Вокруг событий в Оптиной пустыни в связи с проповедью иеродиакона Лазаря и оценка принимаемых решений
(статьи)
От редакции ПА: Изучив имеющиеся публикации относительно проповеди насельника Оптиной Путыни иеродиакона Лазаря, мы можем только удивляться и даже возмущаться той "поддержке" проэкуменически мыслящего иеродиакона председателем Синодальной комиссии по монастырям архиепископа Феогноста. Высказанные иеродикаоном Лазарем мения о Римо-Католической Церкви в целом противоречат учению Православной Церкви о латинстве. При этом необходимо помнить, что даже принятые в ходе Двустороннего Богословского диалога новые дипломатические термины и шаги, такие как взаимное признание таинств, признание друг друга церквами-сестрами, зафиксированные т.н. Баламандским соглашением (1993), противоречат учению Восточной Православной Церкви. Учение и позиция Восточной Правослаувной Церкви к Римо-Католической церкви как ереси изложено выдающимися святыми Отцами Православнойй Церкви: свт. Григорий Палама ("за эту вставку (т.е Filioque) латиняне изгнаны из пределов нашей Церкви"), свт. Марк Ефесский ("латиняне действительно являются еретиками.. бегайте их как змея"), свт. Симеон Фесаллоникский, свт. Нектарий Эгинский, свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Филарет Московский, свт. Феофан Затворник, прп. Амсвросий Оптинский, прпмч. Косма Этолийский и др. Кроме того Восточная Правочславная Церковь выразила не раз свое соборное отношение к Римо-Католицизму как ереси в ряде Окружных посланий, в Послании Восточных патриархов (1848г.), которые являются символическими книгами Православной Церкви. В свое время священный Синод русской Православной Церкви заявил, что принимаемые в ходе Богословских диалогов заявления не имеют силы до тех пор, пока они не приняты Архиерейским Собором или священным Синодом. резолюция Балмандского соглашения не была принята священным Синодом РПЦ, и посему этот документ не имеет силы для Русской Православной Церкви. Этот же документ не был принят 7-ю Поместными Православными Церквами, следовательно он не имеет всеправославной рецепции. Используемая же высшими иерархами Православной Церкви терминология Баламандского соглашения при диалоге с Римо-Католической церковью носит исключительно дипломатический характер и не имеет никакой канонической и догматической силы. Православная Церковь обязывает священную иерархию "право править слово истины", что совершается не использованием языка богословской дипломатии, а при точном следовании Святым Отцам и определениям Поместных и Вселенских Соборов, решения которых являются для Церкви "вселенским законодательством". Поэтому архиепископ Феогност, при всем к нему уважении как иерарху РПЦ, в своих действиях оправдания иеродиакона Лазаря поступает вопреки учению Вселенской Церкви, опасно потакая "разложению внутри Церкви Христовой". Вероучительные ошибки, а тем более упорство в них - это самое опасное для Церкви. Снятие же с должности наместника Оптиной пустыни достоуважаемого пастыря и широко известного опытного духовника будет не просто неразумным решением, но серьезным подрывом авторитета священноначалия в глазах многих верующих людей. Этот шаг лишь раскроет некий "замысел" по проведению серьезного и глубокого раскрола в Московском Патриархате, реформе в Церкви и окатоличивании ее в лоне Московского Патриархата. Мы надеемся, что по молитвам святых преподобных угодников Божиих Оптинских старцев Его Святейшество найдет мудрое и правильное разрешение сложившейся ситуации.
