Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дары волхвов прибывают в Москву

6 января 2014 года Дары Волхвов вечером привезут в Храм Христа Спасителя. Великая святыня впервые покинет пределы Греции. Далее ее повезут в Белоруссию и Украину. Как воспринимать необычную реликвию, почему настоятель афонского монастыря святого Павла согласился «отпустить» святыню из Греции, и ждать ли скандалов с vip-пропусками — рассказали на пресс-конференции по поводу принесения Даров, которая 25 декабря 2013 года прошла в ИТАР-ТАСС.

«Мы поклоняемся не золоту, смирне и ладану»

— Один из самых часто задаваемых вопросов — почему мы поклоняемся Честным Дарам Волхвов, — отметил представитель монастыря святого Павла, в котором хранятся Честные Дары Волхвов, иеромонах Евфимий.

— Честным в Церкви называется то, что достойно чести, или почитания. В нашем монастыре свято верят в то, что к этим Дарам прикасался Сам Христос, а по учению Церкви то, к чему прикасалось божественное тело Иисуса Христа, становится священным, потому что на нем, по вере Церкви, почивает Божия благодать, Божественная энергия. Глубокое мистическое понимание православного поклонения предполагает, что, если какой-то предмет посвящается Богу, Божией Матери или святому, он становится священным. И то, что посвящается и приносится в дар Богу видимому (рожденному, воплотившемуся Сыну Божию), священно настолько же, насколько и посвященное Богу невидимому. Как сказано в тропаре Святым Дарам, «прикосновением святых рук Твоих, Иисусе, Дары получили божественную благодать». Мы поклоняемся не золоту, смирне и ладану, а той Божественной благодати, которая почила на Дарах в результате прикосновения к ним божественного тела Иисуса Христа».

Зримое свидетельство этого — многочисленные исцеления, которые у Даров получали те, кто страдал раком, бесплодием или одержимостью. А еще от Даров исходит неземное благоухание, которое, как рассказал иеромонах Евфимий, усиливается, когда Дары выносят с Афона для поклонения верующим.

Кстати, широкую известность в Греции дары получили с 1980-го года, когда их стали приносить в различные епархии Элладской Православной Церкви по просьбам правящих архиереев.

«Смс» от Бога

Попытки вывезти Дары за пределы Греции для поклонения верующим предпринимались более 10 лет, однако настоятель афонского монастыря святого Павла дал на это разрешение только сейчас, рассказал сопредседатель рабочей группы по принесению Даров волхвов в пределы Русской Православной Церкви, председатель Благородного собрания Константин Малофеев.

Он предположил, что это может быть связано с тем, что, например, греческие СМИ мало пишут о России как о православной стране и в сознании многих греков это коммунистическая и атеистическая страна. Малофеев напомнил, что недавно настоятель монастыря святого Павла приезжал в Россию, видел несколько крупных обителей и был поражен обилием монашествующих и паломников.

«Развивающаяся духовная жизнь, думаю, могла произвести внешнее впечатление», — предположил Малофеев. «Наш старец — человек молитвы. Если его спрашивают о чем-то, он не отвечает сразу, а молится. Потом, если, как он говорит, „получает смс от Бога“, то отвечает. Думаю, он получил от Бога это послание и понял, что пришло время и нужно осуществить паломничество. Наша вера — это мистика, откровение, и, получая откровение от Бога, мы должны делать то, чего от нас хочет Бог», — дополнил иеромонах Ефрем.

Собственно приезд святыни в Россию инициировал Константин Малофеев.

«Когда находишься на Афоне и прикасаешься к этой великой сокровищнице святынь, становится жалко всех твоих сестер, которые этого сделать не могут», — сказал Малофеев, напомнив, что женщинам вход на Афон недопустим. — И естественным образом возникает мысль привезти святыню им, чтобы они тоже могли к ней прикоснуться».

    

Христос пришел ко всем

График пребывания Даров волхвов в России, Украине и Белоруссии был составлен по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви.

«Русская Православная Церковь распространена во многих государствах, и наибольшее количество верующих находится в трех братских странах — России, Украине и Белоруссии. Принесение Даров во все три государства — забота о том, чтобы наибольшее количество верующих имели возможность поклониться святыне и чтобы никто не чувствовал себя оторванным от Церкви», — пояснил представитель Комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь игумен Парамон (Голубка).

