Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Главная категория

Подвиг Государя Императора, святого Царя-страстотерпца Николая Александровича и всей Августейшей Семьи и  умалчивание о нем в день памяти Новомучеников и Исповедников Российских -что это?

«Россия никогда не возродится, если она не поймет, кем для нее был последний царь и что он для нее сделал».

протоиерей Николай (Гурьянов), известный старец (+)

Вступление  России в 100-летие после трагических для Российской империи событий Февральской и октябрьской революции является вполне благоприятным временем для более объективной оценки этих эпохальных событий. Нет смысла в оправдании ни для бунта совершенного 1-2 марта, в ходе которого было свергнуто обманом и насилием богоустановленное государственное устройство России – власть Помазанника Божия, благочестивого Императора Николая Александровича. Нет никакого оправдания и для Октябрьского переворота 1917года, который являлся не просто свержением буржуазной Республики, а установлением режима «красного террора», стремившегося уничтожить русский народ, русскую культуру, вырвать из сердце русского народа его великое прошлое, его православную веру, прекратить в рабов миллионы русских людей ради эфемерного «светлого будущего».

В прошедшее воскресенье во многих православных храмах прозвучали проповеди в память Новомучеников Российских и Исповедников. Сказано было много важного и интересного. В стенах кафедрального собора Христа Спасителя    первопрестольной Москвы святейший патриарх оценил этот период русской истории как век по своим зверствам как ни чуть не меньший, если не больший по своим масштабам, чем гонения при Римских императорых на первых христиан. Было сказано о том, что в христианах римские власти видели «помеху» для благополучия империи. Невозможно не согласиться с этими оценками. Но было сказано и то, что все пострадавшие Новомученики Российские страдали только за Христа, а не за политические убеждения. Но что значит в контексте Российской истории, т.е Царской России  т.н. политические страдания?   Это страдания, формула которых имела свою литургическую формулу «за веру, Царя и отечество». Эти три составляющие страданий благочестивых русских людей и христолюбивого воинства всегда рассматривались Церковью как благословенные, равные мученическому венцу. В этой тройной формуле звучали самые священные слова для сердца русского человека. Всероссийский Император это не выборный Президент страны, а Помазанник Божий, обладавший священной властью, врученной ему Богом в таинстве священного Коронования и Миропомазания. Об этом глубоко и пространно говорит выдающийся иерарх Всероссийской Православной Церкви свт. Филарет Московский. «Далее весь чин царского венчания святая Церковь как облаком духа облекает, как благоуханием священного кадила исполняет — обильною молитвою. Каждое восприемлемое царем знамение величества — порфиру, венец, скипетр, державу — она осеняет божественным именем Пресвятой Троицы. Чтобы усвоить царю более внутреннее, таинственное освящение, она священным помазанием полагает на нем печать дара Духа Святого. Наконец приближает его к самой трапезе Господней и на великий подвиг царствования укрепляет его божественною пищею Тела и Крови Господних. Представляя сие сколь священное, столь же и величественное зрелище, кто не помыслит с благоговением, как велико поистине значение православного царского величества! Оно осенено, объято, проникнуто освящением свыше. Да слышатся и здесь оные древние пророческие от лица Божия гласы: вознесох избранного от людей Моих; елеем святым помазах его; истина Моя и милость Моя с ним! (Пс., 88, 20. 21. 25[1].

 Политика и вера, благочестие в дореволюционной России были переплетены между собой неразрывными узами. И несмотря на секуляризацию России и превращения ее из теократического государства в светское из-за  глобальных реформ при императоре Петве Великом, равных по своему содержанию революции, Россия в 19 веке в Николаевскую эпоху вступило в период глубокого религиозного осмысления России, ее христианской миссии в мире. Православный Император в России был живым символом Православной Империи. Безусловно, что этот символ имел бы большее религиозное наполнение при Патриархе, который являлся важным символом «византийской симфонии». Патриарх как живой символ высшей духовной власти был уничтожен реформами императора Петра I, был выклеван из всероссийского государственного герба. Однако Всероссийский Император оставался единственным символом Православной Империи, играл роль «удерживающего» от мирового зла, от царства антихриста (см. комментарии свт. Феофана затворника на 2 Фессал. 2). Еще в прошлом столетии святитель Феофан Затворник предупреждал: «Коренные стихии жизни русской выражаются привычными словами: православие, самодержавие, народность (то есть Церковь, царь и царство). Вот что надобно сохранять! И когда изменяются сии начала, русский народ перестает быть русским. Он потеряет тогда священное трехцветное знамя».

 Нежелание сегодня это видеть и понимать, и осознавать, означает, что современное духовенство, народ мыслит однобоко и ущербно. Но эта ущербность мышления является порождением все той же Февральской революции, стремившейся сбросить «иго» богоустановленнной государственной власти. Но тогда невозможно говорить о полноценном возрождении русского народа. Только активное храмоздательство, хотя оно и является важной вехой процесса возрождения русского народа, но оно само по себе в отрыве от исторического целостного мышления русского человека-монархиста является ущербным.

