Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Что сказал святой Фотий по поводу ошибок святых отцов?

Почему они не являются непогрешимыми и в каком случае?

Τι είπε ο άγιος Φώτιος για τα λάθη των αγίων Πατέρων

Γιατί δεν είναι αλάθητοι, και πότε;

На этом сайте[1] мы уже неоднократно говорили на тему Божественного Откровения и Божественного вдохновения в Церкви Божией. Мы не раз подчеркивали тот факт, что понятия «безгрешность» и «Божественное вдохновение» — это разные вещи. Даже у святых отцов есть некоторые критерии, определяющие, ЧТО именно из того, что они проповедовали, является Божественным Откровением, а что — их собственным мнением. Пришло время изучить, что по этому поводу думает и говорит один из святых отцов, а именно святой Фотий!

 

Психологические потребности

Ценность этой статьи заключается в том, что, во-первых, она поможет нам сформировать новый православный критерий для прочтения и принятия того, что написано в работах святых отцов, а, во-вторых, она поможет исправить ошибочную (а зачастую и «узколобую») позицию некоторых христиан, которые рассматривают тексты святых отцов сквозь призму, похожую на «оправославленное» протестантское мышление.

Как это происходит с протестантами, которые цепляются «к букве» Священного Писания, теряя при этом Дух, точно также и некоторые наши братья, в силу чрезмерной любви и уважения к святым отцам, воспринимают абсолютно все написанное ими в обязательном порядке как «Божественное Откровение». Поскольку некое утверждение было сделано святым, даже если оно было ошибочным, наши братья упорно отказываются открыто изучить и проверить иное мнение.

Вполне логично и полезно, с психологической точки, зрения искать определенную «фиксированную» и ОБЪЕКТИВНУЮ точку отсчета, на которой бы основывалась наша вера. Однако это не означает, что наши психологические потребности в чем-то подобном должны привести нас к утопическому воззрению на некоторые вещи — такие, как, например, тексты Священного Писания.

Божественное Откровение не было дано, чтобы лишить нас свободы и критического мышления, а также не для того, чтобы превратить нас в людей, не имеющих собственного мнения, и тех, кто бездумно принимает определенные догмы. НАОБОРОТ, оно было дано нам свыше для того, чтобы ВОСПИТЫВАТЬ в нас свободу и критическое мышление. Догматы были даны нам, чтобы привести нас К СВОБОДЕ и АБСОЛЮТНО ОСОЗНАНННОЙ жизни во Христе, дабы и мы могли пережить на своём опыте всё то, что до нас было записано Святыми Отцами, которые прожили жизнь о Господе. Потому как все то, что ими было нам передано, это ни что иное, как выражение их опыта жизни во Христе, с целью привести и нас к подобному образу жизни.

Когда человек слепо пытается зацепиться за сами тексты и при этом отказывается обрести божественный дар ОТВЕТСТВЕННОГО поиска жизни о Господе, он не только не обладает необходимыми христианскими качествами, но и, напротив, воспринимается как человек, уклоняющийся от ответственности и боящийся духовного труда! Такой человек хочет, чтобы всегда было все наверняка и, словно страус, прячет голову в песок, вместо того, чтобы прибегнуть к рассуждениям и таким образом, достичь глубинного познания Бога.

Слово, произнесенное Богом и исходящее от Него, представляет собой «светильник, сияющий в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах наших» (2Петр. 1, 19). Обратите внимание! Он не говорит о том, что необходимо слепо следовать пророческим словам! Речь идет о временном отношении (слово «доколе») – когда христианин сможет начать учиться напрямую у Бога и жить во Святом Духе. Тексты святых отцов имеют вспомогательный и временный характер. ОТНОШЕНИЯ же человека с Богом – вечны!

Что сказал святой Фотий

Несмотря на то, что преобладающее большинство текстов святых отцов исполнены Святаго Духа и даруют нам множество Божественных Откровений, в них есть и некоторые высказывания или некоторые тезисы, которые содержат некоторые ошибочные убеждения или их личные взгляды (конечно, такое случается крайне редко), которые было бы ошибкой принять за Божественное Откровение, только лишь в силу того, что они написаны кем-то из святых.

Когда, например, святитель Иоанн Златоуст рассуждает в одном из своих текстов о предположительной дате рождения Иисуса Христа, и говорит, что отец Иоанна Крестителя был «архиереем», а также спутывает два жертвенника в храме, речь идет об очевидной ошибке. То же самое касается и утверждения святителя Григория Нисского о всеобщем спасении, о спасении даже нечестивых, которое Церковь осудила соборно![2] И когда святой Августин истолковывает спасение во Христе с юридической точки зрения, вновь речь идет об ошибке, поскольку его убеждения входят в прямое противоречие вере других святых отцов. Позиции святого Августина фактически лежали и лежат в основе нашего разрыва с Западной Церковью, поскольку там настаивают на некоторых его ошибочных убеждениях, только потому, что он был святым!

Итак, чем мы будем руководствоваться? Будем ли мы с подозрением и неким высокомерием рассматривать тексты святых отцов? Будем ли мы их читать в духе противоречия и искать в них ошибки?

Конечно же нет! Тексты святых отцов – это источник мудрости, знания и богоодухновенной жизни. Это истинные сокровища Божественного Откровения и источник Апостольского Предания, они наполнены божественной благодатью. Тексты святых отцов – это свет и жизнь! Однако это не означает, что они не содержат ошибок! Это не означает, что, если что-то написано святым, то это ОБЯЗАТЕЛЬНО является верным, и что мы должны с фанатизмом это отстаивать, даже если нам предоставят документы, доказывающие обратное. Все люди, даже святые, совершали ошибки в своей жизни! И цель данной статьи состоит в том, чтобы помочь осознать, что существуют КРАЙНОСТИ и их следует избегать, также, как и не стоит необоснованно прилепляться к неким редким и нехарактерным для нашей церковной традиции убеждениям, которые могут иногда содержатся в данных текстах и могут быть ошибочными.