Организаторы принесения Даров и представитель афонского монастыря святого Павла также отметили, что Дары привозят, имея в виду не только православных христиан: Христос пришел ко всем — и к Дарам могут подойти все желающие вне зависимости от их вероисповедания.

«Увидите vip-пропуск — смело зовите полицию!»

Принесение в Россию Пояса Божией Матери и Честного Креста апостола Андрея Первозванного дали опыт организации подобных событий, так что, как заверили организации, проблем в связи с принесением Даров возникнуть не должно. Что касается Москвы, у Храма Христа Спасителя и внутри него будут дежурить сотрудники полиции, медицинские бригады, а также множество волонтеров.

Для тех, кому особенно трудно стоять в многочасовой очереди — нездоровых, пожилых людей, беременных женщин и так далее — будет организована отдельная очередь.Кроме того, волонтеры будут высматривать таких людей в общей очереди и переводить в особую, чтобы те, кто слабее, не были лишены возможности прикоснуться к святыне.

На вопрос одного из журналистов о возможности получения vip-пропуска заместитель руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Константин Блаженов ответил категорически: «Об изготовлении vip-пропусков мне не известно». Руководитель организационного комитета по принесению Даров волхвов в пределы Русской Православной Церкви Сергей Рудов отметил, что во время принесения Пояса Богородицы такие пропуска были, но в небольшом количестве, а в этот раз принято решение о том, что их не будет вовсе. «Увидите vip-пропуск — смело зовите полицию!» — сказал Рудов.

На всякий случай представитель Комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь игумен Парамон (Голубка) напомнил, что во время принесения Креста апостола Андрея никаких vip-пропусков не было, а «перед Богом никаких випов не может, потому что все люди равны».

Волхвы: кто, сколько, откуда?

Говоря об истории Даров волхвов, иеромонах Евфимий ответил на вопрос журналиста о том, кто такие волхвы.

Он рассказал, что однозначно сказать, кто это, очень трудно. Волхвами, или магами, называли и тех, кто занимался вызыванием потусторонних сил и жил в Халдее, и тех, кто просто были мудрыми и сведущими людьми, которые занимались наукой и обитали в Персии, на территории современного Ирана. О таких людях и говорится в Евангелии: они занимались наблюдением небесных светил и, увидев новую звезду, вспомнили о древнем пророчестве и отправились в Вифлеем. Об их происхождении «из Персиды», или Персии, говорит церковное предание и литургические тексты.

«Нигде в литургических текстах восточной Церкви волхвы не называются по именам и не говорится, сколько их было», — отметил иеромонах Евфимий.

Он обратил внимание на то, что рассказы о том, что волхвов было трое, а также их имена появляются в Западной Европе примерно в 6 столетии, тогда же предание на Западе обогащается подробностями, например, о возрасте волхвов (один старик. Второй зрелого возраста и третий совсем молодой). Да, на православных иконах мы можем видеть трех волхвов, но воспринимать это изображение буквально нельзя. По словам иеромонаха, скорее всего, знатные люди, имеющие отношение к царским родам, отправились в путешествие в сопровождении воинов и свиты, но изобразить все это множество людей на иконах не было целесообразно, поэтому ограничивались символическим изображением трех путешественников.

«То, что в Евангелии не говорится о количестве и именах волхвов, вероятно, сделано из желания обратить наше внимание не на мелочи, а на главный смысл события: языческие народы и их цари принесли Иисусу Христу дары, что стало прообразом обращения ко Христу язычников. Западному человеку всегда нужно все разложить по полочкам, это особенность сознания, в которой нет ничего криминального, но основываться на этом и развивать какие-то идеи на основе западного предания, по-моему, не стоит. Потому от нас скрыто, как все было на самом деле», — отметил монах.