 

Всероссийский император как символ Православной России был главной мишенью революций. И нежелание об этом говорить народу сегодня, в год 100-летия страшного Феральского и Октябрьского переворотов, является преступлением против Православной веры, русского народа, его благочестия и русской истории. Гонения на Русскую Церковь, а вернее сказать, на духовенство и русский народ, начались именно с тех, кто был верен Царю, кто в своем сердце сохранял не только память о близости ко двору, но и исповедовал свои монархические убеждения, верность данной на святом Евангелии священной присяге. Неужели мы вправе таким страдальцам отказывать в месте быть «в сонме Новомучеников и Исповедников Российских»? Тем не менее, еще совсем  недавно, Комиссия по канонизации  при Священном Синоде  категорически и автоматически отказывала в официальной канонизации таким представителям епископата, духовенства и мирян, видя в этом политический контекст. Но это можно не иначе назвать как вздором, или очередной изощренной формой богоборчества. Так, по этим т.н. "политчиеским мотивам", было  отказано в канонизации архиепископу Феодору (Поздеевскому), митрополиту Казанскому Кириллу и др. Однако же причиной мученических страданий, например последнего наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кронида (Любимова) было именно приверженность монархии, близость к Царской семье. Более того во время допроса архимандрит Кронид мужественно свидетельствовал, что не только он был по убеждением монархистом, но и «в таком мировоззрении воспитывал и братию Лавры». Для свмч. Кронида верность монархии не было политическим заявлением в секулярном современном понимании, а свидетельством своей верности принципам православной веры русского человека.

Безусловно, важно и то, что святейший патриарх Алексий  Ι (Симанский) расценивал Февральскую революцию как акт богоборчества, как бунт против «единственной законной, богоустановленной власти» за что, подчеркивал он, - «несомненно, последует наказание Божие». Эти слова им были написаны в письме своему духовному отцу митрополиту Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому). То есть причина в массовых гонениях на Православную Церковь, на весь русский народ находилась именно в богоборчеком бунте против богоустановленной власти, массовой измене и широкомасштабном богоборчестве

 Сегодня также не следовало бы забывать, что Церковь в день Торжества Православия провозглашает «анафему» на тех, кто «поднимает бунт против Помазанника Божия». В VI в. Церковью была выработана форма анафемы, поражающей домогавшихся незаконно царского сана; в XI— XIV вв., в византийский период, анафеме предавались дерзнувшие на бунт против помазанников; позднее в России — изменники и самозванцы, совратители народа. Текст анафемы (II в чине торжества православия): «Помышляющим, яко православныя государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в них не изливаются, а тако дерзающим противу их на бунт и измену, анафема, трижды» (43, 30—31). А выше, по тексту доследования в Неделю православия, говорится: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди» (43, 25).

 В безумии революции 1917 года многие люди были и дезинформированы (см. воспоминания Редигера), многие подпадали под струю «революционного огневища», и лишь немногие сохраняли трезвенность, а еще немногие молились. Но если в те страшные революционные дни было сложно разобраться во всем, то теперь, когда имеется прекрасная возможность для беспристрастной оценки случившегося в 1917году, мы ее редко можем услышать. Но именно такие оценки, отнюдь не поверхностные, а основанные на знании истории и религиозной философии, в первую очередь должны давать наши пастыри и архипастыри. Но, увы, мы этого не слышим. И что в особенности печально, что роль страданий Государя Императора Николая Александровича и всей Августейшей Семьи чаще всего умалчивается, мученические страдания за русский народ и Россию сознательно оттеняются. И это несмотря на то, что даже в патриархийной редакции службы святым Царственным Страстотерпцам ясно говориться, что Царская Семья «пе́рвии, я́ко новому́ченицы,/ за Русь святу́ю от безбо́жных пострада́сте/ и о́браз испове́дничества и ре́вности по Бо́зе/ ве́рным лю́дем показа́сте.» (Великая вечерня, Слава на «Господи воззвах»)

Мы убеждены, что умалчивание о величии подвига последнего Всероссийского Императора и Его Августейшей Семьи является,  по крайней мере, серьезной, если даже не роковой, ошибкой. Но мера ответственности при таком замалчивании особенно возрастает, когда нам становятся известны оценки этого подвига святых и признанных богоспросвещенных старцев. Это оценки «не от ума, и  не с потолка», и не «проявление старческого маразма», а откровение Божие.

Старец протоиерей Николай (Гурьянов) говорил такие важные слова: «Россия никогда не возродится, если она не поймет, кем для нее был последний царь и что он для нее сделал».

А свт. Иоанн Сан-Францисский и Шанхайский, мироточивый говорил, что «возрождения России необходимо прославление Царской семьи и их глубокое почитание».

В своей книге «Происхождение закона о престолонаследии в России» святитель Иоанн Шанхайский утверждает, что «пренебрежение тем законом, который выработан собирателями Руси и осенен благословениями ее святых заступников и святителей, было причиной многих печальных последствий, а в дальнейшем будет источником новых потрясений и волнений, ибо русский народ во все эпохи стремился к своему законному царю, только под властью которого Русь всегда обретала успокоение и благоденствие».

