Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Литургия Преждеосвященных даров: история, генезис, время совершения и евхаристический пост

В связи с некоторыми неверными и неприемлемыми для православной традиции указаниями о сроке поста перед причащением в подписанном высшим священноначалием РПЦ документе

«Об участии верных в Евхаристии»


 

1. Введение

Покаянный характер Литургии Преждеосвященных Даров

Божественная литургия «Преждеосвященных даров» по словам выдающего православного литургиста профессора И. Фундулиса, является «сердцем Великой Четыредесятницы».1 Она обладает несомненной простотой и одновременной красотой и литургическим богатством. Неслучайно прп. Феодор Студит говорит о ее «прикровенном и умилительном» характере (συνεσκιασμένως καί πενθηρῶς).2 « В других службах священнодействие совершается открыто и торжественно, здесь же, наоборот, прикровенно и печально. Вследствие этого и все последование является более таинственным, - такой вывод делает прп. Феодор Студит.3 Неоднократные коленопреклонения, совершаемые во время нее, при перенесении с престола на жертвенник Святых Даров, коленопреклоненное пение четырех стихир «Да исправится молитва моя», во время великого входа с пением проникновенного гимна «Ныне силы небесные с нами невидимо служат…»4, а также совершение дважды с тремя метаниями-коленопреклонениями молитвы прп. Ефрема Сирина, свидетельствует о том, как Церковь Христова особо заботится о воспламенении в людях глубокого покаянного сердечного чувства. Вполне вероятно именно поэтому она является и сердцем Святой Четыредесятницы и именуетcя «Литургией Великой Четыредесятницы» (Λειτουργία τῆς Μ . Τεσσαρακοστῆς). Такой настрой этой Литургии противоположен настрою полных литургий свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого, ибо совершение, священнодействие полных Божественных литургий является и переживанием и соучастием в Божественной икономии: Боговоплощении, Страстях, Воскресении и Вознесении, так и Пасхальным торжеством.5 Иначе Божественная литургия именуется как «Пасхальное таинство» (τΠασχάλιον μυστίριον)6, поскольку во время нее совершается Жертва и переживается встреча с Воскресшим Христом.

Ничего подобного нет в литургии Преждеосвященных даров. Здесь мы не соучаствуем в Божественной икономии, ибо она «не является литургией в прямом и главном смысле понимания этого термина, то есть принесением жертвы, потому что не включает в себя Анафору, и, следовательно, не может идти речи о совершении таинства Божественной Евхаристии. Она является только вечерним синаксисом главной целью которого является Причащение».7 Но, тем не менее, Литургия Преждеосвященных даров не является каким-то искусственно встроенным в великопостное богослужение последованием, а его органичным продолжением и кульминацией. «Литургия Преждеосвященных даров при ее совершении во время настоящей вечерни не только встраивается в строй богослужения Четыредесятницы, - подчеркивает профессор И. Фундулис, - но она составляет плод и венец и стержень вокруг которого словно вращается великопостная служба, и она является целью, к которой нас направляет».8 Этой целью, мы еще раз подчеркнем, является глубокое покаянное чувство и причащением с этим чувством и страхом Божиим пречистых и животворящих Тайн Христовых.

 

2. Древность литургии Преждеосвященных Даров

В большинстве научно-богословских статей и трудов, посвященных истории появления этой литургии констатируется факт несомненной древности появления этой литургии. Некоторые видят ее происхождение с апостольских времен9, некоторые в практике Древней Церкви ежедневного личного (самопричащение) причащения христиан,10 а некоторые в практике причащения тайн Христовых монахов-пустынников11. Такое причащение совершалось, скорее всего, после 9 часа (то есть после 3-х по полудни или ближе в заходу солнца) и ему предшествовало суточное воздержание от пищи.12 Ибо если естественное воздержание от пищи в период великого поста длилось до 9-часа, то, несомненно, оно длилось и при совершении Литургии Преждеосвященных, поскольку во время ее совершения христианин, в отличие от других великопостных богослужений, «ставится перед фактом реальной встречи и кинонии-причащения с воскресшим Христом».13 Именно о полном воздержании от пищи, полноценном посте в течение всего прошедшего дня перед вечерней на которой совершается Литургия Преждеосвященных Даров как об исконной и непрерывной традиции свидетельствует и профессор И. Фундулис: «Верующий народ приходил «к вечерне» после полного пощения в течение всего истекающего дня, а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать соединялась с последованием Вечерни».14

