Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Главная категория

О ПУСТЫНЯХ

ΠΕΡΙ ΕΡΗΜΩΝ

Николай, Митрополит Месогейский и Лавриотикийский

(τοῦ Μητροπολίτου Μεσογαίας και Λαυρεωτικῆς κ. Νικολάου)

Январь это, прежде всего такой месяц года, когда говорят и о пустынях.

Церковные чтения на Рождество Христово и Богоявления говорят о пути Израильского народа под водительством Моисея из Египетской пустыни в Землю Обетованную.

Евангельское чтение Недели (воскресного дня) перед Богоявлением повествуют о жизни и проповеди честнаго Предтечи Господня Иоанна в Иорданской пустыни.

В субботу после Богоявления мы читаем Евангелие, которое сообщает о тех искушениях, которые принял на Себя Господь после Свеого Крещения в пустыне на Сорокадневной горе.

икона прп. Антония Великого, 15-16в.

Прп. Антоний Великий (17 января по ст. стилю) «возделал бесплодие» Египетской пустыни.

Жизнь прп. Макариев Египетского и Александрийского (19 января) преобразили Нитрийскую пустыню.

Духовная жизнь и река богословия свт. Григория Богослова (25 января) имело свое начало в Понтийской пустыни.

Тот, кто желает прожить январь месяц духовно, тот призывается пройти  путь нашей Церкви с отпрысками, порождениями пустыни. Сымысловой понятие слова пустыни таково, как его определят духовная специфика января месяца.

Однако, хотя в нашем уме, и у всех нас, слово пустыня имеет отрицательный смысл, оно связывается с большой жарой и сильным холодом, засухой, бесплодием, а в целом с недовольством и трудностями, тем не менее, традиция нашей Церкви нам представляет пустыню в весьма телых словах: вместо холода  она приносит росу, в то время как она является борьбой за то, чтобы принесьти более благообразные плоды, в то время как обстановка в ней весьма неутешительная, однако же пустыни  являются местами для глубокого внутреннего утешения, хотя она лишена встреч и раздражения, дабы быть наполненной присутствием, хотя оно пустынно, но она напоминает рай.

Пустыня в духовном опыте и на собом языке означает безмолвие-исихию, в которой каждый может услышать и ясность, тот, кто может быть еще далек  от того, чтобы ее увидеть. В пустыне феномен миража делает далеким кажущееся весьма близким, а расплывчатое и размытое представляется в виде ясного. Так и в духовной пустыне всякий может слышать звуки, которые не могут быть уловлены в суматохе хлопот и попечений, искушений и разных отвлекающих факторов. Можно увидеть  издали и различить в человеке божественное, то, что в нем есть весного от того, что является греховным,  увидеть тленное, святое и нетленное. Кто-то может увидеть душу прозрачной и Бога и чисто и подле себя. Этому  помогает пустыня, но в основном она приводит к состоянию духовной пустыни. В слове «О моем бегстве в Понт» свт. Григорий Богослов пространно описывает эту иную пустыню, пустыню, которая преимущественно является состоянием, а в меньшей степени местом;  о той, которая породила реку богословия; о той, в которой он вкусил  изобилие плодов «пустынножития» и для того, чтобы приумножить «отшельничество и удаленность».

Вселенские Учители и Святители - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, соврем. икона

   Посещение этих пустынь это приззыв не только к подвижникам-аскетам, но это и призыв к каждому верующему, который живет таинство Церкви. В наших руках мы имеем, вероятно, незначительные силы, но неисчилимые возможности. Для всях нас возможностью является стать «пустынниками». Прп. Антоний Великий превозмогая свое естество, оставил мир и в то же время раскрыл в самом себе жизнь. Он «всецело удалился в себя», согласно гимнографии. И мы аналогичечным образом призываемся удалиться от нашего эгоизма и от нашего светского мышления. Тот, кто удалился от времени, тот предвидел и будущее. Мы призываемся оставить  временное, то есть то, что связывает нас узами эфемерного и преходящего, и жить вечность. И, наконец, он отошел от скупости весьма прагматичного греха в пустыню умервщения страстей. Поэтому мы дожны полностью ему подражать. Все мы призываемся жить пустнынную жизнь, лишенную эгоизма и светскости, свободную от эфемерного и временного, без греха и стесненности.

   Пустынное спокойстие от наших собственных стратей является перкой пустыней в духовной жизни.  Это бегство от наших желаний, которые появляются и выражаются в виде требований и своенравия. Это освобождение от болезненных и заразных наших помыслов, которые возникают как патологические чувствования. Мы считаем, что одни из них направилены против нас, в то время как некоторое из них не таковы: но если мы не будем иметь к ним доверия, то у нас их не будет; они на нас косо смотрят, в то время как этого не происходит. Мы строим несуществующие истории, которым мы верим как настоящим. Духовная жизнь с больным мыслями, которые глубоко укоренились в нас, парализована, она не существует ни при наличии патологических желаниях, ни при наличии предрассудков, ни при страхе, ни при изъянах, ни при ревоности и неуверенности. По своей сути жизнь это пустыня без страха, без различных нужд, которые у нас постоянно возникают, без подозрительности,  без комплексов и фантазий, без прав, без жалоб, без горечи, без патологических и измышленных связей, без злых и ложных привычек, от зависимостей и болезненных надежд. Наши ошибочные грезы, наши ошибочные перспективы, ошибочные оценки и иерархия ценностей в нашей жизни составляют для нас ад. Потому они являются болезненными, являются элементами падения, порождениями греха, являются едкими и лишающими  нашей свободы. Духовная жизнь желает, чтобы мы оставили, покинули  область нашего страстного эгоизма и чтобы в каждом из нас был бы создана наша собственная пустыня-тишина, атмосфера для нашей собственной аскезы, место для нашей собственной борьбы-подвига, атмосфера новых возможностей. Надприродная жизнь может обитать  и быть построена только на единтвенном основании – равновесии согласном с природой.

