Критический анализ 1 части кинофильма «Дух времени»
The analisys of the first part of the Zeitgeist movie
Κριτική ἀνάλυση τῆς 1ης μέρος τῆς ταινίας «Τὸ πνέυμα τῶν καιρών» Zeitgeist
«Библейский миф» или умышленная фальсификация фактов?
The Bible's Myth or purposed fascification of the historical facts?
«Ο μύθος τῆς Βιβλίας», ή ἐσκεμμένη
παραποίηση τῶν γεγονότων;
Судя по объёму обсуждений вышедшего в США 2007г. фильма «Дух времени» и по количеству отзывов на интернет-форумах, этот фильм был просмотрен многими нашими соотечественниками. И характер оценок этой киноновинки имеет достаточно большой спектр: кто-то фильм критикует, кому-то он очень нравится.
Мозаика 14в. Крещение Господне. Греция, монастырь св. Луки, Аттика
Критика первой части
Мы коснёмся лишь первой части фильма «Дух времени». Это вызвано тем, что по своему содержанию именно эта часть вызывает большие сомнения и смущения у многих зрителей. Авторы фильма считают эту киноленту «уникальным анализом фактов», т.е. с помощью якобы научных данных, которыми владеет современное религиоведение, разоблачить «библейский миф». Наша задача состоит в том, чтобы:
-
оценить степень научности приводимой в фильме информации
-
выявить соответствие информации историческим источникам
-
оценить достоверность делаемых выводов
Все эти положения имеют большое значение потому, что большинство современных людей не владеет достоверной информацией о религиях, тем более о религиях Древнего Востока. Также необходимо учесть и еще один фактор – крайне поверхностное знакомство с христианской верой даже многих людей, ходящих в православные храмы. Всё это создает вполне благоприятную почву для того, чтобы с помощью первой же вызвавшей ажиотаж киноленты убедительно внушить человеку то, что необходимо. Одной из главных задач этой киноленты является убедить современного человека в мифологичности христианства и мифологичности личности Христа, который является лишь персонификацией различных ранее известных языческих божеств. Христос объявлялся мифической личностью, существование которой — легенда, а жизнеописание — плод фантазии анонимных евангелистов,- именно это утверждают авторы киноленты.
Сразу же скажем, что данная идея не нова. Она появилась в конце еще 19 столетия и она поддерживалась представителями Тюбингенской богословской школой Б. Бауэром, А. Древсом, а также Р. Виппером.
Учёные, отрицавшие историчность Христа, при всем разнообразии их взглядов и суждений, объединены под названием «мифологической школы». Однако, заметим, что это отрицание не имело под собой реальных фактов и подтверждений. Одним из первых с критикой взглядов «мифологической школы» выступил Ф. Энгельс, который писал: «С религией, которая покорила Римскую мировую империю и в течение 1800 лет господствовала над значительной частью цивилизованного человечества, нельзя разделаться, просто объявив её состряпанной обманщиками бессмыслицей... По его (Бауэра) мнению христианство, как таковое, возникает при Флавиях, новозаветная литература только при Адриане, Антонине и Марке Аврелии. Вследствие этого у Бауэра исчезает всякая историческая почва для новозаветных сказаний об Иисусе и Его учениках; эти сказания превращаются в легенды, в которых внутренние фазы развития и духовная борьба внутри первых общин переносится на более или менее вымышленные личности». Однако исторических свидетельств о реальности Христа как исторической личности имеется, порой, больше и в несколько раз, чем свидетельств об исторических личностях древнего мира.
Как справедливо заметил Ф.Ф.Брюс, профессор библиоведения Манчестерского Университета, «никому не возбраняется играть в теорию мифичности Христа, но занимающиеся эти противоречат историческим свидетельствам. Для не предубежденного специалиста существование Христа столь же несомненно, как Юлия Цезаря. Теории «мифа о Христе» распространяются людьми от истории далекими».1
Для православного христианина ещё одним реальным доказательством немифологичности Библии и Нового Завета в частности, являются те уникальные святые места, связанные с земной жизнью Христа, Богоматери и Апостолов, которые Церковью по преданию оберегаются. И доверие к этому преданию не может быть поколеблемо ещё и потому, что именно Православная Греко-Восточная Церковь является именно той исторической Церковью, которая неизменно хранит дух и веру апостольского времени.
