Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф


ACTA MARTYRUM И ЖИТIЯ СВЯТЫХЪ
Житіе святаго Апостола Андрея Первозваннаго. 
(Переводъ съ грузинской рукописи Давидгареджійскаго монастыря.)
 

По вознесеніи Господа и Бога нашего Іисуса Христа, святые апостолы разошлись по разнымъ городамъ и селамъ, смѣло поучали народъ, и многихъ покоряли слову. Преславными чудесами своими обращали многихъ въ христіанство, крестя ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Однажды пришли они въ Синопъ [1], городъ, лежащій на берегу Чернаго моря, въ которомъ находилось множество іудеевъ и язычниковъ; послѣдніе же, по свирѣпости и дикости своей, почитались даже отъ многихъ людоѣдами. Недалеко отъ города лежитъ островокъ, гдѣ пріютились блаженные апостолы, и поучали всѣхъ приходящихъ къ нимъ. Нынѣ на этомъ мѣстѣ находятся двѣ церкви, высѣченныя въ скалахъ, во имя св. апостола Андрея. Въ одной изъ нихъ есть образъ, вычеканенный на мраморной доскѣ, полный благодатію и чудесами, и во всемъ сходный съ честнымъ ликомъ апостола. Сказываютъ, будто еще при жизни Богоноснаго, сдѣлано это изображеніе. Во дни иконоборства, въ царствованіе Константина Копронима, нѣкоторые изъ гонителей, сожигатели иконъ, пришли сюда, съ желаніемъ сокрушить образъ святаго, однако все ихъ усиліе осталось тщетнымъ и пораженные стыдомъ удалились.

Издавна этотъ островъ былъ гнѣздомъ демоновъ; но присутствіе апостоловъ палило ихъ какъ бы огнемъ, и мучимые взывали: «ученики Назорянина пришли сюда и гонятъ насъ». Обитатели острова и окрестныхъ мѣстъ, услышавъ о томъ, стекались къ апостоламъ и приводили къ нимъ больныхъ, одержимыхъ злыми духами и разнаго рода недугами. Проповѣдники же истины поучали народъ, просвѣщали умы людей ученіемъ Божественнымъ, многихъ изъ іудеевъ и язычниковъ обратили въ христіанство, а бѣсноватыхъ совершенно исцѣлили возложеніемъ на нихъ рукъ.

Одинъ изъ апостоловъ, Матѳій, отплылъ въ городъ по нѣкоторому дѣлу. Тамъ невѣрующіе, съ нѣкоторыми изъ іудеевъ, схватили его и заключили въ темницу, съ намѣреніемъ умертвить его на слѣдующій день. Въ ту же ночь извѣщенный свыше о томъ, блаженный Андрей поспѣшилъ въ городъ, котораго врата и двери самой темницы отверзлись сами собою. Когда апостолъ вошелъ въ оную, внезапно упали цѣпи съ рукъ и ногъ не токмо Матѳія, но и прочихъ узниковъ. Освобожденные узники увѣровали въ Господа Іисуса. Апостолъ велѣлъ имъ семь дней скрываться въ нѣкоторой пещерѣ, отстоящей отъ города на семь стадій, по близости коей расло множество смоковницъ, обремененныхъ плодами. Здѣсь апостолъ поучалъ ихъ, а на восьмой день, послѣ принятія ими св. крещенія, отпустилъ ихъ, заповѣдавъ о сохраненіи во всей чистотѣ принятой ими вѣры.

Однажды собрались вмѣстѣ проповѣдники истины, привѣтствовали другъ друга, и будучи соединены всегда вѣрою и любовію, мыслію и чувствами, разошлись въ разныя стороны для проповѣди. Блаженный Петръ, взявъ Гаія и нѣкоторыхъ братій, отправился на западъ; блаженный же Андрей, съ Матѳіемъ и прочими учениками, направилъ стопы къ странамъ востока. Въ городѣ Мисоновъ, лежащемъ близъ береговъ Понта, онъ остановился въ домѣ нѣкоего еврея, по имени Доментія. Апостолъ съ учениками вошелъ въ синагогу и, проповѣдуя слово истины, доказывалъ изъ Писанія, что Господь Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій. Въ синагогѣ, возстали противъ апостола нѣкоторые изъ еретиковъ, называвшихся иродіанами, и утверждали, что Иродъ былъ Христосъ, который, низвергнувъ первосвященника Гиркана, самъ облекся въ санъ сей, и, будучи царемъ, одержалъ надъ врагами знаменитыя побѣды. Апостолъ же заграждалъ уста противникамъ, говоря имъ, что Иродъ былъ иноплеменникъ, вѣроломный убійца жены и дѣтей, сосудъ беззаконія. Другіе доказывали, будто Іоаннъ былъ Христосъ, такъ какъ онъ происходилъ отъ колѣна Іудина и былъ сынъ священника. Апостолъ отвѣчалъ имъ, что онъ самъ былъ ученикомъ Іоанна, когда сей проповѣдывалъ крещеніе покаянія. «Я слышалъ изъ устъ его свидѣтельство о Іисусѣ: се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра, — и я три года слѣдовалъ за Господомъ, когда Онъ проповѣдывалъ о Царствіи Божіемъ, исцѣляя разнаго рода больныхъ и разслабленныхъ, доколѣ, по зависти первосвященниковъ, не былъ преданъ Пилату на смерть; Его распяли, погребли, но Онъ воскресъ въ третій день, вознесся на небо со славою, и паки пріидетъ судить живыхъ и мертвыхъ, и воздастъ каждому по дѣламъ».

Поучая такимъ образомъ въ синагогѣ, св. апостолъ, по выходѣ изъ нея, встрѣтилъ людей, которые привели множество больныхъ. Блаженный приказалъ имъ придти на другой день, а самъ возвратился въ домъ вмѣстѣ съ учениками, которыхъ имена суть слѣдующія: Ѳаддей, Матѳій, Тихикъ, Евстаѳій, Еводъ, Симеонъ, Агапитъ и Доментій. Всѣ они питались хлѣбомъ и водою разъ въ день, спали на голой землѣ, и послѣ кратковременнаго отдохновенія, возставали для славословія. На другой день собрались больные, и осѣненные крестнымъ знаменіемъ блаженнаго Андрея совершенно исцѣлились. Удивленные чудесами приносили пожертвованія, состоявшія изъ необходимыхъ вещей, но апостолъ раздавалъ ихъ неимущимъ. И увѣровали многіе въ Господа Іисуса Христа и крестились во имя Святой Троицы.

Блаженный апостолъ стоялъ непрестанно на возвышенномъ мѣстѣ въ виду всѣхъ, поучая людей, которыхъ число день ото дня болѣе и болѣе увеличивалось (св. Андрей былъ роста высокаго, видъ имѣлъ величественный, глаза выразительные, брови, волосы и бороду весьма благолѣпныя). Часто, окруженный бѣсноватыми, онъ исцѣлялъ ихъ однимъ словомъ, а больныхъ посредствомъ возложенія рукъ; разслабленныхъ приказывалъ окропить водою, которая испорченному тѣлу мгновенно сообщала нѣжность младенческаго тѣла; а слѣпые отъ одного прикосновенія пальцевъ святаго получали зрѣніе. Всѣ удивлялись чудесамъ блаженнаго, но болѣе — кротости и смиренію его и словамъ Божественной мудрости. Число вѣрующихъ увеличивалось, за что блаженный апостолъ каждый вечеръ, утро и полдень, или, лучше сказать, безпрестанно возсылалъ хвалу Богу.

