Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея 
Душеполезныя Поученія къ своимъ ученикамъ, 

составленныя имъ, когда онъ вышелъ изъ обители аввы Серида и основалъ с помощію Божіею свой собственный монастырь, послѣ кончины аввы Іоанна, названнаго Пророкомъ, и по совершенномъ молчаніи аввы Варсануфія.
Поученіе пятнадцатое. 
О святой Четыредесятницѣ.

Въ Законѣ написано, что Богъ повелѣлъ сынамъ Израилевымъ каждый годъ давать десятину изъ всего, что они пріобрѣтали и, дѣлая такъ, они имѣли благословеніе во всѣхъ дѣлахъ своихъ. Зная сіе, святые Апостолы установили и предали на помощь намъ, и какъ благодѣяніе душамъ нашимъ, еще нѣчто бóльшее и высочайшее, — чтобы мы отдѣляли десятину отъ самыхъ дней жизни нашей и посвящали ее Богу: дабы и мы такимъ образомъ получили благословеніе на всѣ дѣла наши, и ежегодно очищали грѣхи, сдѣланные нами въ теченіе цѣлаго года. Разсудивъ такъ, они освятили намъ изъ трехъ сотъ шестидесяти пяти дней года сіи семь недѣль святой Четыредесятницы. Такимъ образомъ отдѣлили они сіи семь недѣль; но со временемъ Отцы заблагоразсудили прибавить къ нимъ и еще одну недѣлю: во первыхъ для того, чтобы желающіе вступить въ подвигъ поста въ теченіи сей недѣли пріучались и какъ бы пріуготовлялись къ оному; во вторыхъ для того, чтобы почтить число дней поста Четыредесятницы которую постился Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Ибо отнявъ отъ осьми недѣль субботы и воскресенья, получаемъ сорокъ дней, а постъ святой субботы почитается особеннымъ, потому что она есть священнѣйшая и единственная постная изъ всѣхъ субботъ года. А семь недѣль безъ субботъ и воскресныхъ дней составляютъ тридцать пять дней; потомъ приложивъ постъ святой Великой субботы и половину Свѣтлой и свѣтоносной ночи, получаемъ тридцать шесть дней съ половиною, что и составляетъ во всей точности десятую часть трехъ сотъ шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая доля трехъ сотъ есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти составляетъ половина (Свѣтлаго дня). Вотъ, какъ мы сказали, тридцать шесть дней съ половиною; вотъ, такъ сказать, десятина всего лѣта, которую, какъ я сказалъ, освятили намъ святые Апостолы, для покаянія и очищенія грѣховъ всего года.

И такъ, блаженъ, братія, кто хорошо и какъ должно сохранитъ себя въ сіи святые дни. Ибо хотя и случится ему, какъ человѣку, согрѣшить по немощи, или по нерадѣнію, но вотъ, Богъ далъ сіи святые дни для того, чтобы, если кто постарается со вниманіемъ и смиренномудріемъ позаботитъся о себѣ а покаяться во грѣхахъ своихъ, — онъ очистился отъ грѣховъ, которые сдѣлалъ въ продолженіе всего года. Тогда душа его освободится отъ тяготы, и такимъ образомъ онъ очищеннымъ достигнетъ святаго дня Воскресенія, и неосужденно причастится святыхъ Таинъ, сдѣлавшись чрезъ покаяніе въ сей святый постъ новымъ человѣкомъ. Таковый въ радости и веселіи духовномъ, при помощи Божіей, будетъ праздновать всю святую Пятидесятницу, ибо Пятидесятница, какъ говорятъ Отцы, есть покой и воскресеніе души; сіе и означается тѣмъ, что мы во всю святую Пятидесятницу не преклоняемъ колѣнъ.

