Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь»
Что означают слова ап. Павла, что «Бог есть спаситель всех людей, а наипаче верных?» (1 Тим. 4,10)
Во-первых, этими словами апостол Павел подчеркивает вполне известную истину о том, что Бог «всем хочет спастись, дабы все пришли в разумение истины». И Свою любовь Бог засвидетельствовал искупительной жертвой Сына Божия. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Следовательно любовь Божия хотя и излита на всех людей в принесении величайшей жертвы Богочеловека, но эту любовь необходимо принять, то есть уверовать в Сына Божия. Именно такое толкование этому тексту дает и свт. Феофан Затворник: «Бог не только хочет спастися всем, но и устроил дивный образ спасения, всем открытый, и всегда сильный спасти всякого, кто не захочет спастися им. Но почему Он есть Спаситель наипаче верных? Потому что спасительное Божие хотение, спасительная Божия сила и спасительное Божие устроение простираются на всех и для спасения всех довлетельны (достаточны), но на деле спасаются, или делаются причастными сих спасительностей, только верные, т. е. уверовавшие в благовестие и по принятии благодати живущие в духе веры. Так что Бог, и всегда желающий и всегда сильный спасти всех, в действительности Спаситель есть только верных». Каковыми, как известно не являются инославные христиане-еретики, а тем более иноверцы.
Заметим, что духоносные Отцы Церкви всегда говорили о ереси, как о душепагубном явлении, называя его нечестием и хулой на Духа Святого. Именно тем, что в инославии и иноверии человека неизбежно ждет погибель, можно объяснить и борьбу с ересями святых нашей Церкви. 1
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1 Читателю мы настоятельно советуем прочесть две проповеди свт. Игнатия Брянчанинова: О Православии и О невозможности спасения иноверцев и еретиков. В них Святитель Кавказский вполне ясно определенно излагает Предание Церкви по данному вопросу.