Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Николаос Папаянну, магистр богословия

Νικόλαος Παπαϊωάννου, κάτοχος μάστερ θεολογίας

 

Богословские вызовы человеческой личности во времена цифровизации церковной жизни

Θεολογικές προκλήσεις για το ανθρώπινο πρόσωπο σε καιρούς ψηφιοποίησης της εκκλησιαστικής ζωής

 

25 сентября 2022 г.

Ограничительные меры по борьбе с пандемией, принятые государством и принятые официальной Церковью, ускорили цифровизацию церковной жизни и смягчили любой цифровой скептицизм, царивший среди некоторых иерархов. Хотя с допандемической эпохи Православная Церковь начала вовлекаться в цифровое пространство и систему более медленными темпами, чем другие конфессии на христианском Западе, пандемия послужила цифровым катализатором в стремлении Церкви охватить церковную и эмоциональная пустоту, вызванную отсутствием верующих в ее богослужебно-религиозной жизни.

Новый цифровой церковный опыт, похоже, сохранится и после окончания ограничительных мер и, возможно, приобретет характеристики постоянства с возможностью в какой-то степени повлиять на само понятие Церкви. Хотя еще преждевременно говорить о последствиях и долгосрочных влияниях оцифровки Божественной литургии, мы все же можем задаться вопросом о влиянии этой оцифровки на личность человека.

 

Человеческая личность создана по образу Божию, поэтому она обладает, конечно, в ограниченной степени тремя основными качествами, которыми Бог обладает в высшей степени1. Согласно мнению Василиоса Фермо Бог социален и дал человеку общительность, Бог абсолютно свободен и дал человеку свободу и, наконец, Бог «есть любовь» и создал человека, способного любить. Применительно к Интернету все три свойства изменяются в значительной степени, причем сам человек этого не осознает. Интернет-жизнь лишает человека возможности аскезы, практической жизни, которая реализуется в его отношениях с ближними. Переживание церковной жизни через интернет создает иллюзию участия в церковных действиях и событиях, таких как, например, Божественная литургия, когда отсутствует физическое присутствие верующего в храме, что также требует соответствующего аскетизма. В то же время люди чувствуют себя более свободными при серфинге в Интернете, испытывая иллюзию неограниченных возможностей и даже выбирая искусственную личность, в то время как на самом деле они рискуют оказаться в ловушке в Интернете и стать несвободными. Как указывает В. Фермос 2, человеческая личность серьезно страдает, когда теряет свою свободу, то есть когда Интернет становится самоцелью. Но в огромном пространстве онлайн-облака пользователь рискует утратить способность любить, ведь как можно любить, не взаимодействуя как целостный человек со всеми его органами чувств и избегая иллюзии переживания любви как аудиовизуального опыта.

 

В Интернете человек воспринимается не как цельная личность во всех ее измерениях, а как цифровая копия, ипостась которой может не соответствовать действительности. Изменение характеристик Божественного дара и благодати у человека, которые человек испытывает в своей цифровой жизни, является, как замечает Фермос3, дополнительным испытанием, которое прибавляется к традиционным испытаниям, которыми живет человеческая личность в мире тления и требуется дополнительная трезвенность (бдительность), чтобы он не потерял свою главную ориентацию, которая есть Божественная личность.

 

Церковное слово и деятельность Церкви в Интернете набирает обороты, но теряет в глубине (4 ), превращаясь в еще один потенциальный вариант анонимного пользователя, активизация которого зависит от привлекательности сообщения и редко от его сути и содержания, что делает его еще одним продуктом потребления, использование которого осуществляется по усмотрению пользователя.

 

Характеристики постпандемической эпохи еще не сформировались, и, возможно, трудно делать прогнозы, но вопросы, поднятые пандемией, а также порожденные ею новые практики, требуют внимательного подхода и богословской интерпретации. Православная литургическая жизнь сакраментальна и основана на элементах участия и общения, которых нет в цифровой экосистеме, и поэтому литургическая жизнь, лишенная таинств и общения лиц, рискует свестись к сакраментальной или даже потребительской практике. Невозможность полного евхаристического опыта на расстоянии в период расширения цифровой церковной реальности представляет собой сложную богословскую проблему и ни в коем случае не должна вести к принятию Церковью оборонительных рефлексов, но является хорошей возможностью для нового определения своего цифрового вмешательства и диалога с цифровой экосистемой, что в настоящее время является установленной реальностью.

 

СНОСКИ

1 Βασίλειος Θερμός, (2015) (2021 Ιουνίου 14), «Ψηφιακή τεχνολογία και κυβερνοχώρος: μια πρόσθετη δοκιμασία του προσώπου», 1ο Διεθνές Συνέδριο Ψηφιακών Μέσων και Ορθόδοξης Ποιμαντικής, Ανακτήθηκε από: http://www.dmopc15. com/el/program-2/

2 Βασίλειος Θερμός, (2015), ό.π.

3 Βασίλειος Θερμός, (2015), ό.π.

4 Γεώργιος Μαντζαρίδης, (2018) (2021 Ιουνίου 14), «Η ορθόδοξη ποιμαντική στην ψηφιακή εποχή», 2ο Διεθνές Συνέδριο Ψηφιακών Μέσων και Ορθόδοξης Ποιμαντικής, Ανακτήθηκε από: http://www.dmopc18. com/el/program-2/

 

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2022г.

 

Полный текст книги см: https://www.pemptousia.gr/vivliothiki/papaioannou_book/mobile/index.html



Подписка на новости

Последние обновления

События