Въ это время св. Андрей устроилъ церковь, при помощи новозванныхъ вѣрныхъ, соорудилъ алтарь и поставилъ священниковъ и діаконовъ. Крестились же не одни бѣдные, но и богатые вельможи, отцы и матери, іудеи и язычники. Еще тогда обладатели царства Римскаго Тиверій кесарь, Гаій и Клавдій не препятствовали исповѣданію имени Христова.

Церковь, сооруженная во имя Пресвятыя Богородицы и доселѣ всѣмъ извѣстная, приводила многихъ въ восторгъ. Апостолъ поучалъ ихъ молитвѣ и славословію, послѣдованію св. литургіи; заповѣдалъ вѣрнымъ, чтобы молящіеся становились лицемъ къ востоку, на колѣнахъ, пѣли псалмы, постились и бодрствовали, не читали языческой миѳологіи, а занимались св. Писаніемъ, чтеніемъ Моисея и другихъ пророковъ, и соблюдали всѣ апостольскія постановленія безъ всякихъ измѣненій, какъ установленія Божественныя. Такъ проповѣдывалъ блаженный Андрей и просвѣщалъ жителей городовъ и селеній Понта и утверждалъ ихъ въ вѣрѣ въ Господа Іисуса. Проповѣдь его гремѣла повсемѣстно и, окрыленный силою Божественной благодати, онъ посѣщалъ города и села, поучая всѣхъ слову Божественному.

Св. апостолъ посѣтилъ Трапезонтъ, городъ, лежащій въ землѣ Мингрельцевъ, и послѣ краткаго тамъ пребыванія, замѣтивъ грубое невѣжество жителей, отправился въ Карталинію. Тамъ, находясь долгое время въ городахъ ея: Нигліѣ, Кларджетѣ и Артапанколосѣ, просвѣтилъ многихъ св. крещеніемъ.

Отселѣ св. Андрей отправился въ землю Парѳянъ, или въ Сомхетію, и потомъ прибылъ въ Іерусалимъ на праздникъ Пасхи. Ежегодно двѣнадцать апостоловъ собирались въ Іерусалимъ и, въ присутствіи Пресвятыя Богородицы, совершали Пасху. Послѣ же праздника, Андрей, съ братомъ своимъ Петромъ и Іоанномъ Зеведеевымъ, съ Филиппомъ — однимъ изъ двунадесяти, Варѳоломеемъ и Филиппомъ изъ семи діаконовъ, пошли въ городъ Антіохію сирійскую, называемую городомъ Божіимъ. Тамъ остался Петръ.

Другіе апостолы разошлись по разнымъ городамъ для распространенія проповѣди. Филиппъ изъ двѣнадцати съ Варѳоломеемъ отправился въ верхнюю Фригію, Ликаонію и Писидію. Филиппъ изъ седьми діаконовъ послѣ крещенія, совершеннаго имъ надъ евнухомъ царицы Кандакіи, посѣтилъ Кесарію палестинскую. Андрей же и Іоаннъ прибыли въ городъ Ефѳсъ, и жителей онаго поучали слову жизни. Здѣсь явился блаженному Андрею Господь нашъ Іисусъ Христосъ и сказалъ ему: «Спѣши немедленно въ Виѳинію, не бойся; — Я съ тобою, доколѣ шествуешь; еще же земля Готѳовъ ожидаетъ тебя». Сіе видѣніе блаженный Андрей пересказалъ Іоанну Богослову и, простившись съ нимъ, пошелъ съ учениками своими въ Лаодикію, а оттолѣ въ мисійскій городъ Одисъ, гдѣ поставилъ епископомъ одного изъ учениковъ своихъ, по имени Аппіона. Отселѣ, горами Олимпійскими, достигъ до обширнаго седа виѳинійскаго Никеи. (Въ это время Никея не была городомъ, но впослѣдствіи оградилъ и распространилъ ее царь Траянъ). Блаженный Андрей посѣтилъ Никею, проповѣдуя Христа и умоляя жившихъ тамъ іудеевъ и язычниковъ, чтобы приняли ученіе Христово; но они были горды, вѣроломны и полны лжи, а потому и проповѣдь апостола сопровождали смѣхомъ и поруганіями. Въ этомъ селѣ евреи имѣли синагогу, а у язычниковъ стоялъ идолъ Аполлона губителя, который поражалъ людей злыми чарами, лишавшими ихъ дара слова и чувства слуха. Апостолъ говорилъ имъ, что если не примутъ вѣры Христовой, то они не освободятся отъ болѣзней и бѣснованія; но они по прежнему оставались въ заблужденіи.

Недалеко отъ села возвышается каменная гора, на которой скрывался огромный змій, пожиравшій путниковъ. Узнавъ о томъ, апостолъ въ сопровожденіи двухъ учениковъ своихъ, имѣя въ рукахъ желѣзный жезлъ, съ изображеніемъ животворящаго Креста, пошелъ сокрушить змія и, съ свойственною ему неустрашимостію, жезломъ сокрушилъ главу змію. Многіе изъ слышавшихъ объ этомъ дивномъ дѣлѣ увѣровали въ Господа Іисуса. Когда апостолъ возвратился въ Никею, жители умоляли его, дабы избавилъ ихъ и отъ восьми страшныхъ разбойниковъ, которые скрывались въ недоступной пещерѣ и производили убійства; изъ нихъ двое были одержимы злыми духами. Св. Андрей внялъ мольбѣ народной. Бѣсноватые встрѣтили его громкими восклицаніями; но отъ заклинанія апостола бѣжали злые демоны. Освобожденные съ благоговѣніемъ пали къ ногамъ его; прочіе же разбойники, видя столь необыкновенное чудо, бросили свои оружія и смиренно поклонились апостолу Христову. Тогда блаженный, голосомъ, исполненнымъ любви и кротости, сказалъ имъ: «О, люди! убѣгайте зла, и чего сами себѣ не желаете, не дѣлайте другимъ; уразумѣйте, что есть Богъ на небесахъ, Создатель и Промыслитель, который видитъ все и каждому воздастъ по дѣламъ. За чѣмъ же убиваете людей, похищаете чужое имущество? Богъ одарилъ васъ здравіемъ и имуществомъ для того, чтобъ вы сами трудились, и не нуждались ни въ чемъ. Наипаче же сами подавайте нищимъ. Отнынѣ удаляйтесь отъ дѣлъ злыхъ и нечистыхъ, и возвратитесь въ свои домы, дабы пріобрѣсть Божію милость и благосклонность отъ царей и правителей». Окончивъ краткую рѣчь свою, апостолъ научилъ ихъ слову жизни, и они пріяли отъ него святое крещеніе.

Недалеко отъ Никеи было мѣсто, которое служило жилищемъ духовъ нечистыхъ, постоянно искавшихъ жертвы; ибо здѣсь стоялъ идолъ Артемиды, и никто не могъ къ нему приблизиться; блаженный Андрей, вооруженный духовнымъ мужествомъ, вмѣстѣ съ учениками своими, посѣтилъ оное и тамъ переночевалъ. Нечистые духи не могли вынести присутствія апостола, превратились въ плотоядныхъ врановъ и улетѣли, восклицая плачевнымъ голосомъ: «О, Іисусъ Назарянинъ! велика язва сія насъ постигшая, ибо ученики твои гонятъ и преслѣдуютъ насъ». Блаженный Андрей сокрушилъ идола, и на томъ самомъ мѣстѣ водрузилъ животворящій Крестъ.

