Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Патрский Никодем (Валлиндрас) †

 

Встреча Господа в храме (Сретение)[1]

The Reception of the Lord in the Temple (Candlemas)

 

Картинки по запросу "Сретение Господне византийские иконы и мозаики"

Сретение Господне, византийская икона 16 век

С огромным волнением святой праведный Симеон держит на своих руках Божественного Младенца. Его сердце переполнено радостью. Его взгляд устремлен к небу, и его губы искренне двигаются в горячей молитве, которая вошла в этот благословенный момент в его уста: «Ныне отпущаеши раба Твоего , Владыка…» Затем этот трижды благословенный старец обращается к Пресвятой Богородице, чтобы сказать ей слова о великом событии. С видом пророка, озаренного Духом Божьим, раскрывающим волю Всевышнего, он говорит: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (в знамение пререкаемо – в славянском и греч. текстах. Этому прочтению мы далее и следуем. Прим. переводчика)».

Поистине это пророческие слова, которые Богородица слышит не только с большим волнением, но и с трепетом. Поскольку они предсказывают ужасные и печальные события, которые произойдут в последствии. Они имеют подтверждение в словах, что «меч пронзит и Твою душу», то есть, что и в Твое собственное материнское сердце будет пронзено «обоюдоострым мечом». Эти последние слова пророчества относятся к Страстям Господа, когда сердце Его Матери будет разорвано великой скорбью. Однако более ранние пророческие слова: «се лежит Сей на падение и восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемое» имели и находят свое применение в каждую эпоху.

  1. «Знамение пререкаемое». Когда Сын Божий воплотился и пришел в мир, это стало самым серьезным знамением для проявления в человеческой воли склонности к противоречиям. Личность и учение Христа выделялись как ярко горящий столп, которые, несомненно, привлекали внимание всех и призывали каждого занять позицию в отношении них. Люди всегда делятся на два лагеря, в зависимости от их отношения ко Христу. Вся история человечества вращается вокруг оси, которой является Христос. Самый глубокий смысл исторических событий любой эпохи - это не сочетание материальных (особенно экономических) факторов, как некоторые нас уверяют, а скорее отношение каждого народа к Христу и Его Закону.

Это «знамение пререкаемое» одни принимают, а другие отвергают Его. Некоторые собираются под Его скипетр, верные воины Его Царства; другие нападают на идеалы, которые Он начертал кровью Своей Жертвы. И через множество событий ход истории после Христа демонстрирует движение и прогресс в жизни людей и обществ, которые следуют линии христианства или нет. Это действительно так. Люди и семьи, которые принимают Его и подчиняются Его воле, имеют тенденцию прогрессировать в направлении «покоя», то есть они выбирают счастливый и удачный путь, несмотря на любые испытания, которые могут выпасть на их долю.

С другой стороны, те, кто занимает отрицательное отношение ко Христу и отказывается подчиняться Его божественной воле, идут по пути, ведущему к «падению», то есть навлекают на себя разрушительный крах: «разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира»(Рим. 3, 16-17). Как сказал пророк много веков назад: «Яко се удаляющии себе от Тебе погибнут» (Пс. 72, 27). И целые общества ведут «к восстанию» или «к падению» в зависимости от того, наполняет их христианский или антихристианский дух. Существует также культурный подъем или падение, соразмерное преобладающей обстановке и тенденциям. Там, где есть христианский дух, продвигается культура; без него общество быстро скатывается к своему упадку и закату. Пророчество о том, что наш Господь Иисус Христос «лежит Сей на падение и восстание многим во Израилии в знамение пререкаемое», неопровержимо.

 

Миниатюра Менология Василия II, первая четверть XI в Библиотека Ватикана (Vat. gr. 1613)

Византийская миниатюра 12 в. из Менология императора Валисия II. Библиотека Ватикана (Vat. gr. 1613) 
  1. Со времен жизни Господа на земле эта дилемма была поставлена перед людьми, и Его присутствие и учение были представлены как «знамение пререкаемое» в двойном смысле. В первую очередь многие задавались вопросом: «Ибо Кто сей?» (Мк. 4, 41). Чтобы услышать, что общественное мнение говорит о Нем, Господь спросил Своих учеников: «За кого Меня почитают?» (Матф. 16, 13). И со стороны учеников пришел ответ: «Одни говорят Иоанн Креститель, другие Илия, третьи Иеремия или один из пророков». Христос снова спрашивает: «Кого Мя глаголют человецы быти». И от имени всех учеников Петр выражает истинный взгляд на Христа и торжествующе исповедует: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» (там же, 14–16). С тех пор каждый, кто серьезно думает, сталкивается с проблемой: «Ибо кто Он?». Кто такой Тот, Кто появляется в божественном виде, как величайшая личность и как учитель высших истин? Некоторые склоняются перед Его святой личностью и благоговейно подчиняются Его божественной воле. И мудрые мира сего, и простые люди. Находясь под Его знамением и в соответствии с Его Евангелием каждый, кто исповедует веру в Него и преданность Ему, встречается с другими единомышленниками и поклоняется Его Божественности. Однако у других есть свои оговорки. Они считают Его просто замечательной личностью, но сомневаются в Его божественности.