Этих свидетельств достаточно, чтобы понять и осознать, что без подлинного почитания Царской Семьи никакого настоящего возрождения в России не может быть. А может бить только подложное, формально и искусственно имитированное возрождение, то есть возрождение камней, но е человеческих душ. Мы не считаем тему «почитания Царской Семьи», как некоторые из иерархов заявляют, тем вопросом, который вносит в общество разделение. Разделение в общество вносит сознательная ложь и потакание ей, стыд исповедовать правду.

Итак, для того, чтобы эту, можно сказать, роковую ошибку исправить и внести важные разъяснения, мы пришли к убеждению о необходимости выложить для просмотра документальную киноленту «Русская Голгофа». Несмотря на то, что этот кинофильм был снят еще до официальной канонизации Царской семьи, тем не менее, на наш взгляд, он до сих пор остается лучшим произведением отеческой кинематографии, раскрывающий смысл и подвиг Царской Семьи.

От редакции "Православного Апологета" 2017год

 

 


[1] Свт. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) «Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных.Глава четвертая Священное миропомазание и венчание царя»

Ильин И.А. Русская революция была катастрофой

От редакции "Православного Апологета": Публикацией двух ключевых статей известного русского философа И. Ильина о сути Революции 1917года, мы преследовали две цели: 1) показать антирусский характер революции 1917года, 2) ее прозападную ориентацию, 3) стремление создать новый тип т.н. советского человека,оторванного от российской культуры, а посути своей являющимся преступником, 4) ложность выводов и мнений некоторых современных историков об Октябрьской революции 1917года как исторически полодительном и важном мировом событии, приведшем не к деградации русского народа, а превращении СССР в мощную мировую силу.

В дополнение к нами сказанному и в подтверждение ложности диферамбом в адрес рефолюциии 1917года мы предлагаем и 2 кинофильма, которые на основании подлинных исторических материалов доказывают разрушительность для России и всего русского народа обеих Революций 1917г.

Петь диферамбы Революции 1917 года и считать ее причиной появления мощной мировой державы СССР, победы СССР в Отечественной войне 1941-45г., видеть необходимость в праздновании рефолюции как некоего важного Национального праздника - все это свидетельства не только исторической безграмотности, примитивности мышления, но и опасный идеологический прием, который уводит наш народ от главного - беспристрастной оценки по-истине трагического события прежде всего в Отечественной истории, для русского народа, возможности увидеть свои ошибки в те переломные исторические события и их не допустить более. именно об этом было столь ясно сказано святейшим патриархом Кириллом: "«Речь идет не о том, чтобы праздновать столетие трагедии, а о том, чтобы отмечать эту дату сознательно, сопровождая очень глубокими размышлениями и искренними молитвами, с тем чтобы ошибки, совершенные сто лет назад, научили наши народы не допускать подобных ошибок на нынешнем этапе развития». Мы убеждены, что 2017год должен быть для нас прежде всего годом глубокого покаяния, а не празднования "ложного юбилея". Празднование "реаволюционного юбилея" - это свидетельство духовной слепоты, неспособности откровенно и честно с горечью и печалью дать оценку тому событию, которое привело к национальной катастрофе. 

 

 

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ БЫЛА КАТАСТРОФОЙ.

I.

После всего, что произошло с Россией за последние 32 года (1917-1949), нужно быть совсем слепым или неправдивым, чтобы отрицать катастрофический характер происшедшего. Революция есть катастрофа в истории России, величайшее государственно-политическое и национально-духовное крушение, по сравнению с которым Смута бледнеет и меркнет.

Смута была брожением; народ перебродил и опомнился. Революция использовала новую смуту и брожение и не дала народу ни опомниться, ни восстановить свое органическое развитие.

Смута была хаотическим бунтом и дезорганизованным разбоем.

101

 

 

Революция оседлала бунт и государственно организовала всеобщее ограбление.

Смуту никто не замышлял: она была эксцессом отчаяния, всенародным грехопадением и социальным распадом. Революция готовилась планомерно, в течение десятилетий; в известных слоях интеллигенции она стала традицией, передававшейся из поколения в поколение; с 1917 года она стала систематически проводиться по заветам Шигалева и чудовищным образом закрепляться: она ломала русскому человеку и народу его нравственный и государственный «костяк» и нарочно неверно и уродливо сращивала переломы.

Смута длилась 9 лет (1604 – появление самозванца, 1616 – избрание на царство Михаила Федоровича). Революция тянется уже 32 года, и конца ей не видно. Подрастают новые поколения, живущие в России, но не знающие ни ее истории, ни ее священных традиций, ни ее международного положения.

Смута разразилась в сравнительно первобытной России, расшатанной и оскудевшей от террора Иоанна Грозного. Революция была подготовлена и произведена в России, которая культурно цвела, хозяйственно богатела и прогрессивно реформировалась. Россия начала 20 века имела две опасности: войну и революцию. Войну ей сознательно навязала Германия, чтобы остановить ее рост; революцию в ней сознательно раздули революционные партии, чтобы захватить в ней власть.

После смуты Россия была разорена (засевалась всего одна двадцать третья часть прежней площади), но она сохранила свой национальный лик. Революция разоряет и вымаривает ее систематически и стимулирует ее мнимое «богатение»; она исказила ее национальный лик, отменила даже ее имя и превратила ее в мировую язву, грозящую всем народам.