Из-за "спора о католиках" в Оптиной пустыни РПЦ МП готовится замена наместника |
|||
Вопрос об увольнении многолетника наместника Оптиной пустыни РПЦ МП архимандрита Венедикта практически решен, в обители работает комиссия патриархия, сообщает, ссылаясь на свои источники в монастыре, 5 декабря "Amin.su". Поводом для скандала вокруг Оптиной пустыни стала проповедь иеродиакона Лазаря (Демина), который 13 ноября призвал с амвона к совместным молитвам и богослужениям с католиками, включая Евхаристию. Иеродиакон представил целую апологию экуменизма, настаивая на том, что католики – такие же христиане, как и православные, а разделение – плод человеческой немощи и церковно-политических ошибок. При этом текст проповеди не был заранее согласован со священноначалием. Позже решением духовного совета обители иеродиакон Лазарь был лишен права ношения монашеских одежд, запрещен в священнослужении и направлен на посильное послушание. Распечатка проповеди иеродиакона была направлена управляющему ставропигиальными монастырями, председателю Синодального отдела РПЦ МП по монастырям и монашеству архиепископу Феогносту. Однако архиепископ Феогност поддержал иеродиакона Лазаря и приказал наместнику и духовному совету отменить свое решение. Тогда о. Венедикт заявил, что в этом случае он не может далее продолжать управлять монастырем и написал прошение об отправлении на покой. Подавляющее большинство братии подписали дипломатичное прошение на имя Патриарха Кирилла (Гундяева) в поддержку наместника, в котором не педалировалась роль архиепископа Феогноста, а просто содержалась просьба оставить наместника при своем нынешнем служении. В качестве наиболее вероятного кандидата на замещение должности наместника называют архимандрита Мелхиседека (Артюхина), в течение ряда лет проходившего служение в Оптиной, а ныне являющегося настоятелем монастырского подворья в Москве. В феврале 2016 года, после встречи в Гаване, архимандрит Мелхиседек выступил перед прихожанами в московском храме Оптиной пустыни с резонансной проповедью о том, что «прошел добрый слух», будто Папа Римский хочет покаяться и вернуться в Православие. Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!
Об экуменической проповеди в монастыре Оптина Пустынь15.11.2016
Редакция «Благодатного Огня» получила от православного священника письмо под названием «Проповедь экуменизма в монастыре Оптина Пустынь» с просьбой публикации. Письмо подписано четырьмя паломниками под впечатлением услышанной во время воскресного богослужения 13 ноября проповеди, сказанной насельником монастыря Оптина Пустынь иеродиаконом Лазарем (Деминым). Позже на официальной монастырской странице ВКонтакте появилась «достоверная информация касательно данного случая» с описанием действий монастырского начальства. Предлагаем текст «Письма в редакцию» с описанием ситуации и комментарий на него, размещенный на интернет-странице Оптиной Пустыни.
Уважаемая редакция! С нами произошло нечто, потрясшее до глубины души. Хотим поделиться с Вами об этом. Сегодня, в воскресный день (13.11.2016 г.), мы совершили паломническую поездку в Свято-Введенскую Оптину Пустынь (г. Козельск), приехали к началу Божественной Литургии в Храме Преподобной Марии Египетской. Служба была чудесная, благоговейная тишина и пение братского клироса создавало особое молитвенное, покаянное настроение. По окончании Литургии, перед началом Св. Причастия, началась проповедь, которую произнес иеродиакон монастыря Лазарь (Демин). Сказав несколько слов по поводу сегодняшнего Евангельского чтения об исцелении гадаринского бесноватого, он затем заявил о том, что Господь наш Иисус Христос ходил не только среди иудеев, но и людей, считавшихся еретиками; Его любовь простиралась на всех. И тут же горе-проповедник неожиданно заявил о своем отношении к католикам: что католики и православные являются христианами, что мы одной веры, а католическая церковь – наша сестра. Народ стал недоуменно переговариваться. Несколько человек вышли из храма. Некоторые прихожане, стоявшие рядом, предположили, что это читают Послание Патриарха... Далее о.Лазарь сказал, что причиной разделения Церкви на католиков и православных явилось несправедливое, неканоническое удаление в 691 году с патриаршей кафедры Игнатия и последующее предание его анафеме, а также возведение на патриаршую кафедру православного Патриарха Фотия... (католики поддержали Игнатия). Много еще было сказано о католиках, но закончил свои заявления о.Лазарь утверждением о необходимости не только совместных молитв с католиками, но и совместных богослужений и Причащения Святых Христовых Тайн, чтобы и их осияла Благодать Божия, пребывающая у православных. Честно говоря, при этих словах было твердое намерение уйти из Храма и не возвращаться в монастырь, где с амвона проповедуются такое. Было состояние сильнейшего шока. Но проповедь не закончилась на этих заявлениях. Также было сказано, что мусульмане тоже верят в Бога-Отца, но на их языке он называется «Аллах»; к тому же, говорят они на арамейском языке, на котором говорил Христос. Закончил проповедь гр.