Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь»

Что же означают собой безукоризненные страсти и являются ли они первородным грехом?

Ответ на поставленный нами вопрос даёт прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры». Он пишет «Естественные и безупречные страсти суть не находящиеся в нашей власти, – те, кои привзошли в человеческую жизнь, вследствие осуждения за преступление, каковы – голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой – пот, капли крови, помощь от ангелов ради слабости природы и подобное, что по природе присуще всем людям».1

В учении о первородном грехе Церковь Христова делает различие в понятиях грех и его последствия. В Послании Восточных патриархов, также одной из важнейших Символических книг Православной Церкви, говорится: «А бременем или следствием грехопадения мы называем не самый грех, …но удобопреклонность ко греху, и те бедствия, которое Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как-то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкие до некоторого времени жизнь на земле странствования, и напоследок телесная смерть».2

Прп. Максим Исповедник о безукоризненных страстях говорит как о законе природы3, признаке тварной природы, и отличает их от порочных страстей, т.е страстей в собственном смысле этого слова. Последние являются в нашей природе в силу неправильного направления природных сил, или злоупотребления этими силами гномической волей, склонной более ко греху.4 Безукоризненные страсти как непорочные, и составляющие онтологию тварной природы человека не могут рассматриваться в качестве первородного греха в принципе, или греховности нашей природы, или закона греха. Ставить знак равенства между понятием первородный грех и безукоризненные страсти – это грубейшая догматическая ошибка.

 


СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1Прп. Иоанн Дамаскин. Творения. СПб, 1913, т. 1. Точное изложение православной веры, кн.3, гл. 20, с. 286

2Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере. СТСЛ.1995, с. 153-154

3“О страстях можно говорить в двух смыслах: в смысле наказания и в смысле бесчестия. Первое выражает нашу природу, а второе её совершенно искажает” Труды богословские и полемические 20 — PG 91,237B.

4О различных недоумениях — PG 91, 1041: “Наказание согрешившего и есть страдание всей природы, осуждённой за преступление заповеди”. Противоположны страсти бесчестия: “Страсти бесчестия имеют возникновение от нас, преслушавшихся божественной заповеди, а не от Бога”.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События