Вифлеем. У места Рождения Христа. В начале IV в. св. император Константин Великий возводит на этом месте величественную базилику, которая в общих чертах сохранилась и до наших дней
-
Степень научности информации определяется как правило теми источниками, на которые опираются авторы тех или иных киносюжетов. Поскольку в данном фильме очень часто даются описания древних восточных, египетских и малоазийских культов, то нам важно знать на какие источники в своих мифологических выкладках опираются авторы сценария и создатели фильма «Дух времени».
В своих рассуждениях о восточных культах авторы сценария ссылаются лишь на труд не ученого с признанным мировым авторитетом, а английского любителя египтолога самоучку Джеральд Месси (1828-1907). Он в первую очередь был поэтом и писателем, он очень увлекался спиритуализмом и мистикой. Первые его поэмы и художественные книги были изданы в середине 19 века и не имели особого успеха. В дальнейшем автор увлёкся вопросами религии, мистики и египтологии, много работал в архивах и ни разу не был в Египте, но написал три книги на эти темы, а именно: «The Book of the Beginnings», «The Natural Genesis», и «Ancient Egypt: The Light of the World». Хочется отметить, что в то время интерес к Египту в обществе спал, и книги по египтологии имели успех в узком кругу мистиков того времени. Хотя в области востоковедения и египтологии в частности существуют общепризнанные ученые как зарубежья, так и российские. Среди них: крупнейший французский египтолог Гасто Камиль Шарль Масперо (1846-1916), Джеймс генри Брэстед, Адам Хендерсон Гардинер, Жан Франсуа Шампольон, Б. Н. Тураев, В. В. Струве. Кроме того Дж. Месси был приверженцем религии «неодруидизм»2 и даже возглавил это движение в 1880-м.3 Именно это и приоткрывает нам использованные автором фильма совершенно ложные и научно неоправданные ассоциации пронизывающие фильм. Гора (а затем и Христа) ассоциировали с солнцем, зимнее солнцестояние – со смертью Христа и его последующим воскресением.
2.Оценка достоверности изложения источников по религиям древнего мира и сопоставления со Христом
а) Доказательства сходства богов многих религий со Христом основываются на довольно спорных и противоречивых источниках.
Фильм начинается с краткого обзора истории поклонения Солнцу и его отношения к Зодиаку, с использованием созвучных с библейскими фраз для того, чтобы подготовить Вас для совершенно неверных выводов, которые следуют далее. Вот одна из фраз: Солнце "God's Sun (созвучно с "son", что в переводе "Сын"), the light of the world (свет мира), and the savior of humankind (спасителя человечества)". Всё это делается для того, чтобы выстроить ложные ассоциации в Вашем уме.
Автор сознательно манипулирует фактами и пытается создать образ Хороса, как Бога Солнца и борца со Злом и Тьмой. Зачем ему это?, - спрашивает один из аналитиков фильма «Дух времени». Прежде чем ответить на этот вопрос, мы всё же кратко покажем, что авторы фильма действительно самым принципиальным образом искажают религиозные представления древних египян.
Первым фальсификатом является ассоциация бога Хора с богом Солнца Ра – верховным божеством Египта. Автор фильма не начинает свою речь со слов «по одной из версий Гор – бог Солнца ...» он говорит прямо: «This is Horus. He is the Sun God of Egypt of around 3000 BC». Однако Хор, или Гор – это не бог Солнца, а покровитель Нижнего Египта и просто небесное божество. Гор в представлениях древних египтян являлся праправнуком бога Солнца Ра и считался его оком.
египетское божество Гор
Авторы фильма утверждают, что «из древних иероглифов Египта мы многое узнаем о солнечном мессии. Например, Гор, будучи сыном, или светом, имел своего врага под именем Сет и Сет был персонифицированной тьмой или ночью».
