Когда и откуда возникли богословские идеи о причастии без поста и исповеди?
Интервью со свещенноэкономом Павлом Гырбовом
Визитная карточка: Священноэконом Павел Гырбов родился 30 января 1974 года в городе Велико Тырново (Болгария). В этом же городе в 1991 году окончил природно-математическую гимназию «Васил Друмев». Позже в 2002 году получил высшее образование в Православном богословском факультете при Великотырновском университете «Св. Св. Кирилла и Мефодия». В 1992 году в городе Смолян принял вместе со своим братом Св. Крещение, став членом Православной церкви. В 1996 году рукоположен в иподьяконы в храме «Св. Марина», который находится в его родном городе. В этом же храме в 2002 году рукоположен Великотырновским митрополитом Григорием в сан дьякона, а затем - в сан священника.
С лета 2003 года служит в городе Карнобат (Сливенская епархия). Сейчас является предстоятелем храма «Св. Иоанн Богослов». Имеет четырех детей.
- Батюшка, в прошлый раз мы бесседовали о том, можно ли православному христианину причащаться без поста и исповеди? Сегодня продолжим наш разговор в этом направлении и рассмотрим тему: когда и где возникли богословские идеи о принятия Св. Причастия, без необходимой для этого подготовки?
- Если речь идет о Болгарии, то я думаю, что эти идеи проникли в нашу страну в конце 90-х годов ХХ века сначала через некоторых преподователей по богословию, которых я лично слышал.
- Скажите, пожалуйста, когда зародились упомянутые Вами богословские идеи, прежде чем они проникли в нашу страну?
- Если говорить о мировом масштабе - то я не могу с абсолютной точностью сказать, когда они возникли. Насколько мне известно, эти идеи стали зараждаться на Западе после революции 1917 года среди русской интеллигенци. Об этом пишет и очевидец Святитель Иоанн архиепископ Шанхайский и Сан-Франциский: «Значительная часть русских уехала за границу... принадлежа к числу чад Православной Церкви и называя себя православными... они сильно отклонились от Православия».
Далее святитель упоминает о «пренебрежительном отношении к постам» и вообще стремлении этой части интеллигенции согласовать «правила и учение Православной Церкви со своими привычками и желаниями», вместо того, чтобы, наоборот, формировать свое христианское мировоззрение, согласно вековными традициями Церкви. Св. Иоанн не забыл отметить и чуть более поздний духовный подъем и возвращение к Церкви интеллигенции. Но многие первоначальные «искажения» не были ею преодолены по простой причине, что «гордиливый ум не смог согласиться с тем, что она до сих пор была на ложном пути» (См.: „Слова иже Святых Отец нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского Чудотворца”, Москва, 1998, с. 252-254).
- Где находится «родильный дом» этих новых «православных» богословских идей?
- Желая чтобы эти неоправославные стремления развились и получили большего авторетата, в 1923 году в Париже открывается богословский институт «Св. Сергия Радонежского», где «процветают «самые бесстрашные» богословские мнения..., рекомендованые в качестве последнего слова богословских «поисков» и «догматического» творчества» (См.: Перепьолкина Л., „Икуменизмът – път водещ към погибил”, София, 1993, с. 19). Там преподовали такие богословы, как протопрезвитер Александр Шмеман, протоиерей Иоанн Майендорф, протоиерей Николай Афанасьев и др., которые к сожалению на Западе воспринимаются как «новые апостолы» Православия. Считаю, что они в своем стремлении дать Западу «подлинное», «святоотеческое», но более комфортное воспринятие православного учения, вместо того, чтобы «написать брови - выкололи глаза». Однако, так как их книги издаются огромными тиражами, они быстро создают «моду», даже сказал бы «идеологию» в современном православном богословии и среди некоторых верующих.
- Батюшка, как бы Вы назвали сегодняшних богословов, которые поддерживают или «проповедуют» эти современные теологические идеи?
- Борьба против благочестивого обычая (завещенная нам Св. Отцами последних веков) о посте и исповеди перед Святым Причастием является одним из главных пунктов в так называемой «евхаристической экклезиологии», которая по словам М. Ставру значится в числе «открытий «православных» интеллектуалов», составляющих неформальное движение «обновления», названное им самим «неоортодоксией», то есть «неоправославием» (См. Янарас Хр. «Вера Церкви», Москва, 1992, с. 7). Здесь следует отметить, что М. Ставру использует этот термин в положительном смысле слова, и чувствует себя одним из тех, «чьи позиции и образ мышления существенно отличаются от традиционно настроенных христиан» (См.: Там же, с. 7). Таким образом, без какого-либо угрызения совести использую этот термин как к богословам, так и их «открытиям»; в отличие от других, при этом авторитетных и уважаемых мной авторов - иеромонаха Серафима Роуза и архимандрита Рафаила Карелина, которые используют в этих случаях слова «обновленчество», „модернизм" и так далее, которые имеют тот же смысл.
Беседовал с о. Павлом: магистр по богословие Виталий Чеботар
Болгарская Православная Церковь