    

График принесения Даров волхвов в пределы Русской Православной Церкви

• Москва, Храм Христа Спасителя, 7-13 января 2014 года (с 08:00 до 22:00)

• Санкт-Петербург, Воскресенский Новодевичий монастырь, 14-17 января 2014 года (14 января доступ верующих будет организован с 15:30 до 22:00, 15-16 января с 06:00 до 22:00, 17 января с 06:00 до 12:00)

• Минск, Дом Милосердия, 18-24 января 2014 года

• Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 25-30 января 2014 года

Более подробную информацию можно посмотреть на официальном сайте честные-дары- волхвов.рф

Православие и мир

Чудеса, происходящие от Честных Даров волхвов

Чудесами называются сверхъестественные события, производимые Божественной силой и противоречащие законам земного мира. Чудеса в истории нашей Церкви были всегда, и многие из них описаны в Священном Писании и житиях Святых. Чудеса - это свидетельства присутствия Бога в нашем мире, и они подаются свыше, чтобы неверующих наставить на путь спасения, а верующих - укрепить в вере.

 

    

Однако святые отцы советуют осторожно относиться к подобного рода явлениям, ибо не только Божия благодать может производить знамения. Во Втором послании к Коринфянам апостол Павел говорит, что сатана часто принимает вид ангела света и его служители - вид служителей правды. Чтобы заставить людей вступить в общение с тьмою, падшие духи нередко пользуются лжечудесами и уловляют в свои сети неопытные души. Поэтому, чтобы отличить дьявольские козни от Божественной благодати, необходимо иметь дар рассуждения.

В Евангелии от Иоанна рассказывается об апостоле Фоме, который после радостной вести от других апостолов о Воскресении Христа из мертвых не поверил им и сказал, что если не увидит на руках Его ран от гвоздей и не вложит своего перста в эти раны, то не уверует в чудесное Воскресение Господа. Спустя некоторое время Христос явился Фоме, и только тогда тот уверовал, на что Господь сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». Поэтому самое главное чудо нашей жизни - это вера, которая не ищет знамений, но приводит человека ко спасению.

И тем не менее Всеблагий Бог по Своему сокровенному от нас Промыслу подаёт нам чудеса, и люди, с рассуждением эти чудеса принимающие, получают немалую духовную пользу.

Здесь будет рассказано лишь о немногих чудесах, которым Господь наш Иисус Христос соблаговолил произойти от Честных Даров волхвов.

***

    

В ноябре 1980 года после разрушительного землетрясения в Салониках Высокопреосвященнейший митрополит Лангадасский Спиридон попросил монастырь Святого Павла о принесении Честных Даров в свою епархию для укрепления верующих. С Дарами поехал игумен и один из иеромонахов.

Торжественная встреча святыни состоялась у въезда в город, на мосту. Там собрались архиерей, мэр, духовенство и множество верующего народа. Как только открыли ковчег с Честными Дарами, чтобы к ним приложился митрополит, вокруг разлилось необыкновенное благоухание, которое вызвало умиление у всех присутствующих. Это Божественное благоухание явственно ощущалось все 13 дней, пока Честные Дары находились в Лангадасе.

***

Один из ковчегов с Честными Дарами в XIX веке хранился в дальнем подворье монастыря Святого Павла в селении Стерна в Восточной Фракии. В 1860 году подворье было упразднено, при этом ковчег пропал: как потом выяснилось, его украл один из жителей селения.

Когда в 1924 году состоялся обмен турецким и греческим населением после Второй греко-турецкой войны, жители Стерны переселились в Грецию, в район города Кавала. Честные Дары находились в то время у одного из потомков похитителя, и он привёз их с собой как ценнейшую семейную реликвию и великое сокровище.

В один из первых дней своего пребывания в Кавале этот человек увидел во сне некоего худощавого и безбородого монаха (это был святой Павел, ктитор обители), который строго потребовал от него вернуть Честные Дары в монастырь Святого Павла на Афоне. Он встревожился, однако не захотел подчиниться. Видение повторилось во второй и в третий раз. В конце концов святой даже пригрозил жестоким наказанием за святотатство.

Испугавшись, этот человек отправился к сельскому священнику, который посоветовал ему передать Дары в епархиальное управление Кавалы. Митрополит Кавальский Хризостом незамедлительно известил монастырь о случившемся и пригласил в Кавалу его представителей. С тех пор все ковчеги с Дарами хранятся в ризнице обители.

Это чудесное событие произошло в 1925 году, и в монастырском архиве хранятся соответствующие документы и переписка.

***

Вечером 21 августа 1982 года (по старому стилю) из-за удара молнии на расстоянии полукилометра от монастыря Святого Павла вспыхнул пожар. Все в округе было высушено летним зноем, и огонь стал угрожать обители, монастырскому саду и лесу. Монахи, рабочие и паломники бились с огнём, но безрезультатно.

