Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Исповедник Лев Великий, Макелла, император

ЖИТИЕ

день памяти 2 фефраля по Юлианскому календарю

Лев I Макелла
Бюст Льва I, Лувр.
Византийский император
457 — 474

Лев I Ве­ли­кий, Ма­кел­ла[1] (пол­ное имя: Flavius Valerius Leo) ро­дил­ся око­ло 401 го­да, по раз­ным дан­ным, ли­бо во Фра­кии, ли­бо в Да­кии.
По слу­хам, в мо­ло­до­сти он был мяс­ни­ком, и в сто­ли­це буд­то бы дол­гое вре­мя по­ка­зы­ва­ли же­ла­ю­щим ла­воч­ку, в ко­то­рой он тор­го­вал мя­сом вме­сте со сво­ей же­ной Ве­ри­ной.
За­тем Лев стал во­и­ном, и к это­му вре­ме­ни от­но­сит­ся чу­дес­ное яв­ле­ние ему Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­слу­жив­шее ос­но­вой ико­ны «Жи­во­нос­ный ис­точ­ник». 4 ап­ре­ля 450 го­да он шел по ро­ще близ Зо­ло­тых во­рот Кон­стан­ти­но­по­ля, где на­хо­дил­ся за­бо­ло­чен­ный ис­точ­ник, в древ­но­сти из­вест­ный чу­де­са­ми, но за­тем за­бы­тый. Лев встре­тил за­блу­див­ше­го­ся и вы­бив­ше­го­ся из сил слеп­ца, по­мог ему вый­ти на тро­пу, а за­тем по­шел ис­кать во­ды для него. Тут он услы­шал: «Лев! Не ищи во­ды да­ле­ко, – она близ­ко здесь». Оза­да­чен­ный, он не мог най­ти во­ды, но тут вновь раз­дал­ся го­лос: «Царь Лев! Вой­ди под сень этой ро­щи, по­черп­ни во­ды, ко­то­рую там най­дешь, и на­пой ею жаж­ду­ще­го, ти­ну же, ко­то­рую най­дешь в ис­точ­ни­ке, по­ло­жи на его гла­за. По­том узна­ешь ты, кто Я, дав­но освя­ща­ю­щая это ме­сто. Я по­мо­гу те­бе вско­ре воз­двиг­нуть здесь во имя Мое храм, и все, кто бу­дет сю­да при­хо­дить и с ве­рой при­зы­вать Мое имя, по­лу­чат ис­пол­не­ние сво­их мо­литв и пол­ное ис­це­ле­ние от неду­гов». Ко­гда Лев ис­пол­нил ука­за­ние, сле­пой немед­лен­но про­зрел и без про­вод­ни­ка по­шел в Кон­стан­ти­но­поль, про­слав­ляя бла­го­дать Бо­го­ма­те­ри.
Ко­гда умер им­пе­ра­тор Мар­ки­ан, пол­ко­вод­цы Ас­пар и Ар­да­ву­пий (отец и сын) воз­ве­ли Льва, слу­жив­ше­го у них ку­ра­то­ром, на ви­зан­тий­ский пре­стол. Они на­де­я­лись, что бу­дут за него управ­лять им­пе­ри­ей, но про­счи­та­лись.
Вен­ча­ние на цар­ство им­пе­ра­то­ра Льва свя­ти­те­лем Ана­то­ли­ем 7 фев­ра­ля 457 го­да бы­ло, ве­ро­ят­но, пер­вой ко­ро­на­ци­ей, со­вер­шен­ной пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским. Как и преж­де, им­пе­ра­тор был про­воз­гла­шен на­ро­дом, ар­ми­ей и се­на­том, но на­чи­ная со Льва имен­но цер­ков­ное вен­ча­ние на цар­ство по­сте­пен­но ста­но­вит­ся важ­ней­шим эле­мен­том ко­ро­на­ции, осмыс­ля­ет­ся как по­свя­ще­ние.
В 463 г. меж­ду ни­ми про­изо­шел раз­лад.
Им­пе­ра­тор Лев дер­жал­ся ми­ра с Пер­си­ей, за­клю­чен­но­го при Фе­о­до­сии II.
В его цар­ство­ва­ние Бал­ка­ны бы­ли неод­но­крат­но разо­ря­е­мы ост­го­та­ми под на­ча­лом Ва­ла­ми­ра и Тео­до­ри­ха Стра­бо­на и гун­на­ми, ко­то­рые, од­на­ко, не мог­ли взять Кон­стан­ти­но­поль бла­го­да­ря сте­нам, укреп­лён­ным при Фе­о­до­сии II. При­ми­ре­ние бы­ло до­стиг­ну­то с го­та­ми Ва­ла­ми­ра в 459 го­ду, а с го­та­ми Тео­до­ри­ха – в 473 го­ду, ко­гда по­след­ний, ра­зо­рив Филип­по­поль (ныне Пло­в­див) и Ар­ка­дио­поль (ныне Лю­ле­бур­гас), до­бил­ся от им­пе­ра­то­ра при­зна­ния сво­е­го ко­ролев­ства (кня­же­ства), ти­ту­ла «ма­ги­стер ми­ли­тум пре­зен­та­лис» и еже­год­ной суб­си­дии в об­мен на вер­ную служ­бу ост­го­тов в ря­дах им­пер­ских войск. Ава­ры, сла­вяне и бул­га­ры на­ча­ли за­се­лять за­ду­най­ские зем­ли в цар­ство­ва­ние Льва.

