Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

 

Курс экуменического диалога в свете православного святоотеческого учения и церковного догматического сознания

 

архимандрит Афанасий,

проигумен священной обители Большие Метеоры

 

 

Η πορεία του οικουμενικού διαλόγου
του Αρχιμ. Αθανασίου, Καθηγούμενου Ι. Μ. Μεγάλου Μετεώρου

 

Наше время, по несчастью, испытывает огромное влияние со стороны многочисленных ересей и, главным образом, со стороны «всеереси» межхристианского и межрелигиозного экуменизма, который проявляет себя и навязывает свою волю с помощью терминологии, с помощью средств и реальных действий движения Новой Эры. В этом и состоит отличие современных разнообразных ересей от древнейших ересей известных в нашей церковной истории: они не выдвигают некой конкретной истины, но некое итоговое, целостное строение православной веры, однако без внешнего его оспаривания. Конечно же униатствующий характер экуменизма, который в наше дни стал более прочным, основывается на откровенно неоэпохальной логике. Он лишь внешне затрагивает православие, но лишает его богооткровенного и сотериологического характера, поскольку отождествляет и приравнивает православие к ереси, которую признает за некое иное выражение истины.

Метод современного Экуменизма

Анализ методов Новой Эпохи конечно же не является предметом нашего исследования и не составляют содержание при раскрытии данного вопроса. Мы только собираем колосья после жатвы в непосредственной связи с тем, что нас касается, мнениями, понятиями и представлениями полного ниспровержения вещей, превращения истины в ложь и лжи в истину, навязыванием мнений как верных средств продолжающегося повторения их (закон обычая) , выставлением напоказ и главным образом навязывание образа , тактики волокиты, желанного двойственного значения, двуязычие, искусственная неясность слов и документов-текстов, путаница и заблуждение.

Поддерживая эти методы Новой Эры современный экуменический диалог предпринимает попытку с помощью уловок , ухищрений в обобщениях пытается навязать совершившиеся факты в отношения нас православных с инославными. Догматические отличия пересматриваются и не представляются для обсуждений, решения и каноны нашей Церкви нарушаются и оставляются как вышедшие из употребления, догматы нашей веры порочатся во время собеседований «богословов», истина уравнивается и смешиваться с ересью.

Единственное, что указывает на расцвет, принося щедрые плоды в некоем безудержном энтузиазме так это преизбыточная любовь, вежливость, лихорадочная дипломатия, безотчетная и бессознательная ревность. Очень точно описал ситуацию несколько лет назад отец Димитрий Станелю (Staniloae), когда он писал:
"Взращивается настолько легкий энтузиазм из-за стремления к соединению, который полагает, что он может с помощью эмоционального накала осуществить свои реальные задачи и их без труда вновь воплотить. Создается даже некий дипоматический образ мышления выстраиваемый на компромиссе, который полагает, что вполне можно примирить с помощью взаимных уступок в вопросах догматического характера главным образом те основные положения, которые удерживают церкви в положении разделенности».(D i m i t ru Staniloae, Για έναν Ορθόδοξο Οικουμενισμό, εκδ. Άθως, Πειραιεύς 1976, σελ.).
В некоем действительно настоящем водовороте энтузиазма и выражениях любви «без условий и границ» (соответственно словам патриарха Афинагора) на самом деле превзошли все пределы и все каноны-правила. Мы стали забывать нашу православную традицию, священный вклад наших Святых Отцов, от которые мы легко отказались, как от чего-то устаревшего, считая себя самих равными им и ни чуть не хуже их, и даже ненужными для современного богословского слова, которое бы отвечало требованиям нашего времени и требованиям столь столь желанного «соединения».
Вновь появившиеся богословские взгляды, отличающиеся от догматических положений веры, неприемлемые уступки и компромиссы в вопросах веры, принятие теологуменов, терпимости, снисходительность к неприемлемым с точки зрения экклесиологии и этических правил взглядов является обычными вопросами обсуждения для православных, которые принимают участие в диалогах.

Увеличение частоты проводимых мероприятий , ускорение ритма их проведения, и неприкрытые, откровенные действия, тактика ведения связей, последовательная официозность, зрелищные сцены придают поспешность в навязывании завершения дискуссий по вопросу так называемого «соединения». Преподнося его как свершившийся факт. Уже очевидностью становится то, что, без какого-либо логического объяснения, без богословского основания, без соборного согласия, без принятия принимая церковным телом, в один момент отменяются истина и пренебрегается точность нашей веры, которая основана на двух тысячелетней традиции нашего святого Православия. Очевидностью уже является и то, что заранее решается на заседаниях Комиссий или Совещания представителей за закрытыми дверями или уполномоченными членами и с помощью тех же сами всегда «уважаемых» представителей в дальних зарубежных миссиях, результаты которых известны только тем, кто их весьма внимательно отслеживает и требует, не доводя до широкой общественной гласности. Очевидностью являются и вводимые обряды и ритуальные действия символического характера, даже со стороны Вселенского Патриарха и Римского Понтифика.

