Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Рождество Христа: исторические и богословские факторы

и их случайные искажения

Η Γέννηση του Χριστού: Ιστορικά και θεολογικά στοιχεία και οι κατά καιρούς διαστρεβλώσεις τους

π. Σωτήριος Ο. Αθανασούλιας

Отец Сотириос О. Атанасулиас

 

 

 

 

Личность Христа в центре споров

  Историчность Иисуса Христа очевидна для каждого христианина, но также и для каждого благонамеренного человека. По ясному свидетельству Священного Писания Иисус — это историческая личность, Который родился в Вифлееме Иудейском, «при кесаре Августе», учил народ, творил чудеса, был распят «при Понтии Пилате» и воскрес «в третий день».

  Но научные исследования также подтверждают, конечно, не все, но немало фактов исторической жизни Иисуса, известных нам из Евангелий. Однако из враждебной христианству среды, будь то «научной» или идеологически заряженной среды, время от времени возникают сомнения в историчности Христа, а «научные» аргументы используются для «подкрепления» этих сомнений. Раскручивание и манипулирование подобными сомнениями средствами массовой информации и всевозможными изданиями обычно усиливается по мере приближения больших христианских праздников, чтобы убедить широкую общественность в том, что празднуемые Церковью события являются мифом, лишенным какой-либо исторической основы.

В то же время парадоксальное представление о том, что историчность Иисуса не является необходимым фактором для понимания сущности христианской веры, представлено другими идеологическими направлениями. Многие утверждают, что Христос был не исторической (т.е. реальной) личностью, а идеей или состоянием, к которому призван прийти каждый из нас (знаменитое «состояние Христа» групп Нью Эйдж). Такие идеи выдвигаются более новыми философскими течениями, восточными религиозными группами и организациями, а также движением Нью Эйдж. Отсутствие подлинного православного оглашения приводит к тому, что такие представления распространяются шире и принимаются даже христианами! В этих контекстах исторические факты, содержащиеся в Евангелиях, понимаются как аллегории и символы, а произвольность толкования св. Писание (толковающего каждого так, как он думает, дающее самые парадоксальные и противоречивые понимания) знает свою кульминацию. Так, в последние годы своей жизни немецкий философ Гегель (1770-1831) утверждал, что дело не в исторической личности Христа, а в связанной с ней идеей. Исторически сложилось так, что каждый может верить во что хочет, но единственное, что имеет значение, — это идея. Шеллинг (1775-1854) считал так же, в то время как ученики Гегеля и философы, такие как Шопенгауэр (1788-1860), Бруно Бауэр (1809-1882) и др., более четко ставили под сомнение историчность Иисуса или истолковывали его личность символически. К сожалению, такие известные протестантские богословы, как Р. Бультманн (1884-1976), выдвигали необходимость «демистификации» Евангелий и Ветхого Завета в целом, вводя, в том числе, различие между «историческим Иисусом» и «Христа веры».

Наконец, поскольку каждый этап жизни Христа имеет богословское содержание, ереси протестантского происхождения, как правило, ставили под сомнение значение христианских праздников. Например, известные Свидетели Иеговы утверждают, что «праздники вообще и особенно Рождества Господня не таковы, какими кажутся, но имеют (и имеют праздники) языческое, нехристианское происхождение, на самом деле часто сопровождаются крайне свободными действиями и занятиями, как-то: винопитие, пьянство, блуд и др.» («Попробовать все», с. 241). Они подчеркивают, что в праздники не упоминаются в Священном Писании, за исключением негативных обстоятельств, когда кого-то всегда предают смерти, например, в день рождения Ирода, когда был казнен святой Иоанн Креститель. Наконец, для праздника Рождества Христова выдвигается аргумент, что Христос не родился 25 декабря, поэтому нет смысла праздновать эту дату, ведь она связана с древним поклонением солнцу.

Поскольку вопрос об историчности Иисуса Христа мы рассматривали на основании данных науки в предыдущих выпусках нашего издания (41, 59), то в этом выпуске мы коснемся важности историчности Господа для христианской веры, как показано в Новом Завете, и особенно с некоторыми историко-богословскими вопросами, связанными с событием Рождества Христова.

