Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

История Церкви

Святитель Тарасий, архиепископ Константинопольский

о единстве Церкви

Ὁ Ἅγιος Ταράσιος Κονσταντινουπόλεως περί ἑνότητας τῆς Ἐκκλησίας

St. Tarasios the archbishop of Konstantinopol about the unity of the Church

 

повторная публикация

 

Просмотреть исходную картинку

 

свт. Тарасий, архиепископ Константинопольский,

фреска, Феофан Критский 16в.

 

 

Поистине существует между нами некоторого рода война, - без оружия правда, на одних словах...Победным трофеем ее служит непобедимая истина.

свт.Тарасий. Послание к архиереям и священникам Антиохии, Александрии и Святого Града.

 

Введение

В наше время, когда постоянно говорится о необходимости сохранения единства в Церкви и единства Церкви, появляется необходимость понять в чём состоит сложившаяся по ряду причин принципиальная разница в понимании этого единства в наше время и у святых Отцов Церкви. Сегодня единство Церкви понимается как:

  • просто каноническая верность предстоятелю поместной Православной Церкви, [хотя по сути своего служение Патриарх и предстоятель поместной Церкви несет служение сохранения единства поместной церкви, должен являться символом этого единства, и по святоотеческой мысли должен являть "образ Христа" (См. Афинская Синтагма на слово "патриарх"). Однако реальность с обязанностью не всегда совпадает.

  • при этом каноническая верность предполагает категорический запрет на всякое критическое восприятие действий предстоятеля поместной Церкви, и даже в тех случаях, когда они противоречат учению Церкви и святым канонам Церкви, когда предстоятель Церкви действует "деспотически", нарушая 34 апостольское правило поступать с советом других епископов, а не самовластно,

  • чтобы оправдать, например, канонические нарушения, которые вводят в соблазн паству (совместные молитвы с инославными, присутствие иноверцев и инославных на божественной литургии, введение литургических новшеств вопреки правилам Вселенских соборов и др.), насильственно внедряется антиканоническое сознание в епископате и пастве. Одним их таких является совершенно неприемлемое утверждение о праве епископского собора изменять или издавать решения, которые противоречили бы общеканоническому порядку или бы его пересматривали. 

  • в рамках межправославных отношений это единство воспринимается как просто формальное единство внешнего плана. При этом допускается сосуществование разногласий по ряду вопросов канонического и догматико-экклезиологического характера,

  • ради сохранения этого внешнего единства допускается преступление священных канонов и правил Православной Церкви, которые рассматриваются как не что-то обязательное и неизменяемое, а как изменяемое и даже упраздняемое,

  • ради этого единства (формального) допускаются богословские формулировки противоречащие вере Церкви (отношение к инославию и их таинствам - это прежде всего).

То есть единство даже Православной Церкви не мыслится как строгое следование вере Отцов, а следование каким-то принятым на высшем церковном уровне, иерархическом каким-то общепринятым формулировкам и постановлениям. То есть вера отходит на задний план, она становиться не фундаментом для единства, а лишь одним из инструментов для выстраивания определенного рода дипломатических отношений между Церковью и миром, между Церковью и инославием. В то время как Вселенскими соборами был высказан главный и основной принцип: "во всем последуя святым Отцам". (См. О главном принципе Православной Церкви и православного богословия//https://apologet.spb.ru/ru/церковная-жизнь/15-хранение-догмата-в-церкви/4531-o-glavnom-printsipe-pravoslavnoj-tserkvi-i-pravoslavnogo-bogosloviya-gia-ti-basi-i-arxi-tis-r-d-ksis-e-lisias-ai-tis-r-d-ks-u-e-l-gias-on-the-main-principle-of-the-orthodox-church-and-orthodox-theology-povtornaya-publikatsiya.html 

В связи со всем этим мы хотели бы сегодня обратить наше внимание на свт. Тарасия, архиепископа Константинопольского, на те, может быть крайне немногочисленные его высказывания, творения, которые сохранились до нашего времени. Причина, по которой мы обратились именно к личности свт. Тарасия, состоит в том, что именно в его время Константинопольская церковь оказалась в состоянии схизмы, раскола по отношению ко всей Вселенской Церкви из-за ереси. Мы сразу же заметим, что до нашего времени не сохранилось какого-то корпуса сочинений свт. Тарасия.(См. Εγκυκλοπαίδεια Μείζονος Ελληνισμού5. Εργογραφία//http://asiaminor.ehw.gr/Forms/fLemmaBody.aspx?lemmaid=6427) Все его пастырские послания преимущественно сохранились в Деяниях VII Вселенского собора.( Исключение составляет его Гомилия на Введение во храм Пресвятой Богородицы//http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x#t02)

При тщательном изучении Деяний Вселенских соборов, позиции Святых Отцов по вопросу о том, что же такое единство Церкви, отношению ее к ереси, инославию мы можем лишь констатировать факт удивительного единомыслия. И это единомыслие пронизывает все Вселенские соборы, всех Святых Отцов Церкви на протяжении не только исторического отрезка времени, который ограничивается семью Вселенскими соборами, но и даже в более поздние века, вплоть до начала 20 столетия..

 

Положение Церкви накануне VII Вселенского собора и избрание свт. Тарасия.

Святителю Тарасию пришлось взойти на патриарший Константинопольский престол в крайне трудное время. В это время всю Константинопольскую церковь волновала иконоборческая ересь. Эта ересь особенно укрепила свои позиции после проведения Константинопольского лже-Вселенского собора в 754г. На самом соборе не было представителей восточных патриарших престолов, а также не было представителей из Рима.1 В 764г. против иконоборчества как ереси высказались восточные патриархи, которые в то время находились в положении политической независимости от Константинополя ,т..к все территории были захвачены арабами-магометанами. В Иерусалиме патриархом Феодором была составлена Синодика (Συνοδικήν), которая была им отправлена в Антиохию и Александрию. Принятая там патриархами, она была дополнена и была направлена папе Римскому Константину II. В свою очередь папа Константин, приняв это исповедание восточных патриархов, посылает ее в качестве свидетельства православной веры королю франков Пипину.2 При такой ситуации Константинопольская церковь оказалась в состоянии раскола по отношению ко Вселенской Церкви. Поэтому предшественник свт. Тарасия патриарх Павел IV Кипрянин (780-784гг.), видя полное расстройство Константинопольской церкви и захват ее еретиками, оставил патриарший престол и, приняв великую схизму удалился в затвор в монастырь Флора.3На вопрос императрицы Ирины о причине ухода с кафедры, как сообщает Феофан в своей хронике, патриарх Павел ответил: «Он обливаясь слезами отвечал ей: если б и сначала не садился я на престол священства церкви Божьей, насильствуемой, отчужденной от всех прочих православных церквей вселенских, и преданной анафеме. Она, призвавши патрициев и первых мужей из сената, послала к нему послушать слов его; и он говорил им: если не будет вселенского собора и не исправится погрешность среди нас, то вам не иметь спасения». Единственное, что он смог сделать – это упросить императрицу Ирину вместо него поставить патриархом тогда ещё главного секретаря императорской канцелярии патриция Тарасия. Пожелание патриарха Павла было исполнено, и императрица Ирина настоятельно предлагала занять патриаршую вакансию Тарасию, на что свое согласие дали и епископы. Феофан сообщает об этом избрании: «Тут все единогласно сказали, что нет другого человека, кроме Тарасия секретаря, и царица отвечала им: мы его же назначаем, но он не слушается; пусть он скажет, по какой причине не принимает он голоса царицы и всего народа».4 Тарасий поставил главным условием для своего возведения на патриаршую вдовствующую кафедру обязательный созыв Вселенского собора для осуждения иконоборческой ереси. «Меня, - пишет в своём послании свт. Тарасий к восточным патриархам, - доныне находившегося в числе мирян и состоявшего на государственной службе, не знаю, какими судьбами он возвел на священно-начальническую кафедру, после убедительной и настоятельной просьбы, обращенной ко мне со стороны поборников истины, благочестивейших и православных императоров наших, а также святейших епископов и клириков. Я вынужден был им уступить и пожать плод моего послушания». 5

 

Свт.Тарасий и свт. Адриан, папа Римский о восстановлении единства в Церкви

Адриан I

 

