Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

https://www.pemptousia.gr/2019/08/i-metamorfosi-tou-sotiros-os-pigi-theog/

Βασίλειος Σκιαδάς

Преображение Спасителя как источник богопознания

Η Μεταμόρφωση του Σωτήρος ως πηγή θεογνωσίας

 

Святые Отцы установили празднование великого Господского праздника Божественного Преображения совершать 6 августа (19 августа по гражданскому календарю), то есть за сорок дней до Воздвижения Честного Креста Господня. Они сочли необходимым перенести праздник, поскольку праздничный и торжественный характер этого праздника не соответствовал преисполненному печали периоду Великого Поста, во время которого это событие и совершилось. А тогда это событие свершилось с той целью, чтобы подготовить Апостолов к переживанию Божественных Страстей, а также как-то уверить их в  Его извечной славе.

 

ВИДЕНИЕ БОГА ВО ВРЕМЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ


Богочеловек Христос во время Божественного Преображения не принял чего-то того, чего не имел. Напротив, Апостолы на небольшое веря вырвались из уз времени и его области и вкусили в действительности божественную славу, «хотя это было невозможно». «Свет Божественного Преображения, - пишет святитель Григорий Палама, - хотя в течение небольшого времени стал видимым для телесных очей на вершине  небольшой горы, не создавался, не разрушался, ни улавливался чувствами человека. Но его видели ученики, потому что испытали некое изменение чувств, которые из плотских стали духовными». Другими словами, тайна превышающего ум Триединого Божества была открыта с помощью ее несотворенных действований-энергий настолько, насколько могли выдержать изумленные глаза Апостолов, и намного более, нежели наши собственные лица, обременные грехом. Таким образом,  Преображение Спасителя стало  для смертных учеников, а для нас также, вкушением бессмертия и переживанием вечности.

СВЕТ БОЖЕСТВЕННОГО ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Сам Господь ранее заявлял, что некоторые из Его учеников увидят Царство Божие, которое придет «в силе» (Мф. 16:28). Это пророческое слово Спасителя свершилось во время Преображения, когда три ученика были удостоены видеть изумительный божественный свет Его божества. Это необычное явление, то есть несотворенный свет, который окружал тело Спасителя, был ни чем иным, как одной из основных несотворенных энергий Единого, но Триипостасного Божества. Это был вечный, бесконечный, вне времени и места божественный свет Божества.

Это был свет самого Воскресения, который наполнил пустой гроб, и стал видимым, когда он явился на гробе, не взирая на ту ночную тьму. Этот свет заставил жен Мироносиц различать ангелов и разговаривать с ними. Это зрение несозданного света было наивысшим опытным переживанием Бога, который могли воспринять люди. «Давайте вспомним спор, который произошел в 14-м веке между представителем религиозной философии западным монахом Варлаамом Калабрийским и святым Григорием Паламой по вопросу о Свете Божественного Преображения. Эта полемика в основном была сосредоточена на вопросе о том, были ли божественные энергии-действования созданными или несозданными. В итоге, духовная борьба св. Григория за учение о несозданности божественных энергий-действавний была оправдана Церковью. Но все же те, которые мыслили на основании критериев анпоцентризма и схоластики, как тогдашний Варлаам, не смогли понять мудрого богослова и подвижника свт. Григория Паламу. Но основные учения Паламы о различении сущности и действований-энергий в Боге и об общении человека с Богом посредством божественных энергий не перестали быть в основе православной духовности. Бог Откровения и богослужебный, религиозный  опыт всегда Богу философии. В заключение мы бы сказали, что свет, исходящий от божественного тела Спасителя во время Преображения и повергший учеников, не был непостижимой и непричастной божественной сущностью, но был трансцендентной, причастным, доступной и несотворенной божественной энергией.

БОГОСЛОВИЕ БОГОВИДЕНИЯ

Желание Апостолов «добро нам зде быти» (Мф. 17: 4), то есть, пребывать только в этом состоянии этой изумительной лепоты божественного боговидения, исполняется Господом благодаря основанию Церкви. Для тех которые причастны ей не формально, а деятельно и существенно, такие могут воспринять осияние от Божественного лица и радость общения с Ним. Этот опыт боговидения восприяло святоотеческое богословие, чтобы его передать церковной полноте, то есть людям, которые подвизаются за то, чтобы пережить в себе  через делание и созерцание подлинную христианскую жизни. Это редкое переживание несозданного света пережили «Святые нашей Церкви». Вот почему на изображениях их лицо находится в центре ослепительного света, в котором они жили, а не на фоне природного ландшафта, что свойственно западному стилю иконографии.

ЕДИНСТВЕННОЕ И ИСТИННОЕ БОГОСЛОВИЕ

Богословие боговидения, то есть зрения божественной славы, как оно обозначено в Божественном Преображении, является единственным и истинным богословием, которое знает Православная Церковь. Опыт переживания несозданного света приводил свт. Василия Великого к тому, что он весь сиял, когда молился в своей келье. Исходя из своего личного опыта, Святой Симеон Новый Богослов открывает нам, что следствием явления божественного света является просвещение всего человека, который весь становиться светом и видит все как свет. Поэтому то он пишет: «Блаженны те, которые познают отсюда свет Господень, и  божественном свете сияют». То есть блаженны те, которые познают из этой жизни свет Господень и просветятся от него. Таким образом, несотворенный свет потенциально передается всему человеку и заставляет его прожить эту жизнь в общении со Святой Троицей. Это общение с Богом является доказательство блаженства будущего века, «сверкающего неизреченного сияния едино  триипостасной сущности или природы. Зрение этого светообразного лица Бога, то есть зрение преображенного Христа, Который обращается ко всем нам, нашло свое полное оправдание в учении святого Григория Паламы и в жизни наших Святых.

источник www.pemptousia.gr

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2019г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События