Трагичность еретиков
Ἡ τραγικότητα τῶν αἱρετικῶν
Протопресвитер Георгий Металлинос
Τοῦ πρωτοπρεσβυτέρου π. Γεωργίου ∆. Μεταλληνοῦ
(опубликовано было в празднование Недели святых Отцов IV Вселенского собора, празднуемый Элладской Церковью на 4 –й неделе по Пятидесятнице)
Наше внимание сегодня обращается благодаря апостольскому чтению нынешнего Воскресного дня на ереси и еретиков. Термину «еретик» дается множество интерпретаций комментаторами в области Нового Завета, а в особенности со стороны новейших толкователей.
Однако он имеет вполне конкретное значение, то самое которое этот имел на языке святых Отцов, на языке Православия. Для наших Святых Отцов «еретик» означает: искажение веры богооткровенной Истины, богоданного образа спасения. То есть ересь является искаженным восприятием Личности Христа Спасителя, которая не может привести ко спасению, к обожению человека и избавить от зла мир. Святые Отцы на IV Вселенском соборе в Халкидоне (451г.), которому воздается почтение в нынешний воскресный день Православной Церковью во всем мире, придавали термину ересь именно такое значение, дабы оно занимало доминирующее положение и у нас, о чем мы выскажем наши нижеследующие мысли.
Святые Отцы, истинные богословы
Для того чтобы осознать всю трагичность состояния и положения в котором живут и пребывают еретики на м необходимо посмотреть на диаметрально противоположные величины, то есть на Святых Отцов, на их главное дело, богословие. Конечно, те, кто погрузились и запутались в современных социальных моделях, поспешат выразить свой протест по этому поводу, потому что они не способны понять, что дело всех Отцов всех эпох состоит в богословии. Святые Отцы, поскольку они были соединены с Богом, они давали ответы не только на вопросы веры, но и вопросы, относящиеся ко всей жизни в целом. Они несут Бога-Истину, противостоя догматическим спорам, но они несут Бога – Истину, неся духовное пастырское служение своим чадам и их руководя на пути в сферу жизни во Христе, которое то и составляет суть святого духовного общества.
Святые Отцы всегда богословствовали через просвещение от Святого Духа. Они, прежде всего, становились вместилищем и храмом Святого Духа благодаря тому, что проводили жизнь в подвиге. Они поэтому то и удостаивались быть духодвижимыми, движимыми Богом Словом устами и руками Духа. Таким образом, их богословие является выражением их мистического опыта. Они излагают и высказываются так, как им открывает Дух, пребывающий в них самих. И они повсюду рассеивают Его свет. Они говорят то, что видят в своем и своим просвещенным и богоносным сердцем. Итак, они не являются теми, кто живет рассудком, он и также не являются светскими философами, или как мы называем таких людей – интеллектуалами.
Богословие Отцов является следствием присутствия в них Святого Духа. Об этом говорит и об этом свидетельствует один из тех немногих, кто вполне оправданно заслужил наименование Богослова Церкви, святой Григорий Богослов: «Любомудрствовать о Боге можно не всякому, - да! Не всякому. – Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле…Любомудрствовать о Боге можно не всем; потому что способны к сему люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело». [1]Святые Отцы имеют полное право говорит: «прияли и мы Духа Святого», без малейшего опасения быть осужденными в чванстве и самодовольстве.
Как совершенно естественно и непритворно возвестили в Святогорском Томосе 1451 года отцы Святогорцы: «Этому обучили нас Писания, это восприняли мы от наших Отцов, это познали на своем малом опыте…»[2]. Их смиренномудрие проявляется в «малом» («µικρᾶς») однако их вынуждают говорить об их собственном опыте боговидения.