Однако термин «мессия» происходит от еврейского слова Мошиах, которое означает «Помазанник». И это слов и даже понятие не было известно в Древнем Египте. Божество Сета в древнеегипесткой мифологии либо дядя, либо брат Гора. И Гор, не был послан Сетом в преисподнюю после длительной битвы, как считают авторы «Духа времени». Сет в египетской мифологии побеждает и умервщляет отца Гора бога Осириса. 4Он же становится царем умерших. А согласно одной из версий древнего мифа Гор становится наследником Осириса и богом живущих. Само имя божества «Гор» означает чаще всего «высота», «небо», но никак не спаситель.5
Неверным является утверждение авторов фильма о том, что Изида – мать Гора была девой, как и Мария Дева. Точное имя Изиды – Асет, что в переводе с египетского означает «трон» (Oxford Encyclopedia, vol 2, "Isis" p. 188)
В действительности она не была девой, ибо зачала Гора обычным путем через брачное ложе.6 Об этом свидетельствуют древнеегипетские папирусы и храмовые надписи, которые мы приводим на английском языке: anything: "[Osiris was] revived enough to have an erection and impregnate his wife" (Lesko, p. 162); "After having sexual intercourse..." (Dunand / Zivie-Coche, p. 39); "revivified the sexual member of Osiris and became pregnant by him" (Richard Wilkinson, p. 146); "revive the sexual powers of Osiris" (Pinch, p. 80).
Не были девами и матери богов Аттиса и Кришны. Первый родился от Кибелы и Зевса (в виде ореха), а мать второго принцесса Девака имела семерых детей. Кришна был ее восьмым сыном. Не была девой и мать Диониса, бога виночерпия, Симелла. Дионис согласно греческой мифологии родился от Зевса и Симеллы. Митра, согласно фригийским источникам, родился из скалы.7
Ничего не говорят источники по египетской религии о том, что «рождение Гора сопровождалось явлением звезды на востоке», и что «к нему для поклонения как новорожденному спасителю приходили три царя». Как в принципе и Евангелие сообщает нам не о поклонении трёх царей Богомладенцу Христу, а трёх волхвов-мудрецов.
б) Не существует никаких совпадений языческих праздников с датой рождения Иисуса Христа. Сам праздник Рождества Христова своим появлением обязан не языческим и не ветхозаветным праздникам, а апостольской традиции Римской Церкви, основанной трудами апостолов Петра и Павла, которые в 64г. мученически закончили свой земной путь в столице ойкумены. В Латеранской базилике Рима до сих пор хранятся святые мощи-останки этих апостолов - их головы, которые, как величайшая святыня, хранятся в особом ларце над балдахином главного алтаря базилики.
Латеранская базилика, в центре балдахин на верху которого ларец с головами ап. Петра и Павла
Об этом праздновании дня Рождества Христова в Римской Церкви имеется достоверное свидетельство свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского:«Я могу привести три доказательства, из которых мы вполне узнаем, что в это именно время родился Господь наш Иисус Христос (т.е. 25 декабря по Юлианскому календарю), Бог Слово. Из этих трёх доказательств одно состоит в том, что этот праздник везде так скоро сделался известным, достиг такой высоты и прославился». Вторым доказательством является указание на рождение Христа в правление Августа Римской империей и проведенной им переписи. «Отсюда видно, что Христос родился при первой переписи. А из древних кодексов, публично хранящихся в Риме, всякий желающий может с точностью узнать и время этой переписи. Что же, скажут, до этого нам, которые и теперь не находимся там и ранее не были? Выслушай и не сомневайся, потому что мы приняли этот день от тех, которые в точности знают это и живут в том городе, обитающие там, празднуя его издавна и по древнему преданию, теперь переслали сведение о нем и нам. И евангелист не без цели означил время (Рождества Христова), но дабы сделать явным и известным для нас и самый день и показать домостроительство Божие. И Август не произвольно и не сам от себя издал тогда такое повеление, но потому, что Бог подвигнул его душу, дабы он, хотя невольно, послужил явлению Единородного».8
Этот праздник приходился на смену многим языческим праздникам, посвященным дню зимнего солнцестояния. Так считают авторы сценария фильма. Однако это не является аргументом в пользу языческого происхождения праздника Рождества Христова. Да, действительно, на Востоке вплоть до второй половины 4 столетия Рождество не праздновалось, а только день Светлого Христова Воскресения. Хотя он и сменил праздник ветхозаветной Пасхи, но последняя лишь была прообразом избавления человеческого рода из плена и рабству дьявола.
