Место Богородицы в Православной Церкви
Беседа с настоятелем Иверского монастыря архимандритом Василием (Гондикакисом), состоявшаяся на кипрской радиостанции в мае 1989 года.
Вопрос: Одно известное песнопение нашей Церкви сравнивает Богородицу с Небесами: «Сия бо явися Небо и храм Божества». Расскажите, пожалуйста, отец Василий, о месте, которая Превысшая Небес Богородица занимает в нашей Православной Церкви.
Ответ: «Сия бо явися Небо и храм Божества»… Я вспоминаю еще один богородичен, говорящий, что Богоматерь «небесным соделала нашу земную сущность», иными словами Она – Та, Кто сделала землю Небом. И святой Николай Кавасила пишет, что когда Бог создал мир и, осматривая его, сказал, что «это хорошо весьма», эти красота и доброта относились к Богоматери. Иными словами, все это было «весьма хорошо», так как вело к появлению Богородицы. Таким образом, Она являет собой цель сотворения и конец всех ожиданий Ветхого Завета.
Бог сотворил мир «весьма хорошим», в самом конце создав человека. Для Сотворения человека потребовалось особое действие. Он был рожден не по Слову Божию, а сделан «из земли», в которую затем Бог вдохнул «дыхание жизни». Святой Василий Великий говорит о том, что Бог дал человеку часть своей Божественности. Соответственно, все мы могли бы стать богами по благодати, если бы были послушны воле Бога. И, в конце концов, нам был дарован великий дар свободы. Однако свобода – это палка о двух концах: либо ты идешь по пути послушания и спасаешься, либо выбираешь независимость и мятежность, ведущие к погибели. Мы избрали эгоизм и потеряли Рай, оставили его и живем в страданиях многими веками, тысячелетиями. Эти страдания знакомы каждому из нас.
Часто возникает вопрос: почему Бог не спас нас, если Он нас любил? Мы ослушались Творца, поступив по своему произволению. Но почему Он, будучи милосердным Богом и Отцом, снова не возвратил нас в Рай? Однако Рая без свободы не существует. Святой Иоанн Златоуст задается вопросом: «Не мог ли Бог спасти Иуду?». И тут же объясняет, что Христос мог сделать все, но не желал спасать Иуду насильно, ибо насильственность не несет спасения, а лишь человеческую погибель.
Таким образом, мы ждали целые тысячелетия, прежде чем появился человек, понимающий, что означает Божественная любовь. Но чтобы понять это, ему нужно было стать чистым и смиренным. Так родилась Богородица. И я думаю, понять это нам помогут слова Апостола Павла из его послания к Галатам: «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере» (Гал. 3:23). То есть, до прихода веры мы все были заключены в законе. Закон стал нашим учителем, однако никакой закон не в состоянии спасти и по-настоящему удовлетворить потребности человека. Поэтому, когда «пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных; дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4-5). Полнота времени – это рождение Богородицы, через Которую Бог стал человеком. Она – «лествица небесная, еюже сниде Бог», «мост, приводящий от земли на Небо». Она была освящена уже «от материнской утробы», так как явилась плодом усердных молитв ее родителей, Иоакима и Анны, просящих Бога даровать им дитя, которое они обещали уже с ранних лет посвятить Богу. На службе празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы наша Церковь воспевает: «Во святых святая, святая и непорочная Святым Духом вводится». Здесь Она на протяжении лет хранит чистоту, питается духовной ангельской пищей. Когда Она достигает зрелого возраста, у Нее появился жених Иосиф, Ее посещает Архангел, и Богородица оказывается готовой принять его послание и сказать: «Да будет Мне по слову твоему», согласившись, таким образом, исполнить Божественную волю и с этого момента стать Той, Кто всем своим существом воплощает Сына Бога Слова. Так Она становится «пространнейшей Небес», Госпожой Ангелов, Той, Кто по-настоящему достоин делать земное небесным.
Вопрос: Отцы Церкви, говоря боговдохновенным богословским языком, называют Богоматерь находящейся между тварным и нетварным. Что это означает?
Ответ: Ваш вопрос напомнил мне молитву, которую мы поем в церкви: «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Она – светлейшая солнечного сияния.
Я хотел бы сказать нечто о женщинах вообще. Как вы упомянули, Богородица, по словам святого Григория Паламы, представляет собой рубеж между тварной и нетварной природой, и никто не может прийти к Богу, кроме как через Нее. Она – слава человечества, «матеродевственная славо», Та, Которой радуется все творение. Она – наша Матерь, питающая нас благодатью и Раем, в отличие от первой нашей матери Евы, вскормившей нас мятежностью, страстями и смертью.
