Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Старец Ефрем, Проигумен монастыря Филофей на Святой Горе Афон

Подвиг Великого Поста

Γέροντας Εφραίμ, Προηγούμενος Ι.Μ. Φιλοθέου

Ο αγώνας της Μεγάλης Τεσσαρακοστής

 

Картинки по запросу Γέροντας Εφραίμ, Προηγούμενος Ι.Μ. Φιλοθέου Ο αγώνας της Μεγάλης Τεσσαρακοστής

 

В эти дни мы входим в великую духовную стадию благословенной Святой Четыредесятницы Великого Поста. Святая и Великая Четыредесятница - это волнующий и трогательный период, время для покаяния, слез, изменения человека, период для нового этапа в духовной жизни. Наша Церковь как любящая мать, заботящаяся о своих детях, христианах, назначила это время Четыредесятницы для особого подвига, брани за то, чтобы помочь в том, чтобы как можно более очиститься, чтобы стать близкими к Богу, чтобы удостоиться нам праздновать великий и светлый день Воскресения.

Христиане, особенно монахи, всегда были очень внимательны к этому духовному периоду жизни и считали его священным, потому что это период предусматривает как душевный, так и телесный подвиг. Это подвиг, подвиг бдения, борьбы за очищение и борьбы за духовные задачи, которые намного больше, чем в другие периоды времени. Происходит некое духовное переформирование и человек должен иметь невероятную внимательность к голосу совести, чтобы он мог бы исправить то, чем он мог ранее вполне пренебречь, и чтобы духовно измениться.

 

Наша Церковь нам оказывает помощь как различными умилительными песнопениями и богослужебными последованиями, так и наставлениями, чтобы нам ощущать себя лучше и нам дать силы для борьбы за очищение нашей души.

У нас есть умилительные вечерние Божественные Литургии Преждеосвященных Даров. Преждеосвященная Литургия очень полезна. Ее Херувимская (Ныне силы небесные с нами невидимо служат…) преисполнена духовности, благодаря созерцанию и благодаря присутствию Ангельских сил. Вот почему, особенно за этими литургиями нынешнего Великого Поста нам необходимо молиться с величайшим умилением. Мы, которые приобщаемся Тела и Крови Христа нашего, должны быть и настолько чисты и непорочны, настолько должны иметь натянутыми в струнку тело и душу, дабы божественная благодать могла бы воздействовать на нашу душу и тело! Вот почему в нашей жизни мы должны быть весьма внимательными. Как в келье, так и в церкви мы должны обливать наше лицо слезами, дабы тем самым очистить нашу душу, дабы удостоиться причащения Тайн Христовых. Безусловно, очень часто дьявол делает нас лишенными умиления и внимания, и меня первого. Дабы мы не имели слез, и часто он влагает в нас злые помыслы. Эти злые помыслы с аналогичными греховными образами нам следует немедленно изгонять, как только они появятся. И когда у нас плохие помыслы или наша душа холодна к брату, то мы не сможем приблизиться к Богу любви, столь Чистому и Святому.

В течение всего этого времени за каждым богослужением Великого Поста читается молитва прп. Ефрема Сирина: «Господи, Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми, дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даждь ми, рабу твоему. Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Этими словами Святой пытается дать возможность нам понять и достаточно хорошо, что в отношении добродетелей нам необходимо иметь внимание, в частности, что касается последнего случая - самоосуждения и упрека брата, и что без любви к нашим собратьям мы не добьемся даже самого малого успеха в нашем духовном очищении. Когда мы не обращаем внимания на наши мысли, наши слова и наше сердце, то пост не приносит пользы. Пост приносит пользу тогда , когда есть любовь к ближнему, и когда мы не осуждаем других. Когда мы не осуждаем наших братьев, а осуждаем самих себя, то нам присуща любовь к ближнему и у нас есть любовь к нашей душе, у нас есть попечение и забота об очищении и исполнения великой заповеди любви к Богу и ближнему. Любовь к Богу и брату это две добродетели, на которых основывается все духовное здание, потому что, если они отсутствуют, то остальные не имеют никакой ценности. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1-е Иоанна 1, 16).

Еще одна проблема, в отношении которой мы должны проявлять к себе некое насилие, понуждение, и настолько, насколько это возможно – это молитва.. Молитесь именем Христа, не пренебрегая этим деланием и не тратя времени. При индивидуальном бдении в нашей келлии нам следует иметь понуждение, чтобы не позволить нам спать и впадать в небрежение и леность, но отдавать себя с охотой духовному деланию. Как только мы просыпаемся, первое место у нас должна занимать молитва, а затем и наше правило по четкам, изучение и созерцание Бога. В церковь нам следует идти с большим рвением, и таким образом мы сможем пройти этот период с максимально высокой отдачей.

Кроме того, пост наряду с телесным трудом оказывает помощь для прощения грехов и для очищения. «Виждь мое смирение и труд мой и остави все согрешения мои». Когда мы постимся, совершаем коленопреклонения, с молитвами, трудясь над сердцем и умом, то этот труд по Богу является святым, и он удостаивается большой награды от Бога, потому что  удостаивает человек венца и славы и чести. Демоны боятся поста, потому что пост их изгоняет. «Сей же род (то есть демоны демонов) изгоняется только молитвою и постом», - сказал Господь (Матф. 16:21). Вот почему, святые отцы, всегда, каждое дело по Богу начинали с поста. Они верили, что пост имеет великую силу, и говорили, что Святой Дух не покрывает человека и не сходит в него, когда он переполнен едой и его желудок полон. Но каждый христианин, желающий очиститься, должен начинать с основания, которое заключается в посте, молитве и трезвении. Когда сочетаются пост, молитва и трезвение, тогда человек восходит в большую меру.

 

Продолжение следует

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2019г.



Подписка на новости

Последние обновления

События