прп. Макарий Египетский, икона соврем. письма

Итсинные пустынники уже удалились от этих крайне шумных «городов». Они пережили и состояние второй пустыни, пустыни-тишины от нашего собственного естества. Они встали и ушли, и убежали, примчались в пустыню. Они ели, как и прп. Макарий, на протяжении еми лет вареную капусту. Они отказались от всякого покоя, от всякого удовольствия, о всякой улыбки и утешения этого мира. Для них ничего из вещественного не служило утешением.  Каждый интерес, все надежды, все они сами  были ориентированы на царство, на мир и личность Бога. И Бог вошел внутрь их.  Святые живут Бога в своем сердце. Для истинно святого человека потребности заключаются только в Боге, и в ожидании смерти. Их надежда это и наша собственная надежда. Однако существует и третье высшее удаление – это удаление от темницы нагешего падения, то есть от наших наклонностей. Каждый из нас вместе с тем, что он приходит в этот мир, несет и печать грехопадения, первородный грех, который он может удалить святым Крещением. Когда ктозлибо ведет борьбу за то, чтобы свергнуть с себя болезненные свойства, которые мы ранее перечислили, тогда внутри него дейсвует Крещение и тогда он может преоболеть наклонность, природу, тенденции, немощу его падения. Тогда в нем могут жить великие и небесные предметы. Необходимо увидеть  непосредственно мир обнаженным от греха и наполненным радостью первоначального творения. Здесь Бог переживается как всесильный и премудрый Создатель.  

Но духовный отшельник имеет от Бога возможность выйти и из тварного, дабы жить состояние несозданное в пустыни. Высвобождение от уз нашей тварности это глубочайшая пустыня, внутренняя пустыня духовной жизни. Христианин является созданным, тварным, но он ищет способы и двери для того, чтобы стать причастным нетварным эергиям Бога. По существву, будучи созданным, он может стать причастным нетварной божественной благодати. На месте этой глубокой пустыни Бог переживается как Отец, а Его благодаь как любовь.

Пустынники, о которых мы бедем нашу беседу, это пустынники, у которых сердце переполнено духовными дарами и истинными плодами. Так уть в Египетской пустыни привел иудеев в Землю Обетованную. Иордаская пустыня одарила ощущением царства Божия и покаяния. «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Мф. 3,  2). Пустыня искушений для  Господа закончилась победой над дьяволом и удалением его; «тогда оставил Его дьявол» (Мф. 4, 11 ). Пустыня прп. Антония Великого указала на великие подвиги и сияние человеческой природы. А в завершении, Понтийская пустыня свт. Григория Богослова  стало причиной рождения богословия. Свт. Григорий Богословоплакивал свой уход из своей пустыни. В безмолвии-исихии он  жил и слышал то, чего не слышал нашы уши. В пустыне он жил рачение и непосредственную всречу с  таинством Бога, которое мы не можем умножить и осуществить с помощью нашего воображения. В результате чего он был, благодаря этой жизни, не только удостоен приблизиться к Богу, но  Великой Антонии показал великие подвиги и очарование человеческой природы. И, наконец, пустыня Понтийская пустыня, в нее святитель Григорий Богослов был призван для рождения богословия. Святой Григорий плакал о своем уходе из своей собственной пустыни. Он жил в тишине и слушали те, которые не слушают наших ушей. Он жил в пустыне желания и противостоять тайны Бога, что мы, или с помощью нашего воображения мы не можем стать ближе. И, наконец, требовать от этой жизни, а не только достичь Бога, но «во святилище взошел еси темноту, дабы восприяти богозапечатленное законоположение» (песнопение Литии).

 Тот, кто живет с этим духом и образом и ориентирован в этом направлении, кто  таинственно шествует по пути живота в этой атмосфере пустыни, пустыни  лишенной страстей, природы, свободной от греховных наклонностей и от своей тварности, тому Бог обещает  небесную Землю Обетования, победу над искушениями, жить царствие Божие через покаяние, величие челочесекой природы, которая одержала победу над греховатением, ощущение того, что богословие это не есть то, чему мы должны учиться как христиане, но есть нечто постоянно рождающееся внутри сердца каждого верующего. Благодать это есть что-то такое, что верующие воспринимают как  благожелательность и дар, но это сила, которой мы обладаем как возможностью.

 Каждый год, в течение месяца января, наша Церковь нам представляет великих подвижников и богословов, как например, Трех святителей (имеются в виду свяители Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской и Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский), и она нас призывает и побуждает к тому. Чтобы мы жили благодать богословия, дабы как в день Сретения старец Симеон восприял в свои объятия Господа, и мы, каждый из нас, смогли бы стать по благодати Божией и богоприимцами.

Поскольку мы приближаемся к празднованию великих праздников, тоумножаются и уникальные возможности. При невеликом уме и при вполне приемлемом духовном мышлении мы можем и должны, все мы, стать и богословами и богоприимцами, наше сердце должно принять Божественную благодать, а наш ум да породит Его слово.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017г.

http://aktines.blogspot.ru/2017/01/blog-post_99.html

 

 

СНЯТИЕ ПЛИТЫ ПРЕСВЯТОГО ГРОБА ГОСПОДНЯ

 

26/10/2016

Η ΑΠΟΚΑΛΥΨΙΣ ΤΗΣ ΠΛΑΚΑΣ ΤΟΥ ΠΑΝΑΓΙΟΥ ΤΑΦΟΥ.

 


 

Вечером в среду 13-го / 26-го октября 2016 года Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил, сопровождаемый Патриаршим Местоблюстителем Его Высокопреосвященством Митрополитом Капитольядским Исихием, Генеральным Секретарем Его Высокопреосвященством Архиепископом Константинским Аристархом, Драгуманом Архимандритом Матфеем, Телетархом Архимандритом Варфоломеем, Отцами Святогробцами,  пройдя  храм Святого Иоакова прибыл в Пресвятой Храм Воскресения.

 

Предваряла это беседа с кустодом Святой Земли о. Франциском и Его Высокопреосвященством Архиепископом Севаном Армянского Патриархата, уже в их сопровождении был совершен вход в Святую Кувуклию Пресвятого Гроба Господня. Группой специалистов Политехнического университета под руководством г-жи Моропулу была снята надгробная плита Пресвятого Гроба Господня (все это детально будет в скором времени показано на видео). Затем были произведены работы по очистке всего камня гроба. Все подробности происходившего запечатлены на видео.

Все прибывающие паломники информируются о проводимых технических работах с благословения и с целью скорейшей реставрации Живоносного Гроба Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.