В цитируемом нами послании свт. Тарасия мы находим не только обстоятельства, которые заставили его обратиться, «соединить разделенное и уврачевать долголетнюю рану» в Церкви, но и исповедание веры. Оно считалось обязательным после поставления нового предстоятеля одной из поместных церквей. Этим исповедание свт. Тарасий свидетельствовал о своём единстве с иными патриархатами в вере. Константинопольский иерарх не только перечисляет все шесть Вселенских соборов, но вместе с ними подтверждает верность их определениям и анафематствует тех еретиков, которые были анафематствованы Церковью на этих соборах. О V Вселенском соборе свт. Тарасий говорит, что он «как меч духовный, отсек накопившиеся с давних времен неосновательные ереси и изобретателей их».6 О ереси монофелитства и их последователях он говорит: «...а их учение я возненавидел как содомский виноград и как гоморрскую виноградную ветвь с горькими плодами».7 Исповедуя в этом послании преданность апостольскому и отеческому обычаю почитать святые иконы, свт. Тарасий свидетельствовал о своём единомыслии и православии с другими патриархатами. Прочитанное папой Римский Адрианом это послание свт. Тарасия, исповедание в нем правосланой веры и почитания икон, дало право признать возведение Тарасия даже из чина мирян в патриаршее достоинство. «В вышеупомянутом соборном послании вашей святости мы находим, кроме полноты веры, чистоты исповедания священного символа и признании всех шести святых соборов, достойную похвали и удивления ревность о священных и честных иконах...»8 именно это исповедание веры во всей ее полноте дает возможность свт. Адриану папе Римскому говорить со свт.Тарасием «в духе священного единомыслия».9 Однако свт. Адриан считал недостаточным для восстановления церковного единства только исповедание свт. Тарасия. Римский первосвятитель убеждает свт. Тарасия в необходимости убедить императора и императриц созвать Вселенский собор и осудить «лжесобор против священных икон, чтобы всякий плевел был с корнем вырван из церкви...».10 В противном случае, если не произойдет восстановления иконопочитания в Константинопольской церкви, то папа Адриан не сможет признать хиротонию свт. Тарасия.11

В своей «Речи перед народом», записанной в Деяниях Собора свт. Тарасий разъясняет духовный смыл и содержания анафемы: «Тяжелое наказание анафема; оно удаляет от Бога, изгоняет из царства небесного, увлекает в тьму кромешнюю».12 И именно в таком состоянии и положении оказалась Константинопольская церковь по отношению к другим православных церквам востока и запада. «Мы отчуждены от них и каждый день анафематствуется ими»13, подчеркивал свт. Тарасий. И восстановление из-за ереси иконоборческой разорванного церковного единства свт. Тарасий также как и свт. Адриан Римский видел в восстановлении истины веры. Вот как об этом говорит и сам свт.Тарасий в своём «Защитительном слове народу» (Ἀπολογητικός πρός τόν λαόν...): «Итак, братия, я прошу, - думаю, что и вы просите, потому что знаю, что имеете страх Божий , - благочестивых и православных императоров наших созвать вселенский собор, чтобы мы, как сыны единого Бога, были едино, как почитатели Троицы, были объединенными, единодушными и равночестными, как члены единой нашей Главы Христа, были единым стройным и неразрывны телом, как почитатели Святого Духа, шли не друг против друга, но друг с другом, как почитатели истины созерцатели и говорили одну истину, чтобы не было между нами ни вражды, ни раздора, и чтобы мир Божий, превосходящий всякий ум, ограждал всех нас».14

Состоявшийся в Никее VII в 787г., провозгласив необходимость почитать иконы и осудив порицающих и отвергающих это почитание, совершил уврачевание длившегося более тридцати лет церковный раскол. То есть в основе преодоления расколе лежали не принципы современного «диалога любви», то есть не компромисс в вере, а согласие в вере Отцов. Неслучайно свт. Тарасий словно вслед за свт. Григорием Богословом15 напоминает нам о неизбежности в церковной жизни войны за веру, за апостольскую веру, за сохранение ее чистоты. «Поистине, - говорит свт. Тарасий, - существует между нами некоторого рода война, - без оружия, правда, на одних словах, но зато ими или мы поражаем других, или нас другие поражают. Победным трофеем ея служит непобедимая истина».16

«Таким образом разорванные члены соединялись в одно; утверждалось истинное согласие и Кафолическая церковь приобретала единение», - заключает свт. Тарасий.

 

Просмотреть исходную картинку
Икона Святых Отцов Седьми Вселенских соборов

 

Касательно современного состояния Богословского диалога с Римо-Католической церковью, которая напомним с 1054г.17 находится в состоянии раскола и отпадения от Вселенской Единой Соборной и Апостольской Церковью (Православной), необходимо заметить, что направленность его противоречит тому, о чем говорил и учит свт. Тарасий и свт. Адриан, папа Римский: исправлять раскол отвержением заблуждений и соборным их анафематствованием. Рассуждения Смешанной Богословской Комиссии по диалогу Православной Церкви с Римо-Католической о положении Римского епископа в Церкви в I и II вызывают и совершенно справедливо опасения православных людей, поскольку они носят совершенно неоправданный характер. Это же касается и диалога с т.н. Ориентальными Дохалкидонскими (Антихалкидонскими) церквами категорически не признающих решений IVВселенского собора и Томоса свт. Льва Римского, то есть тех фундаментальных основ православной веры на которых в точности выстраивается православная христология. С нашей православной стороны идет совершенно неоправданный процесс попытки выстроить богословское оправдание компромисса. Мы надеемся на богомудрие наших пастырей, на то, что образ разрешения трудной церковной ситуации в VIII столетии послужит прекрасным примером для того, чтобы понять на чем и на каких основаниях выстраивается искомое разрушенное единство с теми, кто отпал по догматическим причинам от Церкви.

А. С.

24. 02/ 10.03 память свт. Тарасия патриарха Константинопольского

1Анафематизм против иконопочитания собор кратко изложил так: «Если кто замыслит представить божественный образ Бога Слова, как воплотившегося , посредством вещественных красок,всесто того, чтобы от всего сердца умственными очами поклоняться Ему , превысше светлости солнечной одесную Бога в вышних на престоле славы седящему – анафема». Цит.по В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. СПб. 1907, т. 4, с. 527

2В. В. Болотов. Указ. сочин., с. 542

3Летопись византийца Феофана М. 1884 (далее просто Феофан).. л.м.6276, Р. Х. 776

4Феофан. л.м.6277,Р. Х. 777

5Деяния Вселенских соборов. СПб. 1996, т. 4, с. 400

6Там же, с. 401

7Там же, с. 401

8Там же, с. 382

9Там же, с. 382

10Там же, с. 382

11 Там же, с. 382

12Там же, с. 336

13там же, с. 336

14 Там же, с. 336

15свт. Григорий Богослов говорит, что «лучше добрая война,чем плохой мир», подразумевая здесь под войной войну за чистоту веры.

16 Деяния Вселенских соборов, т.4,с. 400

17 Напомним, что так называемое снятие анафем 1054г, которое произошло в 1965г. не имеет канонической сили в силы упорства Римской церкви в своих еретических заблуждениях, и даже в таком как Filioque, не говоря уже о таком ужасном догмате как первенство и непогрешимость папы.

 

Свт. Тарасій, патр. Константинопольскій († 806 г.) 

Апологія предъ народомъ, вырвавшаяся изъ устъ его въ тотъ день, когда самодержцы объявили народу, что онъ дѣлается патріархомъ, въ каковой санъ онъ и былъ возведенъ индиктіона осьмаго, 6293 [1] года отъ созданія міра.
 