Итак, какими критериями нам следует руководствоваться, чтобы понять, что в каком-то случае возможно кто-то из святых отцов допустил ошибку?

Давайте обратимся к одному из святых отцов, святителю Фотию, чтобы посмотреть, что он пишет он на эту тему:

«Ведь сколько жизненных обстояний заставили многих что-то высказать неверно, а что-то по икономии, что-то по принуждению непослушных, а кое-что и по неведению, как свойственно ошибаться людям?.. Если же они неправильно выразились или по какой-то ныне нам неведомой причине уклонились от правоты, но никакого исследования не было ими предложено, и никто не призвал их к познанию истины, мы ничуть не менее причислим их к отцам, чем если бы они этого не говорили, ради прекрасной жизни и почтенной добродетели, и безупречности в прочем благочестии, а словам их там, где они ошиблись, не последуем…» (Послание патриарха Фотия архиепископу Аквилейскому, Послания святого Фотия, Лондон, 1864, стр. 196).

Касательно данного текста высказывался в свое время и богослов Михаил Беркутакис, который комментирует его следующим образом (приведем цитату, дабы понять сказанное святым Фотием):

«Сколько раз трудные жизненные обстоятельства принуждали отцов и учителей Церкви неверно истолковать некоторые вещи, поскольку даже они не могли их понять правильно, и об одних вещах говорить в духе икономии и снисхождения, поскольку у людей не было силы понять их истинный смысл, а о других говорить повелительно и строго, дабы противостоять уклонившимся в ересь, восстающим против Церкви? В итоге, некоторые вещи были истолкованы ими неверным образом по причине неведения, поскольку людям свойственно ошибаться. Но даже если Отцы Церкви и исказили или в чем-то уклонились от истинной веры, это произошло в силу того, что они в том случае богословствовали о вопросах, не имеющих сотериологического значения, или потому что народ Божий не просил их открыть истину, необходимую для его спасения, или в силу какой-либо другой причины, которая нам неизвестна на сегодняшний день. Однако, это никак не означает, что у нас есть право признавать их отцами в меньшей степени, чем мы воспринимали их ранее, потому что ими были допущены ошибки… будет достаточным, если мы просто не будем следовать их наставлениям в тех местах, где они ошиблись...». (таким образом текст был перефразирован богословом Михаилом Беркутакисом)

Слова святого Фотия более чем характерны: один из святых отцов с совершенной ясностью говорит о том, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВОЗМОЖНО встретить ошибки в святоотеческих текстах. Именно поэтому нельзя оправдывать всех тех, кто настаивает на цитатах из святых отцов с полнейшим фанатизмом, чтобы отстоять вопросы, которые «не просил открыть народ Божий» в тот период, когда были написаны тексты, и которые были впоследствии исправлены другими святыми отцами или же учеными, если речь шла о научных вопросах, или когда пришло время дать им более полную и четкую оценку со стороны Церкви Божией.

Церковь является Церковью Истины. Она всегда связана с Живым Христом. Нельзя понимать, что связь Церкви с Живым Христом зависит от текстов святых отцов, однако сами тексты находятся в зависимости от этой связи, которую имеют святые отцы, их написавшие. Святые отцы остаются людьми, и потому могут в некоторых вопросах допускать ошибочные суждения, которые подлежат исправлению другими людьми. Этот факт проясняет в вышеприведенном тексте один из святых отцов, святой Фотий. То, что святые отцы могут совершить ошибку – это тоже святоотеческое учение!

Вот почему, в том случае, если кто-либо будет настаивать и искать среди святых отцов Церкви «непогрешимость», то ему придется признать, что ошибку совершает один из святых – святой Фотий!

Γ. Κ.

 

 

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет"2019г.


[1] https://oodegr.com/oode/pateres1/lathi_paterwn1.htm

[2] В произведениях последних лет жизни святитель Григорий Нисский отказался от идеи всеобщего апокатастасиса. В самом последнем известном произведении святителя Григория Нисского «Против тяготящихся церковными наказаниями» (Προς τους άχθομένους ταΐς έπιτιμήσεσι) (394 г.) он самым определенным образом говорит о бесконечности наказаний грешников, отлученных и подвергнутых церковным епитимиям: «В Евангелиях не писано ничего ложного, и предреченное Христом несомненно исполняется. Через Петра Он дал епископам ключи небесных почестей; знай же, что разрешенный ты будешь разрешен, и связанный духовными узами, ты будешь связан... О, если бы еще этою жизнью ограничивалось наказание! Но теперь, если что человеческое случится и вдруг предстанет кончина, как тать в нощи, знай, что для тебя заключено и там. Внимательны и не шутят стражи врат Царствия; они видят душу, имеющую знаки отлучения; как бы узника, который имеет на себе следы зловония и нечистоты темничной, они гонят ее с пути, ведущего к блаженству, не дозволяют видеть лики праведных и ангельское веселие. Жалкая же душа, много обвиняя тоща себя в неразумии, плача, скорбя и стеня, будучи заключена в мрачное некое место, как бы в затвор, останется там, казнясь нескончаемым и во веки непрекращающимся плачем". Учение об апокатастасисе в трудах святителя Григория Нисского. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/uchenie-ob-apokatastasise-v-trudah-svjatitelja-grigorija-nisskogo/#note220



Подписка на новости

Последние обновления

События