На другомъ мѣстѣ, недалеко отъ селенія Давкома, лежавшаго на лѣвой сторонѣ Никеи, находился змій, чреватый демонами и почитаемый за божество безумнымъ народомъ. Здѣсь же стоялъ скверный идолъ Афродиты, которому народъ приносилъ жертвы. Апостолъ Христовъ, силою своей молитвы, прогналъ змія и злыхъ духовъ, и, возвратившись въ Никею, поучалъ народь и изцѣлялъ больныхъ.

Въ ночное время восходилъ онъ на холмъ, называемый Клидосомъ, и, подобно Учителю своему, Который часто молился на горѣ, всю ночь проводилъ въ молитвѣ, прося Бога о успѣхахъ проповѣди. Господь же, творящій волю боящихся Его, благоволилъ обратить невѣрныхъ слѣдующимъ образомъ:

У язычниковъ былъ праздникъ, по случаю котораго собирался весь народъ. Всѣ приносили жертву идоламъ и потребляли ее сами. Во время жертвоприношенія, бѣсы овладѣвали людьми съ такою силою, что одержимые ими пожирали другъ друга. Страждущіе спѣшили къ холму, обрѣли на немъ Блаженнаго и умоляли его избавить ихъ отъ жестокихъ мученій.

Апостолъ Христовъ сталъ среди народа и немедленно укротилъ, посредствомъ крестнаго знаменія, тѣхъ, которые сами себя терзали. Съ возвышеннаго мѣста поучалъ онъ народъ истинамъ Божественнаго разума укорялъ ихъ въ томъ, что доселѣ, по жестокосердію своему, не покорялись слову. Такимъ образомъ св. апостолъ обнаружилъ все ничтожество идоловъ и открылъ народу, что демоны, за привязанность къ нимъ, платятъ однимъ только зломъ. Тогда слушающіе уразумѣли силу проповѣди. Апостолъ же на каждаго изъ нихъ возлагалъ руки и изцѣлялъ отъ всѣхъ недуговъ, отпуская съ миромъ. На другой день было еще стеченіе народа; св. апостолъ сталъ на обычномъ своемъ мѣстѣ, привѣтствовалъ его словами: «Миръ вамъ…», всѣ единогласно отвѣтствовали: «и духу твоему». Онъ началъ говорить о томъ, какъ сотворилъ Богъ Адама, какъ первый человѣкъ за непослушаніе былъ изгнанъ изъ рая; доказывалъ изъ писаній пророческихъ, что Іисусъ Христосъ, пришедшій на землю спасти міръ, есть Сынъ Божій. Далѣе говорилъ о крещеніи и, посредствомъ возложенія рукъ, изцѣлялъ больныхъ, отпуская же ихъ, приказалъ собраться и на другой день. Когда они собрались, св. апостолъ, опершись на желѣзный жезлъ свой, началъ благовѣствовать о Святой Троицѣ, о промыслѣ Божіемъ, воплощеніи Христовомъ, Его крестной смерти и воскресеніи; о вознесеніи и сѣдѣніи одесную Отца, о славномъ второмъ пришествіи и воздаяніи каждому по дѣламъ его.

По окончаніи бесѣды, народъ воскликнулъ: «истинно ты ученикъ и другъ благаго и милостиваго Бога; и Святый Духъ говоритъ твоими устами». Апостолъ пребылъ среди нихъ два года, отпадшихъ обращалъ, погибшихъ обрѣталъ, больныхъ изцѣлялъ, изгонялъ бѣсовъ, разрушалъ капища, созидалъ церкви, рукополагалъ священниковъ, обновлялъ всѣхъ св. крещеніемъ. Находившуюся тамъ синагогу еврейскую разрушилъ, и на ея мѣстѣ построилъ церковь во имя Пресвятыя Богородицы, а человѣка нѣкоего доблестнаго и благочестиваго, по имени Драконтія, поставилъ епископомъ, который въ послѣдствіи удостоился и мученическаго вѣнца, мѣсаца маія въ 12-й день.

Первозванный апостолъ Христовъ изъ Никеи отправился въ городъ Никомидію, гдѣ встрѣтили его вѣрные, наученные имъ слову жизни, у которыхъ и остался нѣсколько дней, утверждая ихъ въ вѣрѣ ученіемъ и чудесами. Тамъ воскресилъ онъ нѣкоего Калліоста, умерщвленнаго яростію бѣсовскою. Оттолѣ отправился водою въ виѳинійскій городъ Халкидонъ и поставилъ тамъ епископомъ Тихика, одного изъ учениковъ своихъ. Потомъ посѣтилъ Ираклію и Амастриду, городъ обширный и великолѣпный, въ которомъ оставался долгое время. Тамъ просвѣтилъ онъ многихъ свѣтомъ Божественной мудрости, и поставилъ епископомъ Пальма, человѣка знаменитаго словомъ и дѣлами, о которомъ говорятъ жители сего города, что онъ написалъ много Божественныхъ поученій, но, въ послѣдствіи времени, пожаръ, истребившій городъ, истребилъ и домъ, въ которомъ хранились его писанія, и тѣмъ лишились мы великой духовной пользы.

Изъ Амастриды [2] апостолъ отправился рѣкою, Парѳеніемъ называемою, въ городъ Хараконъ, который окруженъ двумя рѣками: съ южной стороны, такъ называемая, рѣка Ликъ, или Волкъ, по вредной быстротѣ ея теченія, а съ сѣверной рѣка Лусія. Обѣ сіи рѣки соединяются вмѣстѣ и образуютъ Парѳенъ, рѣку глубокую, широкую и удобную для судоходства. Здѣсь, въ особенности въ лѣтнее время, бывало большое стеченіе народа.

Св. проповѣдникъ Христова Евангелія началъ возвѣщать слово истины, обращая многихъ. Для вѣрныхъ онъ избралъ мѣсто молитвы и воздвигъ знаменіе животворящаго Креста, а въ послѣдствіи жители соорудили церковь во имя апостола, съ изображеніемъ на стѣнѣ его образа, совершенно сходнаго съ подлинникомъ, при которомъ совершаются многія чудеса и до нынѣ. Въ послѣдствіи первая церковь разрушилась, но Боголюбивые жители воздвигли новую еще больше первой.

По окрещеніи обитателей Харакона и утвержденіи ихъ въ вѣрѣ, славный апостолъ отправился въ городъ Синопъ. Тамъ обрѣлъ нѣсколько учениковъ своихъ, прежде просвѣщенныхъ, и остался у нихъ.