Поэтому русская революция есть величайшая катастрофа – не только в истории России, но и в истории всего человечества, которое теперь слишком поздно начинает понимать, что советский коммунизм имеет европейское происхождение и что он теперь ломится назад, – на свою «родину». Ибо он готовился в Европе сто лет в качестве социальной реакции на мировой капитализм; он был задуман европейскими социалистами и атеистами и осуществлен международным сообществом людей, сознательно политизировавших уголовщину и криминализировавших государственное правление. В мире встал аморальный властолюбец, сделавший науку и государственность орудием всеобщего ограбления и порабощения, – жестокий и безбожный, величайший лжец и пошляк мировой истории, научившийся у европейцев клясться именем «пролетариата» и оправдывать своими целями самые гнусные средства.

Итак, русская революция подготовлялась на протяжении десятилетий (с семидесятых годов) – людьми сильной воли, но скудного политического разумения и доктринерской близорукости. Эти люди, по слову Достоевского, ничего не понимали в России, не видели ее своеобразия и ее национальных задач. Они решили политически изнасиловать ее по схемам Западной Европы, «идеями» которой они как голодные дети объелись и подавились. Они не знали своего отечества;

102

 

 

и это незнание стало для русских западников гибельной традицией со времен главного поносителя России – католика Чаадаева…

Русские революционеры не понимали величайших государственных трудностей, создаваемых русским пространством, русским климатом и ничтожной плотностью русского населения. Они совершенно не разумели того, что русский народ является носителем порядка, христианства, культуры и государственности среди своих многонациональных и многоязычных сограждан. Они не желали считаться с суровостью русского исторического бремени (на три года жизни – два года оборонительной войны!) и хотели только использовать для своих целей накопившиеся в народе утомление, горечь и протест. Они не понимали того, что государственность строится и держится живым народным правосознанием и что русское национальное правосознание держится на двух основах – на Православии и на вере в Царя. Как «просвещенные» неверы, они совершенно не видели драгоценного своеобразия русского Православия, не понимали его мирового смысла и его творческого значения для всей русской культуры. Они не видели тех опасностей, которые заложены для России – в неуравновешенности русского темперамента, в незрелости русского добродушного, по-детски увлекающегося и шаткого характера и в его многосотлетней непривычке активно и ответственно строить свое государство. Они не понимали, что западные демократии держатся на многочисленном и организованном «среднем сословии» и на собственническом крестьянстве и что в России нет еще ни того, ни другого.

Они видели только сравнительную бедность и нравственную удобособлазнимость русского народа – и десятилетиями демагогировали его. И никому из них и в голову не приходило, что народ, не привыкший к политической свободе, не поймет ее и не оценит; что он злоупотребит ею для дезертирства, грабежа и резни, а потом продаст ее тиранам за личный и классовый прибыток… Подпиливали столбы и воображали себя титанами Атлантами, способными принять государственное здание на свои плечи. Закладывали динамит и воображали, что удастся снести одну крышу, которая немедленно сама вырастет вновь из «нерухнувшего» здания. Сеяли ветер на все четыре стороны и, пожиная бурю, удивлялись, что их парусную лодчонку опрокинуло волною…

На этой политической близорукости, на этом доктринерстве, на этой безответственности – была построена вся программа и тактика русских революционных партий. Они наивно и глупо верили в политический произвол и не видели иррациональной органичности русской истории и жизни. И слишком поздно поняли свои ошибки. Благороднейшие из них признали свои недоразумения и промахи уже в эмиграции (Плеханов, Церетели, Фундаминский), тогда как другие и доселе восхищаются своим «февральским» безумием…

103

 

 

49.

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ БЫЛА КАТАСТРОФОЙ.

II.

Она была безумием и притом разрушительным безумием. Достаточно установить, что она сделала с русской религиозностью всех исповеданий, в особенности с православной церковью; что она учинила с русским образованием, в особенности с высшим и средним образованием, с русским искусством, с русским правом и правосознанием, с русской семьею, с чувством чести и собственного достоинства, с русской добротой и патриотизмом…

Она была безумием со стороны самих умеренно-революционных и полуреволюционных партий, кои вскоре были уничтожены со всеми их планами, программами, кадрами, газетами и традициями.

Но она же обнаружила и безумную беспечность и близорукость правых – охранительных партий, которые не имели ни творческих идей, ни социальных программ, ни верных кадров в стране. Их хватило только на то, чтобы затруднить великую реформу Столыпина… А «крайне правые» только и умели обманно уверять Государя в «многомиллионноести» своего «союза» и в его «верноподданничестве», с тем, чтобы в грозный час опасности предать Царя и его семью на арест, увоз и убиение…

