Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь»
Возможно ли покаяние в аду?
В этой же книге можно найти и такой вкравшийся в общий текст пассаж: «Бог не нарушает нашей свободы. И поэтому двери ада, если хотите, могут быть заперты только изнутри – самими его обитателями. Там остаются только те, которые сами не захотели или не захотят из него выйти».1 Профессор А. И. Осипов с уверенностью заявляет, что это мнение разделяет «целый ряд Отцов». Он приводит имена Отцов, но при этом не дает ни одной библиографической ссылки. И вот почему. Никто из Отцов Церкви этому не учил.
Несостоятельность данного тезиса проф. А. И. Осипова доказывается ответом на поставленный вопрос в Православном Исповедании Кафолической и Апостольской Церкви: «…но то несомненно, что многие из грешников освобождаются от уз ада не покаянием или исповедью, как говорит Писание: во аде кто исповестся Тебе (Пс.6, 6)? И в другом месте: не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси нисходящии во ад (Пс. 113, 25); но за благотворения людей, …и особливо за бескровную Жертву, которую Церковь ежедневно приносит за всех живых и мертвых…». Что такие души не освобождаются сами собою, о сем говорит Феофилакт…: «Смотри, говорит, на земле можем заглаждать грехи свои; но после того, как отойдем от земли, уже не можем более сами собой посредством исповеди изгладить грехов своих: ибо дверь заключена бывает»». Несколько далее блж. Феофилакт поясняет «…в настоящем веке можно что-нибудь сделать и исполнить, но в будущем связываются все деятельные силы души, и невозможно сделать ничего доброго в удовлетворение за грехи».2
Читателю нашей небольшой статьи мы хотели бы напомнить об одной важной и принципиальной истине православной богооткровенной веры: на любой поставленный вопрос, касающийся тайн Божественного промысла по отношению к человеку, мы можем дать ответ только на основании того, что Богом открыто Церкви, и записано в Священном Писании и творениях Отцов и учителей Церкви. Какие-то частные моменты, не противоречащие основному догматическому содержанию веры, но где-то проясняющии её более глубоко, мы можем найти в откровениях, данных Богом святым, если эти откровения получили характер общецерковного признания.
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1Посмертная жизнь. М. Даръ. 2006, с. 144
2Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере. СТСЛ.1995, с. 48-49