Мы полностью согласны с мнением профессора И. Фундулиса о том, что нынешняя практика Православной Апостольской Церкви совершения литургии Преждеосвященных даров следует отнести к Трулльскому собору, который 51 правилом определяет: «Во вся дни поста святыя Четырядесятницы, кроме субботы и недели и святого дня Благовещения, святая литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных».15 В последний период истории Византийской империи Литургия Преждеосвященных даров получило «окончательное своеобразие» (τέλοςδιόμορφος) о чем имеется неоспоримое свидетельство в рукописных кодексах.16

 

3. О традиционном времени совершения Литургии Преждеосвященных Даров и сроке евхаристического поста перед причащением тайн Христовых

Теперь мы коснемся главного – времени совершения Преждеосвященной литургии и подготовки к ней особым евхаристическим постом. Мы сравним исконную практику Православной Церкви с тем, что сегодня нам пока только предлагает, а фактически навязывает всей Русской Православной Церкви, подписанный некоторыми епископами и высшим священноначалием РПЦ документом «Об участии верных в Евхаристии»

В упомянутом нами документе, который предполагается стать главным руководством для духовенства и мирян всей полноты РПЦ дается следующая рекомендация: «Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром). В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость». (Требования подготовки ко святому Причащению., п. 1. Практика приуготовительного поста).

Рекомендация полного воздержания от пищи в течение 6 часов до причащения Тайн Христовых на литургии Преждеосвященных даров на самом деле грубейшим образом нарушает практику Православной Церкви о времени и характере так называемого евхаристического поста ( εὐχαριστιακή νηστεία), восходящую к эпохе Вселенских Соборов.

а) евхаристический пост в истории Церкви, основные правила

Священными канонами Православной Церкви не определяется срок подготовительного поста перед Божественной Евхаристией, то есть не определяется количество дней для воздержания и поста перед днем принятия Святых Тайн Христовых. Однако, что касается того, как священник должен совершать Божественную литургию, а соответственно и мирянин приступать в святой Чаше, священные каноны дают вполне ясные разъяснения и указания. 41 правило Карфагенского собора (419 г. н.э.), выносит следующее определение: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими…», То же подтверждает и 47 правило 'этого же собора. При этом отцы Карфагенского собора, утверждая особым правилом необходимость совершать священнодействие Божественной Евхаристии даже в вечернее время натощак, ссылаются на соответствующее постановление Отцов I Вселенского собора: «мы слышали о никейском исследовании веры; о священнодействии случающемся после обеда, истинно есть, да не ядшими достойно совершается, и тогда утверждено сие». То есть обычай Древней Церкви всегда совершать Божественную Литургию священнослужителями натощак является обязательным, не зависимо от времени совершения Евхаристии (утром или вечером). И этот обычай, имеющий свое древнее происхождения нашел свое закрепление и в решении Трулльского собора ( VI Вселенского собора) в 29 правиле: «Правило отец Карфагенского собора повелевает, дабы священнодействие олтаря совершаемо было не иначе, разве людьми не ядшими (ε μὴ ὑπ νηστικννθρώπων, μὴ ἐπιτελεσθαι)».

При этом следует обратить внимание на то, что Отцы VI Вселенского собора отменяют своим определением дозволение отцов Карфагенской церкви разрешать пост в Великий четверг, то есть вкушать пищу до совершения вечерни и соединенной с ней Божественной литургии. И такая строгость Отцов Вселенскими соборами объяснялась тем, чтобы «последуя апостольским и отеческим преданиям, … не подобает в четверток последния седмицы, разрешати пощение, и тем всю Четыредесятницу бесчествовати».