 

Рождество как историческое событие

  В Новом Завете полностью отсутствует представление о том, что Иисус Христос есть идея или что Его Рождение есть воплощение идеи. Наоборот, утверждается, что он конкретная историческая личность, родившаяся и жившая в определенном месте и времени и связанная с другими историческими личностями и событиями своего времени. Чтобы подчеркнуть именно это, святые евангелисты приводят генеалогии происхождения Иисуса, т. е. цепочки последовательных рождений, которые показывают его происхождение, как человека, от «рода» Давида и Авраама (Мф. 1,1-16, Луки 3:24-38). Евангелисты отмечают, что рождение Иисуса было предсказано великими пророками Ветхого Завета за много веков до Рождества, и этого следовало ожидать. Первое актуальное «пророчество» дается самим Богом сразу после грехопадения первозданных людей, согласно которому «семя жены» (Тот, кто родится от женщины) сокрушит голову «змея» — диавола (Быт. 3.15). Великие пророки видели конкретные события, связанные с Рождеством: что Христос родится от Девы (Ис. 7:14), наречется Еммануилом, т. е. Богом (Ис. 7:14), родится в Вифлееме (Мих. 5:2), он будет называться Назореем (Матфея 2:23). Они также видели поклонение Волхвов (Пс. 71.10-11, Ис. 60.6), возвращение из Египта (Ос. 11.1), оплакивание убийства младенцев (Иер. 38.15).

Подчеркивая историчность Рождества и происхождение Иисуса, евангелисты не отрицают Его предсуществования как Бога, и они не верят, что Он начал существовать, когда родился от Девы Марии. Наоборот, они подчеркивают, что Он предсуществовал как Бог (как Сын Божий) и, «когда пришла полнота времени», стал человеком для нашего спасения (Гал. 4:4), не переставая, конечно же, быть Богом. С Рождением Христа начала существовать Его человеческая природа, которую Он «принял» от Девы Марии, учитывая, что Христос соединил в Своей личности, парадоксальным для нас образом, две совершенные природы, божественную и человеческую. Новый. Завет как раз подчеркивает, что человеческая природа Христа историческая, реальная, подобная нашей, т.е. Христос не пришел в мир «призрачно, воображаемо» (κατά δόκησιν), т.е. мы не думали, что он стал человеком, а Он действительно стал человеком по сути. Когда евангелист Иоанн говорит, что «Слово стало плотью» (Ин. 1:14), он имеет в виду не то, что какое-то абстрактное слово или идея стали плотью, по примеру философских и религиозных систем его времени, а то, что воипсотасное Слово Божие стало плотью, Тот, Кто является особой ипостасью, которая имеет отдельное существование. Это Слово, которое отождествляется с «Единородным Сыном, сущим в недре Отчем» (Ин. 1:18), существовало вечно прежде всего творения Божия («в начале было Слово», Ин. 1:18). 1) и Он есть Бог («и Бог будет Словом», Ин. 1:1), как и Его Отец.

 

 

камея с изображением императора Октавиана Августа, начало 1 в по Р. Х

Помещая Рождество в местный и временной контекст, святые евангелисты подчеркивают, что Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском (Мф. 2:1), в то время, когда там царствовал царь Ирод (Мф. 2:1), когда  был правителем Сирии Квириний (Лук. 2,2) во время правления римского императора «кесаря Августа» (Лук. 2,1) и фактически во время проведения им всеобщей переписи, которую он сам приказал провести по всей империи, для всей империи (« изыде повеление от кесаря Августа, написати всю вселенную», Лук. 2,1), перепись, которая была первой во время правления Квириния в Сирии (Лук. 2,2). Вышеуказанные лица и события являются историческими. Октавиан Август был императором между 31 г. до н.э. и 14 г. н.э. Ирод "Великий" был царем в Иудее (подвластной Риму) в период 37 г. до н.э. - 4 г. до н.э. О том что он имел буйный характер подтверждают внебиблейскими источниками. У него было десять жен подряд, и у него было много детей, некоторые из которых были убиты по его приказу. Он когда-то казнил 45 из 70 членов Великого Синедриона евреев, т. е. почти всю духовную, финансовую и политическую аристократию евреев (С. Агуридис, История времен Н. Завета (Σ. Αγουρίδη, Ιστορία των χρόνων της Κ. Διαθήκης, Θεσ/νίκη 1983, σ. 266), Фессалоника, 1983, с. 266). ). Тот, кто знает, «сколько членов его семьи и, особенно, сколько детей его убил Ирод, не удивляется евангельскому рассказу о заклании младенцев в Вифлееме» (там же, стр. 268). Правление Квириния (Κυρηνίος) подтверждает еврейский историк Иосиф Флавий («Еврейских древностях», XVIII, 1-2), а многие внебиблейские источники свидетельствуют о практике частых переписей в империи.