Главный Секретариат  

 

Священная Кувуклия во время реставрационных работhttp://www.jp-newsgate.net/gr/2016/10/26/40027Внутренняя часть Священной Кувуклии

При открытии плиты Пресвятого Гроб Господня

Снятая плита Пресвятого Гроба Господня

При открытии плиты Пресвятого Гроб Господня

 

 

Схождение Благодатного-Cвятого Огня в Иерусалиме 2016год (видео)

Η Αφή του Αγίου Φωτός στα Ιεροσόλυμα (VIDEO)

 Η Αφή του Αγίου Φωτός στα Ιεροσόλυμα (VIDEO) 

В атмосфере умиления и молитвы в полдень 30 апреля 2016года в Иерусалиме совершалась церемония Схождения Святого Огня на Гробе господне. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил передал огонь верующим. Он в руках держал 33 свечи по числу лет земной жизни Христа Спасителя.Огромный храм позже с раннего времени наполнился тысячями верующих христиан, которые возжелали обрести в этом месте, пережить "Царство славы", где  было "восстание из мертвых", и где "смертию смерть поправ". Верующие около 3-х часов ожидали возжигания свечей у патриарха. (http://www.amen.gr/article/i-afi-tou-agiou-fotos-sta-ierosolyma-video)

 

 

Всех наших дорогих читателей сайта сердечно поздравляем с совершением в очередной раз великого чуда Божия, зсхождения Благодатного Огня, нетварного Божественного света, который есть свет Воскресения "яже от Гроба возсия". 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ΧΡΙΣΤΟΣ ΑΝΕΣΤΗ!

К 120-летнему юбилею со дня священной коронации Государя Императора Николая II Александровича, царя-мученика, последнего Самодержца Всероссийского

26-14(по Юлианскому календарю) мая 1896г. в Успенском соборе Московского Кремля, в духовном сердце Государства Российского, совершилась священная коронация Его Императорского Величества, Государя Всероссийского Николая II Александровича.

В тот день Государь в своем Дневнике оставит несколько строк, в которых раскрываются те чувства и переживания, которые он пережил в тот самый священный день: «Великий торжественный день, но и тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, мама, и меня…Погода стояла к счастью дивная; Красное Крыльцо представляло сияющий вид. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается на всю жизнь!!!»[1]

Этот день для Российской Империи был всегда, вплоть до 1917 года, когда был совершен революционный переворот, великоторжественным. В речах всех архипастырей и пастырей с церковных амвонов произносились торжественные речи, в которых русскому народу раскрывался сакральный смысл власти Всероссийского Самодержца, власти данной Ему от Бога, а не мятежным народом.

 

Свт. Филарет Московский дает следующую важную оценку смыслу царской самодержавной власти:

«Как небо , безспорно, лучше земли, и небесное лучше земнаго; то так же безспорно лучшим на земле должно быть то, что на ней устроение по образу небеснаго, как и сказано было боговидцу Моисею: виждь, да сотвориши вся по образу показанному тебе на горе (Исх. 20, 40), то есть, на высоте боговедения.

Согласно с этим Бог, по образу Своего небеснаго единоначалия учредит на земле царя; по образу Свеого небеснаго Вседержительства, устроил на земле царя самодержавнаго; по образу Своего царства непреходящаго, продолжающагося от века и до века, поставил царя наследственнаго».[2]

 

первая российскаяя кинохроника Коронация государя императора, Москва 1896г

 И далее, богомудрый архипастырь особо указывает на основные черты царской власти, на их благодатный характер и несомненное благо его для всех верноподданных граждан:

 «Благо народу и государству, в котором единым всеобщим и вседвижущим средоточием, как солнце во вселенной, стоит царь, свободнаго ограничивающий свое неограниченное самодержавие волею Царя небеснаго, мудростью яже от Бога, а также великодушием, любовию к своему народу, желанием общаго блага, вниманием к благому совету, уважением к законам предшественников и к своим собственным, и в котором отношения подданных к верховной власти утверждаются не на вопросах ежедневно возрождающихся и не на спорах никогда нескончаемыхъ, о на свято-хранимом предании праотеческом, на наследственно      и благоприемной любви к царю и отечеству, и еще глубже – на благоговении к Царю царствующих и Господу господствующих».[3]

Касаясь Священного Коронования, свт. Филарет, прежде всего, говорит о его божественном происхождении, еще большем величии и благодатности нежели миропомазание в Ветхом Завете царей. Сам церемониал Священного Коронования соделывает личность Государя «особой святыней»:

«По чину Христовой Православной Церкви, священнодействие царскаго венчания начинается тем, что Церковь предлагает Благочестивейшему Императору произнести во всеуслышание православное исповедание веры. Что это значит?

Это значит, что Церковь, как сама основана непоколеблемо на камени веры, так желает и Царское достоинство и благословенное царствование утвердить непоколеблемо на камени веры…

Далее весь чин Царского венчания святая Церковь как облаком духа облекает, как благоуханием священного кадила исполняет – обильною молитвою. Каждое воспримлемое Царем знамение величества: порфиру, венец, скипетр, державу она осеняет божественным именем Пресвятыя Троицы. Чтоб усвоить Царю более внутреннее, таинственное освящение, она священным помазанием полагает на Нем печать дара Духа Святаго.Наконец приближает Его к самой трапезе Господней, и на великий подвиг царствования укрепляет Его божественною пищею Тела и Крови Господних.

Представляя сие сколь священное, столь же и величественное зрелище, кто не помыслит с благоговением, как велико поистине значение православного Царского Величества! Оно осенено, объято, проникнуто освящением свыше. Да слышатся и здесь оные древние пророческие от лица Божия гласы: вознесох Избраннаго от людей Моих; елеем святым помазах его; истина Моя и милость Моя с ним! (Пс. 88, 20, 21, 25)»[4]

Для подлинно русского православного человека личность последнего монарха, Государя Николая Александровича всегда священна, а тем более она священна и дорога по причине совершенного Им ради «действительного блага горячее любимой матушки России», принесения себя в добровольную жертву. И для юбилейная дата Священного Коронования Святого Царя-Мученика – это очередной повод для глубокого молитвенного обращения к Нему, как вождю русского народа и теплого молитвенника и предстателя на православный русский народ, государство Российское. Это и повод для осознания что нами било потеряно и что утрачено и по каким причинам. При всех неизбежно существующих «земных недостатках» Императорская Россия конца XIX столетия останется для нас неким важным ориентиром, а личность Государя Николая Александровича – примером мудрого управления Российским царством в условиях «тотальной революции всех уровней».

«Объявление» о священном короновании императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны, имеющем состояться 14 мая 1896 г. 