Тем не менее, и рождение и бога Гора, с которым пытаются ассоциировать Христа, согласно египетской мифологии и египетскому календарю выпадает на египетский месяц Khoiak, который больше соответствует ноябрю.9
Ни у Гора, который был сам ученик бога Тота. Ни у Митры, ни у Диониса не было 12 учеников, как утверждают авторы фильма «Дух времени». Митра, например, иногда лишь изображается в окружении 12 знаков Зодиака. И ни в одном из древних текстов не имеется каких-либо упоминаний о том, что Митра кого-то учил.
Так же как нет ни одного из свидетельств о распятии и реальном воскресении Гора, Митры, Кришны, Аттиса и других языческих богов.10
в) Что касается действительно встречающихся в дохристианскую эпоху некоторых ритуалов и символов схожих по внешней форме с христианскими, то в этом нет ничего удивительного. Св. мученик Иустин Философ, который во времена императора Марка Аврелия из-за активно распространявшихся слухов, домыслов и нелепостей о христианах среди знатных римлян, был вынужден на имя императора Антонина Пия и Марка Аврелия написать обширные апологии в защиту христианства. В них он описывал происхождение христианства, указывал на Христа и прокуратора Понтия Пилата, как на личности, исторически известные императорам, а также на факт распятия Христа и т. д. Он же объясняет и причины существования в язычестве некоторых сходных религиозных ритуалов. По общему взгляду многих христианских апологетов и святых Отцов, прекрасных знатоков античности, языческий мир не был совсем оставлен Богом. В нем были рассыпаны некие «семена Божественного Логоса». Главное, на что обращает внимание, например, христианский апологет св. Иустин Философ, — отношение Логоса-Сына к роду человеческому. По мысли св. Иустина, именно этому Логосу, т. е. «Христу, Первородному [Сыну] Бога, причастен весь род человеческий». Поэтому «жившие по Логосу» или «вместе с Логосом», даже если они и считались за «безбожников», были как бы «христианами до Христа». Среди эллинов таковыми являлись Сократ, Гераклит и другие философы, честно взыскующие Истину; среди «варваров» подобными «христианами до Христа» были Авраам, Анания и иные ветхозаветные праведники. Наоборот, «жившие вопреки Логосу» или «без Логоса» являлись «врагами Христовыми» и преследователями «живших по Логосу» (1 Апол. 46, 2—4). Следовательно, в глазах св. Иустина наилучшие представители эллинского любомудрия в определенной степени, т. е. через сопричастие Логосу-Христу, были равны ветхозаветным святым. Кроме того и в самом человеке не был уничтожен образ Божий, который выражается в свободе произволения, творческих и мыслительных способностях. К тому же в человеке жил «божественный голос» - совесть.
Другую причину появления этих внешних религиозных обрядов в язычестве видели в некоем коварстве дьявола, который, по выражению бл. Августина, является «обезьяной Бога». Св. муч. Иустин Философ, основатель римской христианской философской школы говорил, что дьявол этими приемами имитации христианских обрядов пытался отвлечь людей от истинной веры – христианства.
Это одно из возможных объяснений присутствия даже в языческих культах каких-то сходных внешне элементов: омовения, погружения в воду, использование в мистериях, например митраизма, вина и хлеба, и т.д. Известный современный востоковед-религиовед Клаусс относительно использования вина и хлеба на так называемых общих трапезах языческих религий пишет: «Не может быть никаких сомнений в том, что христианские апологеты были совершенно правы, говоря о важности еды в культе Митры... Ритуальная еда была возможно простым компонентом регулярных общих трапез. Такое принятие пищи обычно составляло существенную часть религиозного собрания; вкушение пищи и питье вместе создает общину и делает видимым факт того, что те, кто принимают участие в этой трапезе являются членами одной и той же группы».11 Однако никогда в языческих мистериях митраизма или орфиков вкушение хлеба и вина, а чаще воды, никогда не понималось как соединение непосредственное с Божеством.
Поэтому мы с уверенностью можем констатировать факт сознательного, и возможно преднамеренного искажения религиозного мировоззрения древних народом в фильме «Дух времени», существенным образом противоречия излагаемого в фильме материала по религиоведению тем древним памятникам по истории и культуре Древнего Востока, которые составляют основные первоисточники для таких направлений исторической науки как востоковедение и антиковедение.
