Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь»
Что же означают собой безукоризненные страсти и являются ли они первородным грехом?
Ответ на поставленный нами вопрос даёт прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры». Он пишет «Естественные и безупречные страсти суть не находящиеся в нашей власти, – те, кои привзошли в человеческую жизнь, вследствие осуждения за преступление, каковы – голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой – пот, капли крови, помощь от ангелов ради слабости природы и подобное, что по природе присуще всем людям».1
В учении о первородном грехе Церковь Христова делает различие в понятиях грех и его последствия. В Послании Восточных патриархов, также одной из важнейших Символических книг Православной Церкви, говорится: «А бременем или следствием грехопадения мы называем не самый грех, …но удобопреклонность ко греху, и те бедствия, которое Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как-то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкие до некоторого времени жизнь на земле странствования, и напоследок телесная смерть».2
Прп. Максим Исповедник о безукоризненных страстях говорит как о законе природы3, признаке тварной природы, и отличает их от порочных страстей, т.е страстей в собственном смысле этого слова. Последние являются в нашей природе в силу неправильного направления природных сил, или злоупотребления этими силами гномической волей, склонной более ко греху.4 Безукоризненные страсти как непорочные, и составляющие онтологию тварной природы человека не могут рассматриваться в качестве первородного греха в принципе, или греховности нашей природы, или закона греха. Ставить знак равенства между понятием первородный грех и безукоризненные страсти – это грубейшая догматическая ошибка.
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1Прп. Иоанн Дамаскин. Творения. СПб, 1913, т. 1. Точное изложение православной веры, кн.3, гл. 20, с. 286
2Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере. СТСЛ.1995, с. 153-154
3“О страстях можно говорить в двух смыслах: в смысле наказания и в смысле бесчестия. Первое выражает нашу природу, а второе её совершенно искажает” Труды богословские и полемические 20 — PG 91,237B.
4О различных недоумениях — PG 91, 1041: “Наказание согрешившего и есть страдание всей природы, осуждённой за преступление заповеди”. Противоположны страсти бесчестия: “Страсти бесчестия имеют возникновение от нас, преслушавшихся божественной заповеди, а не от Бога”.