ПРОТОПРЕСВИТЕР ФЕОДОР ЗИСИС
ПРОФЕССОР ФЕССАЛОНИКСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ ВСТРЕЧИ –
ЭТО ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ЕВАНГЕЛИЯ И
ОСКОРБЛЕНИЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ
Перевод выполнен по книге:
Θεόδωρου Ζήση
πρωτοπρεσβυτέρου
καθηγητοῦ πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης
ΑΡΝΗΣΗ ΤΟΥ ΕΥΑΓΓΕΛΙΟΥ ΚΑΙ ΠΡΟΣΒΟΛΗ ΤΩΝ ΑΓΙΩΝ ΜΑΡΤΥΡΩΝ
Θεσσαλονίκη 2003
4. Имеют ли религии одного и того же Бога и общие нравственные ценности?
Давайте посмотрим на одно из основополагающих положений, которое выдвигают те, кто организует, принимает участие и поддерживает межрелигиозные диалоги. Согласно им во всех религиях существуют положительные вещи, и, конечно же, три монотеистические религии: Христианство, Ислам и Иудаизм веруют в одного и того же Бога. Это провозглашает urbi et orbi. Он стал культивироваться и распространяться после II Ватиканского собора (1962-1965)1, а затем стал продвигаться и применяться нынешним папой Иоанном Павлом II, который отважился двадцать пять лет назад созвать в Ассизи (1986) первую всерелигиозную встречу, на которой молились одному ложному богу все присутствующие там иноверцы и инославные. За Ватиканом и Папой в последствии последовал ВСЦ2, и наше церковное руководство. Дело дошло до того, что была издана марка, на которой представлены сидящими по образу Святой Троицы во время Её приёма Авраамом христианский священник, еврейский раввин и мусульманский мулла. Нам представлена новая кощунственная всерелигиозная троица, к тому же на красиво изображённом столике лежат три «священные» книги: еврейская Библия, Евангелие и Коран. Автор этого богохульного изображения Святой Троицы, изобразив эти книги положенными на стол, представляет их равноценными. Это представляет собой смешение несмешиваемого, общение света с тьмой. И это относится не только к Корану, но и к еврейской Библии, если она будет восприниматься и разъясняться без Христа, не в свете Евангелия, но преданием книжников и фарисеев, которые распяли Христа. Тогда и она принадлежит тьме, и к ней обращено суровое «горе», сказанное Христом еврейским законникам, к которым пришёл свет, а они не смотря на это остались во тьме: «Пришёл к своим и свои его не приняли (Ин. 1, 11)…И свет во тьме светит и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).
А. Безгласные идолы и святые Мученики
Религии не имеют одного и того же Бога, более того, религии имеют ложных богов так как они не верят в единого истинного Бога, в откровенного Триипостасного Бога, Святую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа. Безусловно, нет никакой необходимости разъяснять кому-либо ложность веры в идолов, поскольку ещё Ветхий Завет прилагает усилия к сохранению иудеев от идолопоклонства, которое полностью стёр и уничтожил Христос. Святые Мученики высмеивали идолов, когда их хватали языческие начальники и заставляли поклоняться бездушным и бесчувственным идолам. Но даже и это, перестало быть понятным христианским лидерам, «помрачилось неразумное сердце» их, так как они приглашают к совместным молитвам даже идолопоклонников, что и прозошло в Австралийском городе Канберра во время Генеральной Ассамблеи ВСЦ, или его лучше назвать Всемирным Советом уклонения и заблуждения Церквей. Тоже случилось и в Ассизи во время проведения всерелигиозного собора, собравшегося по инициативе папы. Возможно, что теперь уже не имеет никакого значения то, что говорит апостол Павел, что идолопоклонники «обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» и что «они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (Рим. 1, 22-25).
