Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Война, которую Христос пришел начать на земле

преподобный Никодим Святогорец

 

 

 

Задумайся, возлюбленный, о той мысленной брани, ради которой Господь наш пришел в этот мир, как Он Сам говорит: «Не приидох воврещи мир, но меч» (Мф. 10, 34). Подумай, что в этой войне Сам Спаситель наш Иисус — Военачальник и Царь, безгранично великий и удивительно сильный, удивительно мудрый и полный любви, сопровождаемый всеми Ангелами и святыми. И не для того Он идет на войну, чтобы наложить на все непокорные Ему народы Свою царскую подать и стать богаче, но Сам становится нищим, чтобы обогатить их. Приведу еще один образ, чтобы не распространяться подробно: подумай об Иисусе как о Царе, Который использует все преимущества и дарования Своей Божественной и Своей человеческой природы, чтобы управлять народом своим, который послушен Ему. Ведь Он Сам не только как Бог, но и как человек может быть Царем царствующих и Господом господствующих, как подтверждает это святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «И имать на ризе и на стегне Своем имя написано: Царь царем и Господь господем» (Откр. 19, 16).

А после всего этого подумай о том, что этот Царь зовет на войну всех людей, и тебя вместе с ними. Причина, по которой Он решил воевать, и цель, с которой Он нас призывает, — вступить в бой с Его врагами и с нашими врагами, то есть с плотью, миром и диаволом. В этой войне Царь идет впереди всех, как написано: «Аз пред тобою пойду и горы уравню, врата медяная сокрушу и вереи железныя сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная» (Ис. 45, 2-3). Во все время войны Он первый, Кто переносит тяготы и превратности жизни, Он первый встречает опасности в сражении и Он первый принимает ранения. Но как только война закончится, слава победы и венцы, и города и селения, захваченные в битве — все это достанется воинам.

 

Посмотри, насколько же это верно. Ведь Господь пришел в этот мир и, проведя все дни Своей жизни в нищете, среди скорбей и поношений, умерев Крестной смертью, победил мир, как и Сам говорит: «Дерзайте: Аз победих мир» (Ин. 16, 33). Он победил и диавола: «Ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12, 31). Наконец, Он победил и плоть, как об этом пишет Апостол Павел: «Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха, и о гресе осуди грех во плоти» (Рим. 8, 3). И так бесчисленное множество душ торжественно последовали примеру Господа и теперь, победив врагов, упомянутых выше, — тем способом и по тем законам, о которых мы говорили, — они торжествуют с Ним в Раю. И один получил пять городов, а другой — десять, соответственно труду каждого. «И рече ему: благо, рабе добрый: яко о мале верен был еси, буди область имея над десятию градов… рече же и тому: и ты буди над пятию градов» (Лк. 19, 17-19). Что за странный закон ведения войны! Совершенно противоположный законам войн, проводимых на земле, в которых только воины воюют против врагов, а царь остается в безопасном месте, но земли и города, которыми овладевают воины, все они принадлежат царю!

Что теперь делать тебе, брат, и какой дать ответ, получив призыв на войну от Самого Господа? Ты прекрасно видишь, что война коротка, а победа, триумф и наслаждение благами после нее пребывают вовеки. Ты видишь, что те враги, которых хочет победить Господь Иисус, — больше твои враги, чем Его, потому что Его они не могут лишить Царства, а тебя — могут, если ты не победишь их. Итак, встань и прими твердое и мужественное решение неуклонно следовать за Господом еще больше, чем прежде, подражать Ему во всем от всего сердца и терпеть все, что необходимо будет для угождения Ему, думая о том, что когда ты станешь близким к Нему, то обретешь в этом великое счастье.

