Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Истинные причины раскола, православное христианство и папство 
Τα πραγματικά αίτια του Σχίσματος-Ορθοδοξία και Παπισμός

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА 
ΤΑ ΑΙΤΙΑ ΤΟΥ ΣΧΙΣΜΑΤΟΣ 

Протопресвитер Иоанн Романидис

профессор догматического богословия Фессалоникского университета (+2001)

 


 

  .
Рождение государства Франков описывается в послании святого Бонифация папе Римскому Захарии (natione Graecus, т.е грек по национальности) в 741 года. Франки изгоняли всех римских епископов из Церкви франков и назначали себя епископами и игуменами-аббатами в Галлии ( Франции). Они захватили имущество Церкви и разделили ее между феодальными вотчинами, которые  при праве пользованием чужой собственностью распределены были как феоды, сообразно степени, которой обладал каждый в пирамиде военной иерархии. Эти франкские епископы не слушались Архиепископа и не собирались на соборы в течение 80 лет с тех пор, как они захватили иерархическую власть.  Они собирались только ради обсуждения вопросов церковно-национального характера вместе с королем и другими  его военачальниками-сотоварищами. Согласно св. Бонифацию, у них были «прожорливые миряне, прелюбодеи и пьяницы священнослужители, которые сражаются в армии в полном военном снаряжении и  их руки  убивают христиан и идолопоклонников».
       Франки осудили Восточных  римлян как "еретиков" и "греков" еще в 794 и 809, т. е. за 260 лет еще до на так называемого раскола 1054 года. Франки начали в 794 называть свободных римлян именем "греки" и "еретики"  с той целью, чтобы порабощенные ими Западные римляне забыли бы полностью о своих собратьях на Востоке.

Одновременно франки предприняли разделение римских Отцов на латинских и греческих и отождествляли себя с так называемыми латинскими отцами. Таким образом, было создано ложное впечатление о том, что их франко-латинская традиция является частью непрерывной традиции латиноговорящих римских Отцов. Становясь крепостными франко-латинского феодолизма западные римляне перестали поставлять епископов и игуменов-аббатов и у них было немного известных святых.
       В течение ряда лет с 1009 по 1046, в два этапа, франко-латинские императоры Франции создавали современный Папизм,  закладывали основу нынешнего папства: первый — это водворение  еретических Римских пап в Риме. То есть при условии, что папы наследовали свои кафедры, если принимали вставку в Символ  веры Filioque. Второй этап начался в 1046, когда франкский император Генрих III (1049-1056) заменил Римского папу Григория VI (1045-1046)  франко-латинским папой Климентом II (1046-1047). С тех пор и до сего дня почти все папы  тевтоны, они принадлежат к классу франко-латинского дворянства завоевателей Западной Римской империи.
       Следовательно так называемый раскол между Восточной и Западной Церковью не был между Западными и Восточными римлянами, но между франкскими завоевателями Западной Римской  империи и свободными римлянами Запада и Востока. Действительно в 1054 году кельты и саксы в Англии, римляне завоеванной арабами Испании и Португалии были православными.
       Уже с 8 века франки начали обвинять свободных римлян Константинополя - Нового Рима как "еретиков" и "греков" из-за вопросов об иконопочитании и Filioque. Франки в того времени,  как мы уже видели прежде, были варварами и совершенно неграмотными. Римские папы тогда просто протестовали, но еще не выносили осуждения франкам из-за опасения репрессий  и даже возможности их убийства, как нам об этом сообщает св. Вонифатий (Бонифаций) в 741. Может быть римляне надеялись, что они смогли бы  бороться со временем при этом взирая на франков ка на немощных, как это делает кто-то с больным и упрямым ребенком. Но римляне Ветхого Рима, а не римляне Нового Рима, даже и не подозревали, что франки  не без цели вызвали стабильный и прочный раскол в качестве средства своей оборонной стратегии в отношении Римской империи и их планов на достижение мирового господства.
       У Римских пап не было другого выбора как только терпеть господство франков с той целью, чтобы оказать помощь  своей мудростью своим порабощенным братьям и чтобы  обеспечить соответствующую свободу своей Патриархии и  римским гражданам Папской Романии, то есть Папского Государства.
      С появлением лже-Исидоровых Декреталий около 850г. Римские папы стали достаточно сильны. Они настойчиво требовали от самих начальников франков принять:

  1.  более цивилизованные правила поведения в отношении порабощенных римлян
  2. освобождение франкской иерархии  от власти франкских властителей и подчинение их Римскому папе римлянину.

       В этих рамках, Папа Римский Иоанн VIII принял участие на VIII  "Вселенском соборе свт. Фотия Великого в 879 году в Константинополе, Новом Риме, который осудил франкские еретические заблуждения в отношении иконопочитания и ересь Filioque, не называя этих еретиков по имени из страха, дабы подвергнуть серьезной опасности то дело, которое он начал в 850г.