Кроме того, одной из главных принципиальных и фактологических ошибок авторов фильма – это утверждение о древности символа Зодиака. Древние цивилизации Египта и Месопотамии не имели представлений о Зодиакальных созвездиях. В Древнем Египте звезды сгруппированы в 40-47 созвездий, а в мифологии доминирует культ Солнца Амона-Ра, а также персонифицированные культы различных звезд и планет солнечной системы. Также и у древних шумеров культ звёзд не играет какой-то существенной роли.
Первое упоминание о выделении зодиакальной зоне в письменных источниках Вавилона содержится в серии клинописных табличек «Мул Апин» (MUL.APIN— созвездие Плуга), датируемых концом началом VII веков до н.э.: в этих текстах перечисляются 18 созвездий на «пути Луны» и указывается, что Солнце и пять планет перемещаются по этому же пути, а также выделяется группа приэкваториальных (и, соответственно, близких к эклиптике звёзд). В VII-VI веках до н.э. число делений зодиакальной зоны было удвоено, т.е. зодиак разделён на 36 участков по 10°.
Зодиакальная вавилонская система служила также и системой небесных координат: эклиптические долготы светил отсчитывались в пределах зодиакального участка от его западной границы к востоку.
Видимое годовое движение Солнца по небесной сфере и зодиакальная зона. Пересечение эклиптики (красный цвет) и небесного экватора (голубой цвет) - точки равноденствий
Понятие о Зодиаке формируется лишь в Вавилоне в так называемый нововавилонский период (626—538 до н. э.). А окончательное формирование круг Зодиака получает лишь в эпоху классической Древней Греции (5-4 вв. до н.э.), период расцвета в Греции астрономии, геометрии и философии, и после завоеваний Александра Македонского.12
Поэтому Зодиак – не древний символ. Очевидно, что, как элемент астрологии, он ранними культурами не использовался. Попытка соединения креста и круга в нечто, напоминающее кельтские символы, например, едва ли свидетельствует об осознании дозаветными (даже не дохристианскими!) культурами сакрального смысла знака. Крест сакрален, потому что прибор для добычи огня похож на крест. Потому и свастика в разных культурах сакральна – она напоминает инструмент, приносивший огонь (тепло, свет). Расчеты, допустим, вавилоняне уж точно проводили не по зодиаку, которого и не было тогда, а по конкретным звездам.
Символ бога Солнца Ашшура в Ассирии
Однако даже широкое использование формы креста в некоторых языческих религиях говорит не столько о языческом происхождении этого символа, сколько о том некоем мистическом ожидании религии Креста, которая придет на смену язычества. Кстати именно для такого взгляда на крест мы имеем в синкретическом египетском культе Сераписа. В Александрии был выстроен очень известный большой храм Сераписа в котором находилось много изображений креста. И имеется достоверное историческое повествование о том, что после разрушения в 391г.
Приведем в качестве примера интересную заметку в «Церковной истории» Руфина Аквилейского (кн.2 (11), гл.29): «В Александрии же случилось также, что символы Сераписа, которые были в каждом доме на стенах, при входе, на дверях и окнах, все оказались стерты и выскоблен...А вместо них на дверях, входах, окнах, стенах и колоннах появился знак Господнего Креста. Когда те язычники, которые остались, увидели, что случилось, они стали утверждать, что знаки появились для напоминания о великом деле из предания, издавна передаваемого у них. говорят, что этот знак нашего Господнего Креста египтяне имели среди тех знаков, которые называются иероглифами, то есть жреческими письменами, и этот знак является одной из всех, что у них были, буквой. Они объяснили, что эти надписи на их языке означают «будущая жизнь».
