Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Архимандрит Афанасий (Анастасий), проигумен священной обители Большие Метеоры

Последствия рационализма и отражение его на нашей жизни

The Consequences of Rationalism in our Life

Мы можем определить рационализм как чрезмерную зависимость от нашего разума, его возвышение до верховной власти и абсолютной ценности. Это виновное отношение ума и взглядов на жизнь, а не простой грех. По сути, это неверие. Рационализм является наиболее типичным и коварным выражением гордости, которое лежит в основе всех наших грехов, вторгается во все наши действия и отравляет все наши добрые дела. Это ведет к самооправданию и, в конце концов, к нераскаянному отношению, которое закрывает дверь для милости Бога. Гордость - это начало и конец всех зол. По словам приснопамятного Старца[Святого] Софрония, в Эссексе, гордость «является постоянной угрозой для человеческой жизни»; «Она лежит в основе всех трагедий человеческой расы»; и «это сущность ада». Гордые люди - миряне, духовенство или монашество - становятся личностями и могут принести духовную смерть и ад - не только себе, но и своей семье, своему монастырю и всему окружающему.

 

Рационалисты подвергают чистую, спонтанную веру рациональным оценкам, ища аргументы и доказательства. Они верят только в то, что может быть понято и принято мозгом. Вот почему большинство людей сегодня, даже многие христиане, не верят в бессмертие души, существование будущей жизни, воскресение мертвых, рай и ад. Они даже отрицают существование дьявола, нашего предвечного врага. Они игнорируют тот факт, что дьявол - это личность, обладающая умом и волей , и что он является причиной и источником зла. Вместо этого они принимают общее смутное представление о существовании «сил зла».

 

Они не верят в таинства Церкви, такие как исповедь, святое Причастие или брак, который в значительной степени заменен совместным проживанием в свободных отношениях вне брака. Они отрицают или выборочно принимают догматы нашей веры, евангельские заповеди, богослужение, преданность и традицию нашей Церкви, потому что они не могут принять их своим умом.

 

Мы должны прояснить в данном месте, что наша ссылка на негативное явление рационализма и его сопутствующее влияние на нашу духовную жизнь никоим образом не подрывает и не отвергает сам разум, который для нас является высшим даром Бога, который отличает нас от глупых животных и остального творения.

 

Рационалисты заменяют память и веру в Бога, которая и есть вера, мыслью и разумом. Но по сути это устраняет веру, потому что Бог нам не доказан; Он нам открыт. Он проявляет Себя мистически. Он переживается в сердце, спонтанно, просто, смиренно и тихо. Вот почему рационализм по сути является неверием. Это еще одна форма атеизма, возможно, хуже абсолютного, чистого атеизма, потому что он успокаивает нас и обманывает нас, заставляя думать, что мы, предположительно, верующие.

 

Именно это делает рационализм, рациональный взгляд на веру одним из самых серьезных препятствий и неразрешимых проблем, которые угрожают и искажают духовное развитие и возрастание верующих сегодня, ставя под угрозу их спасение.

Можно сказать, что рационализм - это не просто отдельный грех. Это не падение, это ошибка, которая является естественной и человеческой, и она может произойти с каждым из нас, кто стремится к нашему спасению. Никто из нас не безгрешен или непогрешим. Вот почему все наши грехи и проступки прощаются, когда мы, с искренним раскаянием и сокрушением, ставим себя под  эпитрахиль нашего духовного наставника во время совершения таинства исповеди.

 

Таким образом, рационализм выходит за узкие рамки греха и действует по-разному, подрывая самые основы и сущность веры. Он отменяет доверие, надежду и отношения, потому что основывается исключительно на наших собственных рациональных выводах, наших личных взглядах и наших индивидуальных взглядах и взглядах на жизнь.

Ум и рассудок

Если мы хотим лучше понять разницу между «хорошим» и «плохим» использованием человеческого разума (последним является рационализм), будет полезно кратко изучить учение Церкви о его природе и функциях.

 

По словам преподобного Максима Исповедника и православной патристической традиции, у нас есть два познавательных центра. Другими словами, два пути, посредством которых мы можем познавать вещи, созданную природу и Самого Бога.

 

Этими двумя центрами являются ум (который отцы отождествляют с сердцем) и разум (т. е. рациональное мышление, разум, рассудок). Местом расположения ума  является сердце, а разума - мозг. Ум - это центр души, поэтому отцы называют его «авторитетной частью» души. Через ум, который представляет собой воображаемую энергию души (именно поэтому ее также называют «глазом души»), мы приобретаем знание и опыт переживания и общения с Богом, мы становимся соучастниками божественного откровения.

 

Разум - это практическая энергия души. Через разум (логику) мы можем познать созданную природу. Знание Божьего творения, конечно же, также помогает нам познать и Самого Бога, хотя на самом деле это приобретается через ум. Иными словами, мы не можем познать Бога через разум. Разум может привести нас к необходимости веры в Бога, но истинное знание о Нем приходит через ум, то есть сердце.

 

Самым большое препятствие для познания Бога заключается именно в том, что мы пытаемся неправильно понять Его, используя ошибочные методы. Мы заменили ум (сердце) разумом (логикой), и поэтому мы в конечном итоге обретаем рационализм и неспособность по-настоящему познать Бога.

 

Из вышесказанного становится очевидным, что отступление от моего разума не означает, что я становлюсь иррациональным. Вера не иррациональна, она сверхрациональна. Это невозможно понять, это дается только опытом. Вера не означает понимание, но доверие. Это не противоречит рациональному дискурсу, но превосходит его. Сверхрациональное в Православии - это не отказ от разума, а его усмирение и возвышение как рецептора переживаний божественного откровения. Сверхрациональное - это полная самоотдача, отказ от себя, воли и придание себя милости Божией. Причина - «снисхождение» Бога, снисхождение Его к нашим личным потребностям и требованиям, к нашей собственной эгоистической воле. Сверхрациональное позволяет Богу открыть путь в мое сердце, чтобы Он мог прийти и действовать во мне по-своему, что не является ни рациональным, ни нерациональным или иррациональным, а сверхрациональным. Это вечная Божья Истина. Это усилие, которое мы прилагаем, чтобы получить Логику Бога, когда она не совпадает с нашей.

 

Наша цель, как христиан, это рай. Это наша родина. Христиане являются гражданами небес, и главная цель нашей жизни - познать Бога исоединиться с Ним, иными словами, достичь прославления, обожения. Абсолютным желанием в нашем духовном прогрессе всегда является прославление (обожение), которое может быть достигнуто только через очищение сердца и просвещение ума. Поэтому именно просвещение ума должно быть нашей главной заботой, а не культивированием разума. Просвещенный ум - это то, что ведет нас к Богу, а не высокоразвитый рассудок. Просвещенный ум - это награда от Бога за то, что мы отдаем наш разум Ему, поэтому наши усилия должны быть направлены на просвещение ума, а не на реализацию требований рассудка.

© перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2020г.



Подписка на новости

Последние обновления

События