Ценным является замечание П. Мультатули, известного историка и исследователя жизни последнего Государя Императора: «Сам же Государь в эти дни принял на себя тяжкий крест мученического служения России. Среди присланных Ему в те дни почетных наград совсем незамеченным остался знак неизвестной американской религиозной организации: «Орден тернового венца». Эта награда стала вещим предсказанием тернового царствования Императора Николая II»[5]

 

Из воспоминаний генерал -адьютанта Джунковского В. Ф.

Следующий день 14-го был великим днем Священного коронования их величеств. Программа этого дня по часам была распределена следующим образом: 7 часов утра -21 пушечный выстрел и благовест в Успенском соборе; 7 часов 30 мин. - съезд в Кремлевский дворец и занятие мест на трибунах; 8 часов 30 мин. - сбор в Успенском соборе иностранных послов и посланников; 8 часов 45 мин. - шествие в собор государыни императрицы Марии Федоровны; 9 часов 40 мин. - начало шествия их величеств; 10 часов -начало Св. коронования; 10 часов 50 мин. - начало литургии; 12 часов 30 мин. - начало шествия из собора; 12 часов 50 мин. - прибытие их величеств к Красному крыльцу; 1 час -обед дипломатического корпуса; 1 час 10 мин. - перенесение престолов в Грановитую палату. 3 часа - выход их величеств и начало торжественной трапезы; 4 часа 20 мин. - обед для приглашенных по повесткам от Высочайшего двора; 9 часов - иллюминация <...> Особы и лица, назначенные участвовать в высочайшем шествии, стали собираться в кремлевских залах к 7 1/2 часам; лица, получившие билеты для входа в собор, занимали места к 8 часам; за ними стали прибывать в Успенский собор иностранные послы и посланники с их супругами, а также прочие особы дипломатического корпуса, так что к 8 1/2 часам все назначенные места уже были заняты.

<...>

Когда на верхней площадке Красного крыльца показались их императорские величества, имея при себе ассистентов: государь император - вел. кн. Михаила Александровича и Владимира Александровича и государыня императрица - вел. кн. Сергея Александровича и Павла Александровича, грянуло громкое "ура" на соборной площадке и, подхваченное многотысячной толпой на Кремлевской и Красной площадях, раскатилось по обеим набережным реки Москвы, занятым народом, прибывшим изо всех концов Великой Руси. Среди этих восторженных кликов и мощных звуков народного гимна, исполнявшегося всеми военными оркестрами, их величества изволили спуститься с Красного крыльца, кланяясь народу, и вступить под приготовленный балдахин, штанги и кисти которого держали 32 генерал-адъютанта.

Когда среди нескончаемых кликов, церковного благовеста и военной музыки их императорские величества приблизились к южным дверям собора, то изволили подняться на паперть, где их величеств ожидало духовенство, имея во главе трех митрополитов. Высоко- преосвященный Сергий, Митрополит московский, приветствовал их величеств речью. По окончании ее Митрополит с.-петербургский поднес их величествам к целованию крест, а Митрополит киевский окропил их величеств св. водой. Предшествуемые духовенством, их величества изволили войти в собор и, совершив перед царскими вратами троекратное поклонение, прикладывались к св. иконам, а затем изволили проследовать на приготовленный посреди собора трон и воссесть на престолах царей Михаила Федоровича и Иоанна III.

<...>

По прочтении второй молитвы, его императорское величество соизволил повелеть подать себе корону. На малиновой бархатной подушке поднесена была большая императорская корона, вся усыпанная драгоценными алмазами, ярко сиявшая под лучами церковных огней. Митрополит принял корону и представил ее его величеству. Государь император, стоя в порфире пред своим престолом, взял корону и возложил оную на главу свою, причем митрополит возгласил: "Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, аминь! <...> Затем государь император повелел подать себе скипетр и державу. Митрополит подал его величеству в десную руку скипетр, а в левую державу с возгласом "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!" Аминь <...>

Его величество, приняв скипетр и державу, воссел на престол. Вскоре потом государь император положил эти обе регалии на подушки и изволил призвать к себе государыню императрицу. Ее величество преклонила пред августейшим супругом своим колена на малиновую бархатную подушку, украшенную золотым позументом, а монарх, сняв с себя корону, прикоснулся ею ко главе императрицы и снова возложил на себя. Затем поднесена была его императорскому величеству меньшая корона, которую государь император возложил на главу своей августейшей супруги. После того поднесены были его императорскому величеству порфира и алмазная цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Государь император, приняв эти регалии, возложил оные на ее величество, при содействии ассистентов государыни императрицы вел. кн. Сергея Александровича и Павла Александровича, а также приблизившихся для сей цели к ее величеству статс-дам.

Когда государыня императрица возвратилась на свой престол, государь император снова принял скипетр и державу. Протодиакон возгласил полный титул государя императора и воскликнул многолетие государю императору и государыне императрице. Певчие пропели трижды "Многая лета", и единовременно раздались выстрелы из орудий (числом 101) и колокольный звон, извещавшие, что Священное коронование совершено. Все кремлевские площади оживились, необозримая толпа, стоявшая до сих пор в благоговейном молчании, огласила воздух восторженными кликами "ура". Через пять минут все снова смолкло. В это время в соборе духовенство и светские обоего пола особы, не оставляя мест своих, принесли троекратным поклонением поздравления его императорскому величеству, а государыня императрица и все члены августейшей фамилии приветствовали государя им- ператора, приблизившись к его особе. Первою после ее величества принесла поздравление государю императору государыня императрица Мария Федоровна. Затем были принесены поздравления высочайшими особами.

По окончании поздравления, когда умолкли колокола и пушки, и все присутствовавшие снова заняли свои прежние места, его императорское величество, восстав с престола и отдав скипетр и державу, преклонил колена. Митрополит Палладий подал его величеству книгу, и Государь император прочел коленопреклоненно молитву <...> Певчие пропели "Тебе Бога хвалим" и этим окончился чин Священного коронования.