Солид Льва I


Цар­ство­ва­ние Льва при­ме­ча­тель­но так­же его вли­я­ни­ем в За­пад­ной Рим­ской им­пе­рии. Он при­знал Май­о­ри­а­на им­пе­ра­то­ром За­па­да в 457 го­ду, но от­ка­зал­ся при­знать его на­след­ни­ка, Ли­вия Се­ве­ра, в 461 го­ду, а в 467 го­ду воз­вел Ан­фи­мия на За­пад­ный пре­стол, чтобы вме­сте с ним про­ти­во­сто­ять ван­да­лам. В 468 го­ду им­пе­ра­тор Лев по­слал мно­го­чис­лен­ный флот со сто­ты­сяч­ным вой­ском для по­дав­ле­ния ван­да­лов на За­па­де. Но ван­дал Гай­зе­рик пе­ре­хит­рил ма­ло­спо­соб­но­го пол­ко­вод­ца Ва­си­лис­ка, шу­ри­на им­пе­ра­то­ра Льва, и эта экс­пе­ди­ция, так же как и по­сле­ду­ю­щая, в 470 го­ду, по­тер­пе­ла по­ра­же­ние. В 474 го­ду, по смер­ти им­пе­ра­то­ра Оли­врия, Лев по­слал си­лы в Ита­лию, чтобы сме­стить его на­след­ни­ка Гли­ке­рия.
На Кав­ка­зе и в Ара­бии про­ис­хо­ди­ли лишь ма­лые во­ен­ные пред­пря­тия.
В пер­вые шесть-семь лет цар­ство­ва­ния Льва вли­я­ние Ас­па­ра, обес­пе­чив­ше­го его взо­ше­ствие на трон, бы­ло ве­ли­ко. Но им­пе­ра­тор вос­поль­зо­вал­ся по­мо­щью ис­аврий­цев из гор Юж­ной Ана­то­лии, ко­то­рых он в 461 го­ду на­брал в но­во­со­здан­ный от­ряд гвар­дии – экс­ку­би­то­ров – и про­ти­во­по­ста­вил гер­ман­ским вой­скам Ас­па­ра. В 466 го­ду сын Ас­па­ра, Ар­да­вур, был най­ден ви­нов­ным в из­мене, и по­ло­же­ние Ас­па­ра по­ко­ле­ба­лось. То­гда же со­юз с ис­аврий­ца­ми озна­ме­но­вал­ся бра­ком до­че­ри Льва, Ари­ад­ны, с пред­во­ди­те­лем ис­аврий­цев Та­ра­си­ко­дис­сой, ко­то­рый при­нял ти­тул «ма­ги­стер ми­ли­тум» и имя Зи­нон.
По­хо­ды про­тив ван­да­лов в 468–470 го­дах на­нес­ли силь­ный урон им­пе­ра­тор­ской казне и при­ве­ли к обостре­нию борь­бы за власть во­круг пре­сто­ла. В 470 го­ду, по­ка Зи­нон во­е­вал с гун­на­ми во Фра­кии, Ас­пар убе­дил Льва про­воз­гла­сить ке­са­рем сы­на Ас­па­ра, Пат­ри­кия, и же­нить его на вто­рой до­че­ри им­пе­ра­то­ра Леон­тии. Но, так как Ас­пар и Пат­ри­кий бы­ли ари­ане, в на­ро­де под­ня­лись вол­не­ния, а Зи­нон тем вре­ме­нем воз­вра­тил­ся из Фра­кии в 471 го­ду. Вдо­ба­вок вскры­лась по­втор­ная из­ме­на Ар­да­ву­ра, воз­му­тив­ше­го бунт во Фра­кии. На­род­ное него­до­ва­ние про­тив Ас­па­ра и его сы­но­вей за­ста­ви­ло их ис­кать убе­жи­ща в церк­ви. За­тем, несмот­ря на за­ве­ре­ния им­пе­ра­то­ра Льва в его без­опас­но­сти, Ас­пар с Ар­да­ву­ром бы­ли уби­ты, ско­рее все­го по при­ка­зу Зи­но­на, а брак Пат­ри­кия и Леон­тии был рас­торг­нут. Сто­рон­ни­ки Ас­па­ра ста­ли ви­нить в убий­ствах им­пе­ра­то­ра, по­ми­ная его про­зви­ще «мяс­ник», а груп­па разъ­ярён­ных во­и­нов под ко­ман­до­ва­ни­ем Ост­ра (Ostrus) вло­ми­лась в его по­кои стре­мясь убить его. Но стра­жи-ис­аврий­цы от­би­лись и спас­ли им­пе­ра­то­ра Льва.