Въ этомъ городѣ было множество іудеевъ, какъ мы сказали выше. Узнавъ о прибытіи Богоноснаго Андрея, который еще прежде отверзъ двери темницы и освободилъ изъ оной всѣхъ заключенныхъ, они собрались и съ гнѣвомъ напали на святаго, намѣреваясь предать огню самый домъ, въ которомъ онъ жилъ; его влачили по улицамъ, жестоко били камнями и палками, терзали его тѣло. Одинъ изъ нихъ, человѣкъ съ звѣрскимъ духомъ, укусилъ палецъ апостола и за это жители Синопа доселѣ называются перстоѣдами. Пораженный жестокими язвами, св. Андрей брошенъ былъ, какъ мертвый, внѣ города. Въ наступившую ночь явился ему Господь Іисусъ Христосъ, и говорилъ: «Встань, избранный мой и первозванный ученикъ! Спѣши въ городъ съ дерзновеніемъ безъ всякаго страха, Я съ тобою». Сказавъ сіе, Господь изцѣлилъ уязвленный палецъ его и вознесся на небо. Съ разсвѣтомъ апостолъ снова явился къ жителямъ города, безъ страха поучалъ и проповѣдывалъ Христа. Они же, видя столь удивительное терпѣніе и кротость, съ какою умолялъ ихъ о принятіи слова, смягчились и со вниманіемъ стали слушать толкованія писаній о Іисусѣ Христѣ, въ Котораго наконецъ и увѣровали.

Въ это «время, нѣкто умерщвленъ былъ рукою убійцы и брошенъ въ яму. Жена убитаго горько плакала надъ трупомъ, а народъ искалъ убійцу, но не находилъ его. Апостолъ, сжалившись о несчастной, сотворилъ молитву и воскресилъ мертваго. Видя столь дивное чудо, многіе увѣровали.

Такъ возрастало число вѣрныхъ. Апостолъ нѣкоторыхъ изъ нихъ посвятилъ во священники и діаконы, научилъ ихъ совершенію литургіи и другимъ молитвамъ и, преподавъ благословеніе, отправился къ берегамъ Понта, посѣтилъ село, называемое Залихонъ. Жители Амасіи съ радостію встрѣтили апостола и послѣ привѣтствій ввели его въ городъ и водворили въ томъ же домѣ, въ которомъ жилъ онъ преждѣ; ибо сей городъ давно уже просвѣщенъ былъ апостоломъ. Отселѣ отправился въ мингрельскій городъ Трапезонтъ, гдѣ, какъ я сказалъ выше, обитали люди безразсудные, а потомъ посѣтилъ Неокесарію, жителямъ коей, по обыкновенію, проповѣдывалъ слово Божіе, крестя ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Оставивъ Неокесарію, апостолъ проходилъ многія мѣста, вездѣ разпространяя слово Божественнаго разума, и наконецъ достигъ до обширнаго города Самосата, лежащаго на границѣ Парѳянъ или Арменіи, гдѣ обитало множество армянъ, грековъ, и идолопоклонниковъ. Жили здѣсь и философы, которыхъ мнѣнія противорѣчили проповѣди апостольской. Но учитель Божественной мудрости сказалъ имъ слѣдующее: «Вы разсмотрите сами безпорядочную жизнь ложныхъ боговъ вашихъ, какъ они враждуютъ другъ противъ друга. Истинный Богъ одинъ. Онъ благъ и дѣлатель добра, и источникъ мира. Разсмотрите, кто творецъ четырехъ стихій и кто образовалъ изъ нихъ видимый міръ. Подумайте, кто распредѣлилъ планеты и звѣзды, и далъ имъ правильное всегдашнее теченіе? Онѣ не двигаются сами по себѣ, ибо бездушны, но волею Творца ихъ. Направьте стопы ваши на путь истинный, на путь искони избраннаго и проповѣданнаго пророками, Который напослѣдокъ явился намъ, примирилъ землю съ небомъ и даруетъ милость исповѣдающимъ Его. Познайте Владыку, благаго Бога истиннаго, Іисуса Христа, именемъ Котораго, какъ вы нынѣ видите, мертвые возстаютъ, бѣсы бѣгутъ, а болѣзни и страсти упраздняются».

Сими и подобными наставленіями, долгое время апостолъ поучалъ ихъ; многіе увѣровали и крестились во имя Святыя Троицы.

Изъ Самосата апостолъ отправился въ Іерусалимъ, для празднованія Пасхи вмѣстѣ съ Пресвятою Богородицею. По совершеніи праздника, апостолъ вышелъ изъ Іерусалима, въ сопровожденіи Симона Кананита, Матѳія, поставленнаго на мѣсто Іуды Искаріотскаго, и Ѳаддея, въ городъ Едессъ. Тамъ остался Ѳаддей, у владѣтеля Авгаря, которому посланъ былъ нерукотворенный образъ Господа нашего Іисуса Христа, чудодѣйственною силою возвратившій царю здравіе тѣлесное и душевное. Блаженный Андрей съ остальными спутниками посѣщалъ города и села. Они вездѣ поучали народъ и творили чудеса; наконецъ достигли до земли Карталинской, прошли часть земли Тіулетской до рѣки, называемой Чорохи, безпрестанно проповѣдуя Христа Спасителя.

Апостолы посѣтили Сванетію, въ княженіе нѣкоей жены, которая приняла ихъ проповѣдь. Здѣсь остался Матѳій съ прочими учениками, а великій Андрей съ Симономъ отправился въ землю Осетинцевъ и достигъ города, Фостофоромъ называемаго, гдѣ они послѣ дивныхъ чудесъ обратили и просвѣтили многихъ.

Оставивъ Осетію, они посѣтили Абхазію и остановидись въ городѣ Севастѣ, называемомъ нынѣ Сухумомъ, жители котораго приняли слово Божіе. Блаженный Андрей въ семъ городѣ оставилъ Симона Кананита съ прочими учениками, а самъ отправился въ землю Джигетовъ. Обитатели этой страны Джиги были жестоки сердцемъ, погружены въ дѣлахъ нечестія, и по этому они не приняли проповѣди апостола, а искали случая умертвить его; но благодать Божія сохранила его. Блаженный, видя ихъ грубость, жестокосердіе и непреклонность, удалился; посему Джигетцы до сего времени остаются въ невѣріи. Отселѣ отправился апостолъ Христовъ въ страну, называемую верхнимъ Суадагомъ [3], нынѣ необитаемую; жители ея съ радостію приняли проповѣдь апостола и увѣровали въ Іисуса Христа.

Спустя нѣсколько времени, апостолъ посѣтилъ приморскій (Евксинскаго понта) городъ Босфоръ, лежащій близь земли Тавро-Гунновъ. Здѣсь указываютъ гробъ, съ надписью имени Симона Зилота; могила же Симона Кананита находится въ городѣ Никополѣ, лежащемъ между Абхазіею и Джигетіею.

Въ Босфорѣ, апостолъ своею проповѣдію многихъ обратилъ въ христіанство и утвердилъ въ вѣрѣ. Изъ Босфора отправился въ Ѳеодосію, городъ обширный и многолюдный, управляемый въ то время правителемъ по имени Савроматомъ. Нынѣ онъ въ развалинахъ и безлюденъ. Малое число изъ жителей сего города увѣровали въ Спасителя, посему апостолъ оставилъ его и удалился въ городъ Готѳовъ, Херсонесъ, гдѣ обитали люди грубые и невѣрные. Онъ пробылъ у нихъ долгое время, обращая ихъ къ вѣрѣ.

