Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Навпактский Иерофей: «Шуты» в богословии

Ναυπάκτου Ιερόθεος:Οι «σαλτιμπάγκοι» της θεολογίας

00002

Слово «шут» согласно «Малому словарю новогреческого языка» Г. Бамбиньотиса, означает «забавный артист, исполняющий различные комиксы на открытом пространстве». Речь идет о группе людей, которые проводят различные игры, чтобы развлекать детей и взрослых, особенно на ярмарках, в парках развлечений, на ярмарках.

Этот термин я использую для характеристики некоторых церковных сторон жизни, явлений, духовенства или мирян, которые бросаются словами и упрощают, и смеются над великими вопросами Церкви и богословия.

Церковь это Тело Христово, это таинство, которое никто не может переживать ни с помощью логики и телесных чувств, ни с помощью воображения, фантазий.

Богословие Православной Церкви весьма серьезно, ибо оно указывает на то, какова цель человека, каков смысл творения мира, и, конечно же, какова цель существования Церкви. Человек, согласно свт. Григорию Богослову, «призван стать Богом», а антропология, как она была раскрыта Отцами, заключается в том, чтобы довести образ Божий до богоподобия. Даже  вочеловечение Сына и Слова Божия рассматривается в перспективе победы над грехом, дьяволом и смертью.

Такое богословие, с которым мы встречаемся в текстах Пророков, Апостолов и Отцов, как оно было открыто Невоплощенным Словом в Ветхом Завете и Воплощенным Словом в Новом Завете, не может быть игрушкой для «фокусов», не может  подвергаться осмеянию, не может быть низводимо до крайне низкого уровня, которого могут достичь все люди, оно не может стать каким-то удобрением, чтобы сохранить болезненное и удовлетворять человеческим страстям, оно не может вписаться в «star system» нашего времени.

К сожалению, мне приходится наблюдать, как некоторые из этих «шутов» часто появляются на публике и превращают православное богословие, церковную жизнь и православную аскетическую традицию в некую игрушку на рынке, в занимательные слова и печатные издания для «телевизионного рынка», в какую-то юмореску.

Я мог бы привести несколько примеров ради того, чтобы показать столь явную очевидность этого современного феномена, но я не стану этого делать, потому что не хочу указывать на конкретных клириков.

Дело состоит в том, что то, что происходит во время телепередач с телеиграми и конкурсами, примерно то же самое и таким же образом происходит в играх и соревнованиях в «церковной печати и интернет пространстве». Эти люди, с одной стороны судят тех, которые ответственно и авторитетно говорят о священном и святом в церковной жизни, а, с другой стороны, они используют различные комические приемы, словно они являются «веселыми шутами, клоунами» для общественного мнения, чтобы произвести впечатление и стать известными.

В конце концов, спасение это слишком великое дело, чтобы его доверять некоторым «шутам богословия».

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2018г.



Подписка на новости

Последние обновления

События