Демин призывом следовать за Христом и Апостолами..., общаться со всеми людьми, вне зависимости от их веры. В сильном смущении мы раздумывали о возможности Причастия после такой проповеди. Было удивительно, что из алтаря не вышел никто из отцов, не остановил иеродиакона Лазаря. Правда, после его проповеди был слышен довольно резкий разговор в алтаре. Как нам сказали позже, что несколько недель назад этот же о.Лазарь (Демин) пытался сказать нечто подобное во время своей проповеди, но служащий священник тотчас вышел на амвон и мягко поправил его. Приведем слова великого старца Оптиной Пустыни Анатолия Потапова: «Вследствие оскудения благочестия, появятся в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Святые Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных, искусных в духовной жизни. От этого ереси будут распространяться всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать с хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать предание Святых Отцов от Духа Святого – учение Церкви самой. Ухищрение врага и его уставы заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении. Но Господь не оставит своих рабов без защиты и в неведении. Он сказал: «По плодам их узнавайте их». А Преподобный Амвросий Оптинский сказал: «Римская Церковь... так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви...» «Благоразумно ли было бы искать единения с католиками? Стоит ли удивляться мнимому усердию и мнимому самоотвержению сих деятелей, то есть латинских миссионеров и сестер милосердия? Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе». Встает вопрос: являются ли слышанные нами заявления официальной точкой зрения монахов Оптиной Пустыни? Если сегодня нам была представлена частная точка зрения о.Лазаря на Священную историю и Священное Писание, то почему мы должны это слушать с амвона монастыря, являющегося несомненным оплотом веры на Руси? Почему никто из отцов монастыря не остановил этого волка в овечьей шкуре, и он целых 25 минут проповедовал ересь в Святом храме? Можно ли приезжать еще на службы в этот монастырь или он уже заражен ересью экуменизма? Простите, за столь сумбурное письмо, но вера наша не терпит теплохладности, и мы не должны молчать о ее предательстве. р.Б. Александр, Николай, Елена, Игорь. КОММЕНТАРИЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИВ связи с появлениям и распространением в интернете весьма противоречивой информации о бывшей в воскресенье (13.11.16) проповеди иеродиакона Лазаря (Демина), посчитали нужным на время закрепить на стене сообщества данную публикацию. Здесь размещена, и при необходимости будет обновляться, достоверная информация касательно данного случая. Проповедь иеродиакона Лазаря шокировала не только многих паломников, но и всю монастырскую братию, которая узнала о ней через некоторое время. На семи листах иеродиакон изложил свое личное мнение касательно того, как должны православные христиане относиться к иным конфессиям и религиям. Не вдаваясь в подробное изложение его взглядов, надо сказать, что ни с кем свою проповедь иеродиакон не согласовывал (хотя ему было накануне сказано предоставить на рассмотрение текст своей проповеди). Хоть за иеродиаконом Лазарем и ранее братия замечала некоторые странности в некоторых его суждениях, но никто не ожидал, что все настолько запущено. Действия монастырского начальства на настоящее время следующие: Распечатка проповеди иерод. Лазаря еще в обед (14 ноября) была перенаправлена архиепископу Феогносту (председателю синодального отдела по монастырям и монашеству). Вечером (14 ноября) по этому вопросу о. наместник собирал Духовный собор, на котором были приняты предварительные решения: лишить иерод. Лазаря права ношения монашеских одежд с запретом священнослужения. Время длительности такого запрета пока не определено, поскольку многое зависит от решения владыки Феогноста. Лишить возможности в дальнейшем говорить проповеди в монастыре о. Лазаря решили единогласно. P.S. По мнению некоторых оптинских отцов, причиной такого радикального поведения о. Лазаря послужили действия «оптинских зилотов», которыми в обилии заселены окрестности монастыря. Наблюдая проявления их злобы, граничащей иногда с откровенной глупостью, о. Лазарь, возможно, слишком уклонился в противоположную сторону, что привело его к радикальной мысли о некой «вселенской любви», которая по его мнению должна служить противовесом зилотской ненависти к людям иной веры. Таким образом, феномен о. Лазаря – это своего рода реакция на злобу и глупость зилотов, что ставит его в один ряд с ними, только с противоположным знаком.