Им­пе­ра­тор Лев был го­ряч и стро­го пра­во­сла­вен в сво­ей ве­ре. В са­мом на­ча­ле цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Льва со­сто­я­лось зна­ме­на­тель­ное со­бы­тие, от­ме­чен­ное в цер­ков­ном ка­лен­да­ре – По­ло­же­ние чест­ной Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне. По­сле то­го как при­бли­жен­ные им­пе­ра­то­ра, бу­дучи па­лом­ни­ка­ми в Свя­той Зем­ле, об­на­ру­жи­ли Ри­зу Бо­го­ро­ди­цы, свя­ты­ня бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Кон­стан­ти­но­поль. Свя­тыепат­ри­арх Ген­на­дий и им­пе­ра­тор Лев убе­ди­лись в нетлен­но­сти свя­той Ри­зы и тре­пет­но при­ло­жи­лись к ней. За­тем во Влахерне, у мо­ря, был воз­двиг­нут но­вый храм в честь Бо­го­ма­те­ри, а 2 июля 458 го­да свя­ти­тель Ген­на­дий тор­же­ствен­но пе­ре­нес ту­да ве­ли­кую свя­ты­ню.
Го­ря­чая рев­ность им­пе­ра­то­ра о пра­во­сла­вии вы­ра­зи­лась в щед­ром хра­мо­зда­тель­стве и под­держ­ке ду­хо­вен­ства. Па­мя­туя о чу­дес­ном яв­ле­нии ему Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, им­пе­ра­тор Лев при­ка­зал очи­стить ис­точ­ник от за­тя­нув­шей его ти­ны. Зем­ля­ны­ми ра­бо­та­ми струя ис­точ­ни­ка бы­ла от­де­ле­на от со­сед­них род­ни­ков и за­клю­че­на в ка­мен­ный круг, над ко­то­рым по­стро­ен был храм во имя Бо­го­ма­те­ри. Им­пе­ра­тор Лев на­звал этот ис­точ­ник «Жи­во­нос­ным ис­точ­ни­ком», так как тут про­яви­лась чу­до­дей­ству­ю­щая бла­го­дать Бо­го­ма­те­ри.
Им­пе­ра­тор Лев был за­щит­ни­ком Церк­ви и про­тив­ни­ком ере­ти­ков на про­тя­же­нии все­го сво­е­го цар­ство­ва­ния. Так, в 460 го­ду на Алек­сан­дрий­ский пре­стол был из­бран мо­но­фи­зит Ти­мо­фей Элур. Спро­сив со­ве­та у епи­ско­пов Во­сто­ка, им­пе­ра­тор Лев уда­лил ере­ти­ка с ка­фед­ры и воз­вел на пре­стол пра­во­слав­но­го Ти­мо­фея Са­ло­фа­ки­о­ла. "В сем году император отправил послания к епископам каждой епархии, чтоб они изложили ему, во-первых, свои мысли, довольны ли определениями Халкидонского собора, а потом сказали бы, что они думают о рукоположении Элура. Сверх того, писал он к Симеону