Непогрешимый папа стоит выше Священного Писания и призывает идолопоклонников к совершению молитвы, и кому? Бесчувственным идолам, бесчувственности которых причастен и тот, кто воздаёт поклонение: «Идоли язык, сребро и злато, дела рук человеческих; уста имут и не возглаголют: очи имут и не узрят: уши имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют: Руце имут, и не осяжут: нозе имут, и не пойдут: не возгласят гортаням своим. Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня»3.
Единственной приемлемой позицией для христианского епископа, как преемника Апостолов и Святых Отцов, является поступать так, как поступал апостол Павел в Афинах и в других местах, обращая идолопоклонников, и отвращая их от «безгласных идолов» (Кор. 12, 2), дабы им сказать, что «будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17, 29). Епископ должен их вывести из «времён неведения» и открыть новую эпоху истинного богопознания, без расчёта возможных последствий личного, национального и церковного плана. Иначе он станет сообщником заблуждения и нечестия, создавая впечатление, что истина существует везде, и что все принимаемые религии, несмотря на имеющиеся различия, имеют одну истинную природу, так что проповедь Христа и Евангелия носит уже излишний характер.
Участвующие в межрелигиозных встречах бесчестят и оскорбляют Святых Мучеников. Когда гонители призывали их на поклонение идолам, они не только этого не делали, пусть даже и внешне, но становились проповедниками Христа, апостолами и учителями, спасли от заблуждения многих других людей. В соответствии с новым образом мышления, который имеет тенденцию к преобладанию в обществе, такая позиция Святых Мучеников отвергается, она считается фундаментализмом и крайностью, поскольку она основывается на вере в то, что только Христос есть истина и жизнь. И для того, чтобы не потерять эту истину и жизнь стоит пролить кровь, несомненно, свою собственную, а не других, как делают исламисты камикадзе, которые приводят к смерти десятки других людей. Разве можно в житии какого-либо мученика найти факт, чтобы он в своём ответе ограничивался бы неким пресным и теплохладным исповеданием, что мы мол все верующие разных вер содержим одно и тоже, всякий верит в своего собственного Бога и по-своему? Без мужества, безстрашия и дерзновения Святых Мучеников, которые обличали нечестие и заблуждение, без крови Святых Мучеников не была бы утверждена Церковь, не смогла бы развиться и стать цветущей и благоденствующей, чтобы существовали современные епископы и богословы, которые оскорбляют этот крестный путь и эту мученическую кровь, жертву и исповедание Святых Мучеников.
Б. Ложный Бог иудеев и мусульман
Нечестивыми являются не только идолопоклонники, которые не знают и не почитают истинного Бога. К ним же в полной мере относятся иудеи и мусульмане, потому, что и те и другие не верят в Святую Троицу. Через Христа открыта та истина, что Бог не только один, но и Троица одновременно, один в Троице и Троица в единице: Отец, Сын и Святой Дух. Не принимающие Святую Троицу - единственного существующего Бога - верят в несуществующего Бога, в ложного бога, по существу в идола, поскольку не существует Бога единоличного, но три лица в единстве.
Не было такого времени, когда Отец был один, без Сына и Святого Духа. Сын и Дух не являются творениями, как все сущие творения, согласно вере Ария и Македония, иудеев и мусульман. Они не созданы по существу, безначальные, со-вечные, единосущные Отцу. С тех пор как существует Отец, существует и Сын, существует и Святой Дух. Одновременно Отец, одновременно Сын и Святой Дух.
Тот факт, что Ветхий Завет, которому якобы следуют евреи, не содержит на первый взгляд ясных указаний на Святую Троицу, совсем не означает, что их там нет, и что Ветхий Завет этому не учит. Бог есть тот же и в Ветхом и в Новом Заветах. В действительности в Ветхом Завете, по причине преобладания в мире многобожия и идолопоклонства, о Троице проповедуется не совсем ясно. И это было ради того, чтобы не соблазнились склонные к многобожию евреи и, в результате, не впали в идолопоклонство. Необходимо было оградить монотеизм от многобожия, чтобы евреи не подумали, что существуют три разных Бога. Поэтому очень часто делается акцент на вере в одного Бога: «Аз есмь Господь Бог твой…Да не будут тебе бози инии разве мене» (Исх. 20, 2-3). И ещё: «Слушай Израиль: Господь Бог твой, Господь есть» (Втор. 6, 4). Пророк Исайя также от лица Бога проповедует: «Аз есмь первый и Аз есмь последний, и кроме Меня нет Бога (Ис. 44, 6)», «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43, 10).