Просмотреть исходную картинку

Хранители непорочной нашей христіанской вѣры и ревнители славы Божіей, вѣрные императоры [2] наши, имѣющіе попеченіе обо всемъ, чтó угодно Господу и что полезно намъ христіанамъ, нынѣ же особенно сильно озабоченные дѣлами церковными, при обсужденіи вопроса о назначеніи архіерея для этого царствующаго города своего, на мнѣ остановили благочестивую мысль свою и приказали увѣдомить меня о томъ, что имъ угодно было остановиться на мнѣ. Когда же я объявилъ, что недостоинъ этого и не дѣлалъ имъ ни малѣйшей уступки, какъ не имѣющій силъ поднять и понести это тяжелое иго, то они повелѣли представить меня предъ ваше лицо; такъ какъ и вы раздѣляете это ихъ желаніе. Итакъ теперь вы, мужи, боящіеся Бога и всегда имѣющіе Его въ сердцахъ своихъ, называющіе себя именемъ Христа, истиннаго Бога нашего, то есть христіанами, выслушайте краткую апологію отъ нашего смиренія и ничтожества. Все, что я высказалъ уже въ свою защиту благочестивымъ и всеправославнымъ императорамъ нашимъ, выскажу и предъ лицомъ вашимъ. Мнѣ страшно согласиться на такое избраніе, и отъ лица Божія я впиваю въ себя боязнь рѣшиться на это такъ легко и безъ всякой осмотрительности, чтобы не подпасть страшному осужденію. Если сподобившійся услышать гласъ Божій, имѣвшій училищемъ небо, сдѣлавшійся созерцателемъ рая, слышавшій неизрѣченные глаголы и пронесшій имя Божіе предъ лицомъ народовъ и царей, божественный апостолъ Павелъ, въ посланіи къ Коринѳянамъ, говорилъ: да не како инымъ проповѣдуя, самъ неключимъ буду (1 Кор. 9, 27); то какъ же я, обращающійся въ мірѣ и принадлежащій къ числу мірянъ, подвизающійся на императорской службѣ [3], такъ необдуманно и неосмотрительно могу ступитъ на высоту священства. Это будетъ рѣшимостію страшною для моего ничтожества и попыткой дерзкой. — Но самая важная причина моего страха и отказа заключается въ слѣдующемъ: смотрю я и вижу: основанная на камнѣ Христѣ, Богѣ нашемъ, Церковь Его нынѣ разсѣкается и разрывается и мы въ одно время говоримъ такъ, въ другое иначе, а наши восточные единовѣрцы еще иначе; съ ними единогласны и христіане западные; и мы отчуждены отъ нихъ и каждый день анаѳематствуемся ими. Тяжелое наказаніе анаѳема; оно удаляетъ отъ Бога, изгоняетъ изъ Царства небеснаго, увлекаетъ во тьму кромѣшнюю. Законы и опредѣленія церковныя не знаютъ раздѣленій или споровъ; но какъ свойственно имъ благочестиво исповѣдывать одно крещеніе и одну вѣру, такъ же точно извѣстно имъ одно лишь согласіе во всякомъ церковномъ дѣлѣ. Ничто такъ неблагопріятно и неблагоугодно Богу, какъ то, чтобы мы объединились и сдѣлались единою вселенскою Церковію, какъ мы исповѣдуемъ это и въ символѣ нашей непорочной вѣры. Итакъ, братія, я прошу, — думаю, что и вы прóсите, потому что знаю, что имѣете страхъ Божій, — благочестивѣйшихъ и православныхъ императоровъ нашихъ созвать вселенскій соборъ, чтобы мы, какъ сыны единаго Бога, были едино, какъ почитатели Троицы, были объединенными, единодушными и равночестными, какъ члены единой нашей Главы Христа, были единымъ стройнымъ и неразрывнымъ тѣломъ, какъ почитатели Святаго Духа, шли не другъ противъ друга, но другъ съ другомъ, какъ почитатели истины созерцали и говорили одну истину, чтобы не было между нами ни вражды, ни раздора, и чтобы миръ Божій, превосходящій всякій умъ, ограждалъ всѣхъ насъ. И если защитники православія, императоры наши, повелятъ внять моей справедливой просьбѣ, то уступлю и я, исполню ихъ повелѣніе и принимаю вашъ выборъ; если же нѣтъ, то я нахожу невозможнымъ сдѣлать это, чтобы не подпасть подъ анаѳему и не быть осужденнымъ въ день праведнаго Судіи всѣхъ, когда не могутъ выручить меня ни императоры, ни священники, ни начальники, ни масса народа. Отвѣтьте, братія, на мою апологію, лучше сказать, на мою просьбу такъ, какъ лучше и какъ вамъ угодно.

Всѣ съ удовольствіемъ выслушали то, что говорилось, и всѣ изъявили согласіе на созваніе собора. Впрочемъ нѣсколько безумцевъ стали возражать. Въ отвѣтъ имъ секретарь обратился снова къ народу и сказалъ:

Иконы низвергъ господинъ императоръ Левъ, и когда собрался соборъ, то нашелъ ихъ уже низверженными. И такъ какъ онѣ были низвергнуты рукою императорскою; то главная сторона изслѣдованія заключается въ томъ, что дерзнули самовольно уничтожить древній обычай, преданный церковію. Но истины Божіей не связали!

Примѣчанія: 
[1] 785 года. 
[2] Константинъ и Ирина. 
[3] Онъ былъ секретаремъ.

Печатается по изданіюДѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ седьмой. — Казань: Въ Университетской типографiи, 1873. — С. 56-59.

Окружное посланіе Смирнской церкви о мученичествѣ св. Поликарпа
 
(память свмч. Поликарпа Смирнского совершается 23.02/7/03) [1]
 
Святитель Поликарп Смирнский
 
 

Церковь Божія въ Смирнѣ — церкви Божіей въ Филомиліи и всѣмъ святымъ каѳолическимъ церквамъ, сущимъ во всякомъ мѣстѣ: милость, миръ и любовь Бога Отца и Господа нашего Іисуса Христа да умножится.

§ I. Мы написали вамъ, братія, о мученикахъ и блаженномъ Поликарпѣ, который, своимъ мученичествомъ какъ бы запечатлѣвъ гоненіе, прекратилъ его. Все почти, что произошло, произошло для того, чтобы Господь свыше показалъ намъ, каково есть истинное, по Евангелію мученичество. Ибо онъ претерпѣлъ, какъ и Господь, для того, чтобы внушить намъ, дабы и мы были подражателями его, не о себѣ только каждый заботясь, но каждый и о другихъ (Флп. 2, 4). Ибо истинной и твердой любви свойственно желать спасти не только самого себя, но и всѣхъ братій.

§ II. Всякое блаженное и благородное мученичество совершается по волѣ Божіей. Должно, чтобы мы, сами будучи осмотрительны, власть надъ всѣми возлагали на Бога. Кто не удивится благородству мучениковъ, ихъ терпѣнію и любви къ Владыкѣ? Бичуемые настолько жестоко, что строеніе ихъ тѣла можно было видѣть до внутреннихъ суставовъ и жилъ, они все это претерпѣли, и стоявшіе вокругъ сожалѣли о нихъ и плакали. Они дошли до такой благородной доблести, что ни одинъ изъ нихъ не заплакалъ и не застоналъ, всѣмъ намъ показывая этимъ, что въ тотъ часъ, когда ихъ истязали, мученики Христовы вышли изъ тѣла, — вѣрнѣе, что Самъ Господь, предстоя имъ, бесѣдовалъ съ ними. Исполненные благодати Христовой, они презирали мірскія мученія, единымъ часомъ искупуя вѣчное наказаніе. И огонь безчеловѣчныхъ мучителей казался имъ прохладнымъ. Ибо они имѣли предъ своими взорами одно — избѣжать вѣчнаго и никогда неугасимаго огня и очами сердца своего взирали на соблюдаемыя для нихъ блага, которыхъ не видѣлъ глазъ, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человѣка (1 Кор. 2, 9), но которыя показаны были имъ Господомъ, какъ будто они были уже не люди, но ангелы. Равнымъ образомъ и тѣ, которые осуждены были на растерзаніе звѣрьми, претерпѣли страшныя муки. Подъ ними подстилали морскія раковины, ихъ наказывали другими видами разнообразныхъ мученій, чтобы, если можно, рядомъ наказаній склонить ихъ къ отреченію. Многое противъ нихъ злоумышлялъ діаволъ.