б) евхаристический пост перед литургией Преждеосвященных даров

Относительно срока полного воздержания от пищи до причащения Тайн на Литургии Преждеосвященных даров мы говорили ранее, ссылаясь на авторитетное свидетельство профессора И. Фундулиса о том, что верующий народ «приходил «к вечерне» после полного пощения в течение всего истекающего дня (μετὰ πλήρη νηστείαν καθ᾿ ὁλόκληρον τὴν διαρρεύσασαν ἡμέραν), а Литургия Преждеосвященных всегда вставлялась, а вернее сказать соединялась с последованием Вечерни».17 Тот же профессор Фессалоникского университета, высказывая мнение о желательности восстановления служения Преждеосвященной литургии в вечернее время, что явилось бы восстановлением издревле принятого в Церкви порядка, чина богослужения, относительно необходимости сохранения полного поста пишет следующее: «Если люди желают, или им надо приступить в божественному Причащению во время вечерней Преждеосвященной литургии, им необходимо войти в область подвигов святого Поста. Евхаристический пост, который предшествует божественному Причащению, как известно, это полный отказ о пищи и пития с вечера или с полуночи вплоть до божественного Причащения абсолютное воздержание. Если же кто-то по причине здоровья не может этого сделать, то пусть к ним проявят человеколюбие духовники. Однако я уже говорил, что им прежде всего следовало бы причащаться на литургии в субботу или в воскресенье. Да пребудет Преждеосвященная ненарушимой, а также ее цель и ее условия».18

Именно такое усиленное пощение вполне соответствовало и уставу о посте внешне19, но и внутренне. Такое пощение, то есть полное воздержание (ἡ πληρὴ ἐγκράτεια) от всякой пищи и питья до совершения Преждеосвященной литургии соответствует и «апостольской и отеческой традиции» (ποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι) совершать священнодействие натощак, а тем более в период Великого поста. Божественная Литургия Преждеосвященных Даров являлась естественным продолжением дней поста «дней плача и сокрушения» (Зонара). По мысли всех толкователей литургии Преждеосвященных Даров, она не является праздничным богослужением, поскольку не является приношением жертвы, а «предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священодействием исполненного», последованием сообразным духу великопостного «сокрушения и умилостивления Бога о грехах» (Вальсамон).20

Относительно же дней поста перед Евхаристией некоторые литургисты и богословы утверждают, что таких предписаний нет в церковных канонах. Эти предписания и рекомендации появляются в период поствизантийский, начиная с 15 столетия, и их можно увидеть не только в рукописях молитвовловов, но в Пидалионе прп. Никодима Святогорца, Канонарии о Посте (последний считается записью Канонария свт. Иоанна Постника) и др.21 Вероятно в это же время происходит так называемая богослужебная икономия: когда вечерня и Литургия Преждеосвященных даров переносятся, в приходской преимущественно практике, на более раннее время.22

В документе, в той части где даются рекомендации относительно подготовки ко Святому Причащению, тем не менее введена важная терминология – «пренебрежение к Таинству Тела и Крови».

«Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия» (Требования подготовки ко святому Причащению., п.3 молитвенное правило).

Однако под словом пренебрежение, синонимом которого могут являться и дерзость, бесстыдство и т.д. небходимо прежде всего понимать неверное отношение к величайшей святыне Церкви Христовой, Божественной Евхаристии, нарушение апостольской и древней практики благоговейного отношения к Евхаристии, которой, без всякого сомнения, служит срок полного воздержания от пищи, или так называемый литургический пост.


 

в) Некоторые предварительные выводы

История Литургии Преждеосвященных Даров однозначно свидетельствует о том, что:

А) эта литургия совершалась в дни великого поста, кроме субботы и воскресного дня, когда Церковь Христова запрещала совершать Божественную Евхаристию. (См. Требования подготовки ко святому Причащению., п.3), а также в день Воздвижения Креста Господня (14 сентября по Юлианскому календарю)

Б) она совершалась преимущественного после 9 часа дня23, то есть после 3 часов дня по нашему времяисчислению. Она соединялась с вечерней, с чтением так называемых «светильничных» ( εὔχες τοῦ Λυχνικοῦ ) ,

Г) как совершаемая в дни Великого поста, когда полное воздержание от пищи предполагается до 9 часа, то перед Причащением Тайн Христовых на этой литургии, согласно древней церковной традиции, всегда полагалось более строгое, а именно полное воздержание от всякой пищи и пития.