"Теория ветвей", принцип "церквей-сестер", "крещальное богословие", "участие в самих Таинствах", или провозглашение "общей апостольской традиции", "апостольского преемства" и др. составляют новые «догматы» экуменизма, которые навязываются сверху, вне всякого богословского основания.

Православное богословие и православная экклесиология сдают свои позиции в погоне за дипломатией и политикой. Поддержание баланса, соблюдение логики корреляции, включение в социальные и политические обстоятельства являются требованиями нового господствующего взгляда в современном экуменическом богословии.

В наше время реальным фактором является то, что широкое общественное богословское образование, катехизация и пастырское попечение становятся не нужными, а эти вновь появившиеся "догматы" были введены под предлогом авторитетных доводов чтобы даже ниспровергнуть и то, что является само собой разумеющимся.

Папство является ересью

Многие говорят, что римо-католики (паписты) не еретики, но раскольники, или же что папство не было официально осуждено как ересь на Вселенском Соборе и так далее.
Давайте вначале посмотрим на то каким образом определяется ересь и чем она отличается от схизмы-раскола. Приснопамятный профессор Иоанн Кармирис говорит: "Ересь это совершенно искаженное учение, уклонившееся от подлинной христианской веры, и вместе с темот самого христианского общества, разнящееся в догматическом учении от истинной Церкви и отколовшееся от общения с ней и от единства с ней». (Θρησκευτική και Ηθική Εγκυκλοπαιδεία, Τόμος 1ος, εκδ. Μαρτίνος, Αθήνα 1962, σελ. 1087). первый, Эд Мартин, Афины 1962, стр. 1087).

Святитель Василий Великий пишет в первом своем каноническом послании: «Древние еретиками называли совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся», в то время как раскольниками называют тех, кто «разделившихся в нениях о некоторых предметах церковных, а о вопроса, допускающих уврачевание». ( Свт. Василий,Великий, Μ. Βασιλείου, Επιστολή 188 Προς Αμφιλόχιον περί κανόνων, ΕΠΕ Τομ. 1, σελ. 183)1


То есть разница между ересью и расколом состоит в том, что еретики это те, которые сознательно отклоняется от истинной веры, отвергая один или несколько догматических истин Церкви, и пребывают в своих заблуждениях даже и после увещаний со стороны Церкви отказаться от них. Раскольники, не отклоняясь от церковного устройства и порядка, но не подчиняются церковной иерархии (см. ω. Καρμίρη, Αίρεσις, Θρησκευτική και Ηθική Εγκυκλοπαιδεία, Τόμος 1ος, εκδ. Μαρτίνος, Αθήνα 1962, σελ. 1088).

Очевидно и бесспорно, что паписты не просто уклонились от церковного порядка и устройства, но приняли ряд еретических учений, от которых они никогда не отказывались ни в истории, ни во время диалог, который они проводят.

По этой причине святитель Марк Евгеник, епископ Ефесский подчеркнул, что: "Мы, не иначе отвратились от латиняня как за то, что они не только раскольники-схизматики, но и еретики. само ничего apeschisthimen латыни, но Эйсин, что мой единственный раскольников, но еретиками. И что же еще нужно? ". (Πηδάλιον, εκδ. Αστήρ, Αθήνα 1970, σελ. 55).

Осуждение заблуждений папизма

Заблужения римо-католиков (папистов) были осуждены как еретические многими Православными Соборами. Мы непосредственно представляем их определения:

1. Из определения VIII Всленского собора (879-880гг.) при свт. Фотие Великом. (Было бы необходимо отметить, что согласно нашему православному сознания этот Собор считатеся Восьмым, в то время как Собор 1341г. при свт. Григорие паламе в защиту исихазма считается Девятым). Определением этого Собора (VIII) отлучается и анафематствуется искажающие Символ Веры прибавлением Filioque. (См. Ιω. Ν. Καρμίρη, «Τα Δογματικά και Συμβολικά Μνημεία», τόμος Ι, σελ. 262). Папа принял этот Собор и упразднил схизму 867г. При свт. Фотие
2. Из решений Константинопольских соборов 1341г. (Девятый Вселенский), 1347, 1351 и 1368гг., которые утвердили учение свт. Григория Паламы и исихастов, то есть православных традиционалистов, и осудили франко-латинские заблуждения, которые потарались перенести на Восток Варлаам и те остальные латиномыслящие, бывшие его последователями (Григорий Акиндин, Иоанн Калекас, Никифор Григора)

3. Из определений Православных Патриархов в их ответе англиканской высшей иерархии в 1716 и 1725гг. (Там же, стр. 783-820)

4. Из решений Собора Восточных Патриархов в Константинополе 1755г. (Там же, стр.. 989-991).

5. Из определения Собора Восточных Патриархов в Константинополе 1848г. ( Там же, стр. 902-925).

продолжение следует

перевод: «Православный Апологет» 2011г.



Подписка на новости

Последние обновления

События