Итак, по причине склонности иудеев к идолопоклонству и их неготовности, в Ветхом Завете не было полностью открыто таинство Святой Троицы, хотя о нём имеются явные намёки, которые сейчас не будем разбирать подробно. Некоторые иудеи не осознавали того, что откровение Бога имеет свою постепенность в раскрытии, не понимают что Новый Завет сообщает полноту Ветхому. И иудеи продолжают не знать Святую Троицу, не воспринимают Божество Христа и Святого Духа, пребывать в ветхом и несовершенном, и таким образом они не верят в истинного Бога, Которого, по причине исторических обстоятельств и их тогдашнего младенческого состояния Ветхий Завет не открыл как Бога Троицу. Неоднократно Христос пытался иудеев научить этой истине, и было много среди иудеев, которые учение Христа приняли, из иудеев была составлена первая христианская община, из иудеев были и апостолы. Христос смутил многих иудеев, когда открыл им Себя как равного Отцу и Богу: «Аз и Отец едино есма». Они взирали на Него только как на некоего человека и отвергли веру в Него как Богочеловека, поэтому много раз старались его побить камнями, говоря ему: «ты человек и делаешь Сам Себя Богом» (Ин. 10, 33). Однако и Своим ученикам Он постепенно открывал Своё Божество, Он похвалил и отметил исповедание ап. Петра, когда на Его вопрос «за кого принимают люди Сына Человеческого», Пётр ответил: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16, 16). Такую же твёрдую позицию заявил Христос Своим ответом первосвященнику Каиафе, когда он задал вопрос Ты ли Сын Божий или нет: «Заклинаю тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф. 26, 63). Весь Новый Завет, начиная с проповеди Иоанна Крестителя, который засвидетельствовал Божество Христа и сам слышал голос Отца, и видел Святого Духа, сходящего в виде голубя, представляет собой единое непрерывное учение и явление таинства Святой Троицы.
Итак, не верит во Святую Троицу тот, кто отрицает Сына и Святого Духа. Начальники иудейские, иудаизм без Христа, добровольно оставались слепыми, и сегодня они также остаются слепыми в отношении к истине и к свету Триипостасного Божества. Только при вере во Христа может кто-то обладать истинным богопознанием и боговедением: «Видевший Меня, видел Отца... Я во Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14, 9-10). Никто не мог познать Отца иначе как только через Сына: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27).
Слепой от рождения, исповедав божество Христа, обрёл одновременно телесный и духовный свет, в то время как жестокосердные фарисеи, видевшие телесными очами, духовно живут во тьме неведения Бога. Это относится и к современному иудаизму: «На суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39).
