Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь»
О молитве за неверных и богопротивников
Об этом вопросе хорошо пишет свт. Григорий Двоеслов в «Собеседованиях».
«Как же мы будем считать святыми людей, которые не будут молиться за врагов своих, видя их в огне, когда сказано: молитеся за творящих вам напасть (Мф. 5, 44)?
За врагов своих молятся в то время, когда могут обратить их сердца к плодотворному покаянию и спасти сим обращением. Ибо о чём другом должно молиться за врагов своих, как не о том, по завещанию апостола, еда како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольской сети, живи уловлени от него, в свою его волю (2 Тим. 2, 25-26)? Как же тогда молиться за грешников, когда они уже никоим образом не будут в состоянии переменить своё нечестие на дела правды? Значит причина, почему тогда не будут молиться за людей, осуждённых на вечный огонь, та же, какая и теперь причина того, что не молятся за диавола и аггелов его, присуждённых к вечному наказанию. Какая и ныне причина того, что святые люди не молятся за умерших людей неверных и нечестивых, как не та, что узнали об них, как об осуждённых на вечное наказание, и потому не хотят приносить тщетную молитву пред лицом Праведного Судии? Если же ныне живущие праведники не сострадают умершим и осуждённым нечестивцам, когда сами сознают нечто достойное осуждения в своей плоти, тем строже будут смотреть на мучения нечестивых тогда, когда, свободные от всякой тленной страсти, ещё твёрже и полнее усвоят себе святость. Судное решение, принадлежащее Правосуднейшему Судии, так согласно с их духом, что решительно не позволяет им ни в чем различествовать от определений Его вечной правды».1
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1 Свт. Григорий Двоеслов. «Собеседования о жизни италийских Отцов и о безсмертии души», кн.4 гл.44. М., «Благовест», 1996, с. 288-289