Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Архимандрит Павел Димитракопулос, «Апостолов первопрестольницы и Веленныя Учитилие»

Αρχ. Παύλου Δημητρακοπούλου, «Οι των αποστόλων πρωτόθρονοι και της Οικουμένης Διδάσκαλοι…»

«Апостолов первопрестольницы и Вселенныя Учитилие»

«Οι των αποστόλων πρωτόθρονοι και της Οικουμένης Διδάσκαλοι…»

Архимандрит Павел Димитракопулос

Богослов- писатель

Священник священного храма Честнаго Креста в Пирее

Αρχ. Παύλου Δημητρακοπούλου

Θεολόγου -Συγγραφέως

Πρ. Ιερού Ναού Τιμίου Σταυρού Πειραιώς

Главенствующее положение, возлюбленные мои, главенствующее положение в эортологии[1] нашей Церкви занимают святые Апостолы, и, конечно же, главенствующие из них - апостолы Петр и Павел.

«Апостолов первопрестольницы», так их характеризует праздничный тропарь, поскольку святые Апостолы, по сути, были «самовидцы и слуги Слова», такими личностями, которые были призваны Христом, чтобы они стали сами очевидцами , свидетелями жизни, страданий, воскресения Его, продолжателями Его дела, после первого основания, то есть Христа, камнями в основании Церкви, согласно слову апостола Павла «бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2, 20).

Вот почему Церковь установила и время для поста, то есть ради подобающего почтения празднику Апостолов. Пост святых Апостолов начинается с Недели всех Святых и длится вплоть до праздника Апостолам. Этот факт нам дает повод для обращения нашего внимания на молитву, которую необходимо возносить  этим великим светильникам и чтобы мы говорили о них, используя богопросвещенный язык наших святых Отцов, и, конечно же, свт. Иоанна Златоуста.

«Небо и земля состязаются между собою в настоящем торжестве, (посвященном) памяти апостолов. С одной стороны, небесные силы почтительными голосами прославляют возращенное апостольскими трудами учение, так как через апостолов же стало известно им таинство домостроительства, как восклицает Павел: "дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия" (Ефес.3:10). С другой – и люди на земле усиливаются сложить достойную хвалу в честь первоверховных, трудами которых устроилось их спасение. Что выше Петра? Что равно Павлу? Они и словом и делом превзошли всякое создание небесное и земное. Облеченные бренным телом, они оказались выше ангелов. Облеченные бренным телом, они оказались выше ангелов. Что же скажем мы в похвалу этим наставникам земных и небесных? Не нахожу для похвалы  слов, достойных тех, которые составляют похвалу рода нашего, которые обошли всю земли и море, истребили самые корни греха и в сердцах неверных людей насадили семена благочестия»- замечает в одном из своих похвальных слов великий Отец Церкви свт. Иоанн Златоуст… То есть чтобы мы могли сказать и какими бы словами мы могли бы прославить их, которые стали учителями горнего и тварного, таинниками и водителями человечества на земле к познанию пренебесного таинства Царства Небесного?.

Не обретаю слов для того, чтобы высказать им похвалу, которые прославили наш род. Поскольку что может быть более Петра, или что может сравниться с Павлом? Они своими трудами и учением одержали победу над всем тварным, видимым и невидимым, и при этом, несмотря на то, что они носили человеческое тело, они даже превзошли природу ангелов.

И даже если бы мы имели бы десять уст и десять языков, таких как у свт. Иоанна Златоуста, то все равно мы не смогли бы изобразить подобающим образом высоту добродетели и святости этих двух величайших личностей, которые светят как звезды первой величины, посреди всех святых Церкви. Они, безусловно, не нуждаются в нашей собственной похвале, поскольку они имеют иную, несравненную похвалу свыше, похвалу, которую воздал Сам Христос каждому из них. Действительно, ведь апостола Петра ублажил Господь словами «Блажен ты Симон сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ея; И дам тебе ключи Царствия Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешить на земле, то будет разрешено на небесах». (Мф. 16, 17-19)

Апостола же Павла Он назвал сосудом избранным, избранным орудием Своим, который предназначен на то, чтобы нести Его имя и распространять евангельскую проповедь всем народам земли: «ибо он есть избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израиля» (Деян. 9, 15).