Революция была безумием и для русского крестьянства. Русское крестьянство стояло перед исполнением всех своих желаний; оно нуждалось только в лояльности и терпении. Равноправие и полноправие давалось ему от Государственной Думы (законопроект, выработанный В. А. Маклаковым). Земля переходила в его руки столь стремительно, что по подсчету экономистов к 1932 году в России не осталось бы ни одного помещика: все было бы продано и куплено по закону и нотариально закреплено. Земля отдавалась ему в частную собственность (реформа П. А. Столыпина, 1906). К началу этой реформы Россия насчитывала 12 миллионов крестьянских дворов. Из них 4 миллиона дворов уже владело землею на праве частной собственности, а 8 миллионов числилось в общинном владении. За 10 лет (1906-1916) на выдел из общины записалось 6 миллионов дворов из восьми. Реформа шла полным ходом в связи с прекрасно организованным переселением; она была бы закончена к 1924 году. Но революционные партии позвали к «черному переделу», осуществление которого было сущим безумием, ибо только «тело земли» переходило к захватчикам, а «право на землю» становилось спорным, шатким, непрочным и прекарным (т. е. срочным до востребования); оно обеспечивалось лишь обманно – будущими экспроприаторами, коммунистами. Итак, историческая эволюция давала крестьянам землю, право на нее, мирный порядок, культуру хозяйства и духа, свободу и богатство; революция лишила их всего. Подготовительный нажим большевиков начался немедленно вслед за «черным переделом» и длился 12 лет. Вслед за тем (1929-1935) коммунисты приступили к коллективизации и, погубив казнями и ссылками не менее 600000 дворов и семей, ограбили и пролетаризировали крестьян и ввели государственное крепостное право.

104

 

 

Революция была безумием и для русского промышленного пролетариата. Война 1914-1917 гг. поставила его непосредственно перед легализацией свободных рабочих союзов. Революция дала ему – гибель его лучших технически обученных кадров; долгие годы безработицы, голода и холода; порабощение в тоталитарных тред-юнионах; снижение уровня жизни на целые поколения; падение реальной зарплаты; государственную «потогонную систему» (стахановщина); систему взаимного политического сыска, доносительства и концлагеря.

Революция была проявлением безумия и со стороны русского промышленно-торгового класса, который в лице Саввы Морозова, Ивана Сытина и других финансировал революционеров до тех пор, пока не был истреблен ими. А когда гибель стояла уже у порога, этот же самый класс не захотел или не сумел своевременно изыскать средства для борьбы с большевиками. Во время гражданской войны на юге, когда города переходили из рук в руки, – промышленники по уходе белых считали свои «убытки» и «протори» и роптали, а по уходе красных – подсчитывали свои «остатки» и благодарили судьбу за спасение.

Но наибольшим безумием революции была для русской интеллигенции, уверовавшей в пригодность и даже спасительность западноевропейских государственных форм для России и не сумевшей выдвинуть и провести необходимую новую русскую форму участия народа в осуществлении государственной власти. Русские интеллигенты мыслили «отвлеченно», формально, уравнительно: идеализировали чужое, не понимая его; «мечтали» вместо того, чтобы изучать жизнь и характер своего народа, наблюдать трезво и держаться за реальное; предавались политическому и хозяйственному «максимализму», требуя во всем немедленно наилучшего и наибольшего; и все хотели политически сравняться с Европой или прямо превзойти ее.

И теперь еще люди этого сентиментально-мечтательного поколения покидают земную жизнь, не передумав и вменяя себе это самодовольное упрямство в заслугу «стойкости» и «верности»… Они так и не поймут, что глупо глотать все лекарства, полезные другим; что пальмы и баобабы не всюду растут на воле; что страусы не могли жить в тундре; что республика и федерация требуют особого правосознания, которого многие народы не имеют и коего нет и в России. Не поймут, что народы, веками проходившие через культуру римского права, средневекового города, цеха и через школу римско-католического террора (инквизиция! религиозные войны! крестовые походы против еретиков! грозная исповедальня!), – нам не указ и не образец… Ибо мы, волею судьбы, проходили совсем другую школу – сурового климата, татарского ига, вечных оборонительных войн и сословно-крепостного строя. Что «немцу здорово», то русского может погубить…

Так безумие русской революции возникло не просто из военных неудач и брожения, но из отсутствия политического опыта, чувства реальности, чувства меры, патриотизма и чувства чести у народных масс и у революционеров. Люди утратили органическую национальную традицию и социально-политическое трезвение. В труднейший час исторической войны, когда монарх и указанный им наследник двукратным отречением погасили в народе присягу на вер-

105

 

 

ность, – все это вызвало развал правосознания, безумную толкотню и давку из-за эфемерного полно-равно-правия и столь же мнимого обогащения захватом. Все это брожение возникло отнюдь не из «нищеты», «гнета» или «разрухи». Брожение шло от нежелания отстаивать Россию и держать фронт и от жажды революционного грабежа. По прозорливому слову Достоевского, русский простой народ понял революционные призывы (Приказ № 1) и освобождение от присяги – как данное ему «право на бесчестие» и поспешил бесчестно развалить фронт, удовлетвориться «похабным миром» и приступить к бесчестному имущественному переделу. Это бесчестье выдвинуло наверх демагогов-интернационалистов.

Русские летописи пишут о Смуте, что она была послана нам за грехи, – «безумного молчания нашего ради», т. е. за отсутствие гражданского мужества, за малодушное «хоронячество» и непротивление злодеям. Несомненно, что эти слабости и недостатки сыграли свою роль и в нынешней революции. Но были и иные грехи, важнейшие: утрата русских органических и священных традиций, шаткость нравственного характера, безмерное политическое дерзание и отсутствие творческих идей.