Тогда один из иеромонахов вынес из храма ковчег с Честными Дарами, прочитал молитву и осенил святыней место, где бушевал пожар. Вдруг направление ветра поменялось, и огонь остановился. Монастырь был спасён.

***

В 1968 году монастырским садам угрожали полчища гусениц. Их было так много, что под ними не было видно листьев. В один из дней иеромонах Феоктист взял ковчег с Честными Дарами и мощами святого Пахомия и вместе с одним молодым монахом отправился в горы, в местечко под названием Нерудья. Там они отслужили водосвятный молебен, чтобы окропить деревья, которым грозило уничтожение.

Когда в конце последования молебна отец Феоктист, читая молитву святого Трифона о защите и исцелении растений и деревьев, дошёл до слов: «Изыдите в дикие горы, в места непроходные и безводные, на бесплодные древеса», - он в простоте сердца спросил у молодого монаха: «Куда мне сказать, чтобы они пошли? Ведь у нас нет здесь бесплодных деревьев». А тот полушутя ответил: «Скажи тогда, чтобы они ушли в море». Монахи все окропили святой водой, а на следующий день море было полно мёртвых гусениц.

***

В последние годы благодать Честных Даров особенно сильно проявляется в отношении одержимых. Не было ни одного случая, когда бы Честные Дары выставлялись на всеобщее поклонение и при этом у бесноватых не происходили бы припадки или исцеления.

Накануне Рождества 1985 года по просьбе митрополита Фессалоникийского Пантелеймона Честные Дары были принесены для поклонения в храм Святых Кирилла и Мефодия в Салониках.

В один из дней трое мужчин сопровождали в храм грузную женщину средних лет по имени Панайота. Как только они приблизились к Дарам, женщина с чудовищной силой стала сопротивляться, выкрикивая: «Назарянин, Ты обжигаешь меня! Уйди, Вифлеемский Младенец!» Народ при этом леденел от ужаса.

На следующий день они пришли снова. После того как Панайота приложилась к иконам, она подошла к Честным Дарам и опять начала выть, упала ничком и уткнулась лицом в пол. Один из монахов взял цветок, лежавший у Даров, и перекрестил её. Молниеносным движением она выхватила цветок и разорвала его на части. Так повторилось трижды. Тогда монах взял ковчег с Честными Дарами и совершил крестное знамение над её головой. Продолжая лежать ничком и ничего не видя, женщина начала выть и кричать, испуская пену: «Уберите их! Я не хочу их, они воняют! Я захлёбываюсь от их зловония!» Тогда её крепко схватили, и монах поднёс Честные Дары к её губам, после чего она тотчас умолкла и минут десять лежала точно мёртвая. Но затем, уже исцелившись, поднялась, приложилась к Честным Дарам и иконам и ушла, прославляя и благодаря Бога!

После возвращения на Святую Гору ковчег с Честными Дарами в течение ещё многих дней источал сильнейшее благоухание.

***

    

О новейшем чуде от Честных Даров свидетельствует Анастасия Ангели, живущая в Греции, недалеко от города Агринио:

«Я заразилась редким вирусом, от которого стала слепнуть. Врачи в один голос говорили, что я могу совершенно потерять зрение. И действительно, несмотря на лечение, видела я все хуже и хуже.

На Святках 2012 года в наш приход Святителя Николая привезли с Афона Честные Дары волхвов. Я стеснялась выходить на улицу из-за проблем с глазами, однако, преодолев смущение, пошла поклониться святыне. В храме я поисповедовалась. Священник перекрестил мои глаза сначала частицей Древа Животворящего Креста Господня, а потом осенил меня Честными Дарами волхвов, приложившись к которым я ощутила помутнение в глазах. И именно с этого момента зрение начало улучшаться. Батюшка помазал мои глаза освящённым елеем и дал святую воду, чтобы ею промывать глаза дома. Поначалу глаза сильно болели, однако уже через три дня врач засвидетельствовал, что никакого вируса у меня нет и мои глаза здоровы.

Я славословлю Бога за исцеление и благодарю отцов за то, что они привезли в нашу церковь Честные Дары волхвов!»

По материалам книги «Афонский монастырь Святого Павла и его святыни».

 



Подписка на новости

Последние обновления

События