Оставивъ Херсонесъ, апостолъ въ другой разъ посѣтилъ Босфоръ, утверждая жителей въ вѣрѣ; а отсюда Чернымъ моремъ отправился въ городъ Синопъ. Здѣсь привѣтствовалъ просвѣщенныхъ вѣрою, далъ имъ епископомъ одного изъ учениковъ своихъ по имени Филолога, посѣтилъ многіе приморскіе города и селенія, и основанныя имъ церкви, и достигъ Византіи. Въ знаменитомъ городѣ Хрисополѣ, или Золотоградѣ, онъ поставилъ епископомъ Стахія, одного изъ семидесяти учениковъ, прошелъ Византію, а въ мѣстечкѣ называемомъ Акрополисомъ построилъ церковь во имя Пресвятыя Богородицы, которая донынѣ находится вблизи вратъ городскихъ, называемыхъ Авгенопомъ, а самая церковь называется Армасономъ.

Отселѣ отправился въ ѳракійскій городъ Ираклію, и, оставаясь тамъ долгое время, посѣялъ сѣмя Божественнаго вѣдѣнія. Посѣщая города Македоніи, онъ проповѣдывалъ, поучалъ, утѣшалъ и изцѣлялъ больныхъ, крестилъ и утверждалъ въ вѣрѣ во Христа, созидалъ церкви, посвящалъ священниковъ и безпрестанно наставлялъ на путь истинной жизни. Въ Ѳессалоникіи Апостолъ оставался долго, поучая народъ и утверждая вѣрующихъ, наученныхъ св. апостоломъ Павломъ. Изъ Ѳессалоникіи отправился въ Пелопонисъ, посѣтилъ ахайскій городъ Патры и остановился у нѣкоего Сосія. Онъ нашелъ его на смертномъ одрѣ, и изцѣлилъ. Въ томъ же городѣ увидѣлъ еще человѣка, одержимаго жестокимъ недугомъ и лежавшаго на навозной кучѣ. Апостолъ сжалился надъ нимъ, подалъ ему руку, и именемъ Христовымъ воздвигъ его.

Вѣсть о семъ славномъ чудѣ распространилась по городу. Всѣ говорили о пришельцѣ, который именемъ нѣкоего Іисуса изцѣляетъ больныхъ, воскрешаетъ мертвыхъ и изгоняетъ духовъ нечистыхъ. Вѣсть сія дошла и до Анѳипата, именемъ Лезвіоса, человѣка, одержимаго духомъ идолопоклонства. Лезвіосъ внушалъ народу, что пришелецъ тотъ волхвъ и льстецъ, и что непростительно вѣрить словамъ его, и вознамѣрился убить апостола. Но, когда размышлялъ о семъ, ночью явился ему ангелъ и грознымъ голосомъ сказалъ: «ты почто умышляешь злое на человѣка, именуемаго Андреемъ, и хочешь умертвить его? Ты отвергаешь Іисуса Христа, Котораго онъ проповѣдуетъ. Но вотъ рука Господа, разгнѣваннаго на тебя. Ты будешь разслабленъ дотолѣ, пока научишься отъ него истинѣ». Послѣ словъ ангельскихъ, Лезвіосъ пораженъ былъ невидимою язвою; онъ лишился дара слова и разудка. Но какъ скоро пришелъ въ себя, почувствовалъ совершенное разслабленіе. Тогда, призвалъ воиновъ своихъ и умолялъ немедленно отыскать и привести человѣка-странника, для изцѣленія его отъ тяжкой болѣзни. Воины въ скорости нашли блаженнаго Андрея, и представили Анѳипату, который умолялъ его горькими слезами, говоря: «О, человѣкъ, пришлецъ и проповѣдникъ Бога инаго! помилуй меня заблужденнаго и чуждаго истины, простри руку помощи и изцѣли меня отъ язвы сей, и открой, мнѣ двери разумѣнія». Ученикъ же благаго Владыки сжалился надъ нимъ, возложилъ руку на разслабленное тѣло его, возвелъ очи на небо, и произнесъ слѣдующую молитву:

«Господи Іисусе Христе! Боже истинный, Сынъ Единородный безначальнаго Бога! Сый прежде вѣкъ, и на послѣдокъ дней пришедшій на землю, для спасенія людей! Сотвори милость съ симъ рабомъ Твоимъ; изцѣли его отъ тѣлесныхъ и душевныхъ недуговъ, и удостой его быть Твоимъ служителемъ; соедини его стаду Твоему, дабы и онъ проповѣдывалъ славу Твою». Сказавъ это, апостолъ взялъ за руку больнаго и, поднявъ его, изцѣлилъ отъ недуга.

Тогда Лезвіосъ исповѣдалъ Бога и сказалъ апостолу: Истиненъ Богъ, котораго ты проповѣдуешь. Отнынѣ я рабъ Его и твой ученикъ, со всѣмъ моимъ семействомъ, и вѣрую въ Пославшаго тебя». Св. апостолъ отвѣтствовалъ: «Ежели ты такъ пламенно вѣруешь въ Господа нашего Іисуса Христа, то Онъ и дастъ тебѣ уразумѣть Себя». Такъ увѣровалъ Анѳипатъ, о изцѣленіи котораго радовался весь народъ. Жители стекались со всѣхъ сторонъ, и были свидѣтелями чудесъ, совершаемыхъ апостоломъ. При видѣ изцѣленія жестокихъ болѣзней посредствомъ молитвы, объятые чувствомъ удивленія вопіяли громогласно: «Великъ Богъ, Котораго проповѣдуетъ пришлецъ Андрей!» Потомъ устрѣмились на идольскія капища, разрушая и сожигая ихъ, и всѣ единодушно прославляли Бога. Анѳипатъ Лезвіосъ душевно радовался и усердно вспомоществовалъ людямъ во всѣхъ ихъ добрыхъ начинаніяхъ.

Слухъ о распространеніи проповѣди апостольской достигъ до императора Нерона. По его повелѣнію, смѣненъ былъ Лезвіосъ, и присланъ другой правитель. Обрадованный Лезвіосъ, съ радостію обратился къ блаженному Андрею, говоря: «Благой мой наставникъ! Отнынѣ я съ большею ревностію готовъ служить Господу; ибо я свободенъ отъ суетныхъ земныхъ занятій и славы: прими меня, апостолъ Христовъ!» Съ тѣхъ поръ, оставивъ всѣ дѣла мірскія, онъ повсюду сопровождалъ св. проповѣдника. Около сего времени, Андрей видѣлъ слѣдующее сновидѣніе: является ему Іисусъ Христосъ и говоритъ: «Андрей, избранный Мой! Возложи руки на Лезвіоса и сообщи ему благодать твою, а самъ возьми крестъ твой, и спѣши въ Патры; — ибо скоро оставишь міръ сей, для полученія уготованнаго тебѣ вѣнца». Проснувшись, апостолъ разсказалъ о видѣніи ученикамъ своимъ, а самъ, по повелѣнію Господа, отправился въ Патры.

По отставленіи Лезвіоса отъ должности правителя, занялъ мѣсто его нѣкто Егеатъ — человѣкъ, проникнутый духомъ идолослуженія. Жена его Максимилла, слыша о чудесахъ, совершаемыхъ апостоломъ Христовымъ, отправила къ нему вѣрную рабыню свою, по имени Ифидамію, женщину разсудительную, чтобы болѣе удостовѣриться въ истинѣ распространившагося ученія. Ифидамія пришла въ домъ Сосія, у котораго жилъ апостолъ. Здѣсь она услышала то высокое благовѣстіе, которое такъ сладостно исходило изъ устъ его, и, возвратившись къ госпожѣ своей, разсказала ей обо всемъ, что видѣла и слышала.