Поэтому вполне естественно возникает вопрос: на каком основании Священный Синод РПЦ вынес определение о полном воздержании от пищи в течении «не менее 6 часов»?

Заключение

Мы не находим ни в исторически ни в литургических памятниках никаких подтверждений для такого подхода. Более того, любое вкушение пищи даже за 6 часов до причащения во время Преждеосвященной литургии является грубейшим нарушением и правила поста как внешнего, так и внутреннего. Ибо такое вкушение пищи разрушает «дух сокрушения и покаяния» (τὸ πένθου καὶ μετανεῖας πνέυμα), а также, если не, прежде всего, противоречит «Апостольским и отеческим преданиям» (ποστολικαί καί Πατερικαί παραδόσαι), о которых говорится в 29 правиле Трулльского собора. Еще Апостольские правила вполне ясно указывают на то, что период Великого поста является временем «самого строгого воздержания, в самых усиленных подвигах покаяния и сокрушения, в самой напряженной борьбе со всеми врагами нашего спасения. В постановлениях Апостольских, - священник , - предписывается всем верным непременно поститься всю четыредесятницу, и на тех, которые не захотели бы поститься налагается наказание».24

При этом мы должны учитывать тот факт, что упоминаемое в Документе определение Священного Синода от 1968 годы было принято в период активного вовлечения РПЦ в экуменическое движение, которое в то время, несомненно, под влиянием разрушительных для Католической Церкви реформ II Ватиканского собора, шло на такого рода откровенные нововведения. При этом введение этих новшеств было лишено должной евангельской рассудительности, которая во главу угла ставила бы возрождение подлинного спасительного благочестия, выстраемого на страхе Божием (См. прп. Исаак Сирин 1-е слово). Диалог любви, в который была вовлечена Православная Церковью в то время, был направлен на безостановочное сближение в с Римо-Католической Церковьюi, то есть без границ и фундаментальных принципов.25 Предлагаемое священноначалием РПЦ нововведение отнюдь не является безобидным. Являясь одним из шагов в плане коварного сближения с Римо-Католической Церковью, оно, на самом деле подрывает дух, смысл и содержание поста, разлагает дух покаяния.

Аргументы, часто предлагаемые в оправдание данного нововведения, не выдерживают элементарной критики, поскольку в основе аргументации лежит не спасение личности, а приспособление к человеческим «немощам». На самом деле эти приспособления носят разрушительный характер и для человека и для Церкви. И в основе идеи разрушения положена, казалось бы привлекательная и правильная идея «необходимости частого причащения Тайн Христовых». Но возникает сразу же вопрос – зачем? Известная из практики Древней Церкви частое причащение было вызвано теми условиями в которых жила Церковь и в период гонений и в период первых Вселенских соборов – страх умереть без соединения со Христом. И этот страх, благоговение и трепет накладывались на весь строй жизни христиан, который оценивался крайней степенью трезвения и бодрствования. Мы этого не видим в жизни нашей Церкви в современных условиях. Трезвение и бордствование заменены формальным и потребительским отношением к Святым Тайнам Христовым. Мысль «лишь бы часто причащаться» стала навязчиво и опасно доминировать в умах современного и духовенства нового поколения, и у прихожан. При этом забывается о первостепенной важности подлинного покаяния и необходимости глубокой исповеди для достойного причащения Тайн Христовых. Тексты Божественной литургии и свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого нам напоминают о необходимости трезвения, то есть крайне внимательного и в подвиге препровождения нашей земной жизни: «якоже бытии причащающимся во трезвение души…»(ες νψιν ψυχς). Об этом нам говорят и все молитвы перед святым Причащением.

Предлагаемый же документ «О Евхаристии верных» пошел еще далее, на грубейшее разрушение исконной традиции полного поста, предполагающего не принятие ни пищи ни пития в течение всего дня до вечера совершения Литургии Преждеосвященных даров, о чем мы уже сказали выше.