Итак, разве имеет право истинный христианин, а тем более епископ верить и писать, что иудаизм, как и мусульманство, которое также отвергает Святую Троицу, божество Сына и Святого Духа, что они веруют в одного и того же Бога? Сами Апостолы, по сути иудеи, которые имели гораздо большее сострадание и любовь к своим соотечественникам чем у современных христианских лидеров, которые лишь лицемерно вводят современных иудеев в заблуждение, пишут и учат, что отвержением Христа и Его распятием иудеи стали богоборцами и богоубийцами, по неведению, которое им необходимо отвергнуть, покаяться, чтобы обрести спасение. Таким образом распространилось и было проповедано Евангелие по всему миру: «и более присоединялось ко Господу, множество мужчин и женщин» (Деян. 5, 14), а не с помощью встреч таких как в Ассизи, где о Христе умалчивалось, скрывалось, и где о Нём не проповедовалось, где отвергалось Евангелие. Резкое и мужественное слово первомученика Стефана подтверждается Ветхим Заветом, через который предвозвещалось пришествие Христово. Он жёстко обличал тогдашних и современных иудеев как предателей и убийц. Он возглашает о них: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника. Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян. 5, 51-52). Разве это не является точным повторением слов, которые говорил Сам Христос в отношении книжников и фарисеев? Тоже повторяют и Святые Отцы в своих посланиях «Против иудеев», где осуждаются всерелигиозные экуменисты Новой Эры, как видно, относящие эти послания к разряду фундаменталистских и фанатичных, потому что предлагают удалить из церковной гимнографии места антииудейского характера. Этими доводами экуменисты извращают и отвергают Евангелие и жития Святых Мучеников, потому что опираясь на свой собственный образ мышления неизбежно должны принять такой взгляд на Христа, Апостолов и Святых Мучеников, как будто бы они были фундаменталистами и людьми крайних воззрений. Мы оставляем их с их Ассизи и с их «успехами», и прославляем Евангелие и мучеников. Посмотрим только далее, что ещё говорят Святые Отцы относительно этой темы и сравним их слова с мнением современных «Отцов» заседающих на всех этих съездах подобных Ассизи.
В. Благодать и благословение Божие отняты от иудаизма. Криптоиудаизм мусульманства.
В предыдущей части мы с достаточной отчётливостью представили мнения клириков и богословов, поддерживающих межрелигиозный экуменизм, согласно которым во всех религиях существуют положительные стороны, многие из этих религий верят в того же Бога. Такими являются три монотеистические религии Иудаизм, Христианство и мусульманство. Вкратце мы опровергли это мнение, потому что оно противоречит Евангелию и наносит оскорбление Святым Мученикам, которые пролили свою кровь за веру во Христа, которую они считали единственным путём ко спасению. В противном случае, если кто угодно и как бы он ни верил спасается, то это означало бы, что их жертва и мученичество не имеют смысла. Мы обещали представить вам то, как учат об исламе некоторые Святые Отцы, что более важно, поскольку на счёт иудаизма мы имеем мнение самого Христа и Апостолов, и даже первомученика Стефана, которые были иудеями и любили своих собратьев. Следует заметить, что апостол Павел даже желал самому себе быть отлучённым, ради того, чтобы кого-либо из иудеев привести к истине Евангелия: «я возжелал бы быть отлучённым от Христа за братьев моих, сродников моих по плоти, сущих израильтян» (Рим. 9, 3). Апостол Павел, проповедуя иудеям Евангелие с дерзновением и ясностью, подвергался неописуемым гонениям, излияниям злобы и наказаниям. Это настоящая любовь во Христе, а не другая, лживая любовь дьявола, согласно которой нужно сокрыть истину для того, чтобы не вызвать неприязни и жить в удовольствии. Межрелигиозный и межхристианский экуменизм - это новое изобретение дьявола, новое искушение, в котором единственное, что никого не интересует так это проповедь истины Христовой. Там интересуются человеческой и мирской вежливостью, чтобы не касаться так сказать другого, космополитизм и ложная вежливость салонов, а не мужское сознание и не мужество Предтечи Иоанна, Апостолов и Святых.