<...>

В тот же день происходила торжественная царская трапеза в Грановитой палате <...> Надо сказать о меню обеда, лежавшем перед каждым прибором. Меню исполнено по рисунку профессора В.М. Васнецова и представляет пергаментный свиток около 1/2 аршина длиною. В титуле славянской вязью вершкового размера изображена надпись: "Священное коронование на царство государя императора Николая Александровича и государыни императрицы Александры Федоровны"; под этой надписью - огромные вензеля их императорских величеств, увенчанные императорскими коронами. Вензеля упираются в бордюр древнерусского узора, в который включена художественно написанная сцена: "Венчание Михаила Федоровича на царство". Картина написана по оригиналу, хранящемуся в Ору-жейной палате; на заднем плане картины высятся главы Успенского собора. Под этой картиной, в орнаментах, - три двуглавых орла различных эпох прежнего времени, от- печатанные разными красками на разных фонах. В треугольнике, который образуется этими орлами и украшающими их заставками, напечатано древнерусским рукописным шрифтом самое меню, текст которого приблизительно расположен в таком порядке: Суп: рассольник, борщок; пирожки; стерляди паровые; барашек; заливное из фазанов; жаркое; каплуны; салат; спаржа; сладкое: фрукты в вине, мороженое.

(http://www.hrono.ru/libris/lib_we/1896dzhunk.html)

 

Описание Коронации Государя

В 10 часов началось царское шествие. На дворцовую площадку спустился взвод «статных молодцов кавалергардов в сияющих с орлами касках, белых мундирах и красных супервестах, с серебряной Андреевской звездой на груди». Два церемониймейстера с жезлами открывали собой нескончаемую процессию представителей русских волостей, городов, земств и дворянства, «в лице которых государю предшествовала на пути к месту священного коронования вся Россия». За представителями земской Руси шли представители первопрестольной Москвы и чины министерства императорского двора; за ними — депутаты казачьих войск в мундирах и черкесках; за ними — длинные ряды губернских предводителей дворянства с их ассистентами, открывавшие собою часть процессии из высших гражданских чинов; почетные опекуны, сенаторы в своих красных, расшитых золотом мундирах; министры и члены Государственного совета следовали друг за другом, точно раззолоченные звенья громадной цепи, втягиваясь в собор…

 

 

«По бархатным ступеням возвышенного амвона тихо поднялся удрученный годами, но еще бодрый митрополит Палладий Петербургский. «Како веруеши?» — спросил митрополит. «И громогласно, торжественно, осенив себя крестным знамением троекратно, как верный сын и заступник церкви, произнёс вслух символ православной веры Государь, проникнутый до глубины души тем, что исповедовал устно, и каждое его слово проникало в душу внимавших его искреннему исповеданию. Начался торжественный молебен, предшествующий венчанию. Умилительные прошения возглашал протодиакон от лица всей церкви. По прочтении Евангелия водворилась в соборе совершенная тишина; митрополиты поднялись на возвышение к трону и приступили к царскому облачению во все знаки царского сана. Государь император снял Андреевскую цепь и передал великому князю Владимиру Александровичу. После этого великие князья Михаил Александрович и Владимир Александрович возложили па монарха порфиру с бриллиантовой цепью ордена св. Андрея. Митрополит Палладий положил руки на склонённую главу монарха и возгласил трогательную молитву, которая из всех глаз вызвала невольные слезы. Митрополит поднёс государю большую корону. Часы показывали 10 часов 30 минут утра. В эту минуту глаза решительно всей церкви устремлены были на государя. Его Императорское Величество, стоя в порфире перед престолом своим, твёрдыми руками взял корону и неторопливым, спокойным и плавным движением возложил ее на главу свою. Митрополит подал Государю скипетр и державу; Государь был в волнении…» (Воспоминания)

 

 


«Одетый в порфиру и корону, со скипетром и державою в руках, Государь Император представлял зрелище необыкновенной красоты. Могущественнейший из владык земных, верховный вождь необъятного Русского царства, стомиллионного народа, до полного самоотвержения, до последней капли крови верного, преданного и любящего, стоял он пред алтарём творца вселенной во всем доступном для земли великолепии, славе и блеске своего величайшего и высочайшего сана. Он — источник обновления государства. Он — представитель лучших преданий нашей истории, лучших стремлений народа; знаки царской чести и славы, порфира и венец, — в то же время символ багряницы Христа и его тернового венца. Государственный разум, патриотизм, сохранение целости земли русской, все великое и высокое в народной жизни — всему этому он должен отвечать, все уловить своим сердцем и умом».

 

Коронация Императора Николая II Александровича и Императрицы Александры Феодоровны (Лауриц Туксен, 1898 год)

Священнодействие началось в 10 часов утра на специальном возвышенном помосте, установленном посреди собора. Непосредственно пред началом Коронования Император сел на трон Царя Михаила Фёдоровича, императрица Мария Фёдоровна — на трон Царя Алексея Михайловича, Императрица Александра Фёдоровна — на трон  Царя Иоанна III.

 

Об обряде священного Миропомазания Царя и в конце прошлого века знали немногие, а сейчас тем более; поэтому приведем его описание по Слову, сказанному св. Иоанном Кронштадтским в день Коронования и священного Миропомазания Государя Императора Николая II Александровича, 14 мая 1898 г.

«Прежде всего ко дню Коронации торжественно препровождаются из Петербурга в Москву царские регалии: царская порфира, драгоценная бриллиантовая корона, скипетр и держава, которые торжественно вносятся в храм. Митрополит встречает их каждением.

 

При наступлении дня Коронования по утру совершается архиереями и прочим духовенством молебен о здравии Государя и Государыни, и по прибытии в Успенский собор Высочайших Особ, чинов Двора, иностранных послов и гостей, выборных со всей России предводителей дворянства, городских голов и сельских старшин, и наконец, Императора и Императрицы, начинается церковное последование венчания Царя и Царицы на царство. Прежде всего Государь торжественно исповедует Православную Веру и громко читает по разогнутой книге символ Веры.

Церковь возносит следующие моления ко Господу о Государе: во-первых о том, чтобы Господь, Царь царствующих и Господь господствующихблагословил Царское его венчание; во-вторых, чтобы укрепил Скипетр Его десницею Своею, в третьих, чтобы помазанием всесвятого мира Он принял с небес силу и премудрость к правлению и правосудию; далее, – чтобы получил от Господа благопоспешное во всем и долгоденственное царствование; потом, чтобы услышал Его Господь в день печали и – защитило Его имя Божие, чтобы послал Ему Господь помощь от святого и заступил Его от небесного Сиона, – подал Ему по сердцу Его и весь совет Его исполнил, чтобы укреплял всегда Господь оружие Его и покорил под ноги Его всякого врага и супостата; – чтобы Господь благословил царское венчание и Супруги Его.