Мы считаем, что перенесение вечерни и Литургии Преждеосвященных даров на утреннее время и ближе к полудню как раз и является той мерой допустимой икономии, которая не разрушает обязательный принцип «телесного воздержания, поста». Тем более, что предписываемое церковными правилами допустимость совершения полной Божественной Литургии не ранее 3 часа, т.е. 9 утра, предполагает полное воздержание от пищи никак не 6 часов, а от 10 до 12 часов. И если «Пасхальное таинство» требует такого длительного не вкушения пищи и пития, то, тем более, длительное воздержание становится и очевидным и оправданным в случае с Литургий Преждеосвященных Даров, последования, которое «совершается…прикровенно и печально. Вследствие этого и все последование является более таинственным».26

Мы выражаем надежду на то, что наше священноначалие прислушается к изложенным нами доводам о необходимости точного следования древнему, апостольскому и святоотеческому обычаю и преданию причащаться только натощак как мирянам, так и священнослужителям во время литургии Преждеосвященных даров и пересмотрит текст «Об участии верных в Евхаристии», внеся необходимые исправления в принятый документ. Кроме того такая обязанность возлагается на священноначалие священными канонами Православной Церкви, строго воспрещая менять то, что веками установлено и передано, и с великим благоговением и тщанием предшествующих иерархов сохранено.

Редакция интернет-содружества «Православный Апологет» 2015год 5-я Неделя Великого Поста.

1 В рукописях 11 столетия эта литургия именуется как «Η θεία Μυσταγογία τῶν Προγιασμέμων». См. C.A. Swainson. The greek Liturgies Ciefly from Original Authorities. P. 173 (Liturgy of the Presanctified. Eleventh century to present time). В известно Ватиканской рукописи Евхологиона Барберини (VIII в. )за № 286 приводится краткое содержание литургии Преждеосвященных даров под названием «Διακονικά τῶν προηγιασμέμων».

2 Ἐρμηνεία τῆς θείας λειτουργίας τῶν προηγιασμένων. P.G. t.99. p.1633прп. Феодор Студит в своем Изъяснении… не упоминает об этой песни, говоря просто о совершении Преждеосвященной.

3 Там же

4 Как считает профессор Иоанн Фундулис, эта Херувимская песнь была внесена в чин Литургии Преждеосвященной в 617 году патриархом Константинопольским Сергием. Это он делает, ссылаясь на общепризнанную точку зрения в исторической литургике, основанную на свидетельстве «Пасхальной хроники». PG. 92, 989- Упоминание о ней уже имеется в Евхологионе Барберини, гр. 336 под № 286 в «Διακονικά τῶν προηγιασμέμων», п. 10) Ὁ λαός Νῦν αἱ δυνάμεις,...

5 См. Об этом свидетельствует свт. Симеон Солунский. PG. 155, 351 A «Как свидетельствуют молитвы, Преждеосвященная Литургия имеет горнее и от преемников Апостолов происхождение, и она по сути древняя… », Του Εμμανουήλ Α. Λουκάκη, εκπαιδευτικού θεολόγου. Η Θεία Λειτουργία των Προηγιασμένων Δώρων της Μεγάλης Τεσσαρακοστής.// http://www.amen.gr/article17117

6 Ἰωάννης Μ. Φουωτούλης, καθηγητής τῆς Λειτουργικῆς Πανεπιστημίου Θασσαλονίκης. Εἰσαγωγικόν σημείωμα.//Ἱερατικόν Γ´, περιέχον ἅπασαν τὴν τοῦ Ἱερεως διάταξιν εἰς τὸν Ἑσπερινόν καί τὸν Ὄρθρον καί τὴν ΘΕΙΑΝ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑΝ ΤΩΝ ΠΡΟΗΓΙΑΣΜΕΝΟΝ, Γ´ Ἔκδοσις βελτιωμένη. ΕΚΔΟΣΙΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΣΙΜΩΝΟΣ ΠΕΤΡΑΣ ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ 1997, σελ. ζ´

7 Του Εμμανουήλ Α. Λουκάκη, εκπαιδευτικού θεολόγου. Η Θεία Λειτουργία των Προηγιασμένων Δώρων της Μεγάλης Τεσσαρακοστής.// http://www.amen.gr/article17117

 


 

8 Ιωάννου Μ. Φουντούλη, Τελετουργικά Θέματα, σ. 87.


