Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Великопостныя поученія преподобнаго Ѳеодора Студита.(9в.) 

 

Поученіе въ среду первой недѣли Великаго поста. 
О постѣ, безстрастіи и чистотѣ.
 
 
 

Братія и отцы! Настоящіе дни святаго поста между прочими временами года уподобляются тихому пристанищу, куда всѣ стекаются и обрѣтаютъ духовную тишину, не только иноки, но и міряне, малые и великіе, властители и подчиненные, цари и іереи; ибо время сіе полезно и спасительно для всякаго рода и возраста людей. Теперь и въ городахъ и селеніяхъ прекращаются всякія смятенія и безпорядки, а умножаются славословія и пѣснопѣнія, милостыни и молитвы, которыми благій нашъ Богъ умилостивляется и преклоняется къ милосердію, умиротворяетъ души наши и подаетъ намъ прощеніе грѣховъ; если только мы искренно обратимся къ Нему отъ всего своего сердца, припадая къ Нему со страхомъ и трепетомъ и обѣщаясь оставить всякій худой навыкъ, какой кто имѣлъ. Но христіане, живущіе въ міру, имѣютъ учителей, т. е. своихъ архіереевъ и пастырей, которые наставляютъ ихъ и учатъ. Ибо какъ борцы и бойцы требуютъ возбужденія, такъ и постящіеся требуютъ одобренія и утѣшенія учителей. А такъ какъ и я среди васъ вожделѣнныхъ нахожусь на мѣстѣ предстоятельства и игуменства, то и на мнѣ лежитъ долгъ сказать вамъ нѣсколько словъ объ этомъ душеспасительномъ постѣ.

Братія! постъ есть обновленіе души; ибо Апостолъ говоритъ: на сколько тѣло изнемогаетъ и увядаетъ отъ постнаго подвига, на столько душа обновляется день ото дня, и дѣлается прекрасною, и блистаетъ красотою, которую далъ намъ Богъ отъ начала. А когда она постомъ и покаяніемъ очистится и украсится, тогда и Богъ возлюбитъ ее, и будетъ жить въ ней, какъ и Господь говоритъ: Азъ и Отецъ пріидема, и обитель у него сотворима (Іоан. 14, 23). Посему, если таково достоинство поста и такова благодать его, что онъ содѣлываетъ насъ жилищемъ Божіимъ: то и должно намъ встрѣтить его съ великою радостію и веселіемъ, а не унывать по причинѣ скудости въ пищѣ, зная, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, когда въ пустынѣ благословилъ пять хлѣбовъ, напиталъ пять тысячъ народа хлѣбомъ и водою. Онъ могъ бы повелѣть, еслибы захотѣлъ, чтобы тамъ появились всякаго рода яства; но этимъ Онъ подалъ намъ примѣръ воздержанія, чтобы мы заботились только о необходимомъ. Постъ теперь сначала кажется для насъ дѣломъ труднымъ, но если мы день ото дня будемъ прилагать усердіе и понужденіе, то при помощи Божіей намъ будетъ легче. Однако если мы хотимъ, чтобы постъ нашъ былъ истиннымъ и пріятнымъ Богу, то съ воздержаніемъ въ пищѣ, будемъ воздерживаться и отъ всякаго грѣха душевнаго и тѣлеснаго, какъ научаетъ насъ и стихира, въ которой сказано: «постъ не ошаяніе брашенъ точію совершимъ, но всякія грѣховныя страсти отчужденіе» [1]. Будемъ блюстись отъ лѣности и нерадѣнія о своемъ келейномъ правилѣ и о службахъ церковныхъ, а болѣе всего отъ тщеславія, завистливой ревности, отъ ненависти по злобѣ и отъ вражды, такъ какъ это страсти тайныя, убивающія душу; будемъ блюстись отъ злонравія и самочинія, т. е. не будемъ присвоивать вещей и исполнять свою волю. Ибо ничего такъ не любитъ діаволъ, какъ если найдетъ человѣка, который не вопрошаетъ другаго и не совѣтуется съ могущимъ наставить его на добро; тогда врагъ удобно прельщаетъ самочинника, и уловляетъ его во всемъ, что онъ совершаетъ и считаетъ за добро.

Будемъ бдительно внимать, особенно относительно плотской похоти: ибо и нынѣ, когда постимся, многообразный змій діаволъ боретъ насъ худыми помыслами. Красивъ на видъ и пріятенъ для вкуса плодъ грѣха, но не таковъ онъ на дѣлѣ. Какъ иногда яблоко снаружи кажется красивымъ, а когда его разрѣжешь, найдешь внутри гнилость; такъ и похоть плотская какъ будто заключаетъ въ себѣ наслажденіе, а когда совершится грѣхъ, окажется горче желчи, и какъ обоюдуострый мечъ. Это потерпѣлъ праотецъ нашъ Адамъ; онъ былъ прельщенъ діаволомъ, вкусилъ отъ плода преслушанія, и надѣялся чрезъ сіе получить жизнь, но обрѣлъ смерть. Это претерпѣваютъ и всѣ съ того времени доселѣ, которые прельщаются отъ древняго змія худыми пожеланіями плотскихъ страстей. Ибо діаволъ есть тма, но преобразуется и является, какъ ангелъ свѣта. Такъ изобрѣтатель зла сатана и злое показываетъ добрымъ, и горькое сладкимъ, и темное свѣтлымъ, и безобразное красивымъ, и смерть представляетъ жизнію, и этимъ прельщаетъ міръ и мучитъ его. Но мы, братія, будемъ имѣть особенное вниманіе, дабы онъ не уловилъ насъ многими своими и лукавыми кознями, чтобы не пострадать намъ подобно птицамъ которыя изъ-за снѣдей попадаются въ силки и сѣти. Будемъ осторожно испытывать умомъ своимъ ухищренія злобы, и во всякомъ случаѣ познавать зло, гдѣ оно скрывается, и блюстись отъ него. Сверхъ сего будемъ имѣть усердіе и тщательность къ псалмопѣніямъ и службамъ церковнымъ; будемъ умомъ нашимъ старательно внимать тому, что читается. Ибо какъ тѣло, питаясь хлѣбомъ, укрѣпляется и растетъ, такъ и душа питается Словомъ Божіимъ. Будемъ повсечасно совершать колѣнопреклоненія, каждый по силѣ своей, и сколько ему назначено; будемъ заниматься и рукодѣліями своими; ибо ничего не дѣлающій, по слову Апостола, не достоинъ даже и пищи (2 Сол. 3, 10). Другъ другу будемъ помогать; ибо одинъ бываетъ немощенъ, а другой силенъ; не будемъ спорливы, а будемъ только совершать добро; будемъ сладкорѣчивы, мирны, снисходительны, милосерды, кротки, благопокорливы, исполнены милости и плодовъ благихъ. И миръ Божій да сохранитъ сердца наши и умъ, и да сподобитъ насъ небеснаго царства, о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь. 
 

Примѣчаніе: 
[1] См. стихиры на стиховнѣ, во вторникъ первыя седьмицы поста на вечерни. 
 

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №3 (423). Мартъ 1985 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 1-4. 



Подписка на новости

Последние обновления

События