Беспокойства относительно методов
ведения Экуменизма
архимандрит Георгий (Капсанис)
игумен монастыря прп. Григория, Святая Гора Афон
(повторная публикация)
Мне хотелось бы в завершении высказать мои серьезные беспокойства относительно тех методов, которым следуют сегодня, касаясь экуменических взглядов в Православной Церкви касательно соединения с инославными:
а) решения, которые принимаются Смешанными Комиссиями по диалогам, обыкновенно не подлежат обсуждению Соборам всех епископов поместных Церквей. Не слышатся противоположные мнения. Соборная система не действует. Ограниченное число экуменистов богословов (специализированные – специалисты в Экуменизме) как правило занимаются исследованиями и они добиваются одобрения у незначительного числа епископов членов Синода, при неведении или недостаточной информированности всего епископата Поместных Церквей, пресвитеров, дьяконов, монахов, богословов и верующего народа. Как может полнота Православных Церквей принять эти «соединения» в отношении которых никогда ее сознание не высказывалось ? разумеется, что сознание верующих не выражают определённые светские журналисты мобилизированные на то, чтобы выставлять достижения и успехи экуменистов.
б) Православные экуменисты весьма стремятся к проведению диалогов с инославными, но не с православными.
В отношении блокируемых с несогласными с развитием экуменических отношений православных им дают характеристики фанатиков или фундаменталистов, предлагая им встать вне борьбы.
Однако они ошибаются в том, что фанатики это не только крайние экуменисты, которые используют антиэкуменизм для приобретения сторонников, но это и крайние экуменисты, поскольку они в духе тоталитаризма стремятся насадить личные мнения в Церкви, противореча тому, что говорят Святые Отцы и поскольку они выражают сознание Церкви. Две противоположные стороны как известно составляют и являются двумя сторонами той же монеты.
Православное богословие редко или никогда не разногласит в отношении образа того, что исследуют сегодня диалоги, призывая участвовать в них. При этом если по ошибке кто-то участвует в них, экуменисты проявят заботу о том, чтобы его заменить.
Организовываются также экуменические семинары, в которых в сотрудничестве с римо-католическими и протестантскими богословами предпринимаются попытки оказать влияние на молодых богословов и клириков и на экуменическое образование.
Из официальных церковных периодических изданий исключаются богословские тексты, критикующие синкретический экуменизм.
***
Вероятно кто-то задается вопросом. Вы против Экуменизма? Я отвечу ясно и недвусмысленно: мы против синкретического Экуменизма.
Однако мы приемлем православный Экуменизм в том смысле каком о нем говорит блаженной памяти о. Георгий Флоровский:
«Как член Православной Церкви и ее священник я верю, что Церковь в которой я крещен и вскормлен. есть Церковь, истинная Церковь, единственная истинная Церковь. И я верю в это по многим причинам: исходя из личного убеждения и из глубочайшего уверения Духа, который совершает таинства Церкви, и из того, что возможно познать из Священного Писания и из кафолического предания Церкви. Итак, я несу ответственность за то, что считаю остальные христианские Церкви за ущербные, и во многих случаях я могу определить эти ошибки других Церквей с абсолютной точностью. Итак, поэтому единство христиан для меня означает и несомненно всемирное возвращение к православию. У меня нет абсолютной исповедной уверенности, моя уверенность исключительно принадлежит Una Sancta».[1]
В отношении этого Православного Экуменизма мы сообщаем, что о нем были приняты решения состоявшегося в Фессалониках с 29 апреля по 2 мая Всеправославного Совещания.
Мы верим, что Всесвятой Дух будет весьти нашу святую Церковь, чтобы она несла свое свидетельство в истине и любви согласно тому, что возвещает апостол Павел «Истинствующе же в любви да возрастим в него всяческая, иже есть глава Христос». (Еф.4, 15) [2]
Источник: περιοδ. Παρακαταθήκη. Νοέμβριος-Δεκέβριος 2010 τευχ.
75,
©перевод «Православного Апологета» 2011г.
При ссылке на статью, при частичном или полном цитировании статьи, перепечатке обязательна ссылка на apologet.spb.ru
[1] π. Γεωργίου Φλωρόφσκυ, Θέματα Ὀρθοδόξου Θεολογίας, Ἐκδόσεις Ἀρτος Ζωῆς Ἀθήναι 1973, σελ. 219
[2] в русском переводе: но истинною любовью все возращали в того, который есть глава, Христос