О ПУСТЫНЯХ

ΠΕΡΙ ΕΡΗΜΩΝ

Николай, Митрополит Месогейский и Лавриотикийский

(τοῦ Μητροπολίτου Μεσογαίας και Λαυρεωτικῆς κ. Νικολάου)

Январь это, прежде всего такой месяц года, когда говорят и о пустынях.

Церковные чтения на Рождество Христово и Богоявления говорят о пути Израильского народа под водительством Моисея из Египетской пустыни в Землю Обетованную.

Евангельское чтение Недели (воскресного дня) перед Богоявлением повествуют о жизни и проповеди честнаго Предтечи Господня Иоанна в Иорданской пустыни.

В субботу после Богоявления мы читаем Евангелие, которое сообщает о тех искушениях, которые принял на Себя Господь после Свеого Крещения в пустыне на Сорокадневной горе.

икона прп. Антония Великого, 15-16в.

Прп. Антоний Великий (17 января по ст. стилю) «возделал бесплодие» Египетской пустыни.

Жизнь прп. Макариев Египетского и Александрийского (19 января) преобразили Нитрийскую пустыню.

Духовная жизнь и река богословия свт. Григория Богослова (25 января) имело свое начало в Понтийской пустыни.

Тот, кто желает прожить январь месяц духовно, тот призывается пройти  путь нашей Церкви с отпрысками, порождениями пустыни. Сымысловой понятие слова пустыни таково, как его определят духовная специфика января месяца.

Однако, хотя в нашем уме, и у всех нас, слово пустыня имеет отрицательный смысл, оно связывается с большой жарой и сильным холодом, засухой, бесплодием, а в целом с недовольством и трудностями, тем не менее, традиция нашей Церкви нам представляет пустыню в весьма телых словах: вместо холода  она приносит росу, в то время как она является борьбой за то, чтобы принесьти более благообразные плоды, в то время как обстановка в ней весьма неутешительная, однако же пустыни  являются местами для глубокого внутреннего утешения, хотя она лишена встреч и раздражения, дабы быть наполненной присутствием, хотя оно пустынно, но она напоминает рай.

Пустыня в духовном опыте и на собом языке означает безмолвие-исихию, в которой каждый может услышать и ясность, тот, кто может быть еще далек  от того, чтобы ее увидеть. В пустыне феномен миража делает далеким кажущееся весьма близким, а расплывчатое и размытое представляется в виде ясного. Так и в духовной пустыне всякий может слышать звуки, которые не могут быть уловлены в суматохе хлопот и попечений, искушений и разных отвлекающих факторов. Можно увидеть  издали и различить в человеке божественное, то, что в нем есть весного от того, что является греховным,  увидеть тленное, святое и нетленное. Кто-то может увидеть душу прозрачной и Бога и чисто и подле себя. Этому  помогает пустыня, но в основном она приводит к состоянию духовной пустыни. В слове «О моем бегстве в Понт» свт. Григорий Богослов пространно описывает эту иную пустыню, пустыню, которая преимущественно является состоянием, а в меньшей степени местом;  о той, которая породила реку богословия; о той, в которой он вкусил  изобилие плодов «пустынножития» и для того, чтобы приумножить «отшельничество и удаленность».

Вселенские Учители и Святители - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, соврем. икона

   Посещение этих пустынь это приззыв не только к подвижникам-аскетам, но это и призыв к каждому верующему, который живет таинство Церкви. В наших руках мы имеем, вероятно, незначительные силы, но неисчилимые возможности. Для всях нас возможностью является стать «пустынниками». Прп. Антоний Великий превозмогая свое естество, оставил мир и в то же время раскрыл в самом себе жизнь. Он «всецело удалился в себя», согласно гимнографии. И мы аналогичечным образом призываемся удалиться от нашего эгоизма и от нашего светского мышления. Тот, кто удалился от времени, тот предвидел и будущее. Мы призываемся оставить  временное, то есть то, что связывает нас узами эфемерного и преходящего, и жить вечность. И, наконец, он отошел от скупости весьма прагматичного греха в пустыню умервщения страстей. Поэтому мы дожны полностью ему подражать. Все мы призываемся жить пустнынную жизнь, лишенную эгоизма и светскости, свободную от эфемерного и временного, без греха и стесненности.

   Пустынное спокойстие от наших собственных стратей является перкой пустыней в духовной жизни.  Это бегство от наших желаний, которые появляются и выражаются в виде требований и своенравия. Это освобождение от болезненных и заразных наших помыслов, которые возникают как патологические чувствования. Мы считаем, что одни из них направилены против нас, в то время как некоторое из них не таковы: но если мы не будем иметь к ним доверия, то у нас их не будет; они на нас косо смотрят, в то время как этого не происходит. Мы строим несуществующие истории, которым мы верим как настоящим. Духовная жизнь с больным мыслями, которые глубоко укоренились в нас, парализована, она не существует ни при наличии патологических желаниях, ни при наличии предрассудков, ни при страхе, ни при изъянах, ни при ревоности и неуверенности. По своей сути жизнь это пустыня без страха, без различных нужд, которые у нас постоянно возникают, без подозрительности,  без комплексов и фантазий, без прав, без жалоб, без горечи, без патологических и измышленных связей, без злых и ложных привычек, от зависимостей и болезненных надежд. Наши ошибочные грезы, наши ошибочные перспективы, ошибочные оценки и иерархия ценностей в нашей жизни составляют для нас ад. Потому они являются болезненными, являются элементами падения, порождениями греха, являются едкими и лишающими  нашей свободы. Духовная жизнь желает, чтобы мы оставили, покинули  область нашего страстного эгоизма и чтобы в каждом из нас был бы создана наша собственная пустыня-тишина, атмосфера для нашей собственной аскезы, место для нашей собственной борьбы-подвига, атмосфера новых возможностей. Надприродная жизнь может обитать  и быть построена только на единтвенном основании – равновесии согласном с природой.