Потом бывает соответствующее чтение из Ветхого и Нового Завета. По окончании чтения Евангелия митрополиты восходят на амвон трона. Его Величество повелевает сановникам светским возложить на Себя Императорскую порфиру с принадлежащею к ней бриллиантовою цепью ордена Св. Апостола Андрея Первозванного, а митрополиты подносят Ему на двух подушках и служат при возложении; причем один из них говорит: «во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь», а один из сановников оправляет ее. По возложении порфиры протодиакон возглашает: «Господу помолимся»; певцы поют: «Господи помилуй». Государь преклоняет голову, а митрополит, осенив верх головы крестным знамением, возлагает на нее руки крестообразно, и читает молитву во услышание всем:

«Господи Боже наш, Царю царствующих и Господь господствующих, иже чрез Самуила пророка избравый раба Своего Давида и помазавый Его в царя над людьми Твоими Израилем: Сам и ныне услыши моление нас недостойных; и призри от Святаго жилища Твоего, и верного раба Твоего, Великого Государя Николая Александровича, Его же благоволил поставити Императора над языком Твоим, притяжанным честною Кровию Единородного Твоего Сына, помазати удостой елеем радости, одей Его силою с высоты, возложи на главу Его венец от камене честнаго и скипетр спасения, посади Его на престол правды, огради Его всеоружием Святаго Своего Духа, укрепи Его мышцу, смири пред Ним вся языки, хотящия брани, всей в сердце Его страх Твой и к послушным сострадание, соблюди Его в непорочней Вере, покажи Его известного хранителя Святыя Твоея Кафолическия Церкви догматов, да судит люди Твоя в правде, и нищие Твоя в суде, спасет сыны убогих и наследник будет небеснаго Твоего царствия. Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила во веки веков».


Обряд миропомазания императора Николая II. Среди присутствующих (крайний слева) отец Иоанн Кронштадтский.

 

 

 

 

[1] Дневник. С., 144-145

[2] Христианское учение о Царской власти и об обязанностях верноподданных. Мысли вкратце извлеченные из проповедей Филарета, Митрополита Московскаго. М. Издание Афонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. 1906. Стр. 14-15

[3] Там же. С. 17

[4] Там же, стр. 22-23

[5] П. Мультатули. Император Николай II. Человек и монарх. М. Вече. 2016, с. 179

Крестная Жертва Христа

Η ΣΤΑΥΡΙΚΗ ΘΥΣΙΑ ΤΟΥ ΧΡΙΣΤΟΥ

 

Старец Ефрем Филофеский-Аризонский

ΓΕΡΟΝΤΟΣ ΕΦΡΑΙΜ ΦΙΛΟΘΕΪΤΟΥ

Частичный перевод

В течение каждой Великой Седмицы мы взираем на Святые Страсти  нашего Христа и переживаем их. Мы слышим эти святые слова Евангелия, которые нам предлагает наша Православная Церковь для того, чтобы начертать перед нами  все святые образы Страданий с такой, насколько это возможно, яркостью для душ христиан, чтобы тем самым оказать им помощь  для более глубокого постижения таинства  Распятия.

Жизнь нашего Христа начиная с Его Рождения и вплоть до Его Воскресения была страданием. Он родился настолько смиренно, кротко, деликатно, настолько бесшумно, в яслях неразумных животных, без всякого извещения. После Его Рождения Он бежит, гонимый, в Египет и потом возвращается. Так Он прожил Свои тридцать три года на земле. Он нам оставил пример святости, наставление как каждому христианину следует жить. И когда пришло время для общественного служения, Он стал обходить всю Иудею и проповедовать Евангелие покаяния и обращения, совершая чудеса. Все эти чудеса, вся эта слава, которую Он явил и передал людям посредством Его чудодейственной благодати, стали причиной для зависти и зла  со стороны архиереев, книжников и фарисеев и они составляли совещания и продумывали как Его схватить и уничтожить, поскольку «убийство не ведало какую оно предпочло выгоду».

Прежде Своего ареста и Распятия Господь возжелал передать Своим двенадцати ученикам таинство Божественной Евхаристии  во время единственной и Таинственной Вечери, во время которой Он сказал: «Приимите, ядите, сие есть тело Мое…пийте от нея вси..сия есть кровь Моя новаго завета, яже за многи изливаемая во оставление грехов. Аминь, аминь глаголю вам, яко к тому не имам питии от плода лознаго до дне того, егда пию ново во царствии небеснем»(Мк. 14, 23-25). И после того как Он им преподал сие великое таинство последовало за этим Его предательство и арест.

 

Тот ученик, который не последовал за Господом с великой верой, но  охваченный страстным состоянием внутри себя, он стал тем орудием, которое привело Господа на Крест. Чего же хотел увидеть Иуда еще, чего-то еще большего уже после стольких знамений и столь великих чудес, когда он увидел в своей жизни Христа? Но по причине зла, жившего в нем, он отпал от Божественной благодати, стал предателем. Он является величайшим грешником на земле, который предал нашего Христа ради небольшого количества серебра. Сколько же и из нас на деле предает Христа, когда мы наносим бесчестье Его Божественной Личности, и главным образом тогда, когда мы не исповедуем нашу веру там, где есть необходимость?

И Господь пошел далее, чтобы взойти на этот Крест на Голгофе, поскольку ранее Он подвергся великим мученическим истязаниям. Мы, люди недостойны это  высочайшей жертвы нашего Христа. Никто нас так не возлюбил как Господь, и никто так не был обесчещен, поруган, ни над кем так не издевались, никто так не смирился как Господь. Достигали ли вы хоть когда то в свое душе ощущения мученичества Христа? Были ли у вас осознание той боле, которую Он понес на Себе? Вы можете ли это представить теоретически, как некий человек, некий раб поднял свою руку и дал Христу пощечину? Божественная Персона претерпела от человека нечестивые оскорбления, от грешного человека! И разве Христос разгневался?  Вознегодовал? Оказал противодействие? Нет. Единственное, что Он сказа, это слова: «аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что мя биеши?»(Ин. 18, 23) И мы люди, которые смиренно говорим, милостивые, грешные, достойны всяких мук, не приемлем никакого оскорбления, но даже и простого слова, никакой обиды, мы немедленно восстаем и противимся.

