Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Лампрос Сконцос, богослов


Христианский взгляд на понятие времени

Χριστιανική θεώρηση της έννοιας του χρόνου
1 января 2024 г.


По милости Триединого Бога мы вошли в новый гражданский год. Наряду с нашими надеждами и ожиданиями на новый год, эти дни наполняют нашу душу разумными размышлениями о смысле течения времени. И это потому, что время вместе со своим «братом-близнецом пространством», по мнению покойного Иустина Поповича, составляют два тяжёлых ига человека на протяжении всей его жизни на земле, которые ограничивают его жгучее стремление к абсолютности.

Понятие времени – извечная загадка для человека. Ни одно другое существо не обладает чувством течения времени, а тем более способностью его измерять, кроме человека, единственного наделенного Богом-Творцом разумом, благодаря которому он выходит за пределы инстинктивного состояния, свойственного всем живым существам, и таким образом, сводится к сфере философского созерцания.

 

Человек издавна, исходя из постоянной подвижности и изменения природной среды, в которой он жил, задумал понятие течения времени. Пространство и движение материальных существ тревожили его и наполняли душу восхищением и множеством вопросов. Важнейшим явлением, занимавшим его, была смена дня и ночи, ставшая основным измерением времени. Продолжительность дня также рассчитывалась в зависимости от движения солнца. В зависимости от ее положения в небесном теле определялось и время суток. Общее количество дней и по отношению к годовому солнечному циклу определяли временной год.

Понятие и определение понятия времени поэтому тесно переплетаются с положением и движением материального окружающего мира, а также напрямую связаны с изменчивостью материального творения. Впервые это было задумано великим древнегреческим философом Гераклитом (580–490 гг. до н. э.), который суммировал все свои размышления о времени в пословице «все говорит». Миру было приказано Богом, его Создателем, не быть статичным, а находиться в постоянном изменении и движении, в непрерывном потоке, что приводит его к своей телеологической цели.

Человек является неотъемлемой частью божественного творения. Как и она, человек тоже подвержен влиянию космическому потоку, который сам называл временем. Чтобы лучше выразить эту тонкую концепцию, он интегрировал ее в свои мифологические символические изображения. Для индийцев время представлено вечным круговым космическим танцем бога-разрушителя и создателя Шивы. Для древних египтян богиня ночного неба Нут каждую ночь поглощала солнце, переваривала его и поднималась утром на востоке, это был непрерывный процесс цикла времени. У индейцев племени микмак доколумбовой Америки понятие времени носило магический характер, они воспринимали его как непрерывное настоящее.

Древние греки представляли безжалостное время в виде титана Кроноса (=Время), который поедал своих детей, желая объявить бездетный закон рождения и распада существ. Пифагор рассматривал время как сферу, которая окружает все и ничто не может оставаться вне неумолимого временного закона. Платон, расширяя философию Геракла, связывал изменчивость материального мира со временем (Тим.37Г). Аристотель рассматривал понятие времени как главный аспект вечного движения материальных тел во Вселенной. Наконец, стоики рассматривали время как бестелесное существо, промежуточное в движении Вселенной (Diog.Laert.G΄1,141).

Евреи, руководствуясь Ветхим Заветом, верили, что Бог — творец всего, даже времени. Он ведет мир через временность к цели, для которой Он создал его. Время также включено в эту целесообразность. Ничто не существует вне божественного промысла и воли. Время – это путь мира к концу.

В христианстве время приобрело совершенно иной взгляд. Оно включает в себя глубокие богословские, антропологические и моральные аспекты. Время имеет начало и будет иметь конец. Это ясно выражено в первом и последнем предложении Библии. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1) и «ей, гряду скоро» (Откр. 22:20). Первый стих выражает происхождение времени, а второй утверждает его конец вместе с концом нынешней формы мира. Это одно из фундаментальных положений христианского учения, которое в отличие от различных пантеистических верований, признающих самосуществование и вечность мира. Слово Божие недвусмысленно подчеркивает, что после окончательного триумфа Христа и Его второго и славного явления воображаемый небесный Иерусалим «не будет иметь нужды ни в солнце, ни в луне, чтобы быть видимым», потому что слава Божия осветила его, и светильник ее Агнец... врата его не затворятся ни днем, ни ночью, потому что нет ее» (Откровение 21,23-25). Очевидно, что пока происходит воссоздание материального творения и его нетленность, изменение перестанет существовать и, следовательно, перестанет существовать и временная корреляция.

Есть еще один важный параметр учета времени. Теперь он освящен после того, как Бог Слово решил войти в него, стать человеком и пострадать от пространственно-временных ограничений Своих творений (Иоанна 1,14). После Воплощения Бога время и пространство, эти две основные идиомы материального творения, приобрели иную роль в телеологической космической перспективе.

До воплощения Бога пространство-время служило злу, которое как неестественное состояние вошло в Божье творение. Уход столетий дохристианской эпохи, по сути, был увековечением зла в мире. После пришествия Христа в мир понятие времени было включено в дело спасения рода человеческого. Теперь время служит божественному делу спасения мира.

Оно служит спасению человека. Время – это не просто механистический марш к концу света, но каждый момент драгоценен для спасения человека, путь к Богу. По словам апостола Павла, это непрерывное «время приема» и непрерывный «день спасения» (2 Коринфянам 10,11).

Время нашей земной жизни следует использовать максимально полно. Каждый потерянный момент может оказаться фатальным для нашего будущего положения в вечности. Великий апостол народов в другом своем учении увещевает нас: «Ибо ныне ближе нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился » (Рим. 13,11). Вечный Бог придет внезапно, «как тать ночью» (Матфея 24:43, 1 Фес. 5:2, Откровение 3:3), и горе тому, кто окажется сидящим. Вне этой точки зрения концепция времени бессмысленна, бесполезна для человека и, возможно, совершенно бессмысленна. Наша земная жизнь, как подготовка к бесконечной вечности, придает нашей жизни настоящий смысл, стремительность и силы для преодоления всех препятствий и реализации нашего высокого предназначения.

Ограниченное пространство колонки не позволяет нам расширить наши философские размышления о понятии времени, которые действительно неисчерпаемы. Мы рады напомнить о личной обязанности каждого разумного человека положительно использовать каждый момент своей земной жизни для личного и общественного прогресса. Прогресс и цивилизация — это завоевания и результаты тяжелого труда и больших усилий. Пусть новый год станет для всех нас еще одним испытанием и возможностью вести свою благородную борьбу во всех сферах нашей жизни, которая к завершении удостоит нас стать богоподобными личностями.

https://www.pemptousia.gr/2024/01/christianiki-theorisi-tis-ennias-tou-chronou/

© перевод интернет-содружества "Православный Апологет"2024г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События