 

9 См. Τοῦ Καθηγητοῦ κ. ᾿Αριστείδη Πανώτη. Η ΑΡΧΑΪΚΗ ΠΡΟΗΓΙΑΣΜΕΝΗ. ᾿Εκκλησιαστική ᾿Αλήθεια" 16.3.1989

 


 

10 См. Н. Д. Успенский. Литургия Преждеосвяшенных Даров (Историко-литургический очерк), с. 147-150

11 Там же, с. 151. Профессор И. Фудулис считает, что именно монашеское пустынническое последование причащения вечером после 9 часа дня ( в 3 часа) сформировало первоначальное богослужебное последование «вошедшее в Устав (то есть по образу Божественной литургии), а в конце которого совершалось причащение». Это то последование, как он подчеркивает, является «Это является материнской ( μητρικ μορφ τς Προηγιασμνης),древней формой Преждеосвященной литургии». «Λογική λατρεία». Εκδ. Α. Δ. Αθήνα, 1971

12 См. там же, «Судя по расположению в Орологионе часовых служб, они причащались по отправлении девятого часа. Приступая к причащению и после причащения отшельник читал определенные молитвословия, которые в Орологионе надписаны словами ες τήν μετάληψιν. то есть «для причащения». Далее профессор Н. Д. Успенский приводит чин такого пустыннического причащения по Орологиону IX столетия. Εμμανουήλ Α. Λουκάκη, εκπαιδευτικού θεολόγου. Η Θεία Λειτουργία των Προηγιασμένων Δώρων της Μεγάλης Τεσσαρακοστής. «Αν υπήρχε και ιερέας, αυτός τους προσέφερε την θεία κοινωνία. Αυτό γινόταν μετά την ακολουθία του εσπερινού ή της Θ' ώρας (3 μμ.), γιατί οι μοναχοί έτρωγαν συνήθως μία φορά την ημέρα, μετά τον εσπερινό». Ιωάννου Μ. Φουντούλη. Λογική Λατρεία, έκδ. Αποστολικής Διακονίας, Αθήνα, 1971. « Αν υπήρχε και ιερέας, αυτός τ ο υ ς π ρ ό σφε ρ ε τ η θ ε ί α κοινωνία. Αυτό γινόταν μετά την ακολουθία του εσπερινού ή της Θ΄ (εννάτης) ώρας (3 μ. μ.), γιατί οι μοναχοί τρωγαν συνήθως μόνο μια φορά την ημέρα, μετά τον εσπερινό».

13 Πρωτοπρεσβύτερος Δημήτριος Β. Τζέρπος, Αν. Καθηγητής Θεολογικής Σχολής Αθηνών. Η πνευματικότητα της Μεγάλης Τεσσαρακοστής και η λειτουργία των Προηγιασμένων Δώρων. http://www.pemptousia.gr/2014/03/i-pnevmatikotita-tis-megalis-tessara/

 


 

14 Ἰωάννης Μ. Φουωτούλης, καθηγητής τῆς Λειτουργικῆς Πανεπιστημίου Θασσαλονίκης. Εἰσαγωγικόν σημείωμα.//Ἱερατικόν Γ´, περιέχον ἅπασαν τὴν τοῦ Ἱερεως διάταξιν εἰς τὸν Ἑσπερινόν καί τὸν Ὄρθρον καί τὴν ΘΕΙΑΝ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑΝ ΤΩΝ ΠΡΟΗΓΙΑΣΜΕΝΟΝ, Γ´ Ἔκδοσις βελτιωμένη. ΕΚΔΟΣΙΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΣΙΜΩΝΟΣ ΠΕΤΡΑΣ ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ 1997, σελ. ζ´

15 ---γινέσθω ἡ τῶν προηγισμένων ἱερά λειτουργία. Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М. Паломник. 200, с. 454