прп. Макарий Египетский, икона соврем. письма

Итсинные пустынники уже удалились от этих крайне шумных «городов». Они пережили и состояние второй пустыни, пустыни-тишины от нашего собственного естества. Они встали и ушли, и убежали, примчались в пустыню. Они ели, как и прп. Макарий, на протяжении еми лет вареную капусту. Они отказались от всякого покоя, от всякого удовольствия, о всякой улыбки и утешения этого мира. Для них ничего из вещественного не служило утешением.  Каждый интерес, все надежды, все они сами  были ориентированы на царство, на мир и личность Бога. И Бог вошел внутрь их.  Святые живут Бога в своем сердце. Для истинно святого человека потребности заключаются только в Боге, и в ожидании смерти. Их надежда это и наша собственная надежда. Однако существует и третье высшее удаление – это удаление от темницы нагешего падения, то есть от наших наклонностей. Каждый из нас вместе с тем, что он приходит в этот мир, несет и печать грехопадения, первородный грех, который он может удалить святым Крещением. Когда ктозлибо ведет борьбу за то, чтобы свергнуть с себя болезненные свойства, которые мы ранее перечислили, тогда внутри него дейсвует Крещение и тогда он может преоболеть наклонность, природу, тенденции, немощу его падения. Тогда в нем могут жить великие и небесные предметы. Необходимо увидеть  непосредственно мир обнаженным от греха и наполненным радостью первоначального творения. Здесь Бог переживается как всесильный и премудрый Создатель.  

Но духовный отшельник имеет от Бога возможность выйти и из тварного, дабы жить состояние несозданное в пустыни. Высвобождение от уз нашей тварности это глубочайшая пустыня, внутренняя пустыня духовной жизни. Христианин является созданным, тварным, но он ищет способы и двери для того, чтобы стать причастным нетварным эергиям Бога. По существву, будучи созданным, он может стать причастным нетварной божественной благодати. На месте этой глубокой пустыни Бог переживается как Отец, а Его благодаь как любовь.

Пустынники, о которых мы бедем нашу беседу, это пустынники, у которых сердце переполнено духовными дарами и истинными плодами. Так уть в Египетской пустыни привел иудеев в Землю Обетованную. Иордаская пустыня одарила ощущением царства Божия и покаяния. «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Мф. 3,  2). Пустыня искушений для  Господа закончилась победой над дьяволом и удалением его; «тогда оставил Его дьявол» (Мф. 4, 11 ). Пустыня прп. Антония Великого указала на великие подвиги и сияние человеческой природы. А в завершении, Понтийская пустыня свт. Григория Богослова  стало причиной рождения богословия. Свт. Григорий Богословоплакивал свой уход из своей пустыни. В безмолвии-исихии он  жил и слышал то, чего не слышал нашы уши. В пустыне он жил рачение и непосредственную всречу с  таинством Бога, которое мы не можем умножить и осуществить с помощью нашего воображения. В результате чего он был, благодаря этой жизни, не только удостоен приблизиться к Богу, но  Великой Антонии показал великие подвиги и очарование человеческой природы. И, наконец, пустыня Понтийская пустыня, в нее святитель Григорий Богослов был призван для рождения богословия. Святой Григорий плакал о своем уходе из своей собственной пустыни. Он жил в тишине и слушали те, которые не слушают наших ушей. Он жил в пустыне желания и противостоять тайны Бога, что мы, или с помощью нашего воображения мы не можем стать ближе. И, наконец, требовать от этой жизни, а не только достичь Бога, но «во святилище взошел еси темноту, дабы восприяти богозапечатленное законоположение» (песнопение Литии).

 Тот, кто живет с этим духом и образом и ориентирован в этом направлении, кто  таинственно шествует по пути живота в этой атмосфере пустыни, пустыни  лишенной страстей, природы, свободной от греховных наклонностей и от своей тварности, тому Бог обещает  небесную Землю Обетования, победу над искушениями, жить царствие Божие через покаяние, величие челочесекой природы, которая одержала победу над греховатением, ощущение того, что богословие это не есть то, чему мы должны учиться как христиане, но есть нечто постоянно рождающееся внутри сердца каждого верующего. Благодать это есть что-то такое, что верующие воспринимают как  благожелательность и дар, но это сила, которой мы обладаем как возможностью.

 Каждый год, в течение месяца января, наша Церковь нам представляет великих подвижников и богословов, как например, Трех святителей (имеются в виду свяители Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской и Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский), и она нас призывает и побуждает к тому. Чтобы мы жили благодать богословия, дабы как в день Сретения старец Симеон восприял в свои объятия Господа, и мы, каждый из нас, смогли бы стать по благодати Божией и богоприимцами.