И такъ каждый, желающій въ сіи дни очиститься отъ грѣховъ, сдѣланныхъ имъ въ теченіи цѣлаго года, прежде всего долженъ удерживаться отъ множества яствъ, ибо безмѣріе пищи, какъ говорятъ Отцы, рождаетъ для человѣка всякое зло. Потомъ онъ долженъ также остерегаться, чтобы не нарушать поста безъ великой нужды, чтобы не искать вкусной пищи и чтобы не отягощать себя множествомъ пищи или питія. Ибо есть два вида чревоугодія. Первый, когда человѣкъ ищетъ пріятности пищи, и не всегда хочетъ ѣсть много, но желаетъ вкуснаго; и случается, что таковый, когда вкушаетъ яства, которыя ему нравятся, до того побѣждается ихъ пріятнымъ вкусомъ, что удерживаетъ снѣдь во рту, долго жуетъ ее и, по причинѣ пріятнаго вкуса, не рѣшается проглотить ее. Это называется по Гречески лемаргія — гортанобѣсіе. Иного опять боретъ многояденіе, и онъ не желаетъ хорошихъ снѣдей, и не заботится о вкусѣ ихъ; но хороши ли онѣ, или нѣтъ, онъ хочетъ только ѣсть, и не разбираетъ, каковы онѣ; онъ заботится только о томъ, чтобы наполнить чрево свое; это называется гастримаргія, т. е. чревобѣсіе. Скажу вамъ и происхожденіе сихъ названій. Маргенинъ (μαργαίνειν) — бѣсноваться говорится Еллинскими учеными о бѣснующемся, а маргосъ (μαργος) называется бѣснующійся. И такъ, когда у кого нибудь бываетъ сей недугъ, т. е. бѣснованіе о наполненіи чрева, тогда это называется гастримаргія, отъ словъ: μαργαίνειν — бѣситься, и γαστὴρ — чрево, т. е. бѣсноваться о чревѣ. Когда же бѣснованіе бываетъ только объ услажденіи гортани, то это называется лемаргія отъ словъ: λαιμὸς — гортань и μαργαίνειν — бѣситься. И такъ кто желаетъ очиститься отъ грѣховъ своихъ, тотъ долженъ съ большимъ вниманіемъ остерегаться и избѣгать сихъ (видовъ чревоугодія); ибо ими удовлетворяется не потребность тѣла, но страсть, и если кто предается имъ, то это вмѣняется ему въ грѣхъ. Какъ въ законномъ бракѣ и блудодѣяніи дѣйствіе бываетъ одно и тоже, но цѣль составляетъ различіе дѣла: ибо одинъ совокупляется для рожденія дѣтей, а другой для удовлетворенія своего сладострастія; тоже можно найти и въ отношеніи пищи: ѣсть по потребности и ѣсть для услажденія вкуса, дѣло одинаковое, а грѣхъ заключается въ намѣреніи. Ѣсть по потребности значитъ, когда кто-нибудь опредѣлитъ себѣ, сколько принимать пищи въ день: и если видитъ, что это опредѣленное имъ количество пищи отяготило его и нужно оное нѣсколько уменьшить, то онъ и уменьшаетъ его. Или, если оно не отяготило его, но и недостаточно для тѣла, такъ что надобно прибавить немного, онъ прибавляетъ нѣсколько. И такимъ образомъ, хорошо испытавъ свою потребность, слѣдуетъ потомъ опредѣленной (мѣрѣ) и вкушаетъ пищу, не для услажденія (вкуса), но желая поддержать силу своего тѣла. Однако и то немногое, употребляемое кѣмъ-либо въ пищу, дóлжно принимать съ молитвою и осуждать себя въ помыслѣ своемъ, какъ недостойнаго никакой пищи и утѣшенія. Не дóлжно также обращать вниманія на то, что другіе, по какой либо случающейся потребности или нуждѣ, бываютъ успокоены, чтобы и самому не пожелать покоя, и вообще не дóлжно думать, что успокоеніе (тѣла) легко для души. Однажды, когда я былъ еще въ общежитіи, пошелъ я посѣтить одного изъ Старцевъ, ибо тамъ было много великихъ Старцевъ, и нашелъ, что служащій ему братъ вмѣстѣ съ нимъ вкушалъ пищу. Увидѣвъ это, я сказалъ ему наединѣ: «развѣ ты не знаешь, братъ, что сіи Старцы, которые, какъ ты видишь, вкушаютъ пищу и дѣлаютъ себѣ по необходимости нѣкоторое снисхожденіе, подобны людямъ, кои пріобрѣли влагалище и, долго работая, клали (заработанное) въ то влагалище, пока не наполнили оное. Когда же наполнили и запечатали его, то опять стали работать себѣ на расходъ, и собрали еще по тысячѣ золотыхъ (монетъ), чтобы имѣть, откуда брать во время нужды, и сохранить то, что положено во влагалище. Такъ и сіи Старцы, долго работая, собрали себѣ сокровища въ юности своей и, запечатавъ оныя, выработали еще немного, чтобы имѣть это во время старости или немощи и брать изъ сего, а собранное прежде хранить сокровеннымъ. А мы не пріобрѣли еще и самаго влагалища. Изъ чего же станемъ мы тратить?» Потому мы и должны, какъ я сказалъ, принимая пищу по тѣлесной потребности, осуждать самихъ себя и почитать себя недостойными всякаго утѣшенія и даже самой монашеской жизни, и не безъ воздержанія принимать (пищу): такимъ образомъ она не послужитъ намъ въ осужденіе. Сіе сказали мы о воздержаніи чрева. Но мы не въ пищѣ только должны соблюдать мѣру, но удерживаться и отъ всякаго другаго грѣха, чтобы, какъ постимся чревомъ, поститься намъ и языкомъ, удерживаясь отъ клеветы, отъ лжи, отъ празднословія, отъ уничиженія, отъ гнѣва и однимъ словомъ, отъ всякаго грѣха, совершаемаго языкомъ. Также (дóлжно) поститься и глазами, т. е. не смотрѣть на суетныя (вещи), не давать глазамъ свободы, ни на кого не смотрѣть безстыдно и безъ страха. Также и руки, и ноги должно удерживать отъ всякаго злаго дѣла. Постясь такимъ образомъ, какъ говоритъ Василій Великій, постомъ благопріятнымъ, удаляясь отъ всякаго грѣха, совершаемаго всѣми нашими чувствами, мы достигнемъ святаго дня Воскресенія, сдѣлавшись, какъ мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащенія Святыхъ Таинъ. Но сперва изыдемъ въ срѣтеніе Господу нашему Іисусу Христу, грядущему пострадать, и съ масличными и пальмовыми вѣтвями пріимемъ Его, сѣдящаго на жребяти ослемъ и входящаго въ святый градъ Іерусалимъ.