Статуя Сераписа, реконструкция
А известный церковный историк Сократ Схоластик, современник событий в Александрии при императоре Феодосии Великом сообщает: «При разрушении и очищении Сераписова храма найдены в нём вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие усвояли их собственной религии. Христиане утверждали, что они принадлежат христианской вере, потому что крест считали знамением спасительных Христовых страданий, а язычники доказывали, что такие крестовидные знаки общи и Христу, и Серапису, хотя иное значение имеют у христиан и иное — у язычников. Между тем как происходил этот спор, некоторые, обратившиеся к христианству из язычества и понимавшие иероглифические письмена, истолковали те крестовидные знаки и объявили, что ими обозначается будущая жизнь. По сему объяснению, христиане еще с большей уверенностью стали относить их к своей религии и превозноситься перед язычниками. Когда же из других иероглифических письмен открылось, что в то время, как явится знак креста, означающий новую жизнь, храму Сераписа придет конец, тогда весьма многие язычники обратились к христианству, исповедали грехи свои и крестились. Это-то слышал я о тех крестовидных начертаниях. Не думаю, однако, чтобы египетские жрецы, начертывая изображение креста, могли знать что-либо о Христе, ибо, если тайна его пришествия в мир, по слову Апостола (Кол. 1, 26), была сокровенна от век и от родов и неизвестна самому начальнику злобы дьяволу, то тем менее могла она быть известна служителям его — египетским жрецам. Открытием и объяснением этих письмен промысл соделал то же, что прежде явил на апостоле Павле, ибо и сей, умудренный Духом Божиим Апостол таким же образом привел многих афинян к вере, когда прочитал начертанную на храме надпись и приспособил ее к своей проповеди »(Сократ Схоластик. Церковная история. Кн.5, гл. 17. О найденных в храме Сераписа иероглифических надписях)
Скорее всего речь идет о действительно распространенном к заупокойном египетском культе Осириса, где употреблялся символа креста- Анх (crux ansata). Он как правило изображался в руке одного из божеств.
древнеегипетский крест Анх
В христианстве Крест несёт уже иной смысл – это символ спасения, который сообщает верующему божественную освящающую благодать. «Он есть щит и оружие, и памятник победы над дьяволом. Он есть печать, чтобы не коснулся нас Ангел погубляющий (Исх. 12, 23)... Он есть для лежащих восстание, для стоящих утверждение, для немощных опора, для пасомых жезл..., спасение души и тела, отражение всяких зол, виновник всяких благ, истребление греха, растение воскресения, древо вечной жизни».13
Изображение Креста в Римских катакомбах
Теория же происхождения культа Христа от древневавилонского культа Зодиака: крест в Солнечном диске – Крест и Христо-Солнце, 12 созвездий Зодиака – 12 апостолов является слишком надуманной и даже наивной. Также в принципе надуманным и откровенно ненаучным является утверждение о Зодиакальном круге, как древнейшем символе.
В конце нашего небольшого анализа мы хотели бы обратить внимание наших читателей на первые фразы фильма «Дух времени».
«Что объединяет библейский миф, теракты 11 сентября и кредитную систему во главе с центробанком? Ложь, которая служит на протяжении веков порабощению человечества. Кто и для чего создает религии? Кто стоит за терактами 11 сентября? Кто и как зарабатывает на войнах? На кого работает средний американец 4 месяца в году? Почему война с терроризмом может продолжаться вечно? Для чего нужны СМИ и индустрия развлечений? Какое будущее готовит планете мировое правительство? Фильм даёт уникальный анализ многочисленных фактов манипуляции общественным сознанием с древнейших времен по настоящее и заставляет задуматься, а таков ли мир, каким нас научили его представлять?»
Итак, авторы фильма, претендуя на «уникальный анализ», который предполагает правильное и точное изложение фактов и соответствующие выводы. Как мы видели выше – на самом деле, что касается попытки рассматривать христианство как религию лжи и выдумки, как средство манипуляции человеческим сознанием, ведет самую грязную пропаганду с помощью фальсификации истории религий, искажении религиозных доктрин.
Нельзя не согласится с мнением одного из зрителей этого фильма: «То, что фильм заставляет задуматься – это факт и это хорошо. В фильме прекрасно показано торжество несправедливости, эгоизма и бездумья в современном мире. Но проблема в том, что возбуждая мозг и открывая человеку глаза одними истинами, он в то же время вливает в него гремучую смесь безбожия и революционизма, упакованную в обёртку "гуманизма и всеобщей любви".