§ III. Но, благодареніе Богу! во всемъ не успѣлъ. Благороднѣйшій Германикъ укрѣпилъ боязливость мучениковъ своимъ терпѣніемъ. Онъ славно боролся со звѣрьми. Ибо когда проконсулъ, желая склонить его къ отреченію, говорилъ ему, чтобы онъ пожалѣлъ свою юность, Германикъ самъ привлекъ къ себѣ звѣря, почти принуждая его, чтобы поскорѣе уйти отъ ихъ (язычниковъ) неправедной и беззаконной жизни. Итакъ, вся толпа, изумленная доблестью боголюбезнаго и благочестиваго рода христіанскаго, закричала: «Смерть безбожникамъ! Найти Поликарпа».

§ IV. Одинъ же, по имени Квинтъ, по прозванію фригіецъ, прибышній изъ Фригіи, увидя звѣрей, испугался. Онъ и самъ добровольно явился предъ судилищемъ, и нѣкоторыхъ другихъ склонилъ къ этому. Проконсулъ послѣ многихъ увѣщаній убѣдилъ его поклясться и принести жертву. Поэтому, братіе, мы не можемъ похвалить тѣхъ, которые сами предаютъ себя на мученія, ибо не такъ научаетъ Евангеліе.

§ V. Дивный же Поликарпъ, услышавъ впервые объ этихъ мученіяхъ, не смутился и хотѣлъ было остаться въ городѣ, но многіе убѣждали его удалиться, и онъ удалился въ одно селеніе, отстоящее недалеко отъ города, гдѣ, живя съ немногими, днемъ и ночью ничего другого не дѣлалъ, какъ только, по своему обычаю, молился за всѣхъ и о вселенскихъ церквахъ. За три дня до того, какъ его схватили, было ему во время молитвы видѣніе, и онъ видѣлъ: будто изголовье его вспыхнуло отъ огня и сгорѣло. Возставъ отъ сна, святый сказалъ бывшимъ съ нимъ: «надлежитъ мнѣ быть сожжену живымъ».

§ VI. Уступая просьбамъ окружающихъ его, Поликарпъ перешелъ въ другое селеніе. Скоро явились туда ищущіе его. Не найдя Поликарпа, они схватили двухъ отроковъ; изъ нихъ одинъ, котораго высѣкли, указалъ, гдѣ находится Поликарпъ, и ему нельзя было скрыться, ибо предавшіе его были домашніе. [Блюститель общественнаго спокойствія, наслѣдовавшій имя Ирода, поспѣшилъ увести его на арену, чтобы Поликарпъ получилъ свое наслѣдіе, сдѣлавшись общникомъ Христа, а предавшіе его улучили наказаніе Іуды].

§ VII. Итакъ, ведя за собой отрока, въ пятницу около обѣденнаго часа гонители Поликарпа и всадники съ своимъ оружіемъ вышли, какъ будто на разбойника (Матѳ. 26, 55). Придя поздно вечеромъ, они нашли блаженнаго лежащимъ на кровлѣ дома. Отсюда онъ могъ перейти въ другой домъ, но не захотѣлъ, сказавъ: «да будетъ воля Божія». Услышавъ гонителей, идущихъ за нимъ, онъ самъ спустился навстрѣчу имъ и разговаривалъ съ ними, такъ что присутствующіе, взирая на его глубокую старость и почтенный видъ, удивлялись: зачѣмъ употреблено столько труда, чтобы схватить такого старца? Тотчасъ же Поликарпъ приказалъ приготовить для нихъ поѣсть и попить, сколько бы они пожелали, но просилъ ихъ дать ему одинъ часъ спокойно помолиться. Когда же они позволили, всталъ и молился, исполненный благодати Божіей, молился немолчно въ теченіе двухъ часовъ и тѣмъ поразилъ слушающихъ: многіе изъ нихъ раскаевались уже, что готовили смерть такому почтенному и богоприличному старцу.

§ VIII. Когда же онъ окончилъ молитву, въ которой помянулъ всѣхъ, когда-либо обращавшихся съ нимъ, малыхъ и великихъ, знатныхъ и незнатныхъ, и всю каѳолическую вселенскую Церковь, и когда наступилъ часъ отправленія, тогда они посадили его на осла и повезли въ городъ. Это происходило въ великую субботу. И встрѣтился ему на пути блюститель общественнаго спокойствія Иродъ съ отцомъ своимъ Никитою. Пересадивъ его въ свою колесницу и сидя вмѣстѣ съ нимъ, они начали увѣщевать его, говоря: «что худого — сказать: господинъ кесарь, — принесть жертву и тому подобное и сохранить жизнь?» Поликарпъ сперва не отвѣчалъ, а потомъ, когда они настаивали, сказалъ: «я не сдѣлаю того, что вы мнѣ совѣтуете». Не успѣвъ убѣдить, они начали бранить его и вытолкнули съ такою силою, что, упавъ съ колесницы, онъ повредилъ себѣ голень. Не обращая на это вниманія, какъ будто ничуть не пострадавъ, онъ охотно и скоро шелъ на арену, куда вели его и гдѣ былъ такой шумъ, что никого нельзя было разслышать.

§ IX. Поликарпу, при всгупленіи на арену, былъ голосъ съ неба: «крѣпись, Поликарпъ, и мужайся!» Сказавшаго это никто ве видѣлъ, голосъ же слышали присутствующіе изъ нашихъ. Впрочемъ; когда привели его и народъ услышалъ, что Поликарпъ взятъ, шумъ сдѣлался еще сильнѣе. Итакъ, проконсулъ, когда его привели, спросилъ: «ты ли Поликарпъ?» Получивъ же утвердительный отвѣтъ, онъ началъ убѣждать его отречься, говоря: «постыдись своей старости» — и другое тому подобное, что обыкновенно они говорятъ: «поклянись геніемъ кесаря, одумайся; скажи: «смерть безбожникамъ!» Поликарпъ же, обернувшись лицомъ ко всей толпѣ нечестивыхъ людей, находившейся на аренѣ, посмотрѣлъ на нее и, погрозивъ рукою, со вздохомъ обратилъ взоры къ небу и сказалъ: «смерть безбожникамъ!»

§ X. Когда же проконсулъ настаивалъ и говорилъ: «поклянись, — и я отпущу тебя, похули Христа», — то Поликарпъ отвѣтилъ: «86 лѣтъ служу я Ему, и Онъ ничѣмъ не обидѣлъ меня; какъ же я могу хулить Царя моего, Который спасъ меня»? Проконсулъ снова настаивалъ и говорилъ: «поклянись геніемъ кесаря». Поликарпъ же отвѣчалъ: «напрасно ты дѣлаешь видъ, будто не знаешь, кто я, когда говоришь, чтобы я поклялся геніемъ кесаря. Я скажу тебѣ ясно. Слушай: я — христіанинъ. А если хочешь узнать ученіе христіанства, — то назначь особый день и выслушай». Проконсулъ сказалъ: «убѣди народъ». Поликарпъ отвѣтилъ: «тебя я удостоиваю своей бесѣды, потому что насъ учили воздавать должную честь поставленнымъ отъ Бога властямъ и началамъ, если она не вредитъ намъ (Рим. 13, 1. 7; 1 Петр 2, 13); этихъ же не признаю достойными того, чтобы защищаться передъ ними».

§ XI. Проконсулъ сказалъ: «у меня есть звѣри; если не перемѣнишь своихъ мыслей, я брошу тебя имъ». Поликарпъ сказалъ: «зови ихъ; мы не мѣняемъ лучшаго на худшее: добро преложиться отъ тяжкаго на правое». Проконсулъ опять къ нему: «если ты презираешь звѣрей, я огнемъ заставлю тебя смириться, если не перемѣнишь своихъ мыслей». Поликарпъ отвѣтилъ: «ты грозишь мнѣ огнемъ, горящимъ временно и вскорѣ угасающимъ; ибо не знаешь объ огнѣ будущаго суда и вѣчнаго мученія, который уготованъ нечестивымъ. Но зачѣмъ медлишь? Дѣлай, что хочешь».