Раскайся в своей прошлой жизни, которая была противоположной жизни Христа, потому что для тебя были врагами те, которые для Него были друзьями, то есть нищета и нищие, скорби и скорбящие, поношения и поносимые. Ты был более похож на денницу, который является князем мучимых в противоположность Христу — Князю спасенных. Итак, перемени свой военный лагерь и впредь имей друзьями твоих бывших врагов, а прежних друзей твоих — врагами, и обрати против них все духовное оружие твое для того, чтобы одержать над ними победу. И поскольку все победы, последующие за этой мысленной бранью, даются от Господа, как написано: «Конь уготовляется на день брани: от Господа же помощь» (Притч. 21, 31), то моли Его, чтобы Он просветил тебя Своей благодатью и чтобы в дальнейшем ты другими глазами смотрел на посылаемые тебе кресты, скорби и лишения, и чтобы Он дал тебе силы переносить их без ропота и с благодарностью, как подобает Его последователю, то есть с мыслью о том, что все эти испытания — драгоценны, важны и желанны для тебя, по примеру Христа. Потому что терпящий в жизни сей различные скорби, в будущем получит наслаждение вечное и будет радоваться со своим Царем, как говорит божественный Павел: «Аще терпим, с Ним и воцаримся» (2 Тим. 2, 12).

Задумайся, возлюбленный, над тем, что люди, следующие за Христом в этой войне, бывают трех типов.

К первому типу принадлежат те, которые следуют за Христом только в мыслях, издали, они восхищаются этой войной, но все никак не могут решиться взять в руки оружие, чтобы самим воевать против врага и победить его, то есть они не хотят пользоваться необходимыми средствами, чтобы подражать примеру Иисуса Христа, чего желает и Он Сам, но пребывают в лени и праздности.

Ко второму типу относятся люди, которые, хотя и вооружаются и вступают в бой, но делают это только тогда, когда им захочется, используют только те орудия и средства, которые согласны с их волей, а не те, что согласны с волей Божией. Они желают идти впереди Господа, а не следовать за Ним, то есть они хотят победить страсти и диавола, проводя жизнь спокойную, живя по своему усмотрению и пребывая в гордости.

К третьему типу относятся люди, которые, несмотря на все, остаются твердыми, потому что они, отдавая Богу все силы своей души и всю славу побед, становятся подражателями Христа. Они предают себя в руки Его, чтобы Он Сам вел их, как Ему угодно — эти благословенные люди выступают на брань не сами, но по совету своих духовных отцов используют необходимые средства и совершенное отсечение своей воли. Посему-то они и готовы идти за Господом двумя способами: непосредственно следуя за Ним в брани на супостатов или же последуя Ему иным способом, угодным Ему, чтобы сказать вместе с Давидом: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей» (Пс. 56, 8).

К первому чину относятся холодные и праздные, ко второму — теплохладные и ленивые, к третьему — горячие и усердные.

К какому же чину относишься ты, брат? Если к первому, то горе тебе. Потому что ты во время Крещения пообещал Богу воевать со своими страстями и с диаволом, но стоишь вдалеке без дела, вместо того, чтобы взять оружие и идти на войну. И как забыл ты, несчастный, что если не будешь воевать и побеждать здесь и сейчас, то твои враги умертвят тебя навеки? Неужели ты не знаешь, что если не будешь сражаться, то не получишь ни венца, ни награды? И кто когда‑нибудь, будучи беспечным и спящим, побеждал врага? Или на кого возлагали венец, если он пребывал в наслаждениях и развлечениях, как говорит Василий Великий: «Кто дремля заслужил себе триумфальную арку? Или кто, услаждаясь или играя на флейте, был украшен победными венцами?». Посему, возлюбленный, оставь леность и вооружись для войны с твоими смертельными врагами. И не смотри на то, как воюют другие, чтобы и тебе не сделаться беззаботным и не услышать того, что сказал Моисей сынам Гада и Рувима: «Братия ваша пойдут на брань, и вы ли сядете ту ?» (Чис. 32, 6).