Из любви к антииудейской и воспитательной позиции Христа и Апостолов Святые продолжили эту позицию в своих посланиях «Против иудеев», ввели её в свою гимнографию и в Церковь, в особенности в последованиях Страстной седмицы, в которых имеются глубочайшие характеристики иудеев. Церковь восхваляет первомученика Стефана, потому что он обличил бешенство иудеев, и, конечно же, по причине этого упрёка он удостоился стать боговидцем: «ты укротил ярость иудеев и узрел Спасителя одесную Отца». Мучения и прения, которые он претерпел составили ему «царскую диадему», которая увенчала его главу. Собирая во едино только песнопения Великой Страстной седмицы, мы увидим, что иудеи характеризуются как «заносчивый и запятнанный кровью народ», как «завистливый мститель, убийства исполненный народ», «арабов коварнее род еврейский», «пагубная спира4 богоненавистников, синанога лукавнующих, богоубийц», «убийцы праведных», «богоборцы, проклятое сборище». На протяжении веков так учит и поёт Церковь, которая конечно же осознавала то, что она составляет новый избранный народ Божий, новую нацию, которую со всей щедростью одаряет Бог Своей благодатью, в то время как она отнята от иудеев, которые отвергая и распиная Христа, стали недостойны принятия этого благословения. Кроме того и Сам Христос об этом их известил, обличая их жестокосердие и неверие. Они глубоко возмутились, когда Он им сказал жёсткие слова: «О род неверный и развращённый! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17, 17). И ещё больше, когда Он рассказал им притчу о винограднике, в которой говорится как был умерщвлён работниками виноградника сын хозяина, и после притчи привёл пророчество, которое немедленно исполнилось: «Потому сказываю вам, что отнимется у вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21, 43). Проклятая Христом смоковница, о которой также вспоминает Церковь на утрени Великого Понедельника5, символизирует бесплодную иудейскую синагогу: «Соборище смоковницу Христос еврейское, Плодов чуждую духовных вообразуяй, Клятвою усушает: еяже бежим страсти»6. Кто из православных верующих не прислушивается на протяжении веков к этим живительным словам Господа о иудеях, как о них говорится в чудесном антифоне последования Святых Страстей, который сообщает о неблагодарности иудеев и отъятии от них благодати и благословения Божия? «Сия глаголет иудеом: людие мои, что сотворих вам; или чим вам стужих; слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? За манну желчь: за воду оцет: за еже любити Мя, ко кресту Мя проигвоздисте, ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом: и Аз им дарую живот вечный»7. В другом песнопении – стихире «на хвалитех» того же богослужебного последования, которые начинаются словами «Распеншуся Ти Христе»8 есть определение, что с рапятием Христа иудеи лишились спасения: «Тебе бо вознесшуся днесь, род еврейский погибе».
Какая же связь между всем этим Евангельским и святоотеческим благовестием, чему на протяжении веков твёрдо, непоколебимо и в удивительном единодушии верит и учит Церковь начиная с эпохи святых Апостолов (semper, ubique, ab omnibus credita) с теми новшествами, антиевангелькими и противными святоотеческому учению, которые предлагают извратители Евангелия и учения Святых сторонники межрелигиозного экуменизма? Итак, разве не является иудаизм, отвергающий Христа, «коварным и неверным путём»? Продолжают ли иудеи и после распятия Христа и призвания распявших к покаянию оставаться благословенным народом? Разве не отнято от них благословение Божие? Не являются ли они бесплодной и отвергнутой смоковницей? Тогда необходимо отменить нам Евангелие и Святых Отцов, церковные песнопения, которые не говорят ничего сверх того, о чём говорит нам Евангелие. Пускай этому учат и считают это хорошим те, кто в рамках сближения религий, встреч и диалогов, уже предлагают изымать из литургических текстов, из памятников культуры как они говорят, и из школьных учебников те фразы и выражения, которые раздражают приверженцев других религий. Для нас же это означает то, что мы должны отвергнуть Христа и Евангелие, потушить свет и оставить тьму. Новые люди «Галилеи языческой», синкретической и панрелигиозной Новой Эры не желают пропустить для необразованного народа хоть чуть чуть нетварного света. Они хотят спрятать от него истину, потому что, если ей научить, то она разбудит спящих и люди оставят их. Поэтому эти приверженцы Новой Эры планируют «очищение литургических текстов» или же составление новых текстов, чтобы не оскорбить будто бы инославных и еретиков. Но разве мы можем «очистить» Евангелие, которое воспроизводят песнопения? И что это за евангелие, которое скрывает свет и спасение от пребывающих во тьме и заблуждении людей?