16 Ἰωάννης Μ. Φουωτούλης, καθηγητής τῆς Λειτουργικῆς Πανεπιστημίου Θασσαλονίκης. Εἰσαγωγικόν σημείωμα.//Ἱερατικόν Γ´, περιέχον ἅπασαν τὴν τοῦ Ἱερεως διάταξιν εἰς τὸν Ἑσπερινόν καί τὸν Ὄρθρον καί τὴν ΘΕΙΑΝ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑΝ ΤΩΝ ΠΡΟΗΓΙΑΣΜΕΝΟΝ, Γ´ Ἔκδοσις βελτιωμένη. ΕΚΔΟΣΙΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΣΙΜΩΝΟΣ ΠΕΤΡΑΣ ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ 1997, σελ. ι´

17 Ἰωάννης Μ. Φουωτούλης, καθηγητής τῆς Λειτουργικῆς Πανεπιστημίου Θασσαλονίκης. Εἰσαγωγικόν σημείωμα.//Ἱερατικόν Γ´, περιέχον ἅπασαν τὴν τοῦ Ἱερεως διάταξιν εἰς τὸν Ἑσπερινόν καί τὸν Ὄρθρον καί τὴν ΘΕΙΑΝ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑΝ ΤΩΝ ΠΡΟΗΓΙΑΣΜΕΝΟΝ, Γ´ Ἔκδοσις βελτιωμένη. ΕΚΔΟΣΙΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΣΙΜΩΝΟΣ ΠΕΤΡΑΣ ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ 1997, σελ. ζ´

18 Ἰωάννης Μ. Φουωτούλης, Ευχαριστιακή νηστία προ της Προηγιασμένης.//Απαντήσεις εια λειτουργικάς απορίας. Εκδ. Αποστολικής διακονίας. Αθήναι. 1994

19 50 правило Лаодикийского собора дает важное пояснение относительно характера поста четыредесятница, то есть что необходимо понимать под постом: «но должно во всю Четыредесятницу поститься с сухоядением (ξηροφαγοῦντας)» то есть в течение все Четыредесятницы за исключением субботы и воскресения запрещено есть вареную пищу, приготовленную на огне.

20 Толкования на 52 правило Трулльского собора. См. Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М. Паломник. 2000., с. 455

21 Ἀρχιμανδρίτης Φώτιος Ἰωακεὶμ. (Προευχαριστιακὴ καὶ εὐχαριστιακὴ νηστεία). Δεύτερη Συνάντηση Επιμορφωτικού Σεμιναρίου Κλήρου: Ἡ νηστεία πρὸ τῆς Θείας Κοινωνίας... Ὁμιλία στὸ ἐπιμορφωτικὸ Σεμινάριο τῆς Ἱερᾶς Μητροπόλεως Μόρφου (10.12.2012)

 


 

22 Η Θεία Λειτουργία των Προηγιασμένων Δώρων της Μεγάλης ΤεσσαρακοστήςΤου Εμμανουήλ Α. Λουκάκη, εκπαιδευτικού θεολόγου - στο Amen.gr

 


 

23 Время предписывается и в нынешних изданиях последований литургии Преждеосвященных даров: «Ἐπιστάντος τοῦ καιροῦ τῆς ἱερουργίας,ἀρχομένης τῆς Θ Ὥρας κλείεται τό καταπέτασμα τῆς Ὡραίας Πύλης...»Ἱερατικόν.Ἐκδοσις τῆς Ἀποστολικῆς Διακονίας τῆς Ἐκκλησίας τῆς Ἐλλάδος. 2004, σελ. 216

24 Священник В. Владиславлев. Объяснение литургии Преждеосвященных даров. Тверь. 1861, стр. 11- 12

25 См. Πρωτοπρ- Γεωργίου Δ. Μεταλληνου, καθηγιτού Πανεπιστημίου Αθηνών. Οι διάλογοι χωρίς προσωπείαν.//- Ορθόδοξος Λόγος. http//www.orthodox.net.gr/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=36

26 Там же

i

 



Подписка на новости

Последние обновления

События