Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь»

Смысловое содержание слов апостола Павла о Христе «Ибо надлежало, чтобы Тот, для которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (Евр.2, 10)

Данные слова апостола Павла о Христе необходимо увязывать с контекстом всей его предыдущей и последующей речи. Несколько ранее в 9 стихе апостол Павел раскрывает значение Его смерти. Господь приемлет образ раба, становится человеком для того, чтобы умереть, «вкусить смерть за всех» (ст.9). Его смерть лишила «силы имеющего державу смерти, то есть дьявола» (ст.14), избавила людей от смерти и рабства. Но так как Его смерть – это не смерть простого человека, но Богочеловека, то она становится источником освящения людей (ст.11). Кроме того, как замечает блж. Феофилакт Болгарский, смерть Господь вкушает за всех нас не по необходимости, а исключительно по благодати. «Он не подлежал смерти, но все сделал по благодати, чтобы показать её ничтожество и убедить нас смело идти на смерть».1

Сам ход речи Апостола Павла таков, что он не подтверждает мнение проф. А. И. Осипова о достижении Христом совершенства через страдания. Блаженный Феофилакт рассуждая над текстом Ап. Павла говорит, что под совершенством, которое восприял Господь через претерпение собственных страданий за нас необходимо понимать славу, которой Он сподобился по человеческой природе. Ибо до Креста и Воскресения Господь пребывал посреди людей в бесславии и уничижении. На Кресте и по Воскресении Господь уже восприемлет присущую Ему славу. Святитель же Кирилл под славой и совершенством понимает бессмертие, «которого прежде не доставало Христу по человечеству; его восполнил Ему Отец через Воскресение. Когда Он воскрес, смерть уже более не господствует над Ним. И всю природу Он удостоил этого совершенства».2

Прп. Ефрем Сирин так истолковывает это место: «Ибо подобало, чтобы Тот, в Комсоздано всё и через Кого всё утверждено, привел, после Воскресения, многих сынов к славе, то есть к Царству, – чтобы и Сам Он соделался виновником жизни их, после оживотворения Воскресения, – и чтобы чрез страдание Свое соделал их совершенными, ибо не останутся всегда на млеке закона».3


 

Свт. Иоанн Златоуст в толковании на этот стих послания даёт следующее резюме:

  1. Страданиями совершити, – следовательно, страдания суть совершенство и средство к спасению.4

  2. Терпение страданий не есть признак отверженности.5

  3. Отец почтил Сына через проведение Его через страдания.6

  4. Страдания Спасителя по степени важности выше даже сотворения мира.7

  5. Бог, промышляющий о всём даёт «Сына для спасения других, одного за многих».8

  6. Слава Христова не является приращением славы, она «свойственна Ему по существу». «Он всегда имел» эту славу «нисколько не получая в ней приращения»9, но только раскрытие этой славы и её величия.

И свт. Иоанн Златоуст напоминает, что страдания Спасителя, как вершина Его подвига, имеет назидательный характер для верующих, ибо «страдающий за кого-нибудь не ему только приносит пользу, но и сам становится славнее и совершеннее».10

 


СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1Блж. Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкования на послания апостола Павла, с. 582

2Там же, с. 583

3Прп. Ефрем Сирин, Творения т.7. Изд. Отчий дом, 1993, с. 261

4Свт. Иоанн Златоуст, Беседы на послание св. ап. Павла к евреям. СПб, 1859, с.73

5Там же, с.73

6Там же, с.73

7Там же, с.73

8Там же, с.74

9Там же, с.74

10Там же, с.74

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События