Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Архимандрит Георгий (Капсанис),

 игумен священной обители прп. Григория, святая Гора Афон (2014)

На Введение Пресвятой Богородицы

ΕΙΣ ΤΑ ΕΙΣΟΔΙΑ ΤΗΣ ΥΠΕΡΑΓΙΑΣ ΘΕΟΤΟΚΟΥ

 

Святитель Григорий Палама, который кроме всего прочего является еще и богословом Богородицы. Он в своей известной беседе-гомилии «На Введение во храм Богородицы»[1] сообщает, что наша Пресвятая Дева входя во Святая Святых становится первой, кто открыл в мире путь к трезвению, восхождению уму к Богу и соединению человеческого ума с Богом, то есть исихастский путь к обожению человеку. Тем самым для тех, кто восходит к Богу мистически и в безмолвии и мистически созерцает и познает Бога, наша Пресвятая Дева является первообразом и путем. Она является не только путем и первообразом для тех, которые живут в миру, для тех кто пребывает в девстве и непорочном браке, для матерей, но она является первообразом и для всех священно-безмолвствующих.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Итак, поскольку Она открыла этот способ достижения обожения, священное безмолвие, то поэтому и мы в особенности пристально взираем на пресвятой ее образ и на ее всесвятой лик и горяче Ее просим и умоляем, чтобы Она нам помогла и нам, прежде всего в том, чтобы мы стремились и желали того, что для каждого монаха является крайне привлекательным. Чего больше монах должен желать чем пребывать в безмолвом созерцании Бога? Того, чтобы сосредотачивать ум и постоянно простирать ум к Богу, иметь память о Боге? Чего больше должен желать монах нежели трезвения, постоянного восхождения к Богу и духовного бодрствования и бдения?

Благословенны те монахи и христиане, которые стремятся к трезвению и осознали великое значение и ценность какую имеет трезвение для человека. Благословенны те монахи и христиане миряне, которые находятся в борьбе за трезвение, тем самым они совершают то, о чем говорит святой Исаак Сирин: они обрели многоценную жемчужину, а поэтому они внимательно относятся к унынию, осуждению, помрачению ума, и они являются теми, о которых говорит божественный Апостол «искупующе время, яко дние лукави суть»[2]

Монах у которого ум обращен к Богу, обладает благословенным трезвением, внимательно смотрит за тем, чтобы его ум не оставлял Бога – по возможности каждую секунду – такой монах обрел драгоценную жемчужину и осознал какое великое благословение имеет это состояние в монашеской жизни, и он, как я сказал,  дорожит временем. Посему, если этого не происходит, если нет такого стремления и такой борьбы, то таковой не дорожит временем. А проходят дни и часы, и месяцы и годы, и праздники, и посты, а отнас убегает то, что является самым многоценным и то ради чего мы пришли в благословенную пустыню.

 

Посему, отцы, я вас горячо прошу – всякий день взывайте: взывайте к Господе Богородице, нашему Учителю и нашей Защитнице и нашей Начальнице и нашей Игумении и нашей духовной Матери – дабы мы все вели борьбу в нашем подвиге трезвения. Дабы мы, прежде всего, покаялись, потому что многое время нашей жизни прошло, а мы не имеем пребывания нашего ума в Боге, не имеем памяти Божией, но одолеваемы бесцельными и бесполезными помыслами, которые странствуют в уме то тут то там, с помыслами уныния и иными, которые не должны иметь места в боговидном уме. И нам необходимо осознавать сколько времени в нашей жизни мы теряем, которое нам следовало бы провести с пользой, и которое нам следовало бы потратить на то, чтобы удостоиться иметь память о Боге. Давайте говорить это себе самим сейчас, дабы нам не говорить об этом в конце нашей жизни, тогда, когда уже невозможно наше исправление. Только сейчас есть время для того, чтобы для всех нас произошло исправление, чтобы произошло покаяние, а это относится и ко мне, кто говорит вам это, и относится к вам, кто слушает меня. Этого ищет Бог, этого ищет Богоматерь, и от меня и от вас. Это требуется от нас сейчас;  и это от нас потребуется в день суда.