В Евангелии, Деяниях и посланиях, но и в нашем церковном Предании четко и выразительно представлена их миссионерская деятельность, их небошественный путь. Труд, широчайший труд, обладающий всемирным масштабом, который превосходит дело другого апостола. Дело, результат которого имел вполне ясное значение для всего последующего пути человечества. Поскольку что представляло собой христианство, когда эти два апостола, а в особенности апостол Павел, начали свою апостольскую миссию? Это была незначительная община, которая испытывала гонения от иудеев, незначительная по численности и по своему виду. Как же она развилась и увеличилась спустя 35 лет, то есть при завершении их апостольской деятельности? Она стала всемирной религией, которая распространилась на всю Римскую империю. Религия, наполненная жизнью и энергией, невероятной духовной силой, которая постоянно по численности возрастала и сотрясала основы древних установлений религии идолов. С неутомимой силой, твердым сознанием, силою божественной благодати, словно имеющие крылья на своих ногах, они стремительно обошли всю Римскую империю, сея в душах людей прекрасные и стройные слова проповеди о спасении. Неводом слова, словно ловцы людей, они вытащили из глубины погибели тысячи человеческих душ и направили их к свету богопознания. Чей язык смог бы описать переносимые ими скорби и гонения, которые они переносили во время совершения своего миссионерского служения? В слабых чертах нам их очерчивает апостол Павел во своем 2 –м  послании к Коринфянам (11, 13, 27), и эти слова имеют по аналогии ту же силу применительно к апостолу Петру: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорок без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями…» Священный гимнограф в одной их стихир вечерни праздника делает заметку: «Яже по вся́ гра́ды у́зы и ско́рби твоя́,* кто́ ска́жетъ, сла́вне апо́столе Па́вле?* Труды́, болѣ́зни и бдѣ́нія,* я́же во а́лчбѣ и жа́ждѣ злостра́стія,* я́же въ зимѣ́ и наготѣ́, ко́шницу и жезлобіе́нія,* каменомета́нія и обхожде́нія, глубины́ истопле́нія,* позо́ръ бы́лъ еси́ а́нгеловъ и человѣ́ковъ[2] А свт. Иоанн добавляет: «Вы подвергались заключению в темницах, терпели оскорбления от варваров и поношения от иудеев, были презираемы царями. Не имея возможности свободно вздохнуть, вы не искали отдыха от трудов проповеди; от тяжести уз не в состоянии будучи двинуть членом тела, вы всю вселенную, связанную грехом, разрешили своими писаниями». Они сораспялись Христу , и они уже более не жили, но в них жил Христос. Знаки от нанесенных ран на их тела от биения кнутом и палками, были для них намного ценнее, нежели награды от военачальников и царские короны.

Какую благодарность мы могли бы воздать этим двум главенствующим  апостолам за их богодухновенные послания, преисполенные благодатью  Святого Духа, которые нам оставлены как бесценное сокровище и вечный вклад в Церковь, благодаря которым становятся заметными и проявляются Вселенские Отцы и учителя Церкви? Внутри них раскрывается некоторым уникальным и неповторимым образом все таинство Божественного Домостроительства. Они закладывают основы и фундамент для богословия. Они отвечают на все горячие и острые проблемы, которые занимают человека. Он становятся руководителями в горнее, любвеобильными пастырями, утешителями пребывающих в скорбях, целомудренными для супругов, уздою для корыстолюбивых, противниками еретиков. Кто тогда, из последующих Отцов, осмелился написать или научить чему-либо, не принимая во внимание их богословие и не ссылаясь на их послания? Никто.

Какую же теперь благодарность мы должны воздать за все это вышеназванное, общим благодетелям человечества? В особенности мы, эллины -- греки, каким же образом мы сможем выплатить необходимый долг апостолу Павлу, этому апостолу Эллады? Если Греция сегодня христианская, то она обязана этим апостолу Павлу. Я думаю, что лучший способ отплатить за его труды - это приложить все силы к осуществлению призыва апостола Павла:«Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). Пусть они помолятся за спасение наших душ. Аминь.

https://thriskeftika.blogspot.com/2019/07/blog-post_1.html

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» .2019

 

[1] Богослужебный годовой цикл

[2] Стихира на стиховне Велицей вечерни праздника.



Подписка на новости

Последние обновления

События