      Однако попытки в основу своей деятельности положить Декреталии в итоге принесли совершенно противоположный результат. Франко-латиняне самым серьезным образом противодействовали  публичному обнародованию этих Декреталий. Они начали разрабатывать и осуществлять свои планы относительно изгнания римлян из церковной и политической власти папской Романии и заменили пап римлян папами франко-латинянами.
       Франко-латиняне начали свое наступление на свободу, Православие и римскость патриархии Древнего Рима с 973г. по 1003г. Они полностью завершили изживание православного догмата с 1009-1012гг. Окончательно и полностью римскость Римской Патриархии была уничтожена в 1046г., поскольку ей овладели франко-латинские папы

   А потому с этого времени православные римляне именуют папу еретиком, франком и латинянином и его церковь Франкской и Латинской. Тем не менее профессора Богословских факультетов  на о. Халки, Афинах и Фессалониках окрестили франко-латинских пап именем "Римский" и его церковь "Римской». Это потому, что франко-латинские папы продолжали использовать римские имена Римских пап становясь папами, также как  и имена Римского папы и Римской Церкви, дабы порабощенные западные римляне продолжали считать, что у них есть даже их этнарх в Риме. Становясь ново-эллинами и  рабами франко-латинской традиции,  они именуют папу римскими именами

  Из всего выше нами отмеченного становится очевидным то, что определение раскола в 1054 году, в рамках поддельного различия между "Восточными греками» и "Западными латинянами" не является правильным. Раскол начался в 794г.  как хорошо спланированная оборона и агрессивное наступление варваров и необразованных франков. В 1054 году было лишь только  одно из последующих заявлений о расколе, который уже существовал с того времени когда франки приняли решение в 794г. создать раскол со свободными римлянами, которые впервые были названы «греками» и "еретиками" по политическим и военным причинам. Церковь Древнего Рима героически боролась за сохранение единства с Новым Римом вплоть до 1009г.

      С 794г. и до середины 20-го века франки, франко-латиняне и Ватикан никогда не отходили от своей линии в отношении Восточных римлян: что они являются «греками» и «еретиками». Это стало очевидным еще в юные годы для пишущего эти строки, когда он  учился в гимназии в Нью-Йорке. В папской книге Апологетика православные описываются как еретики и не имеющие святых, и чудес. Там утверждается, что последними святыми Православной Церкви были святые прп. Иоанн Дамаскин (ок. 675-749) и прп. Феодор Студит (759-826).
       Кроме того, франко-латиняне и папизм продолжали свои завоевания в православных странах, всегда сопровождая истреблением и изгнанием православных епископов и порабощением верующих через изменение их положения в положение своих крепостных, с полным лишением их собственных землевладений. Этого никогда не делали ни арабы, ни турки-мусульмане.
       Но даже вплоть до начала  20-го века  Ватикан действует тем же самым образом. В 1923 году Италия завладела согласно Соглашению, подписанному в Лозанне, островами Додеканес. Ватикан изгнал всех православных епископов и заменил их франко-тосканскими и лангобардами, которые с 1870 года были олицетворением до тех пор не существовавшей итальянской нации. Ватикан надеялся, что православные верующие в конечном итоге примут священников рукоположенных этими епископами, дабы им не остаться лишенными духовенства и таинств. Ситуация изменилась, когда Додеканес были объединены с Грецией в 1947 году, и на свои места возвратились  епископы Вселенской Патриархии Нового Рима, Константинополя.
       Но в середине 20-го века, Ватикан обновил образ своей тактики. Любопытно то, что Ватикан признал таинства Православной Церкви. Когда Ватиканом утверждались Деяния II Ватиканского собора (1962-1965) некоторые православные поняли, что здесь ловушка. Другие весьма радовались. Некоторые из "православных" за рубежом считали, что этот широкий жест Ватикана придал авторитет не только благодаря признанию таинств, и их личности как религиозным лидерам. После этого, Фанар (резиденция Константинопольской патриархии в Стамбуле) и Ватикан заявили 7 декабря 1965 года о совместном снятии анафем 1054 года. Через Ватикан, было совершено деяние вступления в общение в таинствах на основании признания таинств Православной Церкви. С точки зрения православных  Фанаром было совершено некое деяние с помощью которого возникает опасность  потерять в Православии председательское место, если он примет следующее - что данным деянием он признал ереси, или попустительствует, или соглашается с ересями 13 франко-латинских   «Вселенских Соборов». Если только одно простое деяние доброй воли будет совершено для того, чтобы усложнить диалог о котором велась тогда речь, это уже хорошо.
       Во всяком случае что касается Ватикана вопрос стоит так:  произошло ли изменение тактики Ватикана в отношения Православной Церкви от «войны» и «диалога» к «признанию таинств Православной Церкви»? Это является реальностью. Но то, что Фанар сразу же  отплатил за это снятием совместно с Ватиканом взаимных анафем 1054 года  12.7.1965 означает, что это совместное деяние было  результатом тайных консультаций между ними. То есть деяние имело только односторонний характер в том смысле, что в нем не участвовала вся Православная Церковь, но только Фанар. То что почти совместно приветствовали данное деяние и остальные православные как деяние доброй воли, это тем не менее не имеет никакого догматического значения. 
       К чему стремится Ватикан  - будет зависеть от того, что он станет делать с 13 франко-латинскими Вселенскими соборами, которые он добавил к 7 Римским Вселенским Соборам вместе с собором 869г., который отлучил свт. Фотия Великого. Ватикан в действительности рассматривает собор 869г. в качестве VIII Вселенского Собора.

(Из исследования о. Иоанна Романидиса «Ορθόδοξος και Βατικάνειος Συμφωνία περί Ουνιτισμού», опубликованный в Томе-собрании  "Καιρός", посвященного памяти профессора Дамиано Дико, Фессалоники, 1995)

 

Источник http://www.impantokratoros.gr
Из журнала «Εν Συνειδήσει» Έκδοση της Ιεράς Μονής Μεγάλου Μετεώρου. Δεκέμβριος 2006.

подробная информация об о. Иоанне Романидисе, крупном богослове и участнике двустороннего диалога Православной и Римо-Католической церкви см.протоиерей Иоанн Романидис. http://lib.pravmir.ru/library/author/137

перевод «Православного Апологета» 2013г. исправленная редакция

При частичном или полном использовании статьи о. Иоанна Романидиса ссылка наapologet.spb.ru обязательна.



Подписка на новости

Последние обновления

События