Всё что будет писаться о иудаизме без Христа в большей степени имеет силу и в отношении ислама. Иудаизм всё же предшествовал христианству и из-за эгоизма и упрямства остался в своей ветхой вере, он не распознал свет, потому что пребывал во тьме. Однако то, что иудаизм избирает тьму, в то время как существует свет, это более чем ужасно, поскольку это равносильно тому, что ты совершенно ничего не видишь, и не находишь никакой разницы между светом от тьмой. Это может кто-либо ощутить, когда вспомнит о том, как поступили русские, когда приняли решение оставить идолопоклонство и последовать за истинным Богом. Они были искателями и исследовали, и расспросили и об иудаизме, и об исламе, но в итоге убедившись в собственном бессилии этих двух религий, они прибегли к свету Евангелия, стали членами нового народа Благодати, Церкви Христовой. В своей сущности ислам является отмщением иудаизма христианству, он является скрытой, криптоиудейской ересью (сектой), которая просто напросто скрывает свою действительную сущность, восприняв также и некоторые второстепенные элементы от христианства. Путём ислама вы непременно возвращаетесь к ветхому, упраздняется «новое творение» и человечество теряет возможность уплодоноситься дарами и плодами Святого Духа. Оно остаётся не только бесплодным, но и злородным, злокачественным и худым плодом, как бы ни старались приверженцы всерелигии найти плоды и положительные элементы во всех религиях. Если кто-либо пренебрегает верой и богопознанием, он непременно доходит до потери рассудка и ходит на поводу у нечестивых страстей, как об этом верно и богодухновенно учит апостол Павел в первом послании к Римлянам. Такой человек пренебрегает нравственностью, поскольку существует взаимосвязь между верой и поступками, догматами и моралью. Итак мы уже достаточно рассказали о иудаизме фактов, которые имеют силу и в отношении мусульманства. Однако, чтобы не посчитали эти утверждения за самовольные, мы приведём для их подкрепления то, как учат об исламе некоторые из Святых Отцов, которые были прославлены за святость жизни и просвещённость Святым Духом, поскольку в нас грешных и непросвещённых может незаметно проникнуть и утвердиться какая-либо пристрастная мысль. Обращение к Святым Отцам подвергает осуждению необходимость даже и для одного дополнительного суждения, в том числе и для такого, которое силятся высказать многие экуменисты: будто межрелигиозные встречи и межрелигиозные диалоги не являются в жизни Церкви чем то новым, поскольку есть примеры святых, которые вели беседы с представителями ислама, и им то и следуют теперь новые «отцы» панрелигиозного и синкретического уравнивания. Всё-таки ложь намного лучше полуправды, потому что ложь легко распознать, в то время как извращённая, или же изуродованная правда лишь вводит в соблазн и обольщение. Действительно некоторые из Святых встречались и вели беседы с мусульманами. Однако эти встречи и диалоги не имеют никакой связи, даже и далёкой, с тем, что происходит сегодня. Они происходили при совершенном различии обычаев и перспектив, совершались обычно по необходимости, по требованию мусульманских завоевателей, как правило в ссылках, или плену, и несмотря на это имеют своей целью не мiрское сближение и примирение, но свидетельство Евангелия. По этой причине такое свидетельство приводило к мученичеству, порождению новомучеников и проповедников Христа, а не блужданию профессиональных экуменистов от собрания к собранию и редакциям текстов синкретического содержания.
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1В деянии собора в Nostra Aetate относительно отношений Церкви к нехристианским сообществам написано: «Церковь с уважением относится к мусульманам, которые поклоняются единому и единственному Богу…»
2Всемiрный Совет Церквей
3(Пс. 134, 15-18) «Идолы язычников - серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них»
4стража
5Стихи «на изсохшую смоковницу» перед чтением синаксария
6Синагога еврейская – смоковница лишённая духовных плодов, которую Христос изсушает проклятием, последствий которого мы избегаем.
7Последование Святаго Великаго Пятка, утро, Антифон 12.
8Там же, стихиры самогласны