 

 

Константинополь, монастырь Хора, мозаика Иосиф и Мария во время переписи перед правителем Квиринием 1315-20гг.

На основании этих и других данных год Рождества Иисуса Христа можно вычислить с относительной точностью. Самая известная в прошлом попытка, на которой основана нынешняя хронологическая система, была предпринята монахом Дионисием Младшим в Риме в 562 году нашей эры. До этого действовали другие хронологические системы. Однако с преобладанием христианства и исходя из веры в то, что личность Иисуса пересекает историю мира в дохристову и послехристову эпохи, пришлось ввести в действие хронологическую систему с отправной точкой именно с события Рождества Христа. Сегодня мы знаем, что расчеты Дионисия с данными того времени неверны и что, по современным и более точным расчетам, точное время Рождества Христова помещается незадолго до 4 года до н.э.

 

 

Звезда Рождества и Поклонения волхвов

 

 

Adoration_magi_Pio_Christiano_Inv31459.jpg

  Римский мраморный барельеф 4 в. по Р. Х. Волхвы, сопровождаемые звездной приходят на поклонение рожденному  Христу и Богоматери

Событие Рождества Христова, как оно описывается в святых Евангелиях, сопровождалось сверхъестественными знамениями, такими как прославление Ангелов, ангельское пение («Слава в вышних Богу»), явление Ангела Пастухам, «славы Господней», охватившей Вифлеемских пастухов, звезда, приведшая волхвов к Младенцу, Поклонение волхвов. Было бы парадоксально ожидать, что научные исследования подтвердят такие факты, которые и так выходят за пределы природных, естественных явлений. Однако из областей, враждебных христианству и окруженных научной мантией, была предпринята попытка объяснить некоторые из этих событий как естественные, с целью лишить событие Рождества Христова какого-либо сверхъестественного содержания.

Так, некоторые утверждали, что звезда, направлявшая волхвов, была естественным явлением того времени, т. е. «соединением планет», либо Юпитера и Сатурна, либо Юпитера и Венеры, которые просто совпадали в то время и были видны значительно ярче, чем оставшаяся звезда. Подобные толкования, помимо того, что не являются общепринятыми с научной точки зрения, не объясняют явление, описанное в Библии, и вызывают резонные вопросы типа: Как это «соединение» уводило людей на такие большие расстояния? Как эта звезда могла исчезнуть и снова появиться, когда волхвы дошли даже до царя Ирода? Как долго длилось этот "соединение"? Из библейского текста выводится, что волхвы шли целых два года, чтобы добраться до Младенца, ведомые звездой. Вот как Ирод вычислил («оценил») время (Мф. 2:7) и приказал заколоть Вифлеемских Младенцев «от двух лет и ниже» (2:16). Характерно, что поклонение Волхвов, согласно священному тексту, происходило не в Вифлеемской пещере, а «в доме», где обитало «дитя Марии, матери своей» (2, 11). Возможно, толкование святого Феофилакта о том, что звезда была «ангельской силой» (Ангелом), руководившей Волхвами, гораздо логичнее «научных» теорий, подобных приведенным выше.

 

Установление праздника Рождества Христова

Верно, что Библейское Предание не сохранило точную дату Рождества Христова. Священные тексты не дают достоверных сведений о времени Рождества Христова. Представленный нам образ Рождества со снегом и холодом имеет более позднее западное происхождение и не основан на текстах. Пещера, вероятно, была временным жилищем Богородицы и Иосифа, а не местом защиты от холода. Точно так же ясли использовались как место для хранения Младенца («Ясли»), а не как средство обогрева. Нет упоминания о снегопаде, дожде, непогоде, холоде, явлениях, очень редких для данной местности. Упоминание о «пастухах… бодрствующим и хранящих сторожах ночью» (Луки 2:8), вероятно, относится к другой эпохе. Попытки датировки, основанные на пленении Предтечи и служении Захарии в Храме, не привели к надежным выводам. По существу, точная дата Рождения остается неизвестной.