Столпнику, монаху Варде и чудотворцу Иакову, повелевая им представить свое суждение о делах сомнительных точно такое, какое положили бы пред судом Бога всяческих. Все они единогласно подтвердили, что собор в Хадкидоне есть святой, и что они привимают все его постановления, Тимофея же единодушно объявили убийцею и еретиком. Геннадий, находившийся при царе, употребил все старание свое, чтобы наказать дерзновенного; ему противодействовал Арианин Аспар. Но благочестивый царь изгнал Элура в Гангру, куда прежде сослан быль Диоскор, его учитель. Когда же он начал здесь составлять противозаконные сборища и смуты, то император, известясь о том, перевел его в Херсон. На место его поставлен был в епископы Александрийские другой Тимофей, по прозванию Белый, иначе Салофакиал, православный и добрый муж, всеми любимый." (Феофан. История. л. м. 5952, р. х. 452.)На про­тя­же­нии сво­е­го цар­ство­ва­ния им­пе­ра­тор бо­рол­ся с вли­я­ни­ем ари­а­ни­на Ас­па­ра, и его прав­ле­ние за­вер­ши­лось пре­сле­до­ва­ни­ем ари­ан, под­дер­жав­ших бунт про­тив им­пе­ра­то­ра по­сле убий­ства Ас­па­ра.
Им­пе­ра­тор так­же не со­чув­ство­вал язы­че­ству. В 467 при­двор­ный Ис­о­ка­сий (Isocasius), языч­ник, был аре­сто­ван и об­ви­нен в эл­лин­стве. Хо­тя он и был оправ­дан, им­пе­ра­тор Лев в 468 го­ду из­дал за­кон, по ко­то­ро­му языч­ни­кам вос­пре­ща­лось быть адво­ка­та­ми. Несмот­ря на силь­ное на­род­ное недо­воль­ство, им так­же бы­ли за­пре­ще­ны все нере­ли­ги­оз­ные те­ат­раль­ные пред­став­ле­ния по вос­кре­се­ньям и цер­ков­ным празд­ни­кам.
В ок­тяб­ре 473 го­да Лев на­зна­чил сво­е­го вну­ка от Зи­но­на и Ари­ад­ны, Льва II, ав­гу­стом – сво­им со­пра­ви­те­лем и на­след­ни­ком. В сле­ду­ю­щем, 474 го­ду им­пе­ра­тор скон­чал­ся от ди­зен­те­рии в воз­расте 73 лет 18 ян­ва­ря. Лев II на­сле­до­вал ему, но скон­чал­ся в том же 474 го­ду и на пре­стол взо­шел зять ца­ря пол­ко­во­дец Зи­нон.
Ви­зан­тий­ский ис­то­рик Малх на­зы­вал им­пе­ра­то­ра Льва «счаст­ли­вей­шим из ца­рей», гроз­ным как под­власт­ным, так и вар­ва­рам. Од­на­ко он ви­нил его в чрез­мер­ных на­ло­гах и от­ня­тии име­ний у под­дан­ных, что он при­пи­сы­вал жад­но­сти, но что во мно­гом бы­ло обу­слов­ле­но во­ен­ны­ми кам­па­ни­я­ми и по­ра­же­ни­я­ми.


При­ме­ча­ние

[1] Не вклю­чён в совре­мен­ный Ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.



Подписка на новости

Последние обновления

События