Спустя нѣсколько дней, жена Анѳипата заболѣла смертною болѣзнію и была оставлена всѣми врачами. Въ минуту отчаянія, она вспомнила о Андреѣ, и призвала его. Апостолъ явился и нашелъ больную въ отчаяніи, а мужа ея въ совершенномъ ожесточеніи. Онъ держалъ въ рукахъ мечь, готовый умертвить себя, тотчасъ послѣ смерти жены. Апостолъ сказалъ ему голосомъ, исполненнымъ кротости и любви: «Вложи мечь твой въ ножны, и призови Господа, Бога неба и земли; вѣруй во имя Его, и ты спасешься съ женою твоею». Анѳипатъ стоялъ какъ окаменѣлый, ничего не отвѣчая. Ревностный же ученикъ Врача душъ и тѣлесъ возложилъ руку на главу страждущей жены, и жестокое воспаленіе вдругъ оставило ее. Она потребовала пищи, по принятіи коей, встала съ одра здравою, славя Бога. Многіе изъ видѣвшихъ столь дивное изцѣленіе увѣровали въ Господа.

Нѣкоторые умоляли его идти на пристань, гдѣ лежалъ прокаженный, человѣкъ, нѣкогда знаменитый родомъ и богатствомъ. По причинѣ зловонія никто не приближался къ нему, а только издали бросали ему хлѣбъ, какъ бы псу. Весь народъ принималъ участіе въ его страданіяхъ, но никакой врачь не могъ изцѣлить его. Ученикъ милостиваго Владыки, услышавъ о томъ, поспѣшилъ къ больному и, не страшась его зловонія, сказалъ: «я пришелъ изцѣлить тебя благодатію Господа нашего». Послѣ сихъ словъ, больной воспрянулъ, сбросивъ съ себя рубище, проникнутое смрадомъ и червями. Апостолъ повелъ его къ морю, и, сотворивъ молитву, погрузилъ въ воду. Страждущій вышелъ изъ ней совершенно здравымъ, безъ всякихъ признаковъ долгой болѣзни. Апостолъ обратился къ изумленнымъ жителямъ и приказалъ имъ снабдить несчастнаго одѣяніемъ; но изцѣленный обнаженнымъ бѣгалъ по всему городу, дабы всѣ видѣли, отъ какой мучительной болѣзни онъ изцѣлился, и восклицалъ: «Благодарю Тебя, Господи, Боже мой! Ты сотворилъ милость, и всѣми оставленнаго утѣшилъ; Ты призрилъ меня, и обновилъ истлѣвшаго. Слава Тебѣ, Владыко страшный!»

Жители города Патры со всѣхъ сторонъ стекались и обращались къ апостолу. Онъ же поучалъ ихъ слову жизни и благодати, вѣрѣ правой и заповѣдямъ Божіимъ; а приходящихъ къ нему больныхъ, какими бы они ни были одержимы болѣзнями, изцѣлялъ посредствомъ возложенія рукъ.

Жители, озаренные свѣтомъ истины, разрушали капища и сокрушали идоловъ, были ли они золотые, или серебряные, каменные или деревянные; книги языческой миѳологіи сожигали, и большія пожертвованія полагали къ ногамъ блаженнаго апостола. Ученики его снабжали ими нуждающихся вдовъ и сиротъ, а нѣкоторую часть употребляли на сооруженіе и украшеніе церквей, сами довольствуясь самою малою пищею. Апостолъ заповѣдалъ всѣмъ читать книги Ветхаго и Новаго Завѣта и почитать священниковъ и діаконовъ, которыхъ рукоположилъ. Онъ предложилъ вѣрнымъ, построить большую церковь, что и было исполнено ими со всею ревностію и усердіемъ. По окончаніи строенія, апостолъ велѣлъ росписать стѣны храма изображеніями, взятыми изъ повѣствованій книгъ Ветхаго и Новаго Завѣта, какъ свидѣтельствуютъ жители сего города.

Анѳипатъ Егеатъ, послѣ дивнаго изцѣленія жены его, отправился въ Римъ повидаться съ императоромъ Нерономъ. Тамъ жилъ братъ Егеата, именемъ Стратоклисъ, который, испросивъ у императора позволеніе оставить званіе Философа, прибылъ въ Патры, въ сопровожденіи вѣрнаго раба своего, по имени Алкмана. Въ Патрахъ рабъ сей впалъ въ болѣзнь, будучи одержимъ злымъ демономъ. Стратоклисъ, видя его страждущимъ жестоко и въ бѣшенствѣ терзающимъ собственное тѣло, сердечно о немъ сокрушался. Но когда узналъ хотъ жены брата своего Максимиллы, какъ она сама была избавлена отъ смерти блаженнымъ Андреемъ, Стратоклисъ умолялъ ее призвать къ себѣ апостола Христова. Максимилла послала къ нему вѣрную рабу свою Ифидамію. Блаженный Андрей явился въ преторію и объявивъ всѣмъ, что въ этомъ домѣ обитаетъ нечистый духъ, прямо обратился къ страждущему юношѣ, при которомъ находился и Стратоклись. Рабы Стратоклисовы, видя рубище Апостола, приняли его за человѣка простаго, не стоющаго уваженія, и принуждали удалиться, но нѣкоторые изъ гражданъ, которые знали его, заставляли ихъ молчать. Максимилла же, услышавъ о прибытіи апостола, съ поспѣшностью вышла на встрѣчу и поклонилась ему. Апостолъ, послѣ обычнаго привѣтствія, сказалъ ей: «Вотъ сколько здѣсь волхвовъ и чародѣевъ собрано около юноши и не оказываютъ ему никакой помощи; почему же они не изгоняютъ злыхъ духовъ? Потому что они свойственники в друзья имъ; а я, именемъ Господа моего, изцѣлю его». Сказавъ это, онъ началъ молиться: «Господи, Іисусе Христе, всегда пріемлющій моленія рабовъ Твоихъ! Прими нынѣ молитву мою, изгони бѣса и изцѣли юношу, во славу святаго имени Твоего». Потомъ сказалъ злому духу: «Именемъ Господа моего Іисуса Христа повелѣваю тебѣ, духъ нечистый, оставить юношу и градъ сей, избѣгая и странъ, оглашенныхъ проповѣдію братьевъ моихъ, апостоловъ Господа Іисуса Христа». Вдругъ страшнымъ голосомъ воскликнулъ демонъ: «Человѣкъ Божій! По приказанію твоему удаляюсь». Послѣ сихъ словъ юноша палъ, какъ мертвый, апостолъ поднялъ и возвратилъ его господину.

Свидѣтели столь славнаго чуда — Стратоклисъ, Максимилла и Ифидамія, увѣровали въ Господа; а изцѣленный Алкманъ и многіе другіе умоляли апостола удостоить ихъ св. крещенія. Блаженный совершилъ надъ ними св. таинство; они же постояно находились при апостолѣ и ученикахъ его, которые наставляли ихъ въ правилахъ вѣры и добродѣтели. Достохвальный апостолъ внушалъ имъ, чтобы они мало думали о тлѣнной плоти, а болѣе постились бы, постоянно заботясь о сохраненіи тѣла въ чистотѣ; благодѣтельствовали бы нищимъ; ненавидѣли корыстолюбіе, многоглаголаніе, ложь; и всегда благодарили Бога.