От редакции "Благодатного Огня": По верному замечанию одного блогера, иеродиакон Лазарь ничего не сказал своего – он только повторил то, что открыто говорят многие экуменисты, например митрополит Иларион (Алфеев). Причем ровно теми же словами и в тех же выражениях. Если иеродиакону запрещено священнослужение и ношение иноческих одежд только за слова, то как тогда относиться к митрополитам, которые эти слова воплощают в действие на глазах у всех?
http://www.blagogon.ru/news/468/print
В РПЦ готовят замену наместника монастыря Оптина Пустынь
Согласно новой информации, полученной из Оптиной Пустыни, вопрос об отправлении на покой наместника архимандрита Венедикта на данный момент практически решен. По имеющимся сведениям, в Оптину уже выехала группа патриархийных функционеров с целью подготовки на месте данного важнейшего кадрового решения. Напомним, что один из насельников обители иеродиакон Лазарь (Демин) в воскресенье 13 ноября произнес проповедь, в которой призвал к совместным молитвам и богослужениям с папистами, не исключая и Божественную Литургию, за которой совершается центральное таинство нашей Церкви – святая Евхаристия. Пользуясь тем, что священники в это время находились в алтаре храма преподобной Марии Египетской (где происходила служба), готовясь причащать народ, иеродиакон развернул целую апологию воинствующего экуменизма, недвусмысленно упирая на то, что католики – такие же христиане, как и православные, а разделение – плод человеческой немощи и церковно-политических ошибок. При этом текст проповеди не был заранее согласован со священноначалием. Произошедшее было крайне болезненно воспринято подавляющим большинством братии и паломников, поскольку на теле Церковном еще не зажили раны, нанесенные ему самочинной, в обход церковной полноты и Архиерейского собора, тайно подготовленной встречей в Гаване Патриарха Кирилла и лидера латинских еретиков – папы Римского Франциска. Демарш иеродиакона был многими воспринят как следование в фарватере экуменической политики последних лет, до последнего времени не носившей пока еще характера частых и массовых акций подобного рода. Решением духовного совета обители иеродиакон Лазарь был лишен права ношения монашеских одежд, запрещен в священнослужении и направлен на посильное послушание. Распечатка проповеди иеродиакона была направлена управляющему ставропигиальными монастырями, председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископу Феогносту. Однако архиепископ Феогност поддержал иеродиакона Лазаря и приказал наместнику и духовному совету отменить свое решение. Тогда о. Венедикт заявил, что в этом случае он не может далее продолжать управлять монастырем и написал прошение об отправлении на покой. Подавляющее большинство братии подписали дипломатичное прошение на имя Патриарха Кирилла в поддержку о. наместника, в котором не педалировалась роль архиепископа Феогноста, а просто содержалась просьба оставить наместника при своем нынешнем служении. Однако, судя по всему, эта практически единодушная просьба насельников монастыря не будет удовлетворена. В качестве наиболее вероятного кандидата на замещение должности наместника называют архимандрита Мелхиседека (Артюхина), в течение ряда лет проходившего служение в Оптиной, а ныне являющегося настоятелем монастырского подворья в Москве. В феврале 2016 года, после встречи в Гаване, архимандрит Мелхиседек выступил перед прихожанами в московском храме с резонансной проповедью о том, что «прошел добрый слух», будто папа Римский хочет покаяться и вернуться в Православие. Согласно имеющейся в нашем распоряжении инсайдерской информации, «виновник торжества» иеродиакон Лазарь в течение длительного времени принимал сильнодействующие медицинские препараты, чье действие в качестве побочного эффекта может способствовать развитию у больного серьезных деформаций психики – маниакального синдрома. Свидетели утверждают, что в ходе скандала тот настаивал на правильности своих экуменических воззрений с поистине маниакальной убежденностью. Редакция «Аминь. SU» |