Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Священный Кинот Святой Горы Афон

№ 24165

Из ответа на запрос к Священному Киноту Святой Горы ряда архиереев Русской Православной Церкви о крещении младенцев (лето 2007 года).

 

КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ

А. Исторические свидетельства


 

Согласно Святым Отцам Церкви и церковным писателям совершение крещения над младенцами встречается в действительной жизни Церкви уже в эпоху святых Апостолов. Самые обширные сведения мы находим в Карфагенской церкви в III веке, в основном эта практика не имела господствующего положения вплоть до эпохи императора Юстиниана. Тенденция принимать крещение тем, кто достигает зрелого возраста, наблюдаемая в течение IV столетия, позже ослабляется. Святитель Григорий Богослов поддержал крещение младенцев. Об этом смотрите в Θρησρευτική καί Ἠθικῇ Ἐγκυκλοπαιδείᾳ (Θ.Η. Ε.), τομ. 9, σελ. 444.

 

Б. Свидетельства святых Отцов и Соборов

 

1. Непосредственные свидетельства

 

1) свт. Григорий Богослов: У тебя есть младенец? Не давай времени усилится повреждению1: пусть будет освящен в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу...Дай ему (твоему младенцу) Троицу – сие великое и доброе хранилище».2

«Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. И причиной этому для нас является осмодневное обрезание, которое в прообразовательном смысле было некоей печатью, и совершалось еще над еще неразумными».3

 

2) Св. Фирмилиан Кесарийский (письмо в посланиях свмч. Киприана, (Ἐπιστολοε, см. Ἁγ. Νικοδήμος Ἁγιορείτης, Πηδάλιον, 1982, σελ. 524 )

 

3) Диакон Олимпиадор: «Что же касается младенцев, то они поражены прародительским грехом, и по этой причине и дитя крестим, чтобы посредством его очистился он от грязи преступления Адама». (Толкование на книгу Иова, см. ἉγΝικόδημος Ἁγιορείτης, Πηδάλιον, 1982)

 

4) Свщмч. Киприан Карфагенский: «тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, произошедши от плоти Адама, восприяли заразу древней смерти через самое рождение, и которые тем удобнее приступают к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные грехи, а чужие грехи». (Ἐπιστολή 65, 5, παρΠΤρεμπλα, Δογματική, τμ. 1, σελ. 536)

«Он же называет грех прародительский чуждым, который считается чуждым младенцам по их произволению, не собственный их, но через общение и передачу, как они его приняли» (Ἁγ. Νικόδημος Ἁγιορείτης, Πηδάλιον, 1982)

 

5) Свщмч. Ириней Лионский: «[в крещении нуждаются дети и младенцы], так как Христос пришел Сам спасти всех, кто через него возрождается в Бога, младенцев, малышей и детей, юношей и старцев» (Ἔλεγχος..., 16, III 18, 1 καί II 4, παρά II. Τρεμπλα, Δογματική, τμ. 1, σελ. 537)

 

6) Св. Исидор Пелусиот: «Для тех, кто ведет споры о причине по которой "крестят безгрешных младенцев" [cв. Исидор] признает, что в крещении они «от распространившейся в природе из-за преступления скверны омываются», именно так он характеризует…»(по Τρεμπλα, Δογματική, τμ. 1, σελ. 559)

 

2. Косвенные упоминания соборов

1) Ересь пелагиан отрицает наличие первородного греха в человеческом роде, а, следовательно, и необходимость крещения младенцев. «Но таким образом достоинство крещения младенцев ставится под сомнение» (Βας. Στεφανίδου, ἘκκληαστικήἸστορία, Ἀθῆναι1978, σ. 250)

 

Карфагенский собор 418 года (124 правилом) анафематствует пелагианство, которое отрицает, что новорожденный младенец крещается во оставление прародительского греха «кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но ложном значении) да будет анафема».4

 

2) 14 правило IV Вселенского Собора (451 по Р. Х.) косвенно сообщается о крещении младенцев и детей, и, следовательно, дает об этом свидетельство. Слова канона «приводить их к общению с кафолической Церковью» имеют в виду, что дети не имеют самовластия и не способны принимать решение о своем крещении.


[Передал сей документ] Иеромонах Лука Григориатский 4. 09. 2007

 


СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1 В греч. оригинале стоит иное существительное κακία - злость, порочность

2 русском переводе: Свт. Григорий Богослов. Творения. Репринт СТСЛ. 1994, т. 1, Слово 40, На святое Крещение, с. 554, PG 36, 380-381

3 с. 562. PG 36, 400

4 В русском переводе см. Правила Православной Церкви СТСЛ, 1996, т.2, с.258, правило 110 (124)




Подписка на новости

Последние обновления

События