Видели ли вы как бьют человека плетью, а ведь для него это особенно страшное время? И это претерпел наш Господь. Достаточно нам в нашем воображении представить образа нашего Христа, привязанного к колонне с терновым венцом на голове и воинов со всем им присущим ужасным поведением, которые над Ним издеваются, чтобы нанести плетьми удары по его обнаженному телу и чтобы истекала кровь, вызывая страшную боль в теле и в Его душе также. Вполне хватает, чтобы произвести на нас потрясающее впечатление, чтобы вызвать у нас глубокое чувство ответственности к Его любви ради человека»

После бичеваний и насмеяния у Пилата, наш Господь был выведен из Претории на лифостратон, чтобы Его представить пред глазами народа, который был собран весь, весь еврейский народ, который был наставлен книжниками и фарисеями тому, чтобы они выкрикивали осудительный приговор: «Распни, распни Его». Пилат, как правитель,  мог освободить Христа, однако он убоялся народа, и для того, чтобы удовлетворить его желанию, он удушил правду. Он спросил их мнения и сделал угодное ему вопреки тому, что он знал о невиновности Господа.

Распятие за престолом

Мы, православные, имеем икону Страстей Господних, которая, я могу так сказать, является самой священной из многих других, которые украшают наши храмы. Она говорит: «Се Человек» и представляет Господа в Претории в красной плаще-хламиде и терновом венце на Пречистой Его Главе, трость и кровь, которая отовсюду стекает и непосредственно нанесенную Ему рану, точно так, как Пилат Его представил народу после мученических издевательств над Ним. Этот образ является весьма выразительным и благословенным, поскольку наш Христос является тем, кто дал возможность нанести Ему со стороны архиереев, и книжников, и фарисеев оскорбления, насмешки, а также варварское уничижение со стороны солдат и быть возведенным на Крест на священной Голгофе. Он поднял, взял Крест, как, несомненно, поднял и взял Он и все грехи человечества!   

Представьте себе теперь, что этот терновый венец глубоко вонзался в какие бы то ни было не было части Его тела, эти страшные иглы и они вызывали страшную у Него боль! В нас бы как-то возилась бы такая малая игла, мы сразу бы вскричали «пощади!», вынь ее! С одной стороны головы, которая была в ранах от колючек и ударов плетей, а ими было испещрено все тело. А с другой – пощечины, оплеухи, оскорбления, хулы и издевательства! Всю эту ночь, когда Он был брошен в темницу, Над ним издевались, Над ним насмеявались, Его избивали, Его били до крови, Он истекал кровью, Его унижали и небе бесчестили словно он был некий бродяга, какой-то  дурной человек! Весь этот народ, коронный немного ранее выкрикивал: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, царь Израилев» (Ин. 12, 13), теперь кричал с невероятной истошностью: «Распни». Таково человеческое, все изменчивое и непостоянное. Сегодня мы кого-то восхваляем, а завтра уже осуждаем.  И нашими делами мы, все люди продолжаем наносить это унизительное оскорбление Христу. Можем ли мы следоть этому смирению Бога?

Иерусалим. Гора Голгофа, место распятия Христа, предел  Православной Иерусалимской Патриархии

А Господь продолжал далее двигаться, держа Крест, но на пути своем на Голгофу он падал на колени, падал от тяжести, от изнурения, от боли, от шипов тернового венца, от истекающее крови и от печали. Его ученики, которые везде Его сопровождали во время Его божественного дела, которые ели вместе с Ним, которые видели чудеса, которыми Он убеждал им души в том, что етьс Сын Божий, Богочеловек на земле, который обещал, что Он принесет Себя в жертву, когда же потребовалось, их не оказалось рядом с ним, они убежали, струсили, Его оставили и только Он один шел далее к великой жертве. Неблагодарность человеческая не имеет границ! И не только ученики, но и все люди, которые были Им облагодетельствованы, никто за Него не заступился. Лишь оказалась одна женщина, супруга Пилата, которая за Него ходатайствовала и говорила своему мужу: «Внемли! Не делай ничего Праведнику Тому, потом что я ныне во сне много пострадала за Него»(Мф. 27, 19). Но ее муж не послушался.

И апостол Перт хвалился, когда рассказывал Господь о Своих Страданиях, что если все от Него отрекутся, то я никогда этого не сделаю. Он хвастался, потому что считал, что благодаря своей ревности, который он был наделен и человеческой силой он преодолеет тежелые испытания. Но как оказалось, он был как некий осенний лист. Он не отверг Христа перед неким тираном, а перед некоторой девушкой. «Не вем сего человека». Разве это не ты, Петр, кто божился, что никогда Его не отвергнет? И теперь где ты, когда над Ним насмехаются, над Ним издеваются, Его бичуют плетьми, Его оскорбляют, разве ты не имеешь сил сказать, что Ты Его знаешь? Пропел петух и Петр вспомнил слова Господа и вышел и пришел в состояние глубокого покаяния о соделанном им грехе!  Вы видите, как дешевым является человек? Сегодня это представляется сделать в силах, а завтра совершенно не иметь на это сил, когда  человека не посетит сила Христова.

 

Подумайте, поймите, как Он был распят! Каковы же у Него были боли,  когда эти варвары железными гвоздями  его пронзая – не нынешними гвоздями – этими древними и зловещими гвоздями пронзили Господа! Представьте Его страдания! Один, полностью изможденный, оказывается на этом мученическом пригвождении Его рук и ног, а шипы тернового венца постоянно все глубже вонзаются  в Его Пречистую Главу, с той скорбью, которая была в Нем из-за Его оценки все тем народом, который Он облагодетельствововал!  Он был один и лишен человеческой поддержки и человеческой помощи. Обратите внимание на то, что эта оставленность Его учениками и облагодетельствованными Им была еще одним тяжелым мучением. Поражает то, что как ученики, которые были мужчинами, которые могли бы считаться самыми непосредственными Его защитниками, убежали, в то время как немощный род жен, Его Матерь и мироносицы, были теми, кто оказал Ему поддержку, которые разделяли Его боль на Кресте!

 И тогда произошло великое землетрясение, солнце покрылось тьмой, случилась тьма по всей земле. И Дионисий Ареопагит, который в то время находился в Александрии и наблюдал все эти знамения, сказал: «Или все погибает, или Бог страдает!» А когда позднее апостол Павел пришел в Афины и проповедовал Евангелие и рассказывал о знамениях во время Распятия Христа, тогда Дионисий ответил: «Да, действительно, проповедуемый Павлом есть Сын Божий, Бог!», и многие люди уверовали.