Около сего времени прибылъ изъ Рима Анѳипатъ Егеатъ. Жена его Максимилла отказалась раздѣлять съ нимъ брачное ложе, извиняясь нездоровьемъ, но тайно исполняя заповѣдь о чистотѣ. Такой поступокъ жены удивилъ Анѳипата; но онъ не долго оставался въ недоумѣніи. Одинъ изъ рабовъ сказалъ ему, что братъ его, жена и многіе другіе увѣровали въ Бога Андреева и приняли христіанство.

Вѣсть сія исполнила гнѣвомъ беззаконника. Онъ приказалъ заключить въ темницу Христова проповѣдника, какъ нѣкогда Иродъ Іоанна Крестителя, а женѣ сказалъ: «оставь ученіе старца-пришельца и будь госпожею всего моего имущества; если же не хочешь, я велю распять пришельца и убить тебя». Максимилла, не обращая никакого вниманія на угрозы мужа, постоянно думала о ученіи апостола, которому, во время тайныхъ свиданій, сообщала о замыслахъ Егеата. Апостолъ же, укрѣпляя ее въ вѣрѣ, говорилъ: «храни всегда страхъ Божій и заповѣди Его, терпи все случившееся съ тобою, ради имени Христова, и ты получишь вѣчную радость; а мое распинаніе на крестѣ есть величайшая для меня радость. Пострадать такъ, какъ пострадалъ Господь, и быть постоянно съ Нимъ, — это мое единственное желаніе».

Подобныя слова болѣе одушевили и укрѣпили Максимиллу, Она явно объявила мужу, что уже христіанка и потому болѣе не хочетъ осквернить себя нечистотою, и не боится временной смерти, какъ училъ ее апостолъ Христовъ.

Слова жены привели въ ярость уже разгнѣваннаго мужа. Онъ устремился въ темницу, собственноручно заключилъ ея двери, приложивъ къ нимъ печать, и строго запретилъ стражамъ кого-либо туда пускать. Ночью Стратоклисъ, Максимилла и вся братія подошли къ темницѣ. Апостолъ, узнавъ о посѣщеніи ихъ, осѣнилъ крестнымъ знаменіемъ двери, и онѣ отверзлись сами собою. Изумленнымъ и ужаснувшимся стражамъ онъ сказалъ, голосомъ сильнымъ, но кроткимъ: «не бойтесь! Анѳипатъ не узнаетъ о семъ». Темница, освященная посѣтителями, болѣе походила на церковь. Апостолъ, послѣ божественныхъ поученій, потребовалъ хлѣба и вина для литургіи, совершилъ таинство Евхаристіи и пріобщилъ всѣхъ пречистаго тѣла и крови Владычнихъ. Стратоклиса рукоположилъ во епископа, а другихъ во священники и діаконы и заповѣдалъ имъ совершать литургію со страхомъ и благоговѣніемъ. Онъ преподалъ имъ правила для чтенія псалмовъ и различныхъ молитвъ и, облобызавъ ихъ, отпустилъ съ миромъ. Двери же темницы, силою крестнаго знаменія, опять затворились.

Злочестивый Егеатъ, раздраженный отказомъ жены своей, искалъ случая погубить ее; но, опасаясь мщенія родителей ея, излилъ весь ядъ злобы своей на Богоноснаго Андрея. Онъ предалъ его воинамъ, и, какъ нѣкогда Пилатъ — Іисуса Христа, осудилъ на распятіе.

Блаженный апостолъ, еще издали увидѣвъ крестъ, воздвигнутый для него, радостно къ нему устремился, и, ставъ предъ нимъ на колѣна, произнесъ сію хвалебную пѣснь:

«Радуйся всечестный Крестъ! Съ веселіемъ предстою тебѣ. Радуйся животворящій Крестъ! Я знаю тебя — мою надежду, знаю чудеса твои, для которыхъ ты насажденъ на землѣ, дабы возстановить падшихъ и укрѣпить колеблющихся. Радуйся Крестъ честный, глава котораго касается небесъ, прообразуя тѣмъ Главу всѣхъ Бога-Слова! Средина твоя, на подобіе рукъ, распростерта, чтобы сокрушить силу вражію и разсѣянныхъ совокупить во едино; а подножіе твое утверждено во глубинѣ земли, дабы сѣдящихъ въ преисподней возвести на небо. Радуйся всечестный Крестъ, сокрушитель силы демонской!

Радуйся древо жизни, насажденное на землѣ, плоды котораго суть сокровище неба! Радуйся преславный Крестъ, сладчайшій именемъ и дѣлами!

Радуйся Крестъ достопоклоняемый, принявшій на себя моего Владыку, подобно виноградной лозѣ, гроздіемъ отягченный. Радуйся Крестъ благословенный, спасшій разбойника, и даровавшій ему плоды исповѣданія! Радуйся всехвальный Крестъ, — ты, который приводишь къ Богу всѣхъ достойныхъ увѣровать въ Него».

«Пріидите, свидѣтели моей радости; исполнители воли Егеата, исполните волю обоихъ. Распните агнца, принесите въ жертву Творцу сотвореннаго Имъ, а духъ мой Давшему его мнѣ».

По окончаніи сего пѣснопѣнія, распинатели приступили къ апостолу, чтобы простерть его на крестѣ. Руки и ноги, по приказанію Егеата, не были пригвождены, а только привязаны вервіями, съ тою цѣлію, какъ думалъ нечестивый правитель, чтобы продолжительностію мученій одолѣть твердость апостола.

Народъ съ благоговѣніемъ взиралъ на мученика, который, раскрывъ уста, такъ поучалъ его: «Неприлично страшиться смерти тѣмъ, которые подвизаются въ этомъ мірѣ. Они достигаютъ вѣчнаго успокоенія. Рабы грѣха спѣшатъ на казнь. Братья! возлюбите искренно вѣру во Отца, Сына и Святаго Духа, храните заповѣди Господа Іисуса Христа, и тѣмъ явите себя достойными вѣчнаго блаженства».

Прошелъ день, прошла ночь, а изъ устъ апостола непрерывно истекали слова любви и утѣшеніи. Достойный Стратоклисъ приходилъ къ апостолу, съ желаніемъ снять его со креста; но онъ отказалъ ему, и, оставаясь на крестѣ четверо сутокъ, постоянно поучалъ народъ сильнымъ словомъ. Лице его не измѣнялось, голосъ не ослабѣвалъ, вздохи не вылетали изъ его сердца, глаза не увлажались слезами; но ликъ его, полный благодати божественной, озаренъ былъ небеснымъ свѣтомъ, Народъ ублажалъ его, славя Бога, прославившаго раба Своего, и милующаго всѣхъ, уповающихъ на Него.

Жители окружили судилище, на которомъ сидѣлъ Егеатъ, и громогласно проклинали его; ибо онъ столь невиннаго и добродѣтельнаго человѣка осудилъ на жесточайшую смерть.

