Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Толкование на воскресное апостольское чтение

из 1. Кор. 16, 13-24

Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

Все у вас да будет с любовью.

Прошу вас братия: вы знайте семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахайи и что они посвятили себя на служение святым; будьте же и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана. Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше; ибо они мой и ваш дух успокоился. Почитайте таковых.

Приветствуют вас церкви Асийские: приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискила с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа нашего Иисуса Христа , анафема, маран-афа. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами в Христе Иисусе. Аминь.

 

В этой завершающей части своего первого послания к Коринфской церкви, основанной его трудами (Деян 18, 1-8) апостол Павел касается ряда важных вопросов, относящихся к благоустройству местной церкви. Напомним, что город Коринф был главным в римской провинции Ахайя, территория которая охватывала большую часть современной южной Греции. Стефан, о котором упоминает апостол Павел и приводит в пример его жизнь, его добродетель странноприимства, вероятно был предстоятелем Коринфской церкви. Поэтому апостол Павел увещает коринфских христиан подражать его добродетели и повиноваться предстоятелям церкви, отдавая должную честь служащим и труждающимся в деле Божием.

 

Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

Свт. Феофан Затворник: Что напоминает? Бодренность, стойкость в вере, мужество, крепость и взаимную любовь. Можно прибавить: яко сие всяк христианин. Бодрствующий смотрит во все стороны и сторожит, чтоб не напал нечаянно враг. Когда враг подходит и хочет сбить бодрствующего с позиции, он стоит на своем месте , не поддаваясь. Позиции христиан — вера, во всеобъемлющем ее значении. Враг усиливает нападения; ему противостоят мужественно; в мужестве же крепятся. Чем? Взаимною любовью. Все составляют одно тело плотно скрепленное. В немногих словах Апостол сказал им и напомнил очень многое. «По видимому он предлагает увещание, а между тем укоряет их за беспечность; и потому говорит им: бодрствуйте, как спящим, стойте, как клеблющимся, мужайтеся, утверждайтеся, как малодушным, вся вам любовию да бывают, как не имеющим взаимного согласия. Одно направлено против обольстителей, именно: бодрствуйте, стойте: другое против оскорбителей, именно: мужайтеся; третье против возбуждающих несогласия и распри, именно: вся вас любовию да бывают, которая есть союз совершенства, корень и источник благ. Что же значит: вся любовию да бывают? Обличает ли кто, начальствует ли кто или служит, учит ли кто или учится, все должно быть с любовию; ибо все упомянутое зло (у коринфян) произошло от пренебрежения любви. Если бы любовь не была пренебрегаема, то они не гордились бы и не говорили: аз убо Палов, аз же Аполлосов (1 Кор. 1, 12); если бы она была между ними, то они не судились бы у внешних (язычников), или лучше, не судились бы вовсе; если бы она была между ними, то блудник не жил бы с женою своего отца, то они не презирали бы немощных братий, не имели бы разделений, не тщеславились бы духовными дарованиями. Посему- то и говорит Апостол: вся вам любовию да бывают» (Свт. Иоанн Златоуст).

 

будьте же и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся ( Да и вы повинуйтеся таковым — по слав. Перев.)

 

свт. Феофан Затворник: Повинуйтеся, - ὑποτάσσησθε, - больше значит нежели почитайте (τιμάτε). Повиновение, -ὑποταγή, - подчинение, покорность есть обязанность подчиненного к властному. Потому надобно полагать, что Стефан был в числе предстоятелей церкви.

Бл. Феофилакт Болгарский: Т.е. Участвуйте с ними в денежном иждивении и в телесном служении. И не сказал просто: содействуйте, но повинуйтеся, заповедуя усиленнейшее послушание. А дабы вы не подумали, что благоприятствует одному только Стфану, прибавляет: и всякому споспешествующу и труждающуся - в чем? В служении святым. Ибо все таковые достойны чести; да и они в таком случае будут сносить труд свой мужественнее.

 

Кто не любит Господа нашего Иисуса Христа , анафема, маран-афа.

 

Свт. Феофан Затворник: Существо христианства в сочетании с Господом — существенном. Но кто состоит в сочетании, может ли не любить Господа? Если кто не любит Господа, то прямой знак, что он не состоит в союзе с Ним; а если не состоит в Ним в союзе, то чужд христианства, чужд тела Церкви, самоотлучен от нее, хотя и носит имя христианина, - анафема и значит отлучен от тела Церкви. В подлиннике стоит только νάθεμα, - а что прибавить здесь: есть и да будет, - оставляется на волю читающего. Думается, что здесь лучше идет: есть, в такой мысли, что кто не имеет любви ко Господу, тот уже отсечен от Церкви, не член ея, или член отторгшийся...

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Одним этим изречением Он приводит в страх всех тех. Которые делали члены свои членами блудницы, которые соблазняли братию вкушением жертв идольских, назывались по именам людей, не веровали воскресению — и не только приводит в страх, но и указывает путь к добродетели и источник пороков. Как любовь ко Христу, когда она сильна, изгоняет и истребляет все виды грехов, так точно она, когда слаба, позволяет произрастать им».

Слова маран-афа — лучше понимать, как удостоверительное слово в смысле: право так,ей, так. В переводе это значит: Господь прииде. Апостол выражает: кто не любит Господа, тот анафема. Это так верно, как верно то, что Господь пришел. В Ветхом Завете Он был грядый, имеющий прийти, чаемый, а для нас Он есть пришедший. Исповеданием этого удостоверяет Апостол, что нелюбовь ко Господу делает христианина анафемою.

Православный Апологет 2012г.



Подписка на новости

Последние обновления

События