Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей
Праздник Успения Богоматери
Ἑορτή τῆς Κοιμήσεως τῆς Θεοτόκου
С самого начала августа, возлюбленные братья, мы начинаем в наших святых храмах петь два Параклисиса (Умилительные каноны Богоматери), малый и большой, Пресвятой Богородице, в течение каждого вечера после совершения вечерни.
Эти священные богослужебные последования имеют высочайший духовный смысл в отношению личности и дела Пресвятой Богородицы, нашей Панагии, как Мы ее часто называем. Она является Матерью Христа, потому что от Нее сын Божий и Слово воспринял для вочеловечения человеческое естество, но Она является нашей собственной Матерью, потому что Она молится за нас и отвечает на наши молитвы.
Но и тропари праздника Успения Пресвятой Богородицы имеют высочайший богословский смысл, и одновременно излучают духовную теплоту, ободряют нашу душу, которая изранены различными событиями и трудными обстоятельствами. Поэтому, когда мы разочаровываемся людьми и утомляемся различными повседневными состояниями, Бог, Пресвятая Дева и наши Святые нас духовно утешают.
В этом мы можем убедиться и при чтении тропаря нынешнего праздника, который знают все христиане и который напевают при пении певца:
В рождестве девство сохранила еси, во успении твоем мир не оставила еси Богородице; преставилася еси к животу, Мтерь сущи живота, и молитвами твоими избавляеши от смерти души наша
Я сделаю несколько комментариев на этот изумительный в богословском смысле тропарь нынешнего великого Богородичного праздника.
Прежде всего следует сказать, что Пресвятая Богородица составляет великую тайну богословия, потому что Она соединяет девство с материнством. То есть Она стала Матерью Христа, Сын Божий и Слово от нее восприял плоть. Она зачала от Святого Духа, в своем чреве в течение девяти месяцев носила Его, Он родился от Нее не нарушив девство Ее, и душевное и телесное. Это таинство, которое не может понять человеческий разум. Поэтому термин Богородица совместим с термином приснодева, т.е. эти два термина (Дева и Богородица) не могут быть отделены одно от другого.
Как Воскресший Христос вышел из гроба, который был запечатан, и вошел в Пренебесные чертоги, для страха иудеев, чтобы встретить Своих учеников, когда двери были закрыты, так и Бог Слово вошел во чрево Богоматери и вошел в Нее не нарушая Ее девства. Все, что происходит со Христом и с Девой Марией является таинством. Христос лечит болезни и не наносит ран. В этом заключается великая тайна приснодевства Богородицы, которую иконописцы изображают с тремя звездами, одной на голове, а другие на плечах.
Затем Дева Мария, которая была матерью жизни, через свое преславное успение перешла в жизнь. В данном случае под ней понимается Христос, Который является подлинной жизнью для людей. Впрочем, Он и Сам провозгласил: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан 7: 7). Он - путь, по которому идет человек, Он истина, которая просвещает человека и видит истину, и Он есть жизнь, потому что дает жизнь людям.
Переход Пресвятой Девы к Своему Сыну и Богу – это переход ее всего существа, то есть переход и тела и души. Святые отцы говорят о том, что Христос воскресил ее по телу, и теперь она пребывает на небесах, рядом с Христом, и своим телом. Таким образом, переход-преставление Девы Марии предшествовал воскресению всех мертвых во время Второго Пришествия Христа.
Однако, несмотря на преставление-переход Девы Марии на небеса, она не оставила мир, который Она любит, особенно тех, кто взывает к ней. Вот почему она молит своего Сына и Бога за всех нас. Христос - истинный Искупитель, Он победил смерть, грех и дьявола, но Дева молится за нас за нас во Христе. И ее молитвенное предстательство, ее посредничество очень сильны.
Конечно, это нисколько не умаляет дела Христа и той любви, которую Он испытывает к нам, но «закон справедливости очень действенен» (Иакова 5:16), а тем более «матери действующего». Ведь Сам Христос даровал премногую благодать Своей Матери, которая Его носила во чреве, Его родила, Его вырастила и переносила боль, по человечески, за Него.
В тропаре ясно сказано, что Христос, Который есть истинная жизнь, по молитвам Девы Марии избавляет нас от смерти. Когда душа человека, которая по благодати Божией бессмертна, из-за греха лишается просвещающей и обожествляющей энергии Бога, тогда человек призывает Деву Марию, а Она молиться к Своему Сыну и Богу и душа духовно воскресает.
Есть биологическая жизнь, есть также духовная жизнь. Биологическая жизнь не может полностью удовлетворить существование человека. То есть биологические функции организма не могут удовлетворить голод и жажду человека к вечной жизни, его встрече с Богом.
Вот почему мы должны желать этой истинной жизни и призывать нашу Деву Марию к полноте смысла жизни, к решению биологических и социальных вопросов.
Желаю всем вам по случаю нынешнего праздника многих лет и пусть Бог через предстательство Пресвятой Богородицы подарит вам физическое и душевное здравье.
Ὁ Μητροπολίτης
† Ὁ Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου ΙΕΡΟΘΕΟΣ
(Митрополит Навпактский и святого Власия Иерофей)
https://parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-276/5847-2019-276-01
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г