Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Расколы Церквей

Τά «σχίσματα τῶν Ἐκκλησιῶν»

τοῦ Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου Ἱεροθέου

Митрополита Навпактского и св. Власия Иерофея

Ναυπάκτου κ. Ἱερόθεος: Ὁ Μέγας Ἀθανάσιος καί ἡ ἐποχή μας

В анафоре свт. Василия Великого ведется речь о «разделениях Церквей». Свт. Василий Великий между тем молится Богу: «утоли раздоры церквей[1]».

Некоторые современные богословы, для того чтобы оправдать использование термина Церковь применительно к инославным, приводят эту фразу и утверждают, что свт. Василий Великий называет Церквами и общины еретиков. А поэтому, как они утверждают, оправданным является такое наименование всех христиан, находящихся вне Православной Церкви, которая является Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, и что они принадлежат к Церквам.

На первый взгляд это является логичным, но если кто-то проанализирует этот вопрос, то он убедиться, что такие интерпретации слов свт. Василия Великого являются ошибочными.

Прежде всего, непосредственно после молитвы «утоли раздоры церквей (упраздни расколы Церквей - παῦσον τά σχίσματα τῶν Ἐκκλησιῶν)» следует молитва «еретическая востания скоро разори силою Святаго Твоего Духа». Это означает, что в данном месте делается различие между расколами, которые следует пресечь, а восстание ересей, которые следует разрушить силою святого Духа. И это потому, что ереси являются продуктом лукавого духа, демонических сил.

Далее, в то й же молитве анафоры говорится: «угаси шатания языческая, еретическая востания скоро разори силою Святаго Твоего Духа. Всех нас приими в Царство Твое, сыны света и сыны дне показавый, Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш, вся бо воздал еси нам». Так, существует Единая, Святая и Кафолическая Церковь и «заблудшие, которые удалились от нее и им следует вернуться в Церковь».

Тот, кто не может сделать различие между расколами и ересями, тот не может понять и слов свт. Василия Великого, а тем самым, такой человек их искажает и бесчестит их.

То, что свт. Василий Великий делает различие между расколами и ересями очевидным становится из его 1 канонического правила, которое было полностью принято Пято-Шестым Вселенским Собором, а, следовательно, оно облает кафолической силой.

Церковь чтит память святителя Василия Великого

В этом важном правиле свт. Василий Великий делает различие между ересями, расколами и парасинагогами. Анализируя этот вопрос, он пишет «иное они (древние Отцы) нарекли ересями, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся: раскольниками, разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание: а самочинными сборищами (парасинагогами), собрания составляемые непокорным пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом». Он при этом он ради того, чтобы стало понятно, дает некоторые примеры из реальной жизнь его времени.

Когда же свт. Василий Великий молится «о утолении раздоров церквей», то под ними он подразумевал, мыслил временный разрыв церковного общения между Церквами по вопросам врачуемым, а о ересях он молится иначе, отдельно.

Делая такое различие, свт. Василия вполне ясно пишет о том, что древние Отцы сделали определение о том, чтобы «крещение еретиков совсем отметати», а крещение раскольников принимать, поскольку «как еще не чуждых церкви», поскольку таковые отделились от Церкви по «подлежащем уврачеванию вопросам», а не в вере. А крещение таковых, которые принадлежат к парасинагогам - самочинным сборищам «исправляти приличным образом покаянием и обращением, и паки присоединяти к Церкви. Таим образом, даже находящиеся в церковных степенях , отступив купно с непорными, когда покаются, нередко приемлются паки в тот же чин».

Свт. Василий Великий указывает на богословскую причину, почему еретики не принадлежат к Церкви и почему  неприемлемо их крещение. Он пишет: «но отступившие от Церкви уже не имели благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство», то есть  «те, которые отступили от церкви больше не имеют на себе благодати Святого Духа, потому что пресеклась передача Его, поскольку прервалось преемство».

Это означает, что те христианские общины, которые приняли ересь, они не имеют апостольского преемства, у них нет действительных таинств, поскольку они утратили благодать Святого Духа.

Эпоха, в которую жил свт. Василий Великий, было смутным временем, временем потрясений. Прошел в то время IВселенский Собор (325г.), но почти что сразу же после него начались споры. Велись великие споры в отношении термина единосущный (ὁμοούσιος) и иных терминов относительно божества Сына и Слов Божия, а также и в отношении божества Святого Духа. Так, одни христианские общины удалились от Церкви как еретики по той причине, что их епископы ввели ересь, а другие  были раскольниками-схизматиками по личным причинам и причинам административным, поскольку еще не получила своего окончательного вида административная система церковного управления, которая существует сегодня. Но все эти разногласия были упорядочены II Вселенским собором в 381г, то есть спустя два года после смерти св. Василия Великого. Этот Собор не отверг это различие, введенное свт. Василием Великим, но его сохранил, потому что оно устанавливает сущностные и канонические границы для того, чтобы принимать крещение тех, которые  ушли из Церкви.

Таким образом, различие между ересью, расколом и парасинагогой (самочинным сборищем) существует и сегодня. Еретиками являются такие, которые ввели ереси, противные вере Отцов. Учения - filioque,  actus purus,  analogia entis, и analogia fidei являются ересями и их усвоили западные христиане. Монофизитство и монофелитство являются также ересями, а их усвоили восточные христиане. Кроме них существуют Церкви, которые по административно-юрисдикционным причинам не имеют церковного общения, как, например, Антиохийская патриархия разорвала церковное общение с Иерусалимской Патриархией.

Следовательно, когда свт. Василий Великий молится об «утолении раздоров церквей», то он под этим понимал временный разрыв в церковном общении между Церквами по вопросам, которые подлежат уврачеванию, в то время как  он иначе возносит молитву о ересях, то есть «угаси шатания языческая, еретическая востания скоро разори силою Святаго Твоего Духа» и «заблудших возстави и сопричти святей твоей Соборней и Апостольстей Церкви».

Именно в таком контексте следует всякому интерпретировать те письма, которые посылал свт. Василий Великий для умирения Церкви.

Необходимо тем самым прекратить давать искаженное истолкование учению свт. Василия Великого. Те же, у которых есть отличающиеся точки зрения, они могут их высказывать, но как бы то ни было, давайте прекратим искажать великого нашего Отца Архиепископа Кесарии Каппадокийский и неботаинника Василия.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017год.

.

http://www.parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-246/4757-2017-246-01

 

 

[1] παῦσον τά σχίσματα τῶν Ἐκκλησιῶν то есть прекратить расколы Церквей



Подписка на новости

Последние обновления

События