Кроме того, для того, чтобы навязать зрителю вкладываемые в нем идеи , направленные против христианства, создать впечатление правдоподобности, авторы сценария используют приёмы психологического воздействия. «В фильме я заметил явное использование техник наведения транса. Принцип состоит в следующем: отвлекаем сознание на обработку каких-либо процессов и даем прямые инструкции подсознанию. Что мы имеем: в фильме используются техники работы с подсознанием, а именно фиксация в оном "нужных идей". Принцип отвлечения внимания и перегрузки каналов восприятия бегло описан в статье "змея, гипнотизирующая жертву" http://elite-trading.ru/articles.phpКаким образом механизм фиксации "нужных идей" работает в фильме: тут и там мы встречаем двух-трёх минутные "заставки": это моргающие глаза, пульсирующее солнце, движущиеся линии, субстанция испытывающая метаморфозы... Внимание зрителя концентрируется на этих объектах, внутренний диалог направлен на объяснение уместности сих картинок в фильме. Так или иначе сознание либо заходит в тупик либо перегружается обилием идей касаемо представленных образов. Пока зритель фокусирует свое внимание на описанных образах, голос за кадром степенно приводит тезисы, утверждения, делает выводы. Вся эта информация направляется во внутренний опыт зрителя без контроля сознания, а следовательно минуя критическое восприятие. В фильме используются методы перегрузки визуального и дигитального каналов восприятия, что говорит о желании авторов зафиксировать нужные идеи во внутреннем опыте зрителя. Вот статья, в которой раскрывается суть механизмов наведения транса, но в аспекте трейдинга – http://elite-trading.ru/articles.php».
Особенно возмущает то, что авторы первой части фильма, ничего не говоря об активной борьбе христианства с навязанной Мировым Правительством системой построения электронного концлагеря с определенно антихристианской идеологической направленностью, откровенно антихристовой глобализацией, тем не менее фактически смешивают христианство с глобализацией и видят в нём инструмент и средство выстраивания Нового Мирового Порядка. А именно это и является еще более страшной ложью и подменой.
Другим контраргументом позиции фильма «Дух времени» в отношении христианства как орудия манипуляции человеческим сознанием является факт широкомасштабного распространения христианства в пределах Римской империи вопреки ее положению в империи как religio illicita. В то время как официальный культ Римской империи действительно рассматривался как средство управления государством народом империи, как religio civilis. Устройство империи было таково, что «Римская империя не предоставляла в себе места для свободного существования христианства», замечает выдающий отечественный историк христианской Церкви В. В. Болотов. «Вы не имеете права существовать» (non licet vos esse), - вот приговор Римского правительства над христианами. И история Христианской Церкви превращается в почти в непрерывное мученичество. Поэтому её распространение в Римской империи – это чудо, доказывающее божественное происхождение христианства.14
Возвращаясь к нашим трём пунктам, изложенным в начале статьи, мы можем ещё и ещё раз сказать о полной научной несостоятельности первой части фильма «Дух времени».
Редакция «Православного Апологета», март 2009 г.
1Джош Макдауэлл. Неоспоримые свидетельства. http://www.blagovestnik.org/bible/index.htm
2друизм – религия древних кельтов. "Неодруизм" был создан 22 сентября 1717 года в лондонской таверне "Яблоня" ирландцем Джоном Толандом.
4 Плутарх. Об Исиде и Осирисе 21, James P. Allen, Middle Egyptian, Cambridge University Press (2004), p. 102James P. Allen, Middle Egyptian, Cambridge University Press (2004), p. 102
5См. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М. 2001., т.2,с. 152, Геродот. История II 144? 156.
6Солкин В. В. Исида.// Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.
7"Mithra" and "Mithraism" in The Encyclopedia of Religion, and The Roman Cult of Mithras: The God and his Mysteries by Manfred Clauss, p.62-63
8Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Репринт СПб. 1899, т. 2, кн.1, Беседа в день Рождества Христова., стр.394-395
9Египетский календарь имел три сезона-периода (), каждый из которых состоял из четырех месяцев по 30 дней. Месяц Khoiak относится к периоду-сезону Akhet.
10Evidence for Jesus and Parallel Pagan «Crucified Saviors» Examined. Part.2, http://www.bringyou.to/apologetics/JesusEvidence2.htm
11Clauss, The Roman Cult of Mithras, pages 109, 112-113, emphasis added
13Прп. Иоанн Дамаскин. Творения. СПб. 1913, т.1, Точное изложение православной веры., кн.4, гл.11, О кресте и еще о вере., с. 306
14В.В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Репринт. М. 1994, т.2, стр. 24-25