§ XII. Говоря это и многое другое, Поликарпъ исполнился дерзновенія и радости, и лицо его сіяло благодатію, — такъ что онъ не только не упалъ духомъ, смутившись отъ сказанныхъ ему словъ, а, напротивъ, привелъ въ изумленіе проконсула, который послалъ глашатая три раза возгласить на аренѣ: «Поликарпъ исповѣдалъ себя христіаниномъ». Какъ только глашатай сказалъ объ этомъ, все множество язычниковъ и іудеевъ, жившихъ въ Смирнѣ, съ неукротимою яростію и громкимъ голосомъ закричали: «вотъ онъ — учитель Асіи, отецъ христіанъ, истребитель нашихъ боговъ, многихъ научившій не приносить жертвъ и не поклоняться богамъ»! Говоря это, народъ кричалъ и требовалъ отъ асіарха Филиппа, чтобы онъ выпустилъ льва на Поликарпа. Но Филиппъ отвѣчалъ, что сдѣлать это онъ не можетъ, потому что бой со звѣрями уже закончился. Тогда народъ единодушно закричалъ, чтобы Поликарпа сожгли живымъ! — Ибо надлежало исполниться его видѣнію о возглавіи, когда онъ во время молитвы видѣлъ его горящимъ и, обратившись къ бывшимъ съ нимъ вѣрнымъ, пророчески сказалъ: «надлежитъ мнѣ быть сожжену живымъ».

§ XIII. Это такъ скоро исполнилось, скорѣе, чѣмъ было сказано. Народъ немедленно набралъ дровъ и хворосту изъ мастерскихъ и бань, чему съ особеннымъ усердіемъ содѣйствовали, по своему обыкновенію, іудеи. Когда костеръ былъ готовъ, — Поликарпъ снялъ съ себя всѣ одежды и, развязавъ поясъ, старался самъ и разуться, чего прежде не дѣлалъ, потому что вѣрные всегда наперерывъ спѣшили коснуться его тѣла (χρωτός). Ибо всегда и прежде мученичества онъ былъ уважаемъ за добрую жизнь. Тотчасъ окружили его горючимъ матеріаломъ. Когда же хотѣли было пригвоздить его, то онъ сказалъ: «оставьте меня такъ. Дающій мнѣ силы переносить огонь — дастъ мнѣ силы и безъ вашей крѣпости гвоздей остаться на кострѣ неподвижнымъ».

§ XIV. Они не пригвоздили его, но привязали. Съ привязанными назади руками, Поликарпъ стоялъ подобно избранному овну, взятому изъ великаго стада въ жертву всесожженія, пріятную Богу, и, обративъ взоры къ небу, сказалъ: «Господи, Боже Вседержителю, Отче возлюбленнаго и благословеннаго Отрока Твоего Іисуса Христа, Имже пріяли мы познаніе о Тебѣ! Боже ангеловъ и Силъ, и всякія твари, и всего рода праведныхъ, живущихъ предъ Тобою! Благословляю Тебя, что Ты въ сей день и часъ удостоилъ меня пріять часть въ сонмѣ мучениковъ и въ чашѣ Христа (Твоего), для воскресенія души и тѣла въ жизнь вѣчную, въ нетлѣніи Святаго Духа. Съ ними да буду принятъ днесь предъ лицемъ Твоимъ въ жертву тучную и благопріятную, какъ самъ Ты, неложный и истинный Боже, предуготовалъ, предвозвѣстилъ и совершилъ. За это и за все восхваляю Тебя, благословляю Тебя, прославляю Тебя, чрезъ вѣчнаго и небеснаго архіерея Іисуса Христа, возлюбленнаго Твоего Сына, чрезъ Котораго Тебѣ вмѣстѣ съ Нимъ во Святомъ Духѣ слава и нынѣ, и въ будущіе вѣки. Аминь».

§ XV. Когда онъ произнесъ «аминь» и окончилъ молитву, тогда служившіе при кострѣ зажгли огонь. Когда пламя сильно поднялось, мы, которымъ дано было видѣть, увидѣли чудо и сохранены были возвѣстить о немъ другимъ. Огонь принялъ форму шатра, и подобно корабельному парусу, надутому вѣтромъ, окружалъ тѣло мученика, и оно было въ срединѣ какъ бы не плотію сожигаемою, но хлѣбомъ испекаемымъ, золотомъ и серебромъ разжигаемымъ въ горнилѣ. Мы ощущали при этомъ такое благоуханіе, какъ будто курился ладонъ, или какой-либо иной драгоцѣнный ароматъ.

§ XVI. Наконецъ, нечестивые, видя, что тѣло не можетъ быть истреблено огнемъ, велѣли подойти къ нему звѣроборцу и вонзить въ него мечъ. Когда онъ сдѣлалъ это, то кровь вытекла въ такомъ множествѣ, что погасила огонь, и весь народъ изумился — сколь велико различіе между невѣрными и избранными, однимъ изъ которыхъ былъ и этотъ дивный мученикъ Поликарпъ, современный намъ учитель, идущій отъ апостоловъ и пророковъ, епископъ каѳолической Церкви въ Смирнѣ. Ибо всякое слово, которое вышло изъ его устъ, совершилось уже или совершится.

§ XVII. Но завистливый, злобный и лукавый противникъ рода праведныхъ, видя величіе его мученичества и безукоризненное съ самаго начала его жительство, видя, что онъ увѣнчанъ вѣнцомъ нетлѣнія и получилъ непререкаемую награду, приложилъ стараніе, чтобы и тѣло его не было взято нами, хотя многіе желали сдѣлать это и быть общниками святой его плоти. Итакъ, онъ внушилъ Никитѣ, отцу Ирода, брату Алки — доложить проконсулу, чтобы онъ не отдавалъ (христіанамъ) тѣла, чтобы они, оставивъ Распятаго, не начали почитать мученика. Это они говорили по наущенію и по внушенію іудеевъ, которые замѣтили наше намѣреніе взять его изъ огня, — не понимая, что мы никогда не можемъ ни оставить Христа, Который пострадалъ для спасенія всего міра спасаемыхъ, невинный за грѣшныхъ, ни поклониться кому-либо другому; ибо Ему мы поклоняемся, какъ Сыну Божію, а мучениковъ достойно любимъ, какъ учениковъ и подражателей Господа, — любимъ за ихъ неизмѣнное благоговѣніе къ своему Царю и Учителю. Да сподобимся и мы быть ихъ общниками и соучениками!

§ XVIII. Послѣ этого сотникъ, видя вражду іудеевъ, положилъ тѣло въ средину костра, какъ это обыкновенно у нихъ, и сжегъ. Мы же позже, собравъ его кости, которыя драгоцѣннѣе дорогихъ камней и чище золота, положили ихъ тамъ, гдѣ и слѣдовало. Тамъ, какъ только можно будетъ, мы будемъ собираться съ веселіемъ и радостію, — и Господь соизволитъ намъ праздновать день его мученическаго рожденія какъ въ память уже совершившихъ свой подвигъ, такъ и въ наученіе и утвержденіе имѣющихъ совершить его.

§ XIX. Таковы обстоятельства мученичества блаженнаго Поликарпа, который, пострадавъ въ Смирнѣ вмѣстѣ съ двѣнадцатью мучениками изъ Филадельфіи, одинъ только изъ всѣхъ наиболѣе воспоминается, такъ что и язычники о немъ во всякомъ мѣстѣ говорятъ, не только славный учитель, но и мученикъ, мученичеству котораго, совершенному по Евангелію Христа, всѣ желаютъ подражать. Терпѣніемъ поборóвъ неправеднаго судью и такимъ образомъ стяжавъ вѣнецъ безсмертія, онъ вмѣстѣ съ апостолами и всѣми праведными радуясь восхваляетъ Бога и Отца Вседержителя и благословляетъ Господа нашего Іисуса Христа, Спасителя душъ нашихъ и Кормчаго тѣлъ нашихъ, и Пастыря вселенской каѳолической Церкви. 
 

Примѣчаніе: 
[1] Переведено съ изданія O. Gebhardt’а: Acta martyrum selecta. Ausgewählte Märtyreracten und andere Urkunden aus der Verfolgungszeit der christlichen Kirche. Leipzig. S. 1-12. 
 

Источникъ: А. Сагарда. Святый Поликарпъ Смирнскій. // Приходское чтеніе. Ежемѣсячное изданіе. № 14. Апрѣль 1915 г. — Пг.: Сѵнодальная типографія, 1915. — С. 466-470. 