Поскольку мы приближаемся к празднованию великих праздников, тоумножаются и уникальные возможности. При невеликом уме и при вполне приемлемом духовном мышлении мы можем и должны, все мы, стать и богословами и богоприимцами, наше сердце должно принять Божественную благодать, а наш ум да породит Его слово.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017г.

http://aktines.blogspot.ru/2017/01/blog-post_99.html

 

 

100 лет Русской революции: фильм о Государе Императоре Николае II

 


 

Документальный фильм (2008 г.) был снят фондом «Русский предприниматель» к 90-летию убийства Царской семьи. Основываясь на уникальных кадрах кинохроники, при участии историков, политиков и общественных деятелей, авторы фильма показали, каких высот достигла Россия в царствование Николая II.

 

В 2017 году Россия отметит 100-летие Русской революции. В год "революционного юбилея" есть повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории. Эта круглая дата отнюдь не является поводом для поиска неких аналогий между событиями столетней давности и современностью. И, все же, вопрос о месте революции 1917 года и советского наследия в понимании исторического пути страны по-прежнему открыт, и беспристрастное его рассмотрение на основе фотодокументальных свидетельств имеет огромное значение для осмысления великого исторического события.

В январе 2009 года на телеканале «Россия» прошел художественно-публицистический фильм «Николай II: Сорванный триумф», премьерный показ которого состоялся на Соборной встрече Всемирного Русского Народного Собора в Екатеринбурге 15 июля 2008 года. Фильм был снят фондом “Русский предприниматель” к 90-летию убийства Царской семьи.

Основываясь на уникальных кадрах кинохроники, при участии ведущих специалистов истории ХХ века, авторы фильма показали, каких высот достигла Россия в царствование Николая II. Мало кто знает, что многие достижения советской эпохи – БАМ, план электрификации всей страны, строительство крупнейших железнодорожных магистралей – были разработаны или осуществлены еще в царское время. При Николае II была успешно решена демографическая проблема, неуклонно рос уровень благосостояния народа, Россия входила в пятерку ведущих экономик мира… Почему же тогда в России произошла революция? Кто был заинтересован в том, чтобы Россия проиграла Первую мировую войну? Кто хотел свержения Царя?

Авторы фильма предоставили возможность ответить на эти вопросы лучшим людям нашей современности – ученым, историкам, политологам, политическим и религиозным деятелям. В их числе: российский государственный и политический деятель Борис Грызлов, митрополит Ташкентский Викентий (с 1999 по 2011гг. – архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский), верховный муфтий России Талгат Таджуддин, глава буддисткой традиционной сангхи России Пандит Хамба Лама, архимандрит Тихон (Шевкунов), историки и политологи Вячеслав Никонов, Наталья Нарочницкая, Владимир Лавров, Александр Боханов, французский исследователь Николя Тандлер и другие.

Автор сценария Пётр Мультатули, режиссер Евгений Крылов, продюсер президент Фонда “Русский Предприниматель” (Екатеринбург) Сергей Писарев. На XIII Международном фестивале кинофильмов и телепрограмм “Радонеж” (2008) фильм был удостоен Диплома I степени.

http://rnk-concept.ru/22566

  •  

СНЯТИЕ ПЛИТЫ ПРЕСВЯТОГО ГРОБА ГОСПОДНЯ

 

26/10/2016

Η ΑΠΟΚΑΛΥΨΙΣ ΤΗΣ ΠΛΑΚΑΣ ΤΟΥ ΠΑΝΑΓΙΟΥ ΤΑΦΟΥ.

 


 

Вечером в среду 13-го / 26-го октября 2016 года Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил, сопровождаемый Патриаршим Местоблюстителем Его Высокопреосвященством Митрополитом Капитольядским Исихием, Генеральным Секретарем Его Высокопреосвященством Архиепископом Константинским Аристархом, Драгуманом Архимандритом Матфеем, Телетархом Архимандритом Варфоломеем, Отцами Святогробцами,  пройдя  храм Святого Иоакова прибыл в Пресвятой Храм Воскресения.

 

Предваряла это беседа с кустодом Святой Земли о. Франциском и Его Высокопреосвященством Архиепископом Севаном Армянского Патриархата, уже в их сопровождении был совершен вход в Святую Кувуклию Пресвятого Гроба Господня. Группой специалистов Политехнического университета под руководством г-жи Моропулу была снята надгробная плита Пресвятого Гроба Господня (все это детально будет в скором времени показано на видео). Затем были произведены работы по очистке всего камня гроба. Все подробности происходившего запечатлены на видео.

Все прибывающие паломники информируются о проводимых технических работах с благословения и с целью скорейшей реставрации Живоносного Гроба Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.

Главный Секретариат  

 

Священная Кувуклия во время реставрационных работhttp://www.jp-newsgate.net/gr/2016/10/26/40027Внутренняя часть Священной Кувуклии

При открытии плиты Пресвятого Гроб Господня

Снятая плита Пресвятого Гроба Господня

При открытии плиты Пресвятого Гроб Господня

 

Подкатегории



Подписка на новости

Последние обновления

События