Но Господь - это не просто «знамение пререкаемое» только на уровне веры, но также и в этическом плане. Это основная причина, по которой толпы людей разделились относительно Него (Иоанна 7, 43). Потому что Господь не представил Себя просто как учитель, но Он также потребовал, чтобы наша жизнь соответствовала Его учению. Итак, люди разделились. Некоторые, осознавшие, что это учение было самым возвышенным нравственным учением, приняли его и следовали ему; другие, однако, повторяли: «жестоко есть слово сие, и кто может послушати его? » (Ин. 6, 60). Другими словами, требования этого учения суровы, и кто может их услышать и применить? Поэтому они отвернулись и оставили учение Господа. В то же время другие, которые были более благоразумными и более искренними, на протяжении веков заявляли: «Господи, к кому идем, глаголы живота вечнаго имаши» (там же 68).

3. Но, несмотря на то, что Господь, таким образом, преподносится как «знамение пререкаемое» и «на падение и на восстание многих», в зависимости от отношения каждого человека, остается реальностью, вне всяких сомнений, и каждому из нас придется раз и навсегда выступить за или против Христа. Многие думают, что можно занять безразличное отношение, не приветствуя христианскую веру , относясь к ней тепло и не враждебно Это самообман. Потому что Господь сказал, что «те, кто не со Мной, против Меня» (Матф. 12, 30). Этот так называемый нейтралитет, который даже в международных делах производит впечатление отказа и нежелания участвовать в совместных действиях и помощи, невозможен в наших отношениях с Господом. Потому что те, кто хочет казаться безразличным и нейтральным, на самом деле оказываются против Христа. Они также виновны в том, что являются союзниками зла, и должны считаться принадлежащими к партии, отрицающей Христа и Его волю. К сожалению, большая часть человечества ни горячая, ни холодная. Они теплые. И Господь говорит, что если вы положите что-то теплое в рот, это вызовет у вас тошноту (фраза из Откровения Господа, 3, 16), чтобы сказать нам, что Он хочет, чтобы мы были ревностными и преданными Ему. Чтобы мы имели искреннее желание применить Его учение в нашей жизни, и прилагали к этому свои усилия. Если мы равнодушны, Он не считает, что мы с Ним. Напротив, Он считает, что те, кто теплые, в действительности холодны и связаны со злом.

Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е годы XI в. ГрецияМозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е годы XI в. Греция

Это достойные внимания взгляды, которые вытекают из пророчества праведного Симеона, сказанного во время Сретения Господа, которое мы празднуем сегодня. Пусть эти мысли станут для каждого из нас началом осознания того отношения, которое мы заняли или будем занимать в отношении Господа. И пусть это знание приведет нас к твердому решению оставаться гражданами и наследниками Царства Божьего во веки веков.

 

(†) Митрополит Патрский Никодим (Валлиндрас), Εόρτια Μηνύματα, издание Apostoliki Diakonia

1.На Западе этот праздник называют по-разному, в том числе «Очищение Богородицы» и «Представление Христа». У греческого имени другой акцент. Конечно, поводом стало «воцерковление» Богородицы, а также подношение новорожденного ребенка. Но греческое слово Υπαπαντή означает «официальный прием». Смысл в том, что Симеон выходит навстречу Господу и Его Матери, чего он бы не сделал по другой причине. Здесь же происходит особо важное событие – приходит кто-то весьма важный. Это не означает, что другие имена «неправильные», просто греческое добавляет еще одно измерение, которое может представлять большой интерес. WJL.

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2021г.

Источник: https://pemptousia.com/2021/02/the-reception-of-the-lord-in-the-temple-candlemas/

Разрешается копирование, частичное и полное, статьи при обязательной ссылке на «Православный Апологет»

 

[1]



Подписка на новости

Последние обновления

События