«Драгоценнее дорогих камней и благороднее золота» — святой Поликарп Смирнский и почитание мучеников

Поликарп Смирнский

 

Священномученик Поликарп, епископ Смирнский — один из самых древних святых, почитаемых христианской Церковью, принявший мученическую смерть в 155 году. Его считают последним из мужей апостольских — святых отцов Церкви конца I— начала II века, являвшихся учениками апостолов — самовидцев Господа Иисуса Христа. Память святого Поликарпа Смирнского совершается Церковью 7 марта (по новому стилю).

Смирна — древнейший город, основанный, вероятно, за 3000 лет до Рождества Христа. Еще при жизни апостолов город был просвещен благой вестью христианской проповеди. В Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова можно прочесть: И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат)... Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 8-10). Эти слова в полной мере исполнились на святом Поликарпе, который, уже будучи глубоким старцем, засвидетельствовал свою верность Господу Иисусу мученической смертью.

Что мы знаем о святом Поликарпе?

 

Ученик святого Поликарпа — епископ Лионский Ириней (также окончивший жизнь мученически) писал о своем наставнике: «Поликарп не только был наставлен апостолами и обращался со многими из видевших нашего Господа, но и апостолами был поставлен в епископа Смирнской церкви в Азии, и которого и я видел в моей ранней молодости, — ибо он жил долго и в глубокой старости окончил эту жизнь славнейшим и благороднейшим мученичеством, — он всегда учил тому, что узнал от апостолов, что передает и Церковь, и что одно только истинно» [1].

Западный апологет (защитник христианства) Тертуллиан сообщает, что святой Поликарп был назначен епископом Смирны самим апостолом и евангелистом Иоанном Богословом [2].

Старший современник святого Поликарпа — священномученик Игнатий Антиохийский в послании к христианам Смирны, называет его «богодостойным епископом» [3], а в личном послании к Поликарпу пишет: «Уважая твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на неподвижном камне, я преисполнен благодарности к Богу, что удостоился видеть непорочное лицо твое, которым желал бы всегда наслаждаться о Боге» [4].

Из приведенных свидетельств, становится ясно, сколь почитаем был Смирнский святитель еще при жизни. Но особенным образом почитание святого Поликарпа проявилось после его мученической кончины.

Сразу после казни святого было составлено «Мученичество святого Поликарпа», которое христиане Смирны послали христианам города Филомелии. Текст «Мученичества» был основан на свидетельстве очевидцев из числа христиан, присутствовавших на казни. Интересно то, что «Мученичество» стало первым дошедшим до нас описанием мученической смерти конкретного исторического лица [5]. Но еще более важно, что «Мученичество святого Поликарпа» стало первым свидетельством о том, что уже в самое древнее время в христианской Церкви существовало почитание мучеников, а также их останков —  святых мощей.

Почитание мучеников в древней Церкви

 

Когда святой Поликарп был казнен, христиане хотели забрать его тело: «Когда завистливый и лукавый соперник и противник праведных увидел величие мученичества его (Поликарпа) и безукоризненное от самого начала житие его, и что увенчан он венцом нетления и получил непререкаемую награду, то постарался, чтобы и тело его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь частицу его святого тело» [6].

После этого следует очень интересное и важное описание дальнейших событий: «И вот внушил он (диавол) Никите (знатный человек, уговаривавший святого принести жертвы языческим богам) <…> обратиться к начальнику, чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего. Это сказано по внушению и настоянию иудеев, которые уследили, что мы собираемся взять его с костра и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, непорочный за грешников, ни почитать кого-либо другого. Ибо мы покланяемся ему как Сыну Божию; а мучеников, как учеников и подражателей Господних, достойно любим за непобедимую приверженность их к своему Царю и Учителю. Да даст и нам быть их общникам и соучениками» [7]. Эти слова становятся и одним из первых объяснений отличия между «поклонением» Христу, как Богу и Спасителю и «почитанием» святых, которое является проявлением «любви» к тем, кто явил пример истинной христианской жизни и смерти.

Священномученик Поликарп был не единственным, пострадавшим в то гонение, но именно его выделяют христиане, потому что он «был не только знаменитым учителем, но и изрядным мучеником, мученичеству которого, совершившемуся по Евангелию, все подражать желают» [8].

Тело святого Поликарпа было сожжено, но все равно христиане «взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало; там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать рождения его мученика, в память подвизавшихся за веру до нас и в наставление и приготовление для будущих подвижников» [9]. В этих словах содержится еще одно интересное и важное свидетельство о том, что день смерти мученика (из приведенной цитаты следует, что христиане Смирны готовились к празднованию первой годовщины со дня смерти святого Поликарпа) стал считаться «днем рождения» святого для вечной жизни. Впервые эту мысль высказал друг святого Поликарпа — священномученик Игнатий Богоносец. В послании к христианам Рима, он просит их: «Не препятствуйте мне жить, не желайте мне умереть. Хочу быть Божиим; не отдавайте меня миру» [10].

Святого Игнатия везли на корабле в Рим, где он должен был предстать пред судом императора. Святой беспокоился о том, что римские христиане могут попытаться воспрепятствовать его мученической смерти. Из процитированных слов видно, что для святого Игнатия — смерть за Христа станет настоящей жизнью (поэтому он и пишет — «не препятствуйте мне жить»).

Наставления священномученика Поликарпа Смирнского

 

Кроме свидетельства очевидцев, описавших мученическую кончину святого Поликарпа и его последующее почитание христианами, сохранился текст, автором которого является сам Поликарп Смирнский. Это его послание «К Филлипийцам». В нем есть замечательные слова — увещание к добродетели: «Стойте в добродетелях и следуйте примеру Господа; будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо милостыня избавляет от смерти (Тов. 4, 10; 12, 9). Все будьте уступчивы друг другу, чтобы поведение ваше было безупречно среди язычников (1 Пт. 2, 12) и таким образом и вы получили похвалу за свои добрые дела, и имя Господне не подверглось из-за вас хулению» [11].

Как просты эти слова на первый взгляд, но какая глубина скрыта в этой простоте. Начать со «следования Господу», чтобы сохранить братскую любовь и твердость в вере, стяжать кротость и милосердие друг к другу. Все эти добродетели святой Поликарп — ученик апостолов, наставник христиан и мученик — явил и в своей истинно евангельской жизни, и призывает к этому всех нас.

 


[1] Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей, V, 3 (4). Пояснение к сноскам: цифры после названия цитированного сочинения означают – V– номер книги, 3 – номер главы в книге, (4) – номер параграфа в главе. В остальных случаях – указывается или номер главы (если трактат разделен только на главы) или номер главы и параграфа.

[2] Тертуллиан. О прескрипции против еретиков, XXXII.

[3] Сщмч. Игнатий Антиохийский. К Смирнянам, XII.

[4] Сщмч. Игнатий Антиохийский. К Поликарпу Смирнскому, I.

[5] Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. - С. 394.

[6] Мученичество святого Поликарпа, 17, (1).

[7] Мученичество святого Поликарпа, 17, (2-3).

[8] Мученичество святого Поликарпа, 19, (1).

[9] Мученичество святого Поликарпа, 18, (2-3).

[10] Сщмч. Игнатий Антиохийский. К Римлянам, VI.

[11] Сщмч. Поликарп Смирнский. К Филиппийцам, X.

[Священник Василий Куценко]

  • http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/dragocennee-dorogikh-kamnejj-i-blagorodnee-zolota-svyatojj-polikarp-smirnskijj-i-pochitanie-muchenikov

Свт. Фотий Великий

 и

 VIII Вселенский собор

 

Преосвященнейший Иерофей,

 митрополит Навпактский св. Власия

 

Часть 3

                 

Ὁ Μ. Φώτιος

   καὶ ἡ Η΄ Οἰκουμενικὴ Σύνοδος

                         Μέρος Г΄

Τοῦ Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου καὶ Ἁγίου Βλασίου κ. Ἱεροθέου

4.     Сознание Собора самого себя как Вселенского

Собор был созван императором Василием Македонянином, на нем председательствовал патриарх Фотий, присутствовали представители Римского папы и представители всех Патриархий. Вопросы, с которыми столкнулся Собор, имели догматический и экклезиологический характер, следовательно, он имел все условия для того, чтобы считаться VIII Вселенским собором. В действительности, так он и зафиксирован в сознании Церкви.

Важным является то, что и сам Собор сознавал себя как Вселенский. Об этом заявлено и в его Деяниях.