 

И на Кресте Христос наш достиг того момента, когда сказал: «Боже, Боже мой, вскую Мя отставил еси?»?» (Мф . 27, 46.). Это не означает, что Бог нуждался в помощи людей, но Он эти хотел показать, что человек своей бессильной природой, насколько это возможно об этом размышлять и говорить, поднимая свой крест, испытываем моменты, когда он падает на колени. Часто в таких случаях, безвыходно он говорит те же слова: «Боже, Боже, почему ты меня оставил?» Тогда выявляется нужда в Господе. Человек имеет нужду в Божественной благодати, чтобы она ему помогла, поэтому то для этого нужно продолжать подвиг, чтобы оставить позади искушение, которое он испытывает . Поскольку каждое искушение приходит ради некой цели и для смирения по попущению Божию. «Но при иссушении даст и облегчение» (1 Кор.10, 13). Вместе с искушением Бог подает и силы для его преодоления человеком. Важно сознать истину, что нет ничего случайного, и что искушение также неслучайно. Поскольку разве возможно, чтобы человек впадал в искушение и подвергался какой-то опасности без воли Божией? Ибо Христос сказал, что ни один волос, ни один лист, ни птица не упадет без воли Божией.

 И говорит авва Исаак Сирин: «Я познал, что когда приходит какое-либо искушение и ты бессилен его понести и молишься Богу, чтобы его перенести сообразно силе искушения, и Он подает сообразную благодать». Это означает, что в зависимости от той борьбы, которую ты предпринимаешь по отношению к искушению, испытанию, ты соответственно будешь увенчан, получишь награду, получишь место, получишь дерзновение пред Богом. Однако, покольку ты падаешь на колени и говоришь: «Боже мой, прекрати искушение, я больше не могу», и он тебе ответил, что поскольку ты прекратил борьбу, то ты не получишь пользу. Что это означает? То, что в искушениях нам необходимо молиться о том, чтобы Бог подал нам терпение и просвещение и просить об их завершении тогда, когда Бог хочет. И нам надо постигать крестную жертву Христа, потому что таким образом в нас произойдут изменения

Когда христианин постигает это Страдание Христа и ее живет, когда он осознает и переживает ее, когда он понял, что Бога Сам, все эти Страсти претерпел не для чего иного, как для того, чтобы сердце христианина исполнилось верой и истинной божественной любовью. Мы приемлем большую мудрость, божественную мудрость от Страстей и, и наше сердце трепещет и пылает от любви ко Христу. Многие Отцы Церкви и аскеты изучали, постигали Страсти Христовы посредством безмолвия и чистой своей жизнью, и они достигали великого боговидения. ..

Но что последовало за Распятием? Воскресение. Так что для тех, кто распял свои страсти и умертвил их смертью Христа, последует и воскресение его души. Вы знаете, что это значит воскресение? Если Христос подает в сердце капельку воскресной радости, если вы Бог ее подает и ее вкушает человек, то он в действительности переживает Рай в полном смысле этого слова, в своем сердце! Как сказал Христос: «Царствие Божие внутрь вас суть» (Лук. 17, 21). Но когда я это почувствую? Когда я воскресну? Когда я возьму крест. Когда страдаю и я, как и страдал и Он, Господь, тогда я познаю и Его собственное Воскресение.

"Воскресение Христово видевшее, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному». Что мы говорим, разве мы видели воскресение? Но, как мы могли увидеть воскресение? Воскресение познать, увидеть каждый может только в своем сердце, когда он самом деле чувствует воскресение Христа и Его Царство внутрь себя. И тогда человек становится совершенно чужд миру. Мир его не интересует. Он ходит по земле, а его ум и сердце его на небе. Мы видим подвижников-аскетов, которые претерпели так много трудностей, постами, бдениями, болезнями, без лекарств и врачей и т.д. И весь этот труд, подвиг, вся эта боль, как их претерпевать? Они постигали и исследовали Распятие и посредством созерцания переносились на небо и говорили: «все что здесь находится совсем недалеко от небесного!» И многие святые мученики, многие воины Христовы благодаря этому изучению Распятия постигли божественную любовь и противостояли тиранам и они удостоились мученического венца. И святые Сорок мучеников Севастийских, что они сказали? «Это ледяное озеро, но тепел и сладостен Рай!».

место Креста на Горе Голгофе

Страдания этой жизни носят временный характер, но радость и свобода вечны. У всех нас есть соблазны, все мы имеем скорби, тревоги, одно, другое. Нет головы, которая не болит и сердца, которое не страдает.  Но когда мы терпим все это ради любви Христовой с терпением и смирением, то мы сподобляемся этого Царствия Божия. Вот почему Бог допускает искушения и невзгоды,  ради того, чтобы мы имели повод для обретения праведности и искали бы отдохновения на небе.

 Нам необходимо будет Его постигать и исследовать и теперь, и позднее. Почему? Потому что нас ожидает множество зол, трудные времена и непростые.  И тогда Распятый Христос будет торжествовать в тех душах, которые любызают и облобызают Его Страсти с верой и любовью. Разве возможно такое, чтобы тот, кто изучает Страсти и любовь Христову не стал бы Его исповедовать и не жертвовать собой? Кто сможет Его отвергнуть? Его будут отвергать те, которые отказываются изучать и постигать Его Страсти. Согласно Апокалипсису св. апостола Иоанна и согласно пророчествам Святых мы ожидает явления антихриста. И хорошо, что он придет. Он сделает проверочный тест на подготовку людей, насколько они верят во Христа. Будет подвиг для нашей веры в Божество нашего Христа. Многие люди Божии говорят об антихристе с благой рассудительностью, с благой целью, дабы принести пользу. Однако мнения расходятся, потому что никто не может говорить конкретно и позитивно…

Когда в будущем придет антихрист, то человечество окажется в намного более худшем положении.

Давайте позаботимся о том, чтобы изучать. Постигать смысл Распятия Христа, созерцать его, дабы оно жило в нас, чтобы мы могли постепенно освобождаться об бремени грехов. И тем самым, поскольку мы врачуемся Кровью Христово, будет подготавливаться к тому, чтобы дать последний бой, который нас вводит в Царствие Божие.

Нас многое опечаливает, но лажен то, кто с терпением и благодарением проходит прискорбности этой временной жизни.

π. Ε.Φ.

ΠΗΓΗ:    “Πατρικές ομιλίες”
    ΓΕΡΟΝΤΟΣ ΕΦΡΑΙΜ ΦΙΛΟΘΕΪΤΟΥ
    ΕΚΔΟΣΕΙΣ «ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΚΥΨΕΛΗ»

© перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2016г.

 

 

Подкатегории



Подписка на новости

Последние обновления

События