Нечестивый правитель, видя, что ожесточенный народъ готовъ покуситься на жизнь его, ужаснулся, и произнесъ слова, исполненныя лести: «я погрѣшилъ и раскаиваюсь; иду самъ снять его со креста». И, дѣйствительно, пошелъ къ мученику; но блаженный апостолъ, видя его, громко къ нему воззвалъ: «О, Егеатъ! Зачѣмъ ты пришелъ ко мнѣ? Я далекъ отъ тебя. Для чего лицемѣришь, будто намѣренъ снять меня со креста, и принести раскаяніе? Я далекъ отъ тебя; ибо сердце твое объято лукавствомъ, а не раскаяніемъ. Ты напрасно ищешь случая освободить меня: я давно свободенъ. Меня любитъ и милуетъ Избавитель мой. Къ Нему спѣшу, — иду къ Тому, Кто открылъ мнѣ дѣла твои, и сказалъ: не принимай приношенія отъ Егеата, и не страшись его гнѣва».

Сказавъ это, апостолъ возвелъ очи къ небу, хваля Бога. Въ послѣдній разъ со креста благословилъ онъ братьевъ своихъ, и скончался съ миромъ, предавъ духъ свой Господу, ноября 30 дня.

Кончина славнаго апостола оплакиваема была всѣми. Достойный епископъ Стратоклисъ и раба Господня Максимилла сняли святое тѣло со креста и, помазавъ ароматами, погребли его съ великою честію.

Нечестивый Егеатъ, мучимый совѣстію за неправедную казнь апостола Христова, и снѣдаемый скорбію о потерѣ жены своей Максимиллы, впалъ въ мрачное уныніе и въ припадкѣ сумасшествія бросился въ пропасть. Стратоклисъ, братъ его, не захотѣлъ наслѣдовать его имуществу, говоря: «Егеатъ! все твое да изчезнетъ вмѣстѣ съ тобою, а наслѣдіемъ моимъ да будетъ единый Господь, Которому я предалъ себя». Максимилла также не коснулась богатства мужа своего, а съ вѣрною рабынею своею Ифидаміею, во все продолженіе жизни своей, находилась при гробѣ св. апостола Андрея. Стратоклисъ и Максимилла часть изъ собственнаго имѣнія раздали нищимъ, а другую опредѣлили для сооруженія церквей. Долговременна была благочестивая жизнь ихъ, и кончина тихая, блаженная. Со дня преставленія Первозванаго апостола Христова, безпрестанно совершались великія чудеса. Всѣ страждущіе, съ вѣрою прибѣгавшіе къ святому гробу его, исцѣлялись во славу Бога и въ честь Его апостола.

Теперь разскажу о перенесеніи св. тѣла апостольскаго въ городъ Константинополь, чтобы всѣ вѣдали, какъ это совершилось, и гдѣ оно погребено.

По прекращеніи гоненія противъ христіанъ, бывшаго въ царствованіе Діоклитіана и Максимиліана, Максимина и Максентія, истребленныхъ небеснымъ гнѣвомъ, свѣтъ мира излился на церковь Христову. Благодатію Святаго Духа является благочестивый, равноапостольный царь, Константинъ великій. По его повелѣнію, всѣ вѣрные исповѣдники Христа получаютъ свободу и возвращаются изъ заточенія; явнымъ дѣлается исповѣданіе имени Іисуса Христа и распространяется христіанство по всей имперіи; воздвигаются церкви, умножаются архіереи, и благими дѣлами исполняется весь міръ. Наконецъ мать царя, благочестивая Елена, обрѣтаетъ честный и животворящій Крестъ Господень.

По смерти Константина Великаго, воцарился сынъ его Константій. Онъ построилъ великолѣпную церковь во имя св. апостолъ, въ новомъ Римѣ — Константинополѣ, съ тою цѣлію, чтобы положить въ нее св. останки мужей апостольскихъ, которыхъ благодать охраняла бы городъ.

Онъ призвалъ Артемія, человѣка славнаго между всѣми правителями, который въ послѣдствіи, при отступникѣ Іуліанѣ, удостоился свѣтлаго мученическаго вѣнца за исповѣданіе имени Христова.

Артемій былъ сынъ знаменитаго вельможи, исполненъ разума и добродѣтели и почтенъ любовію царя Константина и сына его: «Спѣши, — сказалъ ему Константій, — въ ахайскій городъ Патры, и съ честію перенеси сюда останки всехвальнаго апостола Андрея, да почіютъ въ воздвигнутой мною церкви». Доблестный Артемій немедленно отправился въ Патры. Тамъ, у гроба апостола, проведя всю ночь въ бдѣніи и пѣснопѣніяхъ, онъ наконецъ открылъ раку и вынулъ изъ нея св. мощи. Пришествіе блаженнаго Артемія въ Патры почтено было самимъ апостоломъ; ибо онъ не препятствовалъ ему перенести земные останки свои въ Константинополь. Артемій, по тѣмъ мученическимъ подвигамъ, которые долженъ былъ совершить въ послѣдствіи, достоинъ былъ такой чести.

Когда вынулъ онъ сокровище мощей изъ гроба съ подобающею честію, жители окрестныхъ городовъ со свѣчами и кадильницами выходили на встрѣчу святыни и провожали ее съ пѣніемъ. За вратами царственнаго города, благочестивый царь съ архіереями и синклитомъ, имѣя въ рукахъ зажженыя свѣчи и кадильницы, встрѣтили апостола Христова. Духовные и міряне, юноши и дѣвы, старцы и дѣти, всѣ единогласно воспѣвали и лобызали раку страдальца.

Столбъ истины, твердыня вѣры и вѣрныхъ, сокровище вожделѣнное, честнѣйшій паче всякаго камени честна, злата и жемчуга, храмъ Бога живаго, тѣло св. апостола положено было въ алтарѣ между двумя гробницами — евантелиста Луки и Тимоѳея, проповѣдника истины, которыхъ останки перенесены были тѣмъ же Артеміемъ, еще при жизни царя Константина, первый съ мѣста его кончины, а Тимоѳей изъ Ефеса, гдѣ онъ былъ рукоположенъ во епископа.

За перенесеніе св. мощей и усердную службу, Артемій почтенъ былъ царемъ Константіемъ высокою славою, облеченъ властію правителя города Александріи и всего Египта. А отъ вѣчнаго и безсмертнаго Владыки ему дана свыше честь вѣчная и непреходящая, онъ удостоенъ славы невечерней, царства безконечнаго и лицезрѣнія Христа Спасителя, Которому слава, честь и поклоненіе, со Отцемъ и Святымъ Духомъ, всегда и нынѣ, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Святый апостолъ Христовъ, Андрей Первозванный! Ты, который сказалъ первоверховному брату твоему Петру: мы обрѣли Мессію, предсказаннаго пророками, Христа Назорянина, Спасителя міра, — и немедленно послѣдовалъ за Нимъ, — ты будь защитникомъ и покровителемъ списателя сей книги, недостойнаго іеромонаха Романа, и сохрани его отъ всякаго смертнаго грѣха. Аминь.

Примѣчанія: 
[1] Въ Пафлагоніи, приморскій городъ, на перешейкѣ полуострова, нерѣдко былъ столицею Понтійскихъ царей. 
[2] Амастръ (Amastris) въ 90 стадіяхъ отъ устья рѣки Парѳенія на мысѣ. 
[3] Въ 35 верстахъ отъ Владикавказа, въ Осетіи существуеть и нынѣ аулъ Суадагъ.

Печатается по изданiю: Житіе святаго Апостола Андрея Первозваннаго (Переводъ съ грузинской рукописи Давидгареджійскаго монастыря). // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1869 г. – Часть II. – СПб: Печатано въ типографіи Департамента Удѣловъ. – с. 151-180.



Подписка на новости

Последние обновления

События