В священных канонах, которые были приняты Собором, указывается        на него несколько раз как на Вселенский. В первом правиле пишется: «Святый и Вселенский собор определил». Во втором правиле написано: «но сей святый и вселенский собор, ограничивая такое недосмотрение...»

Св. патриарх Фотий при таком понимании этого Собора  и предполагал его созвать. Поэтому он в какой-то момент и сказал: «Поэтому всегда, все что было сделано на этом святом и вселенском Соборе, благоволением Божиим, содействием же великих и высоких царей наших, с одобрения и изволением святейшего папы Римского,  нашего духовного брата и отца, через присутствие его святейших наместников, и других трех восточных (патриарших) престолов, так что и по ту сторону страны обретают счастие, и так свершилось заветное дело, восприяли его, благодарим всеблагого и человеколюбивого Бога...»

Представители Римского папы его называют Вселенским собором: «Святейшие блюстители Римского первосвященника сказали: Благословен Бог, что таким образом мнения и желания всех святейших патриархов на нем собраны, и через общее согласие и мир все пришло к благому завершению согласно начавшемуся и завершившему свои труды Вселенскому собору».

В целом Собор себя рассматривал как Вселенский: «Святой Собор сказал, что наши труды завершились ко благу, и если бы молчали, камни бы возопили, и не ходящий согласно совершенному на этом святом и Вселенском соборе, является отлученным от святой и единосущной Троицы».

Присутствующие на нем епископы, которые произносили речи, давали Собору характеристику Вселенского: «Согласно этому святому и Вселенскому собору...»

Император Василий имел такое же о нем мнение, поэтому и утвердил Деяния этого собора с такой надписью: «Во имя Отца, И Сына, и Святаго Духа. Я Василий, верный во Христе император и василевс римлян  соглашаюсь с этим святым и Вселенским собором во всем, как относительно признания и утверждения святого и Вселенского VII собора, и касательно утверждения и признания Фотия святейшего патриарха Константинопольского (и) моего духовного отца, и равно касательно осуждения всего того, что против него писано или высказано. Собственноручно подписал».

Следовательно, я придерживался представленных ныне конкретных текстов, поэтому мне и хотелось вполне ясно показать каково было самосознание самого Собора: то есть все на нем присутствовавшие верили, что это был Вселенский собор, и, конечно же, он утвердил и VII Вселенский собор. Из-за этого я настаиваю на таком значении этого Собора, а также и по другой важной причине.

Очень многие православные, почти что большинство, говорят о VIII Вселенском соборе, вовсе не учитывая того, что Собор 879-880гг. как Вселенский, как он сам себя осознавал, и поскольку он обладает всеми каноническими и экклезиологическими предпосылками в действительности быть Вселенским. То же самое относится и к Собору, который был в эпоху свт. Григория Паламы, и который  характеризуется как IX  Вселенский собор. Однако и западные христиане пересматривают свое отношение в Собору при патриархе Фотие, который произошел в 879-880гг. Хотя папа Иоанн аннулировал решения собора 869-870гг., который низложил свт. Фотия Великого и признал Собор 879-880гг, среди 21 «Вселенских соборов», которые сегодня признает Римо-Католическая церковь, однако к ним причисляет и Собор, который низложил свт. Фотия Великого (869-870гг), и совершенно не вспоминает о Соборе при свт. Фотие Великом (879-880гг.).

Существует мнение, что это произошло потому, что  VIII Вселенский собор осудил ересь Filioque и не принял первенство Папы. В этом случае, когда некоторые или даже многие терпеливо относятся к поношению  и подрыву дала свт. Фотия, тогда пусть кто-либо задастся вопросом:  как почитать свт. Фотия Великого, поскольку свт. Фотий в сущности  считается у римо-католиков «анафематствованным», в то время как папа Иоанн VIII признал его в качестве канонического Константинопольского  патриарха?

 

  1. После VIII Вселенского собора

Папа Иоанн VIII, когда он получил известие о том, что его просьбы были не приняты Собором, он послал письма императору Василию и патриарху Фотию  и высказал в них свое недовольство тем, что его представители подписали решения этого Собора и он заявил, что он его не принимает по причине того, что он отклонил им данные наставления. В данном случае  появляется теория папистов о том, что Папа стоит выше Соборов и он их или утверждает, либо нет, и что, в действительности, Вселенский собор подчиняется Папе, а не папа решениям Церкви, которая высказывается соборно.

Однако все пошло по такому пути, что уже ничего невозможно было изменить. Вклад свт. Фотия Великого вместе с императором Василием состоит в том, что они спасли православную веру осуждением ереси Filioque, предотвратили опасность вмешательства Папы в восточные пределы через овладение Болгарией, и пресекли планы Папы по установлению его первенства в Церкви, поэтому было сохранено и соборное устройство Церкви.

Несмотря на это, политические изменения в империи, поставление на императорский престол Льва после кончины императора Василия, оказало свои последствия и на патриаршую Константинопольскую кафедру. Император Лев несмотря на то, что он был учеником свт. Фотия, он низвел с престола Фотия и возвел на него его друга Стефана, который тогда был еще 16-17 лет. Свт. Фотий во второй раз оказался в изгнании и жил в монастыре Армониан до своей кончины, которая наступила 6 февраля 891г.

Однако то, чего свт. Фотию удалось добиться во время его патриаршества, не могло измениться, так что он стал восприниматься вроде огромного волнореза на пути устремлений западных христиан изменить и низложить Православную Церковь. Когда мы начинаем  говорить на данную тему по-человечески, тогда мы можем помыслить, что  если бы тогда свт. Фотий не был бы  наделен многочисленными дарованиями, которыми он обладал, тогда бы Римские папы распространили бы свою политическую и церковную власть  на весь Восток, франки бы приобрели бы еще большую власть и в Восточной Церкви со всеми известными последствиями, поскольку Православная Церковь утратила бы свои и богословие и экклезиологию. Во всяком случае, как это произошло, в 1009г. Filioque было внесено в исповедание Древнего Рима, в результате чего латиняне были вычеркнуты из церковных диптихов и было прервано общение.

Свт. Фотий понимал весь образ мышления папистов и хотел сохранить Православную Церковь от этого вероятного изменения. Отделение от западной «церкви» целых церковных областей в течение 16 столетия по причине Реформации, как противление превышению своей власти Папой, абсолютно оправдало позицию и деятельность свт. Фотия.

 

6. Личность свт. Фотия

Ὁ Μέγας Φώτιος, Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως

 

Когда кто-либо изучал исторические события, предшествовавшие VIII Вселенскому собору, а также и то, что происходило во время Собора и после него, то он придет к выводу о том, что свт. Фотий – это величайшая личность. Он был выдающейся личностью той эпохи и очень вдумчивый, рассудительный и великий руководитель, который мог видеть критичность положения того времени и обладать трезвым и ясным умом. МЫ это можем увидеть с трех сторон:

а) Политическое положение империи было таково, что она находилась в состоянии постоянной напряженности и противоречий.

Сначала в тот исторический период на Западе господствующее положение заняли франки, которые завоевали  большую часть Западной половины Римской империи, они сильно возжелали завладеть западной Церковью и управлением над ней и конечно же они свои взгляды обращали на Восток.

Далее, в этот исторический период мы будет свидетелями продолжающихся споров в императорском дворце за обладание императорским троном. После кончины императора Феофила на престол взошел император Михаил III (842-867), который по причине малолетства императора (шесть лет) оказался под покровительством его матери Феодоры и некой группы людей настроенных против императора, возглавляемой дядей императора, братом Феодоры, Вардой. Он вместе с императором Василием Македонянином сыграли значительную роль в избрании свт. Фотия патриархом Константинопольским. Вскоре Варда приобрел большую власть, поскольку он был назначен кесарем. Но во время одного из военных походов на Крит Варда был убит, и, таким образом, для Василия Македонянина оказался свободным доступ  к императорскому престолу. В 886г. Василий был назначен соправителем Михаила III, и спустя год он, уже после убийства Михаила, захватил власть в империи. Тем самым было положено начало Македонской династии. Позже Лев, удивительное его дитя, на самом же деле он был сыном императора Михаила, после смерти императора Василия он завладел императорским престолом с именем Лев III (886-912). Каждый сможет в данном случае обратить внимание на то потрясение, которое охватило политическое положение в империи, через споры, конфликты, убийства и т.д.