Если же ты относишься ко второму чину, то тебя одновременно борет и желание, и нежелание вести духовную брань, как бывает с ленивыми. «В похотех есть всяк праздный» (Притч. 13, 4). Ты ни горяч, ни холоден, но теплохладен. К таким людям говорит Дух Святой в Апокалипсисе: «Тако, понеже тепл еси, и ни студен еси, ниже горящь, имам тя изблевати из устъ Моих» (Откр. 3, 16). А когда случится так, что Он извергнет и отвергнет тебя? Это будет в день Суда, когда ты скажешь Ему: «Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом?» (Мф. 7, 22), а Господь ответит: «Николиже знах вас: отидите от Мене, делающии беззаконие» (Мф. 7, 23). А также: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех» (Мф. 7, 21). Ты желаешь стать добродетельным, но только без трудов. Ты хочешь делать добро, но одновременно не желаешь обидеть мир. Ты стремишься избавиться от своих злых обычаев, но не хочешь поскорбеть для этого. Ты хочешь служить Богу, но только словами. Говоря коротко, ты желаешь одним глазом смотреть и на Небо, а другим — на землю. Ты хочешь бороться с той страстью, которой ты лишь немного подвержен, а с той, которая всецело охватила тебя — не борешься.И, предположим, когда Христос призывает тебя отказаться от какой-то из твоих страстей, ты отказываешься от нее только на словах, а не на деле. И когда Он призывает тебя измениться, ты меняешь себя только внешне, но оставляешь прежним расположение сердца твоего. Если Он попросит у тебя дерево целиком, ты отдашь Ему только часть от плодов, сохранив для себя наилучшие из них, то есть свою волю и свой образ мышления; и ты не думаешь, несчастный, что твои мнимые подвиги в этой мысленной брани являются на самом деле ошибками и грехами, поскольку ты их приобретаешь, действуя вопреки приказаниям твоего Военачальника, Иисуса Христа? «Аще же и постраждет кто, не венчается, аще не законно будет подвизатися» (2 Тим. 2, 5).

Посему раскайся в непостоянстве твоего нрава и в лукавстве твоем и совершенно удались от него, потому что оно свойственно неразумным людям, а не мудрым и желающим своего спасения, которое дается с превеликим трудом. Ибо сказано: «Безумный же яко луна изменяется» (Сир. 27,11). И впредь предай самого себя со всеми помышлениями и желаниями твоими Господу и будь словно мягкий воск в руках Его, чтобы ты мог воспринять в душу твою Его законы и заповеди, как некую печать, и не навязывать Ему законы твои, говоря от всего сердца: «Иду по Тебе, аможе аще идеши, Господи!» (Лк. 9, 57).

А затем умоли сего Царя Неба и земли просветить тебя Своей благодатью, чтобы ты был способен подражать Ему и творить волю Небесного Отца, и да будет отныне сие твое пищею и наслаждением, и радованием твоим. «Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя и совершу дело Его» (Ин. 4, 34).

Ты должен знать, брат, и притом хорошо знать, что в этой войне ты никогда и никоим образом не должен надеяться или с дерзновением полагать, что ты победишь своей собственной силой, потому что в таком случае ты проиграешь и враги немедля одолеют тебя и истребят. Но победу ты должен полностью ждать от Иисуса Христа — единственного Победителя всех врагов, плоти, мира, диавола, греха, страстей, смерти и ада, которых Он попрал и сокрушил, и полностью уничтожил и саму сущность их, и силу: «И попрах я яростию моею, и сотрох я яко персть, и сведох кровь их в землю» (Ис. 63, 3). И обратись к Нему теми словами, что сказал Зоровавель: «От Тебе победа и от Тебе премудрость, и Твоя слава, и аз раб Твой» (2 Езд. 4, 59).

 

Источник: Преподобный Никодим Святогорец «Духовные упражнения», поучение 25 (отрывок) // ΓΥΜΝΑΣΜΑΤΑ ΠΝΕΥΜΑΤΙΚΑ. ΑΓΙΟΥ ΝΙΚΟΔΗΜΟΥΤΟΥ ΑΓΙΟΡΕΙΤΟΥ. ΈΚΔΟΣΙΣ ΕΚΤΗ. ΕΚΔΟΤΙΚΟΣ ΟΙΚΟΣ ΒΑΣ. ΡΗΓΟΠΟΥΛΟΥ. ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 1971. — ΜΕΛΕΤΗ ΚΕ'.

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г



Подписка на новости

Последние обновления

События