Это, однако, не помешало Церкви установить день в честь этого великого события, поскольку важно достоинство события, а не его точная дата. Первые упоминания о праздновании Рождества встречаются в текстах Римского папы Телесфора (125-136), по мнению некоторых исследователей (Ν. Ιωαννίδη «Η εορτή Χριστουγέννων – Θεοφανείων», στο Το Χριστιανικόν Εορτολόγιον, Αθήναι 2007, σ. 132). ). Тексты из 3-го в. по Р. Х. дают более четкую информацию, но это не означает, что раньше Церковь не чтила это событие, потому что условия того времени делали любое празднование проблематичным, например, из-за гонений на христианство. Исторически достоверно, что на Востоке в 3 в. по Р. Х.  Рождество Христово праздновалось вместе с Крещением Христовым 6 января, под общим названием «Богоявление» (Θεοφάνεια), как праздники явления Божия в мире. Ведь эпитет «Богоявление» больше относится более к Рождеству, чем к Крещению, ибо тогда «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). На Западе Рождество праздновали 25 декабря,…. Мало-помалу празднование Рождества Христова 25 декабря стало преобладать и на Востоке. Это произошло в 4 веке по Р. Х. при содействии отцов Церкви Василия Великого и Григория Богослова.

Следует отметить, что празднование великих праздников, по случаю этапных событий из жизни Христа вполне соответствует букве и духу Священного Писания. В Ветхом Завете празднуются события чудесного спасения народа Божия. Сам Господь побуждал учеников к «воспоминанию» Его Страстей (Лк. 22,19-20). По примеру «воспоминания» Страстей и Воскресения Христова были установлены великие Господские праздники. Относительно Рождества ясно свидетельство Ветхого Завета, что Ангелы также воспоминали это событие, прославляя Бога и воспевая «Слава в вышних Богу и на земле мир» (Лк. 2:13-14). Это, очевидно, оказало окончательное влияние на раннее установление празднования Рождества Христова древней Церковью.

 

Богословский смысл Рождества Христова

 

волхвы дафни.jpg

  Рождество Христа, помимо того, что это историческое событие, есть «великая тайна благочестия» (1 Тим. 3:16), великая тайна, которую мы должны чтить. В чем именно заключается эта загадка? Это факт, что «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16), что Бог стал человеком. Тайна, «сокрытая от веков, но явленная ныне» (Рим. 16:25). По существу, это тайна нашего спасения, совершенная и совершаемая Самим Сыном Божьим, Который стал человеком именно для того, чтобы спасти весь человеческий род от «рабства врагу». Своим пришествием в мир Сын Божий соединяется с нами и спасает нас: с одной стороны, человеческая природа соединяется с Божественной в лице Христа, а с другой, каждый из нас соединяется со Христом через причащение Его Тела и Крови. По ясному учению Отцов Церкви «все, что соединяется со Христом, спасается» и «без Христа нет спасения».

Так можно ли не радоваться и не праздновать пришествие Христа в мир? Можно ли быть равнодушным к этому великому событию, на котором основано наше спасение? Такую положение могут занять только те, кто не имеет ни малейшего чувства и понимания тайны спасения, «времени вечной тишины». Если Ангелы небесные празднуют и поют гимны о нашем собственном спасении, о пришедшем в мир «мире» и «благоволении» («и на земле мир, в человеках благоволение», Луки 2:14), то что же делать нам? Вот почему Православная Церковь празднует Рождество Христово, как событие, подобное Воскресению. Вот почему ее гимнография — это вплеск радости о спасении, пришедшем в мир. Вот почему она поет с Ангелами: «Христос рождается, славите, Христос с небеси, срящите, Христос на земле, возноситеся…».

http://aktines.blogspot.com/2018/01/blog-post_1.html

© перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2023г.



Подписка на новости

Последние обновления

События