.

Παρέμβαση του Καθηγητή κ. Δ. Τσελεγγίδη προς την Ιερά Σύνοδο για τον διάλογο με τους παπικούς

 

 

 

Профессор догматического богословия Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля г-н Димитрий Целенгидис в своём письме к Священному Синоду Элладской Церкви попросил иерархов заняться текстом Совместного заявления, принятого в Равенне и занять позицию в отношении вопроса о примате папы прежде решающего заседания Смешанной Комиссии по диалогу православных с римо-католиками, которое пройдет на Кипре в предстоящем октябре месяце.

Аналогичное письмо г-н профессор направил и в Священный Синод Кипрской Церкви, а также в священный Кинот Святой Горы Афон.

Это письмо имеет следующее содержание:

ΑΡΙΣΤΟΤΕΛΕΙΟ ΠΑΝΕΠΙΣΤΗΜΙΟ ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗΣ

ΘΕΟΛΟΓΙΚΗ ΣΧΟΛΗΤΜΗΜΑ ΘΕΟΛΟΓΙΑΣ

Θεσσαλονίκη, 10-9-2009

ΤΟΜΕΑΣ ΔΟΓΜΑΤΙΚΗΣ ΘΕΟΛΟΓΙΑΣΚΑΘΗΓΗΤΗΣ:

ΔΗΜΗΤΡΙΟΣ ΤΣΕΛΕΓΓΙΔΗΣ-----------541 24 ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ

Τηλ. Γραφ. 2310-996957Οἰκ. 2310-342938

Πρός τήν Ἱερά Σύνοδοτῆς Ἐκκλησίας τῆς ἙλλάδοςἸ.

Γενναδίου 1411521 Ἀθήνα


 


 

Священному Синоду
Элладской Церкви
ул. Геннадиу 14
11521 Афины

Всем иерархам Элладской Церквии

 

Ваше блаженство, святейший Председатель, Преосвященные Архиереи!

С чувством глубокой ответственности наблюдая за церковной ситуацией в наше время, как обычный верующий и как университетский профессор догматического богословия Церкви, хотел бы почтительнейше обратиться к Вам, как Верховному Управлению нашей Поместной Церкви, по одной весьма серьёзной богословской проблеме.
Причина, которая привела меня к необходимости послать это письмо, состоит в моих контактах с некоторыми митрополитами. Относительно моего вопроса к ним, если Элладская Церковь обсудила бы на Синоде и приняла позицию в отношении предстоящего двустороннего богословского диалога по вопросу о папском примате, они ответили, что они не знают всего вопроса. Тем самым я посчитал целесообразным Вам написать следующее.
В октябре этого года на Кипре состоится возможно весьма решающая сессия Смешанной Международно Комиссии по богословскому диалогу православных и католиков. Поскольку текст Совместного Заявления, который будет приготовлен на этой встречи, будет иметь решающее значение для развития отношений между двумя сторонами, ведущими диалог, то я считаю своим долгом решительно призывать Вас созвать как можно скорее чрезвычайное заседание архиерейского собора,с той целью, чтобы тщательно заняться содержанием непосредственно данного богословского диалога.
Смешанная Международная Комиссия будет непосредственно заниматься вопросом о "роли Римского епископа в сообществе (ἐν τῇ κοινωνίᾳ) всех церквей" (см. текст Совместного заявления в Равенне, пункт 45.). Смиренно полагаю, что если уважаемая иерархия подвергнет богословскому рассмотрению вопрос и четко обозначит свою позицию по данному вопросу, тем самым она сделает присутствие представителя нашей поместной Церкви в Смешанной Комиссии с более четким воззрением и в особенности повлияет на окончательное формирование текста Совместного заявления Международной ассамблеи. Тем самым наша иерархия окажет своевременную и упредительную услугу для того, чтобы не оказывать в более позднее время терапевтического вмешательства, когда она должна, учитывая ретроспективную возможность появления богословских и экклезиологических оплошностей в тексте Совместного заявления, когда она в действительности представит своего уполномоченного представителя на Смешанной Комиссией.
Кроме того, позвольте мне выразить со всей возможной краткостью и мой богословский взгляд на данный вопрос. Запланированное богословское обсуждение вопроса о примате епископа Рима "с большой тщательностью», в октябре этого года на Кипре является с точки методологии неуместным и преждевременным по существу. Это потому, что в соответствии с богословской и святоотеческой этикой, этому должны обязательно предшествовать богословские обсуждения вопросов, составляющих принципиальную разницу нашей догматики с римо-католической, и в частности о filioque, о непогрешимости и тварности божественной благодати, которые ошибочно утверждаются и до сих пор. Эти догматические нечестия определяют характер облика римского католицизма и богословски опустошают его экклезиологию и мистириологию, то есть существенным образом лишают ее наиболее существенного свойства как Церкви, как "общества обожения" человека (ὡς «κοι­νω­νί­ας θε­ώ­σε­ως» τοῦ ἀν­θρώ­που).
Только после достижения нами абсолютной идентичности в догматах, может последовать обсуждение вопроса о управлении Церковью. Разногласие в наших догматах, в соответствии с буквой и духом Вселенских соборов, которые ясно вытекают из из их деяний, поставляет римо-католиков вне Церкви, реальность, которая подтверждается эмпирически прекращением между нами общения в таинствах.
Поэтому неудивительно, что возникает богословский вопрос: как мы можем обсуждать рационально на предстоящем богословском диалоге с католиками вопрос об институциональном иерархическом положении человека (папσ) в Церкви, поскольку его личность в сущности и законно еще находится и вне Церкви?
Если, однако, были лишь теоретические дискуссии о примате римского епископа, то позвольте мне напомнить здесь бесспорный исторический факт, что все церкви в первом тысячелетии не признавали за епископом Рима первенство авторитета и власти на вселенском уровне. Высочайший авторитет во всей Вселенской Церковью всегда и только признавался за Вселенским собором.

Во всяком случае, никогда Православная Церковь не признавала папского примата ( το πα­πι­κό πρω­τεῖ­ο) в том виде, как он был понят и истолкован на I Ватиканском Соборе, который провозгласил Папу непогрешимым выразителем сознания Церкви со всей силой противопоставив его даже решениям Вселенского собора. Иными словами, Папа на Латинском западе – догматически утверждая на II Ватиканском соборе свою «непогрешимость» и свои притязания на примат власти над всей Церковью – своевольно захватил место Духа Истины во Вселенской Церкви.
Таким образом, с таким пониманием экклезиологического характера папского примата власти (τοῦ πα­πι­κοῦ πρω­τεί­ου ἐ­ξου­σί­ας) отменяется не только соборная система управления Церковью, но, в сущности, и что само присутствие Святого Духа в ней.
Вместе с тем, все, что мной было вкратце написано, адресую Вам, досточтимые наши иерархи, чтобы Вам изложить церковный характер моего беспокойства и параллельно предложить Вам свою краткую богословскую оценку методологии и содержания данного двустороннего богословского диалога в рамках Смешанной Международной Комиссии.

Я надеюсь, что Святой Дух, который направляет Церковь так, чтобы исправлять слово истины, будет выражаться через Вас, поскольку наш Триединый Бог благоволил, чтобы Его Церковь законно высказывалась соборным образом.

С глубочайшим благоговением лобзаю Ваши десницы,

Димитрий Целенгидис, профессор Богословского факультета Университета им. Аристотеля.

 

http://aktines.blogspot.com/2009/09

 



Подписка на новости

Последние обновления

События