 

б) В это время, когда шла длительная война между василевсами римлян и франками, Римские папы воодушевились светскими, мирскими идеями и постоянно воевали с франкскими королями.

Нам необходимо вспомнить папу Николая I. Речь идет о первом честолюбивом папе в истории, который стремился завоевать власть и над франкскими королями и римскими василевсами, и в качестве доказательства приводит подложный дар императора Константина Великого и лжеисидоровы декреталии. Согласно содержанию этих лжедокументов, когда император Константин Великий перенес столицу в Новый Рим, он отдал политическую власть Римскому епископу. Как уже научно доказано, речь идет на самом деле о фиктивных документах, которые появились незадолго до восшествия на Римский престол папы Николая, который, вероятно, сам и является их создателем. Эти документы начали использоваться с папы Николая для оспаривания своих прав и требования светской власти. Во время его избрания для него впервые была вынесена тройная тиара, в присутствии франкского короля Людовика III, внука Карла  Великого. Тройная тиара символизировала тройную власть Папы: на земле, на небе и в аду.

Папа Николай I хотел навязать свое первенство и во всей Церкви, поэтому и вмешался в избрание свт. Фотия в пользу Игнатия, и стремился обрести каноническую власть над Болгарией.

Его преемник по кафедре Адриан II (867-872), хотя он и довольствовался по сравнению с папой Николаем весьма малым, но от него он был вдохновлен его идеями и его взглядами. Поэтому, как мы видели, он созвал собор в Риме во время которого был предан анафеме Фотий, а также сожжены Деяния собора низложившего его предшественника папу Николая II.

После смерти папы Адриана II, был избран папа Иоанн VIII, который имел те же идеи и претензии и лелеял надежду на то, что Римский император Василий отдаст ему Болгарию, чего в действительности и не произошло. Однако в отношении Фотия он был достаточно рассудителен, вероятно потому, что он ожидал получить от императора некоторые выгоды в пользу Церкви, которые он в конечном итоге и не получил.

Во всяком случае трое пап эпохи свт. Фотия (Николай I, Адриан II и Иоанн VIII) имели церковный взгляд на проблемы восточной части Римской империи, и что касается навязывания первенства папы, и относительно установления канонической власти в Болгарской церкви.

 

в) патриарх Игнатий и его сторонники не смогли понять критического характера этой исторической эпохи, но смотрели на вещи близоруко.

Если говорить более конкретно, Игнатий и те, кто его поддерживали, лишь требовали его возвращения на Константинопольскую кафедру и не решались добиваться того, чтобы Папа не вмешивался в дела Церкви. Тем самым они не понимая того, что таким образом они предоставили право удовлетворить всем  взглядам Римского папы. Они не осознавали и не понимая того, что если бы господствующее положение заняли бы взгляды папы, то изменилось бы церковное право и решения Вселенских соборов, но не было бы оказано и сопротивление  ереси  Filioque. К счастью свт. Игнатий до своей кончины примирился со свт. Фотием Великим.

 

г) В столь трудный период истории с политической стороны и с церковной появление свт. Фотия было воспринято как благодеяние Божественного домостроительства.

Свт. Фотию приходилось нести свое служение при этих трех обстоятельствах (василевсами- папами- Игнатием) с благоразумием, мудростью. А в его эпоху голос не имел бы особого веса, если бы он был лидером не с просвещенным умом, проницательной мыслью, не обладал бы неукротимым мужеством и дерзновением. Он провидел политическое положение и проникновение в восточные области Запада, папский абсолютизм, догматическое искажение в троичном догмате, но и поверхностность сторонников Игнатия. Свт. Фотий не стремился взойти на патриаршую кафедру, но после его хиротонии и поставления на кафедру он не бездействовал и не проявлял инертность по причине того, что он видел разворачивавшееся положение.

Очень важным для нас является «защитительное письмо свт. Фотия к папе Николаю» (ἡ «ἀπολογητικὴ ἐπιστολὴ τοῦ Φωτίου πρὸς τὸν Πάπαν Νικόλαον»), которое раскрывает его личность, его благодатные дары и его экклезиологическое мышление.

В одном из пунктов он ведет речь о способе каким он был избран патриархом и архиепископом Константинопольским. Он пишет: «Меня поставили против воли, злодеяние равно тому, что меня поместили в заключение, охраняющие наблюдали, отвечал отказом избравшим меня, изливал слезы когда меня рукоположили, скорбел, бил себя в грудь, и это видели  все».

В другом месте он свидетельствует, что назначением его на патриаршую Константинопольскую кафедру он потерял мирную жизнь и сладчайшую тишину. Он пишет: «Я потерял мирную жизнь, потерял сладчайшую тишину, потерял и славу... потерял любимое безмолвие...» Он очень отчетливо ощущает большую ответственность архиерейского достоинства: «Я увидел еще и до испытаний большое смущение и многопопечительность этой кафедры, увидел недовольство и непокорство беспорядочной толпы», что выражается в спорах, раздорах, зависти, мнениях, восстаниях, оскорблениях, стонах и ропоте, высокомерии и презрении.

Свт. Фотий был ученым человеком и в отношении науки и в отношении образования, исихаст по образу жизни, смиренный и мирный, как это подобало быть исповеднику и борцу в вопросах догматов веры и канонических вопросах, поскольку дошел до такого пункта как низложение папы Николая I в 867г., и доказательств с помощью богословской аргументации, что  Filioque  является ересью, прозревающий политическое возвышение славян, которым он передал образование, культуру и православный образ жизни. Он является необоримым борцом за единство между церквами в истине и любви, умным и гибким в обращении с вопросами, и главным образом он был умнейшим,  святейшим и необыкновенно проницательным лидером в ту крайне смутную эпоху.

Это является причиной того, почему свт. Фотий был охарактеризован как «величайший учитель и ученый того века» и «сильный духом, весьма выдающийся политик и умелый дипломат, которого возвели на патриарший Константинопольский престол» (Острогорский).

Православная Церковь в долгу у него.

 

Выводы

Исходя из всего того, что было нами сказано, что является весьма малым в отношении тех трудов, которые были совершены VIII Вселенским собором (879-880), становится очевидным и то, что те, которые почитают святителя Фотия, им необходимо осознать его борьбу, его ученость, его рассуждение, его святость, и конечно же во-первых – принять этот собор (879-880)  как Вселенский, на котором он сам сыграл видную роль как патриарх, во-вторых – все его решения. То же самое необходимо сделать и в отношении 34 Апостольского правила, которое необходимо рассматривать  в качестве основания коллизий и столкновений в Церкви на поместном и вселенском уровне, так же как и 28 правило IV Вселенского собора и главным образом принять осуждение Собором ереси Filioque. Кроме этого, необходимо будет требовать во время диалога от римо-католиков признание этого Собора (879-880гг.) Вселенским и причисления ими этого собора к Вселенским соборам вместо Собора 869-870гг., который отлучил свт. Фотия.

Существуют некоторые лица, которые приводят мнение свт. Нектария о любви, которую необходимо проявлять к еретикам, та как еретическое учение некоторых групп не должно  лишать любви между христианами, которая является вершиной христианских добродетелей. Однако не следует недооценивать и пересматривать  главное мнение свт. Нектария в отношение Римских пап, которое изложено в конце первого тома его исследования о причинах Схизмы, где касаясь случая со свт. Фотием, он говорит следующее:

«Что следует сказать относительно этого? Необходимо оплакивать, сожалеть, или высмеивать то, что касается преимуществ западных пап ? Полагаю, что скорее сожалеть, поскольку многие из греческого народа пролили слезы из-за этих пап, которые стали злыми демонами для Восточной Церкви и для греческой нации».

Лично же я испытываю особое переживание, поскольку на этом VIII Вселенском соборе 879-880гг. принял участие и подписал его Деяния епископ Навпактский Антоний.

 

© перевод И. С. из журнала Περαϊκή Εκκλησία τέυχος 223., Φεβρουάριος 2011, σ. 10 - 15

См. также на: https://www.parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-212/361-2014-212-13



Подписка на новости

Последние обновления

События