Для чего (Господь) возсѣлъ на жребя? Онъ возсѣлъ на жребя для того, чтобы душу нашу, уподобившуюся, какъ говоритъ Пророкъ, скотамъ безсловеснымъ и несмысленнымъ, — яко Слово Божіе, — обратить и покорить Своему Божеству. Что означаетъ, что Его срѣтаютъ съ пальмовыми и масличными вѣтвями? Когда кто пойдетъ на брань со врагомъ своимъ и возвратится побѣдителемъ, то всѣ (подданные) встрѣчаютъ его, какъ побѣдителя, съ пальмовыми вѣтвями: ибо пальмовыя вѣтви суть символъ побѣды. Также когда кто терпитъ обиды отъ другаго и хочетъ обратиться къ человѣку, который можетъ защитить его, то онъ приноситъ ему вѣтви масличныя, взывая и умоляя о помилованіи и поданіи помощи: ибо масличныя вѣтви суть символъ милости. Поэтому и мы встрѣчаемъ Владыку нашего Христа съ пальмовыми вѣтвями, — какъ побѣдителя, ибо Онъ побѣдилъ нашего врага; а съ вѣтвями масличными, прося отъ Него милости, умоляя, чтобы, какъ Онъ побѣдилъ за насъ, такъ и мы побѣдили чрезъ Него; да явимся носящими (знаменія) побѣды не только ради той побѣды, которую Онъ одержалъ за насъ, но и ради той, которую мы одержали черезъ Него, молитвами всѣхъ Святыхъ. Ибо ему подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе во вѣки. Аминь. 
 

Источникъ: Преподобнаго отца нашего аввы Дороѳея душеполезныя Поученія и Посланія, съ присовокупленіемъ вопросовъ его и отвѣтовъ на оные Варсануфія Великаго и Іоанна Пророка. — Восьмое изданіе Козельской Введенской Оптиной пустыни. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная Типографія, 1900. — С. 169-175. 



Подписка на новости

Последние обновления

События