Еретики, «врачи» не способные исцелять
Ересь это только лишь некая простая ошибка логики, просто еретики никогда не ставили перед собою цель найти истину. В случае с ними происходит нечто весьма серьезное, значительное и существенное. Она сообразно букве понимают Священное Писание, как правило, и чаще всего, неким странным и удивительным образом. У них отсутствует что-то весьма существенное, и их недостатки их в корне отличают от Отцов. У них отсутствует опыт жизни Святых Отцов во Святом Духе. Внутренне просвещение от Духа Святого. И это потому, что они не прошли путь терапии в Церкви Христовой. Они могут быть чисто в нравственном плане (внешне) безупречными. Однако они не имеют внутри себя Святого Духа. То есть она не видят то, что видят в Духе Святом Отцы. Они могут быть в интеллектуальном плане весьма развитыми. И это реальный фат, что все великие еретики явили себя своими многими познаниями и своей «мудростью»! И даже в наши дни…Они не обладают чистотой сердца, они не стали храмами Святого Духа. Ересь основано на плохой или несуществующей терапии. Поэтому то для еретиков богословие это что-то рассудочное – научная гипотеза, игра логики и силлогизмов. Опыт обожения, которого удостоились Отцы, это то, что у еретиков отсутствует. Поэтому еретик не может в критические моменты различить истину от заблуждения. Потому что он не видит в себе истину, он не познает ее в своем сердце. Он не имеет дара «умной молитвы», а посему он не может достичь состояния «славы», которое является откровением «всякой истины» по действию Святого Духа.
В этом раскрывается трагичность всех еретиков, и прежде всего ересаначальников . Будучи сами не просвещенными от Бога, они хотят просвещать. Будучи сами не исцелеными, они хотят лечить. Будучи сами атеистами-безбожниками (поскольку не имеют веры в истинного Бога), они стремятся богословствовать. Мы могли бы уподобить еретиков лжеврачам и шарлатанам, которые обманывают и вводят в заблуждение. Но существует еще нечто худшее: есть врачи, которые подают убийственное лечение, которые убивают людей для вечности. Есть изготовители лекарств, фармацевты, которые распространяют наполненные убийственным ядом, отравленные лекарства, которые крайне опасны для общественного здоровья, и не для телесного, а для духовного и вечного.
Отличие в некоторых вопросах
Следуя святоотеческому взгляду на ересь, мы можем осознать разрушительную, растлевающую ее силу в священном деле нашего спасения. Весьма часто мы можем найти и обозначить отличие Православия и ересей изменения на уровне лексическом или в уставном. Это приводит к умалению отличия и созданию впечатления, что разногласия имеются в незначительных вопросах, которые вполне легко врачуются благодаря доброму расположению и исправлению фраз. Это-то и происходит во время Экуменического диалога. И это происходит потому, что как правило себя самих считаем православными и воспринимаем инославных как самих себя. Итак, нет ничего, что мы в большинстве случаев способны замечать большие сходства, нежели различия! Однако если же мы посмотрим на ереси со стороны действительно святоотеческой позиции, и сопоставим ереси нашей эпохи с учением Святых Отцов, то тогда мы сможем убедиться, что речь идет об действительном отличии в вопросах, реальных вещах, а не в словах. Речь идет и об изначальном отличии методе терапии. Духовность православия рождена Святыми Отцами, в то время как «духовность» ересей сеет хаос. Поэтому то Святые Отцы навсегда остаются «всезлатыми устами Бога Слова», которые будут призывать не только еретиков и инославных, но и нас, которые только пи имени являются православными, к подлинной терапии во Христе, которая ведет к состоянию прославленности и истинному богословию.
Источник: Ορθόδοξος Τύπος, 17/7/2015
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2015год.
[1] Свт. Григорий Богослов. Слово 27, против евномиан и о богословии первое или предварительное. Творения. Репринт СТСЛ. 1994, т.1, с. 386
[2] Ταῦτα ὑπὸ τῶν Γραφῶν ἐδιδάχθηµεν, ταῦτα παρὰ τῶν ἡµετέρων Πατέρων παρελάβοµεν, ταῦτα διὰ τῆς µικρᾶς ἐγνώκαµεν πείρας..