Итак, отцы, взыщем помощи от Пресвятой Девы, Ее благодати и Ее благословения. Начиная с сегодняшнего дня вновь поставим принцип покаяния для того, чтобы вновь возжелать трезвения и вести за него борьбу. И хороша вся борьба, если она ведется всеми вами вплоть до сего дня ради послушания, ради очищения сердца от страстей, ради любви к Богу и к человеку и к братьям. Блаженна всяэта борьба, которую вы ведете. Ибо она является подготовкой для того, чтобы мы двигались далее ко второму этапу, более существенному в нашей монашеской жизни, который является этапом трезвения, священного безмолвия, в которо нашим руководителем является Госпожа Богородица.

 

Источник: Αρχιμανδρίτου Γεωργίου, Καθηγουμένου Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου, Άγιον Όρος. Ομιλϊες σε ακινήτες Δεσποτικές και Θεομητορικές εορτές. Α. Εκδ. Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου 2015, σελ. 178-181

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2021г.

 

 


[1] В 55 Омилии свт. Григорий пишет об образе жизни Богоматери в храме Иерусалимсктм: «И таким образом Она жила как бы в раю и избранном месте на земле, лучше же сказать – как бы в небесных жилищах, потому что оные святейшие места храма являлись их образом. Итак, Она, жила, проводя образ жизни подвижнический430, замкнутый, свободный от забот и скорби, не причастный низменным страстям, превосходящий наслаждение сего мира, которое не бывает свободно от скорби; живя только Богу, видимая только Богом, питаемая только Богом, хранимая только Богом, имеющим, благодаря Ей, возъобитать с нами; всецело же и Сама взирая только на Бога, в Боге имея наслаждение, Богу непрестанно внимая. Также с крайним усердием Она слушала писания Моисея и изречения иных Пророков, когда весь народ совне приходил каждую субботу, как это было в обычае; и узнала Она об Адаме и Еве и обо всем относительно их, и о приведении всего из небытия в бытие, о пребывании в раю, о заповеди данной в нем, о губительном совете со стороны лукавого, об обмане, заключавшемся в оном совете, о, как последствии сего, изгнании оттуда и потере нетления (бессмертия) и смене на эту многоболезненную жизнь431; и видела Она эту, подверженную проклятию нашу жизнь, которая в силу потомственного преемства тянется вместе со временем и сверх того все время склоняется к ухудшению, и (видела она), что творение Божие (созданное) по подобию Божиему, отчуждается («апаллотриуменон») от Создавшего (его) и все больше и больше сродняется с злокозненно угнетавшим его432 (увы! какую силу возымел над нами лукавый и какое его ненасытное бешенство! Увы! какое бесчувствие с нашей стороны и «без оглядки» тяготение к земле!)433 в то время, как нет никого кто был бы в силах остановить это общее человекоубийственное неистовство и удержать неудержимое стремление человеческого рода в ад; поскольку Богоотроковица Дева слышала это, а также и видела, то возымев жалость к общему (с Ней) человеческому роду и размышляя о том, каким образом могло бы быть найдено врачевство, противодействующее таковому недугу, Она немедленно решила всей душою обратиться к Богу и, взяв на себя посольство за нас, принудить Невынуждаемого и скорее привлечь Его к Нам так, чтобы Он Сам отстранил проклятие и остановил распространение пожара, сжигающего души, и ослабил силу противоборствующих, и вместо (проклятия) даровал благословение, и воссиял священный свет и, исцелив немощное, соединил с Собою Свое творение. И, вот, таким наиподобающим образом Благодатная Дева, обдумав в Себе, о, до какой степени чудесно и выше всякого слова предприняла посольство за все естество! – Потому что ища (способ) каким образом Она могла бы убедительно и подлинно войти в общение с Богом, к Которому Послом пришла по Своему почину («автохиротонитос»), а лучше сказать – по воле Божией, Она прилежала всякому виду добродетели и изучила реченное в Законе и обретаемое в слове (устной традиции) и в принадлежащем и тому и другому, а также изучила предметы из числа главных наук, как бы запечатлевая все в Себе, и изобретая нечто434 наиболее свойственное Богу, что на этом основании обладая особым свойством, знает пользующих это – непосредственно уподобить Ему435; поскольку же Она не видела ничего из проявленного людьми прежде Нее, что точно указывало бы на это, то Она Сама прорубает лучший и совершеннейший путь и изобретает и Сама исполняет и передает последующим людям высшее делание созерцания436; созерцание (богомыслие) же это настолько превосходит прежде известное, насколько истина превосходит фантазию».

[2] См. Ефес. 5, 16 в русском переводе – дорожа временем, потому что дни лукавы



Подписка на новости

Последние обновления

События