Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь»
Наследуют ли блаженство праведников в Царствии Небесном некрещёные младенцы и нужно ли их крестить? [с. 154–201]
В отношении самого таинства Крещения, т. е. ради чего оно совершается, Православное Исповедание говорит так: «Крещение есть омытие и истребление первородного греха…Во-первых, сие Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный и произвольный, во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности …Наконец, после Крещения мы соделываемся членами тела Христова (т. е. Церкви, примечание составителя) и облекаемся в Господа нашего…».1
Только благодаря этому Таинству, в котором совершается рождение человека водою и Духом и примирение человека с Богом, для человека «отверзается вход в Царство Небесное, по словам Спасителя нашего: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3, 5)». Так нас учит Церковь Христова. Поскольку спасение человека без этого Таинства невозможно, то все не принявшие его не наследуют спасение, Царства Небесного. Это касается как младенцев, так и тем более взрослых. Попытка искать иные пути, что делает профессор А. И. Осипов – это проявление неверия голосу Церкви и Самого Богочеловека Христа. Вне Крещения любой человек, какой бы он умный и хороший не был, он остается сыном падшего Адама, «рожденное от плоти есть плоть», и наследует все следствия грехопадения. Самым главным следствием является смерть души, а её следствием неизбежная смерть тела и ад.2 Тяготение над всем человечеством закона смерти и власть дьявола – всеобщее наследие и оно снимается лишь Христом, Его Искупительной Жертвой на Кресте. Но человек усваивает плоды этой Жертвы только через вступление в Церковь Христову, становясь членом тела Христова, в котором через Таинства он усваивает закон жизни во Христе. Так что всё что говорит профессор МДА – это его личные фантазии и не более. Да, в истории Церкви есть случаи крещения кровью, когда язычники, видя явление сверхчеловеческих сил во время страдания христианских мучеников, обращались ко Христу и сами принимали муки и смерть. Однако – это случаи лишь исключения, о которых ничего не говорит Священное Писание, и тем более из них было бы принципиально неверным делать столь поспешные выводы о существовании спасения вне Церкви, вне Таинства Крещения.
Относительно важности крещения младенцев имеются соборные решения Церкви, 252 г. и 480 г. в Кагфагене. В 110-м правиле Карфагенского собора указывается причина, по которой необходимо совершать крещение младенцев: «Определено также: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия, тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не иначе, разве как всегда разумела Кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».3
А Православное Исповедание подчеркивает, что «первородный грех не может быть заглажен никаким покаянием», а заглаждает его только таинство святого Крещения. «Посему, кто не крестится, – подчеркивает Православное Исповедание, – тот не освободится от сего греха, но подлежит гневу и вечной казни».4
В Церкви Христовой до V века были распространены два вида практики принятия крещения: где-то к 30-ти годам и в младенчестве. Они вовсе не исключали одна другую. Совершенно очевидно, что крестились младенцы только христианских семей, в которых прививались навыки веры изначала. О обычае крещения младенцев как апостольском указывает такой древний памятник канонического права как Апостольские постановления (VI, 15). Об этой же древности говорят Тертуллиан и Ориген, а также Карфагенский собор 252г. Видимо профессору А. И. Осипову не известно, что в Церкви не принято оспаривать то, что считается её обычаем, т. е. Преданием. Ещё прп. Викентий Лиринский указывал на такие признаки Предания, как «древность, всеобщность и согласие».
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере. СТСЛ.1995, с. 68
2См. свт. Григорий Палама. К инокине Ксении
3Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского, СТСЛ. 1996, т. 2 с. 258
4Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере, с. 116