Пресвятая Богородица – превыше всех святых. Она превзошла их в чистоте, смирении и послушании. Конечно, велик Иоанн Предтеча, Апостол Павел с другими Апостолами, Святые Отцы, исповедники и мученики. Но, тем не менее, никто из них несравним с Богородицей. Мы видим, что красота Богородицы и свет, исходящий от Нее, – внутренние, это «плод Ее чрева». Красота и невечерний свет, рожденные Ею, – это Сам Сын Божий, освещающий всю нашу жизнь с ее невзгодами и трудностями.
Вернусь к тому, с чего начал, и скажу несколько слов о женщинах. То, как нам почтить женщину, мы найдем в Православной Церкви, просвещенные светом, родившимся от Богоматери, – Богочеловеком. Таким образом, женщина приобретает особенное положение. Но высоту вершины, которой может достигнуть женщина, показала Богоматерь, ставшая «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». И хотя бесспорно величие Апостолов и архиереев, никто из них не превосходит Пресвятую Богородицу. И хотя Богоматерь превыше всех архиереев, она не стала ни диаконом, ни иереем, ни владыкой. Становится ясно, что женщины не несут церковное служение не потому, что унижены Церковью, но потому, что снискали ее глубочайшее уважение.
Так подтверждается истинность слов Апостола Павла о том, что, будучи немощен, человек силен, а смиряясь, человек прославляется. И посему, даже слабый пол через послушание и смирение, которыми жили святые и воплощением которых явилась Богородица, становится сильнее и сильнее.
Вопрос: Отец Василий, в одном из песнопений мы называем Богородицу «преграждением вражды разрушившей». Что представляет собой это «преграждение вражды»?
Ответ: Я думаю, речь идет о вражде между диаволом и Богом, между мятежностью и послушанием. Своим грехопадением мы последовали за диаволом, а не за Богом. Нас смутила мысль, что мы способны достигнуть святости посредством греха, прийти к обожению, подчиняясь диаволу. Так и образовалась эта пропасть, стена, отделяющая нас от Бога. Но должен был появиться человек просвещенный, чистый, смиренный, благой, который бы понял, что через послушание мы придем к свободе, через смирение – к славе, и, я бы сказал, через невинность и полную преданность Богу – к истинному браку и единению с Богом.
Вопрос: Отец Василий, приехав из «Сада Богородицы», Святой Горы, на Кипр, где множество храмов и монастырей посвящены Пресвятой Богородице, как вы себя здесь чувствуете?
Ответ: Действительно, я приехал на Кипр по приглашению, чтобы побеседовать о Пресвятой Богородице. И с удивлением я понял, что оказался на Ее острове, ведь почти все монастыри тут посвящены Богородице. Здесь есть столько чудотворных икон, как в многочисленных церквях, так и в домах киприотов.
Большое впечатление на меня произвело посещение деревни Ора. Мы увидели там большую каменную красивую церковь и зашли туда помолиться. Мы позвали пономаря. Поклонившись иконам иконостаса, мы вошли в алтарь. Выходя из него, мы заметили на стене слева икону Богородицы, древнюю и очень красивую. Когда мы поклонялись ей, пономарь, престарелый деревенский староста, сказал фразу, в которой заключен весь смысл и вся суть Таинства Богоматери. Староста вдруг сказал об этой иконе: «Она прекрасна, наша Царица. Здоровья тому, кто написал Ее».
Царица Кипра – Богоматерь, и Она прекрасна. Об этом говорят пророки, Отцы Церкви, гимны. Ее красоту возлюбил Бог и стал человеком. Красота Богородицы заключается в смирении и чистоте. Она спасает каждого отдельного человека и весь мир. Красота эта, как говорил святой Василий Великий, истинна и прекрасна. Это сама нетварная благодать Бога, само воплощение Божества.
Я был очень растроган, когда почувствовал эту красоту и благодать, наполняющую остров Богородицы Кипр. И особенно трогательно видеть, как Пресвятая Богородица присутствует посреди нас и как Православная Церковь по-настоящему являет собой Тело Христа. И это сказано не пророком или Отцом Церкви, а заключено в великой фразе простого деревенского старосты: «Наша Царица прекрасна». И красота Ее спасет Кипр и весь мир.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.